Совместная деятельность по ознакомлению с художественной литературой в средней группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа) на тему

Зайцева Елена Борисовна

Приобщать детей к поэзии, помогать запомнить и выразительно читать стихотворение.Учить отгадывать загадки, развивая логическое мышление, память, речь.Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная деятельность по ознакомлению с художественной литературой

сентябрь

Неделя

Заучивание

стихотворений наизусть

Разучивание

загадок, поговорок, потешек, пословиц, скороговорок

Ознакомление с народными приметами

Чтение художественной литературы

1

Стихи к осенним детским праздникам. Ладыгина Т.Б. ТЦ Сфера,2013. 

Карточка№4

В. Авдиенко «Осень»

Цель: Приобщать детей к поэзии, помогать запомнить и выразительно читать стихотворение.

500 загадок обо всем для детей. А.Т.Волобуев.ТЦ.Сфера,2008г.

1.«Съедобные» загадки (55-62)

Цель: Расширять представления детей об овощах и фруктах, учить группировать предметы, называть их, отмечать качественные признаки.

2.Потешка «Гуси, вы гуси…» Цель: Знакомить детей с потешкой, заучить её наизусть.

Карточка № 1

Цель: Познакомить детей  с народными приметами осени.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:

 4-5лет. Серия: Библиотека программы "От рождения до школы"  Издательство: Мозаика-Синтез (2016 г.)

1.Стих. И. Бунина «Листопад». Цель: Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический вкус.

2. В. Вересаев. «Братишка»

Цель: Познакомить с творчеством В. Вересаева.

2

Карточка№25

В. Орлов «С базара»

Цель: Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его.

1.Потешка «Наш козёл…»

Цель: Воспитывать любовь к русскому народному фольклору

2.Пословицы Карточка № 1

(про осень)

Цель учить детей понимать смысл пословиц. 

3.Загадки «Зимой и летом одним цветом» (Р.нар.загадки)

Цель: Учить отгадывать загадки, развивая логическое мышление, память, речь.

Карточка № 1

Цель: Познакомить детей  с народными приметами  о  погоде.

1.В. Витка Считалочка, пер с бел. И. Токмаковой 

Цель: Знакомство с произведениями поэтов разных стран.

2.Чтение сказки " Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Обр. А. Н.Толстого

Цель: Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения.

3

Карточка№3

И. Могилевская «Под кустом свернулся еж…»

Цель: Заинтересовать, создать эмоциональный настрой, желание запомнить стихотворение.

1.Карточка№ 16

Р.н.потешка «Ножки, ножки, где вы были?»

Цель: Знакомить детей с малыми формами фольклора, заучить её наизусть.

2.Скороговорки Карточка №1 (1-3)Цель: развивать речь и дикцию детей.

3.Загадки»С нами в прятки играют отгадки» (Ю.Кушак)

Карточка № 1

Цель: Показать своеобразие и самостоятельность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка:

1.Р. Сеф " Сказка о кругленьких и длинненьких человечках". 

Цель: Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения.

2.В. Осеева «Волшебная иголочка» Цель: Уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, воспитывать умение понимать содержание.

4

Карточка№ 17

А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…»

Цель: Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать отрывки стихотворений.

1. Потешка «Дон! Дон! Дон!..»

 Цель: Уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек.

2.Чистоговорки Карточка№4

(Звуки М, П, Б)

Цель: Выработка у детей четкого произнесения слов и фраз, развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата.

Карточка № 1

Цель: Расширить представление о жанрах устного народного творчества.

1.А Введенский «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке»

Цель: Формировать доброжелательное отношение к животным

2.Сказка «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля

Цель: Продолжать слушать и исполнять с детьми русские народные песни, создавать атмосферу радости от общения с природой, в игровой форме закрепить знания о грибах.

октябрь

Неделя

Заучивание

стихотворений наизусть

Разучивание

загадок, поговорок, потешек, пословиц, скороговорок

Ознакомление с народными приметами

Чтение художественной литературы

1

Карточка№1

В. Семернин «Дождь по улице идет»

Цель: Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.

1.Песенка «Утята» франц, Обр. Н. Гернет и С. Гиппиус

Цель: Воспитание любви к чтению; развитие литературной речи.

2.Пословицы Карточка № 5

(1-4) 

Цель: научить детей понимать смысл поговорок и пословиц.

3.Загадки «Зимой и летом одним цветом» (Р.нар.загадки)

Карточка № 1

Цель: Познакомить детей  с народными приметами  о  погоде.

1.Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» Цель: Порадовать детей чтением сказки, упражнять в инсценировке отрывков из произведения.

2.М. Зощенко «Показательный ребёнок»

Цель: Приучать детей слушать рассказы без наглядного сопровождения.

2

Карточка№ 15

р.н. песенки «Дед хотел  уху сварить»

Цель: Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.

1.Р.н. потешка «Пошёл котик на торжок» Цель: Знакомить с русским народным творчеством.

2.Скороговорки Карточка №1 (4-6)

Цель: учить детей, торопящихся в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.  

 

Карточка № 1

Цель: Развивать наблюдательность, умение делать выводы, воспитывать любовь к природе.

1.В. Бианки «Подкидыш».

Цель: Приучить детей внимательно слушать художественное произведение, оценивать поступки героев.

2.М. Горький «Воробьишко»

Цель: Учить детей пересказывать рассказ самостоятельно.

3

Карточка№7

С.Маршак «Круглый год. Октябрь».

Цель: Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

1.Загадки о животном мире.(69-74)

Цель: Учить отгадывать загадки, развивая логическое мышление, память, речь.

2. Потешка «Пальчик-пальчик…»

Цель: Воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения.

3.Чистоговорки Карточка№4

(Звуки Т, Д, Н)

Цель: Выработка у детей четкого произнесения слов и фраз.

Карточка № 1

Цель: Расширять представление о жанрах устного народного творчества.

1.«Чтение стихов о поздней осени»: А. Плещеев «Осень»

Карточка№31

А.С. Пушкин

«Уж небо осенью дышало…»

Карточка№26

Цель: Приобщать детей к поэзии.

2.А. Милна «Винни пух и все, все, все» пер. с англ.

Б. Заходер

Цель: Вызвать у детей радостное настроение от встречи со сказочными героями.

4

Карточка№5

Л. Разводова «Листопад»

Цель: Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование  природой.

1.Р. Н. песенки «Тень-тень- потетень»

.Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

2. Пословицы Карточка № 5.

Цель: научить детей понимать смысл поговорок и пословиц.

3. Загадки» С нами в прятки играют отгадки» (Ю.Кушак)

Карточка № 1

Цель. Активизировать в речи детей народные приметы

и поговорки об осени.

1.Р. н. сказка «Жихарка», обр. И. Карнауховой

Цель: Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки.

2. «Про пана Трулялинского», пер., с польского Б.Заходера

Цель: Приучить детей внимательно слушать художественное произведение.

ноябрь

Неделя

Заучивание

стихотворений наизусть

Разучивание

загадок, поговорок, потешек, пословиц, скороговорок

Ознакомление с народными приметами

Чтение художественной литературы

1

Карточка№2

А.Ерикеев «Наступила осень…»

Цель: Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

1.Пословицы Карточка № 1

 (про осень)

Цель: расширение словарного запаса; развитие внимания, памяти.

2. Потешка «Ваня, Ваня, где ты был?»

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Карточка № 1

Цель: Познакомить детей  с народными приметами  о  погоде.

1.Сказка «Три поросёнка» (пер. С. Михалкова),

Цель: Познакомить детей с английской сказкой, помочь понять её смысл.

2.М. Горький " Про Иванушку - дурачка" обр. М.Зощенко

Цель: Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения.

2

Карточка№34

«Мамочка моя!»

Цель: Воспитывать любовь и уважение к маме.

1.Загадки-зарифмофки(15-20)

2.Скороговорки Карточка№1 (7-9)

Цель: развивать речь и дикцию детей.

3 Потешка «Долгоногий журавель».

Цель: Воспитание любви к чтению; развитие литературной речи.

Карточка № 1

Цель: Расширять представление о жанрах устного народного творчества.

1.Р. Н. сказка «Лисичка-сестричка и волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой (обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев.

2.Я.Аким «Первый снег»

Цель: Продолжить приучать детей слушать произведение.

3

Карточка№10

Т.Лаврова «Осень - щедрая хозяйка».

Цель: Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.

1.Песенка «Чив – чив воробей» пер, с коми-пермец В. Климова

Цель: Воспитывать любовь к народному фольклору.

2. Чистоговорки Карточка№4

(Звуки К, Г, Х, Й)

Цель: Выработка у детей четкого произнесения слов и фраз.

Карточка № 1

Цель: Способствовать эмоциональному развитию детей средствами устного фольклора.

1.«Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер с нем. А.Введенского, под ред. С. Маршака

Цель: Воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать идею.

2.Д.Хармс. «Игра», «Врун»

Цель: Продолжить приучать детей слушать произведение.

4

Карточка№20

Л. Николаенко

«Кто

рассыпал колокольчики»

Цель: Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение.

1.Пословицы

Карточка № 5(5-8)

Цель: научить детей понимать смысл поговорок и пословиц.

2. «Барабек» (англ. Песенка) пер. К.Чуковского.

Цель: Знакомить детей с фольклором народов мира.

3. Загадки о животных «И не слон, не лев не птица» (В. Хесин).

Карточка № 1

Цель: Приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их  речь.

1.«Лиса -лапотница» русс. нар., обр. В.Даля.

Цель: Продолжить приучать детей слушать сказки.

2.К.Чуковский «Тараканище»

Цель: познакомить с новым произведением автора.

 декабрь

Неделя

Заучивание

стихотворений наизусть

Разучивание

загадок, поговорок, потешек, пословиц, скороговорок

Ознакомление с народными приметами

Чтение художественной литературы

1

Стихи к осенним детским праздникам. Ладыгина Т.Б. ТЦ Сфера,2014. 

Карточка№18

З. Александрова «Елочка»

Цель: Приобщать детей к поэзии, помочь запомнить и выразительно читать стихотворение.

1.Потешка «Сегодня день целый…»

Цель: Учить слушать потешки, запоминать содержание.

2.Пословицы Карточка № 2

 (о зиме)

Цель: расширять кругозор детей, обогащать их речь, пополнять словарный запас.

Карточка № 2

Цель: Познакомиться с народными  приметами зимы.

1.Р. Н. сказка «Зимовье»

Цель: Помочь детям вспомнить знакомые им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обработке Соколова-Микитова)

2.Карточка№28

И. Суриков «Зима».(в сокр.)

Цель: Познакомить со стихотворением о зиме, приобщая к поэзии и развивая поэтический вкус.

2

Карточка№32

Е. Тараховская «Дед Мороз»

Цель: Формировать умение находить различные средства для выражения и передачи образов.

1.Съедобные» загадки (55-62)

Цель: Расширять представления детей об овощах и фруктах, учить группировать предметы, называть их, отмечать качественные признаки.

2. Скороговорки Карточка1(10-13)

Цель: Учить детей осмысленно относиться к тому, что говорят.

3. Потешка «Лень потягота»

Цель: Воспитывать любовь к народному фольклору.

Карточка № 2

Цель: Расширять представление о жанрах устного народного творчества.

1.Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

Цель: Познакомить со стихотворением, приобщая к поэзии и развивая поэтический вкус.

2.Я. Бжехва «Клей», пер. с польск.

 Б. Заходера

Цель Вызвать у детей радостное настроение от встречи со сказочными героями;:

3

Карточка№13

И.Токмакова «На свете так бывает…»

Цель: Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.

1.Потешка

«Кот на печку пошёл.»

Цель: слушание потешек, запоминание по содержанию.

2. Чистоговорки Карточка№4

(Звуки Ф, В)

Цель: Выработка у детей четкого произнесения слов и фраз.

Карточка № 2

Цель: Показать своеобразие и самостоятельность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка:

1.Карточка№30

А. Фет «Мама! глянь-ка из окошка…»

Цель: Познакомить со стихотворением, приобщая к поэзии и развивая поэтический вкус.

2.Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой»

Цель: Воспитание любви и интереса к чтению; развитие литературной речи.

4

Карточка№ 33

Т. Маршалова «Снеговик»

Цель: Способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста

1.Пословицы Карточка № 5

(9-12)

Цель: расширять кругозор детей, обогащать их речь, пополнять словарный запас.

2.Загадки о животных «И не слон, не лев не птица» (В. Хесин).

Карточка № 2

Цель: Развивать наблюдательность, умение делать выводы, воспитывать любовь к природе.

1.Ш. Перо " Красная Шапочка", пер. фр. Т.Габбе

Цель: Довести до сознания детей замысел сказки, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких.

2.С. Есенин «Поёт зима –аукает…»

Цель: Познакомить со стихотворением о зиме, приобщая к поэзии и развивая поэтический вкус.

январь

Неделя

Заучивание

стихотворений наизусть

Разучивание

загадок, поговорок, потешек, пословиц, скороговорок

Ознакомление с народными приметами

Чтение художественной литературы

2

Карточка№ 17

В. Орлов

«Почему медведь зимой спит»

Цель: Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения,

воспитывать любовь к природе.

1.Потешка «Барашеньки…»

 Цель: слушание потешек, запоминание содержания, создать радостное настроение.

2.Пословицы Карточка № 2

 (о зиме)

Цель: научить детей понимать смысл поговорок и пословиц.

3 Загадки «Зимой и летом одним цветом» (Р.нар.загадки).

Карточка № 2

Цель: Познакомить детей  с народными приметами  о  погоде.

1. С.Георгиев «Бабушкин садик» Цель: Учить понимать произведение, учить осмысливать его.

2.С. Дрожжин «Улицей гуляет» (из стих. «В крестьянской семье»)

Цель: Познакомить со стихотворением, приобщая к поэзии и развивая поэтический вкус.

3

Карточка№ 14

А. Усачев «Снежинки»

Цель: Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.

1.Скороговорки Карточка№2(1-2)

Цель: Развитие голосового аппарата.

2. Потешка «Чики брики»

Цель: Воспитание любви к русскому народному фольклору.

Карточка № 2

Цель: Расширять представление о жанрах устного народного творчества.

1.К. Чуковский «Федорино  горе».

Цель: Познакомить детей с произведением.

2.С. Маршак «Багаж»

Цель: учить детей понимать содержание стихотворение его юмористический смысл.

4

Карточка№ 19

А Барто «Я знаю, что нужно придумать»

Цель: Формировать умение находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.

1.Загадки-обманки(23-27)

2.Потешка «Идёт лисичка по мосту…»

Цель: Воспитание любви к русскому народному фольклору.

3.Чистоговорки Карточка№5

(Звуки С(с ь))

Цель: Выработка у детей четкого произнесения слов.

Карточка № 2

Цель. Активизировать в речи детей народные приметы и поговорки о зиме.

1.Т. Габбе; братья Гримм «Бременские музыканты», нем., пер. В. Веденского. под. ред. С.Маршака.

Цель: учить детей внимательно слушать сказку.

.2. Ю. Мориц« Дом гнома, гном – дома»

февраль

Неделя

Заучивание

стихотворений наизусть

Разучивание

загадок, поговорок, потешек, пословиц, скороговорок

Ознакомление с народными приметами

Чтение художественной литературы

1

Карточка№36

С. Маршак «Круглый год. Февраль»

Цель: Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

1.Пословицы Карточка № 6

(1-4)

Цель: научить детей понимать смысл поговорок и пословиц.

2. «Скрюченная песня» (англ. Песня) пер. К.Чуковского.

Цель: Знакомить детей с фольклором народов мира.

3.Загадки «Зимой и летом одним цветом» (Р.нар.загадки)

Карточка № 2

Цель: Познакомить детей  с народными приметами  о  погоде.

1.Н.Носов «Приключения незнайки и его друзей» (главы из книги)

Цель: Учить эмоциональному восприятию содержания произведения, пониманию значения использования автором средств выразительности.

2. Л. Берг «Пит и воробей» (из книги «Маленькие рассказы про маленького Пита»)

Цель: Активировать употребление в речи эмоционально-оценочной лексики. Развивать образность и выразительность речи.

2

Карточка№37

О. Конаева

 «Поздравление для папы»

Цель: Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.

Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества.

1.Скороговорки

Карточка№2(3-4)

Цель: Развитие  слухового внимания, фонематического слуха.

2. «Иголка, иголка» (обр. И. Карнауховой)

Цель: слушание потешек, запоминание по содержанию.

Карточка № 2

Цель: Способствовать эмоциональному развитию детей средствами устного фольклора.

1.Л. Пантелеев «На море» (главы из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»)

Цель: Вызвать у детей радостное настроение от встречи героями; развивать  умение эмоционально воспринимать содержание.

2.А. Барто «Уехали»

Цель: Продолжать учить слушать произведения без наглядного сопровождения. Учить участвовать в беседе.

3

Карточка№35

В. Кудлачев  «Весна»

Цель: Воспитание у детей любви к художественному слову, вкуса, обогащение их восприятия лучшими образцами поэзии.

1.Загадки о животном мире.(69-74)

2.Чистоговорки Карточка№5

(Звук З)

Цель: Закрепление правильного произношения.

3. «Стуки- стуки, глянь в окошко» (литовская потешка)

Цель: Знакомить детей с фольклором народов мира

Карточка № 2

Цель: Приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их  речь.

1.Е.Баратынский

 «Весна, весна» (в сокр.)

Цель: Познакомить со стихотворением, приобщая к поэзии и развивая поэтический вкус.

2.Н. Носов «Затейники»

Цель: учить детей пересказывать текст рассказа, замечать несоответствие с текстом в пересказе товарищей.

4

Карточка№39

«Улыбки бабушек и мам»

Цель: Воспитывать чуткость к художественному слову, отработать интонационную выразительность речи.

1.Песенка «Рыбки» франц, Обр. Н. Гернет и С. Гиппиус

Цель: Воспитание любви к чтению; развитие литературной речи.

2. Пословицы Карточка № 6

(7-10)

Цель: расширять кругозор детей, обогащать их речь, пополнять словарный запас.

Карточка № 2

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовности.

1.Е.Пермяк «Торопливый ножик»

Цель: Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения.

2.«Пастушок с дудочкой», пер. с уйгурского. Л.Кузьмина

Цель:

Продолжать работу по формированию интереса к книге:

март

Неделя

Заучивание

стихотворений наизусть

Разучивание

загадок, поговорок, потешек, пословиц, скороговорок

Ознакомление с народными приметами

Чтение художественной литературы

1

Карточка№38

 В. Крючков «Моя мама»

Цель: Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.

Воспитывать любовь и уважение к мамам.

1.«Солнышко –вёдрышко»

Цель познакомить детей с р.н. потешкой, учить внимательно, слушать и понимать смысл, активизировать словарь.

2. Пословицы Карточка № 3

 (о весне)

Цель: расширять кругозор детей, обогащать их речь, пополнять словарный запас.

3. Загадки о животных «И не слон, не лев не птица» (В. Хесин).

Карточка № 3

Цель: Познакомить детей  с народными приметами о весне.

1.Сказка Д. Биссет " Про мальчика, который рычал на тигров".

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь.

2. Н. Сладков «Неслух»

Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать произведение.

2

Карточка№41

К.Льдов   (К. Н. Розенблюм)

 «Весенняя гостья»

Цель:Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование весенней природой.

1.Скороговорки

Карточка№2(5-6)

Цель: Выучить скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.

2. Потешка «Ходит конь по бережку»

Цель: Слушание потешек, запоминание содержания, создать радостное настроение.

Карточка № 3

Цель: Показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:

1.Р. Н. сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Цель: знакомить с русскими народными сказками, понимать образное содержание и идею сказки, развивать внимание и речь.

2.В. Драгунский «Тайное становится явным»

Цель: Продолжать приучать детей слушать произведения.

3

Карточка№40

И. Демьянов «Веселые льдинки»

Цель: Развивать у детей память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.

1.Песенка «Пальцы», пер. с нем.

Л. Яхина.

Цель: Развитие памяти, активной речи ребёнка, пополнению его пассивного и активного словаря. Развитие эмоциональной сферы ребёнка.

2. Чистоговорки Карточка№5

(Звук Ц)

Цель: Выработка у детей четкого произнесения слов и фраз.

Карточка № 3

Цель: Расширять представление о жанрах устного народного творчества.

1.Д. Биссет «Про поросёнка, который учился летать», пер. с анг. Н. Шерешевской

Цель: Воспитание любви и интереса к чтению, развитие литературной речи.

2.Л. Толстой «Мальчик стерёг овец…»Цель: познакомить детей с басней Л. Н. Толстого.

4

Карточка№23

М. Лермонтов

 «Спи, младенец мой прекрасный…»

Цель: Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, понимать рассказанное.

1.Загадки-обманки(23-27)

2.Закличка «Иди, весна, иди, красна…»

Цель: Активизировать словарь, ознакомить детей с приметами весны.

3. Пословицы Карточка №6

(12-15) Цель: расширять кругозор детей, обогащать их речь, пополнять словарный запас.

Карточка № 3

Цель: Развивать наблюдательность, умение делать выводы, воспитывать любовь к природе.

1.Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги) пер. с англ. Э.Паперной

Цель: Учить понимать эмоционально-образное восприятие произведения, учить осмысливать его; уточнить знания детей о жанровых особенностях сказки.

2.Д. Хармс «Очень страшная история» Цель: учить внимательно, слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию.

апрель

Неделя

Заучивание

стихотворений наизусть

Разучивание

загадок, поговорок, потешек, пословиц, скороговорок

Ознакомление с народными приметами

Чтение художественной литературы

1

Карточка№42

В. Степанов

« Юрий Гагарин»

Цель: Развитие интереса детей к космосу и людям, покорившим его просторы.

1.Песенка «Мешок», татар. пер. Р.Ягофарова, перессказ. Л. Кузьмина.

2.Скороговорки

Карточка№3(1-4)

Цель: учить детей, торопящихся в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.  

Карточка № 3

Цель: Познакомить детей  с народными приметами  о  погоде.

1. С. Вангели «Подснежники» пер. с молд. В. Бестова

Цель: 

Знакомить с поизведениями писателей разных стран.

2.С. Маршак «Мяч»

Цель: Учить детей слушать стихотворение, вызвать желание повторять его.

2

Карточка№24

Ю. Кушак «Оленѐнок»

Цель: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, передавать свое отношение к содержанию.

1.Загадки-зарифмофки(15-20)

2.Чистоговорки Карточка№5

(Звук Ш, Ж)

Цель: Выработка у детей четкого произнесения слов и фраз.

3. «Гоп! Гоп! Конь живой» (чешская потешка)

Цель: расширять кругозор детей, обогащать их речь, пополнять словарный запас.

Карточка № 3

Цель. Активизировать в речи детей народные приметы и поговорки о весне.

1.Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Цель: Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.

2.Сказка «Лиса и козёл»

Цель: Учить детей понимать содержание сказки, её идеи.

3

Карточка№43

А. Хайт «Планеты»

Цель: Помочь детям понять и запомнить стихотворение,

развивать мыслительные процессы, речь, память, интерес к поэзии.

1. Пословицы Карточка № 3

 (о весне)

Цель: расширять кругозор детей, обогащать их речь, пополнять словарный запас.

2.Потешка «Во поле рябинушка»

Цель: Развитие активной речи ребёнка, пополнению его пассивного и активного словаря. Развитие эмоциональной сферы.

3. Загадки «Хвост крючком, нос пятачком» (Р.нар.загадки)

Карточка № 3

Цель: Приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их  речь.

1.Т. Энгер «Приключения в лесу Ёлки-на-Горке»(главы из книги), пер. с норв. Л.Брауде;

Цель: Учить понимать эмоционально-образное восприятие произведения, учить осмысливать его; уточнить знания детей о жанровых особенностях сказки.

2.С. Маршак «Про всё на свете»

Цель: Помочь детям вспомнить произведения С. Я. Маршака

4

Карточка№22

Шотл.нар.песенка, пер.И.Токмаковой «Купите лук…»

Цель: Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.

1.Скороговорки

Карточка№3(5-7)

Цель: развития памяти, речи и дикции ребёнка.

2.Потешка «Раз, два, или утята»

Цель: Развитие активной речи ребёнка. Развитие эмоциональной сферы.

Карточка № 3

Цель: Способствовать эмоциональному развитию детей средствами устного фольклора.

1.«Привередница» обр. В. Даля

Цель: Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, замечать и понимать образные слова и выражения.

2.Л.Толстой- басня «Хотела галка пить…»  Цель: Умение слушать без наглядного сопровождения.

май

Неделя

Заучивание

стихотворений наизусть

Разучивание

загадок, поговорок, потешек, пословиц, скороговорок

Ознакомление с народными приметами

Чтение художественной литературы

1

Карточка№27

Т. Белозёров «День Победы»

Цель: Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам отечества, к Родине.

1.Пословицы Карточка №7.

(1-5)

Цель: расширять кругозор детей, обогащать их речь, пополнять словарный запас.

2.Загадки-обманки(23-27)

Карточка № 3

Цель:

 Познакомить детей  с народными приметами  о  погоде.

1.К. Ушинский «Бодливая корова»

Цель: Учить детей понимать содержание произведения.

2.В.Бианки «Первая охота»

Цель: Продолжать приучать детей слушать произведения.

2

Карточка№9

Д. Лукич «Дождь идет!»

Цель: Содействовать развитию произвольной памяти у детей, на основе заучивания стихотворений.

1.Чистоговорки Карточка№6

(Звук Ч, Щ)

Цель: Развивать  память, звуковую культуру речи (темп, ритм)

2.Загадки о животных «И не слон, не лев не птица» (В. Хесин).

Карточка № 3

Цель: расширять представление о жанрах устного народного творчества.

1. Д. Самойлов «У слонёнка день рождения»

Цель: Познакомить детей с авторской литературной сказкой.

2. Э.Хогарт «Мафин и его весёлые друзья»,пер.с англ.О.Образцовой.

Цель: Умение слушать без наглядного сопровождения.

3

Карточка№21

Е. Серова «Одуванчик»

Цель: Упражнять детей в выразительном исполнении коротких стихотворений.

1.Загадки о животном мире.(69-74)

2.Пословицы Карточка №7

(6-10) Цель: развивать логическое мышление: умение наблюдать

3.Скороговорки

Карточка№3(10-12)

Цель: Развитие артикуляции и речевого аппарата.

Карточка № 3

Цель: Приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их  речь.

1.Басня: Л. Толстой «Отец приказал сыновьям…»

Цель: Продолжать знакомить детей с баснями Л. Н. Толстого, учить внимательно слушать.

2. С. Воронин «Воинственный Жако» Цель: Внимательно слушать произведение.

4

Карточка№21

Е. Серова «Кошачьи лапки»

(из цикла «Наши цветы)

Цель: Заучивание стихотворения детьми наизусть и его выразительное чтение.

1.Чистоговорки Карточка№7

(Упражнения на смешанные звуки)

Цель: Учить детей повторять за воспитателем короткие фразы, развивать память, речь.

2. Потешка «Я по лесу по зеленому бреду»

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей.

Карточка № 3

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовности.

1. С. Маршак «Вот какой рассеянный»

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями С. Маршака.

2. Ф. Грубин Слёзы»  пер. с чешского Е.Солоновича 

Цель: Знакомить с произведениями писателей разных стран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в средней группе "Рассказывание сказки "Пых".

План-конспект предназначен для закрепления представлений детей о народной сказке, ознакомления детей средней группы с русской народной сказкой и развития навыков связной речи. Применяется настольный т...

Справка по итогам проведения тематического контроля на тему «Организация совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею" во всех группах

Цель контроля: - изучить организацию совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею;- проверить ежедневное планирование;- оцен...

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год....

"В гостях у сказки" (конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в средней группе (от 4 до 5 лет)).

Представленный конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в средней группе (от 4 до 5 лет) будет интересен практическим дошкольного образования...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой  в средней группе поможет в в проведении занятий...

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Крошечка - Хаврошечка»

Познакомить детей со сказкой, учить внимательно и заинтересованно слушать воспитателя, развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Учить сопережив...