Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
    Звуки М, М'. Буква М.

    Аксенкова Оксана Ивановна

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvuki_m_m._bukva_m.docx297.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Звуки [М] — [М']. Буква М

    Коррекционно-развивающие задачи.

    1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.

    2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

    3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М'], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

    4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».

    5. Учить определять место звуков [М], [М'] в начале, середине и конце слов.

    6. Учить анализировать слоги типа АМ, МА.

     

    Задание 1. Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

    Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

     

    Задание 2. Дидактическое упражнение «Перед — между — после». Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы дни недели он помнит: просит произнести их по порядку. Затем взрослый задаст вопросы: какой первый месяц года? Последний? Перед мартом? После марта? Между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)

     

    Задание 3. Знакомство со звуком [М].

    Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос: Голодная — мычит, Сытая — жует,

    Всем детям молоко дает. (Корова) «Как мычит корова?» — «МММ...»

    Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

    — губки сомкнуты без напряжения:

    — воздух выходит через нос;

    — горлышко «работает».

    Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ..., затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

     

    Задание 4. Фонетическое упражнение.

    Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

     

    Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки». Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):

    м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

     

    Задание 6. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

    ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

     

    Задание 7. Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

    ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

     

    Задание 8. Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах: мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.

     

    Задание 9. Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

    — в начале слов: мак, муха, маска, марка;

    — в конце слов: дом, сом, альбом;

    — в середине слов: сумка, самолет, лампа.

    Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

     

    Задание 10. Вспомнить вместе с ребенком:

    — месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);

    — время года, в названии которого есть звук [М] (зима).

     

    Задание 11. Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):

    Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).

     

    Задание 12. Знакомство со звуком [М'].

    Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».

    Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...

     

    Затем знакомит ребенка с символом звука [М']: теленок мычит: мьмь..., характеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.

     

    Задание 13. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М']»:

    мь, а, у, мь, и, мы мя. ка, па, ми, ки, ме; мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

     

    Задание 14. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

    мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...

     

    Задание 15. Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М']:

    мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц. ,

    Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.) «Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и восстановить первоначальный ряд картинок.)

     

    Задание 16. Дифференциация звуков [М] — [М'].

    Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:

    м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...; ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...

     

    Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [М], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком [М'], возвращая мяч взрослому, и т.д.):

    ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...

     

    Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [М] ([М']):

    Миша, Марк, Марина, Мирон... Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и [М']. (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)

     

    Задание 18. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

    В подполье, в каморке

    Живет она в норке,

    Серая малышка.

    Кто это?., (мышка)

    Он всю зиму в шубе спал,

    Лапу бурую сосал,

    А проснувшись, стал реветь.

    Это зверь лесной... (медведь)

     

    Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

    Зимой — спит,

    Летом — ульи ворошит. (Медведь)

    Без рук, без ног,

    А рисовать умеет. (Мороз)

    Сидит девица в темнице,

    А коса на улице. (Морковь)

    Целый день летает,

    Всем надоедает,

    Ночь настанет,

    Тогда перестанет. (Муха)

     

    Выучить чистоговорки:

    Ма-ма-ма — дома я сама.

    Му-му-му — молоко кому?

    Мо-мо-мо — едим эскимо.

    Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

    Ми-ми-ми — поем ноту ми.

    Ме-ме-ме — дай-ка травки мне. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

    мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.

     

    Задание 19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

    Мы писали, мы писали.                Ритмично сжимать пальцы

    А теперь все дружно встали        в кулачки.

    Ножками потопали,                      Выполнять соответствующие

    Ручками похлопали.                     движения.

    Мы писали, мы писали.                Ритмично сжимать пальцы

    Наши пальчики устали.                в кулачки.

    Мы немножко отдохнем —

    Опять писать начнем.

     

    Задание 20. Знакомство с буквой М.

    Буква М с двумя горбами.

    Как верблюд — смотрите сами! (О. Гофман)

    На что похожа буква М?

    Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок. Игры с буквой.

     

    Задание 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков. (Согласный звук - синий кружок с колокольчиком, гласный звук - красный кружок.)

    Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

    “ Звуки [М], [М']. Буква М.”

    Молоко и молочные продукты.

    Тема: Молоко и молочные продукты. Звуки (м), (м, ) . Буква М.

    Цель: Закрепить умения различать звуки (м), (м,) в словах.

    Провести звуковой анализ слов Марта, Милка.

    Вспомнить какая буква на письме обозначает звуки (м), (м,).

    Задачи:

    Образовательные:

    1.Учить детей определять место звуков (м), (м,) в словах.

    2.Содействовать развитию умения составлять схему слова.

    3.Содействовать обогащению словарного запаса детей.

    4.Путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

    5.Формировать представление детей о свойствах молока.

    Развивающие:

    1. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

    Коррекционные:

    1.Развивать общую, артикуляционную моторику.

    Воспитательные:

    1.Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией. 2.Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.

    Оборудование:

    Проектор, ноутбук, карточки с буквами, схемы звуков, картинки.

    Ход занятия:

    Учитель – логопед: Ребята, здравствуйте, проходите на ковёр. Давайте станем в круг. Я загадаю вам загадку, а вы попытайтесь её отгадать.

    Загадка:

    Белое, да не снег,

    Вкусное, да не мёд.

    От рогатой берут

    И ребятам дают.

    (молоко)

    (ответы детей)

    Учитель – логопед: Сегодня мы с вами поговорим о пользе молока и молочных продуктов. Кто любит молоко, поднимите руки (вы все любите молоко).

    А чем полезно молоко, вы знаете? (ответы детей)

    Учитель – логопед: В молоке содержатся: вода, жир, сахар, белок, соли, витамины, кальций.

    Учитель – логопед: Из питательных веществ, которые содержатся в молоке, строятся кожа, кости, мускулы, зубы.

    Учитель – логопед: Какие молочные продукты вы знаете? (кефир, йогурт, сметана, масло, сыр, творог, сырки).

    Учитель – логопед: А кто даёт молоко? (корова, коза)

    Учитель – логопед: Какие это животные? (Домашние)

    Учитель – логопед: Где они живут? (На ферме, у хозяина в сарае)

    Учитель – логопед: Молодцы, ребята. Садитесь за столы. Возьмите зеркала, сделаем артикуляционную гимнастику

    Учитель – логопед: Посмотрите на слайд, кого вы там видите? (корову, козу) корову зовут Марта , а козу зовут Милка

    Какой звук слышится в начале слова Марта? (Звук (м)). Охарактеризуйте этот звук. Какой он? (м) – согласный звонкий, твёрдый. Каким цветом мы обозначим этот звук на схеме? Поднимите соответствующий квадрат (синий).

    Какой звук слышится в начале слова Милка? (Звук ,)). Охарактеризуйте этот звук. Какой он? ,) – согласный, мягкий, звонкий. Каким цветом мы обозначим этот звук на схеме? Поднимите соответствующий квадрат (зелёный).

    Учитель–логопед: Хорошо, молодцы. Давайте выложим схему слова Марта. (Тимур у доски, остальные дети на местах.) Проверим: ( Какой первый звук в слове? (м) – согл, тв, зв. ; (а) – гласный; (р) – согл, тв, зв; (т) – согл, тв, глух; (а) – гласный.)

    Выложим схему слова Милка. (Рома у доски, вы на местах). Проверим: какой первый звук в слове Милка?,)- согл,мяг,зв.; (и)-гласный;(л)-согл,тв,зв;(к)-согл,тв,глух;(а)-гласный.

    Учитель – логопед: Какой буквой обозначаются на письме звуки (м), (м,)?

    Буквой М.

    Стихотворение про букву М:

    Палочка и палочка, между ними галочка.

    И понятно сразу всем: - Получилась буква М.

    Учитель – логопед: Повторим стихотворение вместе.

    Учитель – логопед: Саша иди выложи букву М над твёрдым звуком (м);

    А Лёша над мягким звуком ,)

    Учитель – логопед: Пока ребята работают у доски, мы с вами напишем букву М в воздухе. Приготовились, пишем. (Проверяем работу у доски)

    Учитель – логопед: Молодцы ребята.

    Учитель – логопед: Вспомним, какие молочные продукты получают из молока. Я загадаю вам загадки.

    Загадки:

    1. Он жёлтым и солёным вышел,               3. Бутербродов без него

    Его ужасно любят мыши,                              Просто не бывает

    И в нем бывает много дыр.                            В каши разные его

    Кто он? Конечно, это … (сыр)                     Часто добавляют

    2. В удивительном продукте                         Мажется легко оно,

    Есть и молоко. И фрукты                              И, конечно, ясно

    В нём бывают понемногу.                              Имя есть ему одно,

    Кто же он? Конечно… (йогурт)                  Это имя……(масло)

    4. Он рыхлый, белоснежный,

    На вкус бывает нежный,

    С ним делают пирог,

    Зовут его … (творог)

    Учитель – логопед: Выходите на ковёр, закрепим ваши знания о молочных продуктах. Поиграем в игру:

    Пока звучит музыка вы передаете друг другу вот этот белый шарик .Он символизирует молоко. Музыка замолкает. У кого в руках остаётся шарик, тот называет молочный продукт. Игра под музыку: “33 коровы”


    http://3.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TOuSNJjBPaI/AAAAAAAAFOA/7Y5Tx4AwUd8/s1600/%25D0%25B1%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25B2%25D0%25B0+%25D0%25BC+6.jpg

    Соедини одинаковые мячики карандашом, прочитай получившиеся слова и напиши их.

    http://3.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TOuSNJjBPaI/AAAAAAAAFOA/7Y5Tx4AwUd8/s1600/%25D0%25B1%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25B2%25D0%25B0+%25D0%25BC+6.jpg Соедини одинаковые мячики карандашом, прочитай получившиеся слова и напиши их.

      http://3.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TOuSNJjBPaI/AAAAAAAAFOA/7Y5Tx4AwUd8/s1600/%25D0%25B1%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25B2%25D0%25B0+%25D0%25BC+6.jpg

    Соедини одинаковые мячики карандашом,    прочитай получившиеся слова и напиши их.

    http://3.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TOuSNJjBPaI/AAAAAAAAFOA/7Y5Tx4AwUd8/s1600/%25D0%25B1%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25B2%25D0%25B0+%25D0%25BC+6.jpg Соедини одинаковые мячики карандашом, прочитай получившиеся слова и напиши их.


    http://4.bp.blogspot.com/-Qxb3yjc7Ibw/T0h32Bg2VsI/AAAAAAAALjk/Dtp_G8lNAwA/s1600/%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0-%D0%BC-3.jpg                            http://4.bp.blogspot.com/-Qxb3yjc7Ibw/T0h32Bg2VsI/AAAAAAAALjk/Dtp_G8lNAwA/s1600/%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0-%D0%BC-3.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

    Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

    Конспект занятия "Звуки М, М. Буква М"

    Цели:1. Чёткое произнесение звуков  в слогах, словах, фразах.2 .Развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов.3. Развитие внимания и памяти, мышления и фонематического сл...

    Звуко-буквенный анализ слов. Звуки м, м. Буква М. (ОНР)

    П Л А Н – К О Н С П Е К Тлогопедического занятияТЕМА: Звуко-буквенный анализ слов. Звуки м, м. Буква М.(ОНР) ЦЕЛИ: закрепить знания о букве М, звуках м,м, упражнять в звуко-...

    Звуки [М] [М\']. Буква М

    Непосредственная образовательная деятельность по формированию фонетико - фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....

    Обучение грамоте. Знакомство с согласным звуком [м][м’], буквой М

    Обучение грамоте. Знакомство с согласным звуком [м][м’], буквой М...

    Звуки [м, мʹ], буква «М».

    План-конспект занятия по предмету «АБВГДейка» для детей пяти лет.Задачи:·        познакомить детей с короткими звуками [м, мʹ], буквой «М&ra...