Развитие связной речи через использование метода моделирование
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Любовь Ивановна Кондратюк

Статья по развитию речи у дошкольников 5-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                               Л.И.Кондратюк,

воспитатель

МДОУ «Детский сад №47 – ЦРР

 (г. Бийск)

Развитие связной речи через использование метода моделирование

Учите ребенка каким-нибудь

 неизвестным ему пяти словам –

он будет долго напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит на лету.

К.Д. Ушинский

В данной статье говориться о том, что метод моделирования играет значительную  роль  в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного воспитания.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. В исследованиях Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям. Во - первых совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становиться основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Модернизация системы образования, реализация национального проекта по образованию в России ставят перед педагогами всех уровней образовательных учреждений задачу, повышения качества образования. Одним из путей повышения качества образования является творческая работа педагога с привлечением новых образовательных технологий. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка-моделирование, благодаря которому дети учатся обобщённо представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Обучение  моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выгодского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

В результате проведённой диагностики выяснилось, что у некоторых детей вызвали особые затруднении соблюдения структуры рассказа, его логической последовательности и языковое оформление высказываний. Чтобы улучшить качество детских рассказов, повысить их активность и сделать процесс обучения интересным и привлекательным, кроме использования мотивационной установки, необходимо было использовать разнообразные методы. Один из эффективных методов – метод моделирования маленькими человечками (ММЧ).

Использование внешних символических заместителей в виде маленьких человечков переходит постепенно в использование заместителей внутренних, образных, что разрешает применять моделирование не только для объяснения окружающих процессов и природных явлений, но и для решения разнообразных задач.

Сущность используемого метода ММЧ состоит в том, что нужно представить себе: всё, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков. Почему человечки, а не вещества, микробы, атомы? Потому что человечки могут думать, производить действия, вести себя по-разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. При моделировании можно поставить себя на их место, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия.

С помощью метода ММЧ я обыгрываю любой режимный момент, объясняю детям сущность того или иного процесса или ситуации.

Сначала я строю  с детьми простейшие модели, в которых участвуют человечки одного вещества. Например, мыло. Рассмотрев и проанализировав свойства этого вещества, можно сравнить его с аналогичными. В каждом случае дети становятся сами этим веществом, продумывают соединения, характер, взаимодействие.

 Следующий шаг моей  работы – моделирование взаимодействий двух веществ. Например, мыло и вода. Освоив эти модели, дети могут моделировать сложные взаимодействия и состояния окружающих предметов, переход их из одного состояния в другое. Например, во время стирки кукольного белья, мыло, соприкасаясь с водой, образует мыльные пузыри. Аналогично можно описать мытьё игрушек, рук,  полив цветов и многое другое.

Метод маленьких человечков использую на познавательных занятиях. Например, при знакомстве детей со свойствами воды, воздуха, дерева, металла, стекла, магнита, бумаги и т.д. каждый человечек обладает своим свойством: магнитный любит всё железное и собирает всех железных человечков, которые встречаются ему на пути; бумажные человечки держатся друг за друга, но только одним пальчиком, непрочно, их легко отделить друг от друга, оторвать, но если они плотно прижмутся друг к другу спиной и животом, они станут крепкими. Это же картон. Зато они боятся водных человечков и т.п. Также я использую метод маленьких человечков на занятиях по математике. Например, при измерении длины предметов ( например, сколько маленьких человечков поместится на линейку, указку, палку…), изучении геометрических фигур, при знакомстве с понятиями: больше -  меньше, столько же, легче - тяжелее, образование числа (каждое число состоит из разного количества человечков, например: 1 - чай, 1 – молоко, 1 – лимонад, 1 – кофе, всего 4 жидких человечка) и т.п. На занятиях по изобразительной деятельности, используя цветных человечков, я показываю яркость красок, сочетание красок и воды – прозрачных человечков, законы цветового сочетания. При обучении грамоте согласные буквы представлены мной в виде синих и человечков,  гласные – в виде красных.

 Данный метод я использую для установления социальных отношений. Например, предлагаю детям изобразить воспитателя и детей, взаимоотношения в семье, со сверстниками.

Моделирование маленькими человечками позволяет каждому из играющих  испытывать на себе, что чувствует моделируемый объект; не только объяснить ребенку окружающие его явления, но и наглядно показать их изменения.

Используя метод моделирования маленькими человечками в своей работе, я убедилась в том, что дети в совершенстве умеют составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Схемы модели помогают детям в сочинении коротких сказок на заданную тему, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизируя их.

Литература:

  1. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] /Ф.А. Сохин. – М.: Просвещение. 1976. – 224с.
  2. Страунинг, А. Моделирование маленькими человечками [Текст] /А. Страунинг //Дошкольное воспитание. 1998. - №3. – С. 33 – 44.
  3. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Творческий центр. 2002. – 50с.
  4. Ушакова О. Развитие предпосылок связной речи  [Текст] / О. Ушакова, Л. Шадрина // Дошкольное воспитание. – 1997. - №2. – С. 63 – 66.
  5. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. Игры и упражнения для развития речи детей. [Текст] / О.С. Ушакова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования. Для детей старшей группы с 1-2 уровнем ОНР Тема: «Деревья леса».

Коррекционная работа с такими детьми достаточно сложна и длительна по времени. Динамика развития неустойчива, т.к. осложнена неврологическими проявлениями. В своей работе я использую методики© Ссылка ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ"

Уважаемые родители!В нашем детском саду проводится работа по развитию речи детей с использованием метода наглядного моделирования.МОДЕЛИРОВАНИЕ - исследование каких-либо явлений, процессов путём постр...

Конспект занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования

Конспект занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования...

Мастер-класс для педагогов по речевому развитию "Развитие связной речи с использованием метода наглядного моделирования". Уровень ДОУ 2019г.

15 октября 2019 года старший воспитатель МДОУ № 56, Шершнева Ангелина Валерьевна, провела мастер-класс для педагогов по речевому развитию "Развитие связной речи с использованием метода наглядного...

Конспект занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования

в средней группе«По сказке Рукавичка»Программные задачи:1.формировать умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действ...