Конспект занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Краюхина Елена Сергеевна

 

в средней группе

«По сказке Рукавичка»

Программные задачи:

1.формировать умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, благодаря методу моделирования;

2.способствовать развитию памяти, логического мышления, образной ,связной речи, коммуникативных навыков; 

3.закреплять понятие о сенсорных эталонах, развивать мелкую моторику;

4.воспитывать нравственные качества;

Словарь: активизировать в речи выражения: мышка- поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик- побегайчик, лисичка- сестричка, волчок - серый бочок, кабан- клыкан, медведюшка- батюшка.

Материал: Декорация «Зимний лес», кукольный театр «Рукавичка», 2 рукавички (одна большая- из фетра с кармашками для зверушек), наборы модули-полосок на каждого ребенка разного цвета и размера.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить на прогулку в зимний лес.

Все вместе проговаривают слова:

«Покружись, покружись

На лесной полянке окажись».

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Как здесь красиво и тихо.

Воспитатель: Ой, а что это? (варежка). А варежку еще можно назвать рукавичка.

Прислушивается: Да она не простая. Какие- то голоса раздаются из нее. Давайте посмотрим.

Воспитатель заглядывает в рукавичку. Ребята, в рукавичке кто-то сидит.

Хотите узнать кто?

Игра «Отгадай загадки»

Воспитатель загадывает детям загадки.

1.Сидит в норке, ест хлеба корку. (Мышка)

Какая мышка?: серая, маленькая, быстрая, шустрая

2.Скачет зверушка

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка. (Лягушка)

Какая лягушка?: зеленая, скользкая, холодная

3.Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц)

Какой зайчик? трусливый, быстрый, серый, косой

4.Рыжевата, воровата, перед всеми виновата? (Лиса)

Какая лиса?: красивая, рыжая, пушистая, хитрая

5.Сероват, зубаст, по лесу рыщет, овец, телят ищет. (Волк)

Какой волк: злой, серый, сердитый, зубастый, голодный

6.Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. (Кабан)

Какой кабан?: большой, злой, страшный, клыкастый

7.Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна –

Просыпается от сна. (Медведь)

Какой медведь: косолапый, большой, коричневый, толстый

Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки  эти герои? (Ответы)

Правильно. Из сказки «Рукавичка»

Молодцы, ребята.

А давайте вместе с вами расскажем эту сказку.

Дети, совместно с воспитателем, пересказывают сказку по ролям с использованием персонажей сказки из настольного театра.

Воспитатель: Молодцы, хорошо рассказали, а теперь давайте вернем зверушек в их домик. Хоть и маленькая рукавичка, зверятам в ней тепло. А вы не замерзли? Давайте погреемся.

Физкультминутка. «Мы погреемся немножко»

Мы погреемся немножко.

Мы похлопаем в ладошки

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.-2раза.

Ножки тоже мы погреем

Мы потопаем скорее

Топ, топ, топ, топ,топ.-2раза.

Рукавички мы наденем

Не боимся мы метели

Прыг, прыг, прыг, прыг, прыг.-2 раза.

Воспитатель: Согрелись, ребятки.(ответы детей).Мне кажется, кто-то  приближается к нашей полянке.

Появляется кукла -дедушка.

Дети здороваются.

Дедушка: Здравствуйте, ребята. А вы случайно не находили рукавичку?

Воспитатель: Находили, дедушка это ты её потерял?

Дедушка: Да, шел по лесу, потерял. А теперь и не знаю, как быть, ведь зима на улице, холодно.

Воспитатель: Мы нашли твою рукавичку. (Показывают)

Дедушка: Ай да молодцы, спасибо вам, ребята.

Воспитатель: Только мы не можем ее сейчас отдать. Там зверушки живут.

Дедушка: Как так? Какие зверушки?

Воспитатель: Зверушки из сказки «Рукавичка». Ребята сейчас покажут, какие зверушки поселились в рукавичке. (Садятся за столы)

Упражнение «Собери сказку» моделирование сказки

Ребята, у каждого из вас свои полоски- модели. С помощью моделей будем выкладывать сказку . Модели – полоски -это зверушки. Посмотрите на них внимательно, подберите к каждому герою свою полоску.

Наша сказка будет гулять по длинной широкой дорожке слева направо. Вспомните, кто первым увидел рукавичку? Как вы думаете, в какую полоску превратилась мышка?

Воспитатель задает вопросы каждому ребенку в процессе выполнения задания

-Почему ты выбрал именно эту полоску? Кто следующий?

- Кто пришел после мышки? в какую полоску превратилась лягушка?

-Кто пришел самый последний?

Воспитатель: Одинаковые или разные полоски по высоте? Какая самая низкая полоска? А какая самая высокая? Есть ли полоски одинакового цвета? Какого они цвета? Какие герои превратились в эти полоски?

Дедушка: Теперь я знаю, что случилось. Как же мне быть? И зверушек жалко, и мне без рукавички никак нельзя…

Воспитатель: Не расстраивайтесь, дедушка, я знаю, как помочь и зверей не обидеть. У нас с ребятами еще одна рукавичка, запасная. Вот она. 

Воспитатель: (достает, показывает)-Посмотри, рукавичка новая, большая, давайте переселим зверушек в их новый красивый дом.

Переселяют

Воспитатель: Дом получился теплый, большой, красивый. зверушкам будет в нем хорошо, жить они будут дружно.

Дедушка: Да, вижу, что и вы дружные, добрые, заботливые, умелые, настоящие друзья.

Воспитатель. Наша прогулка подошла к концу. Пришло время расставаться

И с героями прощаться.

Дети прощаются.

Все вместе проговаривают слова:

«Покружись. Покружись

В своей группе очутись».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в средней группе пересказ сказки

«Кот, петух и лиса».

- формировать у детей умение составлять знакомые образы героев сказки с символами; самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;

- развивать у детей воображение, память, эмоциональную отзывчивость; интонационную выразительность речи.

- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки; интерес к русскому народному творчеству

Оборудование и материалы:

Иллюстрации к сказке, игрушка: домик, вырезанные на каждого из бумаги геометрические фигуры-квадрат, круг (серого цвета),треугольник красного цвета, большой оранжевый треугольник.

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель предлагает:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес.

Дети закрывают глаза. В это время воспитатель ставит ширму сказочного леса.

-Вот мы и в сказочном лесу.

Сюрпризный момент: воспитатель обращает внимание на волшебный мешочек.

- Ребята, посмотрите, что это? Кто-то забыл мешочек. Давайте попробуем отгадать, что в нём?

Несколько детей ощупывают мешочек и пытаются определить, что в нем.

-А как вы догадалась, что в мешочке домик?.

Воспитатель ставит на стол игрушку –домик.

-Это домик. Хотите узнать, кто в домике живет. Тогда отгадайте загадки.

Рыжая, с пушистым хвостом

Живет в лесу под кустом. (лиса).

У кого усатая, морда полосатая

Спинка словно мостик,

За мосточком хвостик?(котик)

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко,

Курочек верный пастух,

А как зовут его (петух)

- Молодцы, ребята. А в какой сказке живут эти герои?

- Правильно, ребята. Эта сказка называется «Кот, петух и лиса».

-А сейчас все сядем поудобнее. Сказка начинается.

Воспитатель рассказывает сказку, по ходу сказки показывает иллюстрации и побуждает детей к совместному пропеванию песенок из сказки.

Физкультминутка.

- Ребята, я вижу  вы устали немного  и предлагаю вам  поиграть. Хотите поиграть ? Тогда встаем в круг.

- Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

Воспитатель побуждает детей у передаче образов лисы, петушка, кота.

-Вот мы немного отдохнули, и я приглашаю вас за столы. Сейчас мы с вами будем играть в эту сказку, будем составлять и рассказывать её по моделям-заместителям

У вас на столах геометрические фигуры.  Для каждого героя сказки – своя фигура. Пусть коричневый квадрат будет домиком.

-Какая фигура будет петушком? (треугольник)

-Правильно, потому что он красного цвета. А котик? Почему котик –это серый кружок? Да. Котик серого цвета. А большой оранжевый кружок кто у нас будет? Да. Это будет лиса.

Дети разыгрывают сказку с моделями.

- Молодцы, ребята.

-Вы все правильно составляли и рассказывали сказку. Как она называется? («Кот, петух и лиса»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?

-А сейчас нам пора возвращаться домой, в свою группу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи через использование метода моделирование

Статья по развитию речи у дошкольников 5-6 лет....

Конспект занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования

Конспект занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования...

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотехники на тему "Весна"

Дети начинают осваивать взрослый мир с помощью прикосновений, зрительных и слуховых образов. Для развития образного мышления, ассоциативной памяти и улучшения запоминания применяется мнемотехника для ...

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц на тему «В гости к Лесовичку» в средней группе

Способствовать развитию связной речи детей через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц....

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием технологии мнемотехники в старшей группе «В поисках клада»

Формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление, развивать доброту и взаимопомощь....

Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе на тему: "Посуда". Составление описательного рассказа о посуде.

Задачи занятия:1.    Актуализировать словарь по теме «Посуда».2.    Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».3....