"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

В статье представлен опыт работы по развитию речи у старших дошкольников. Представлен сложный комплекс выразительные средства речи для отработки дикции, рассказывания сказок, потешек, поговорок и т.д. Статья будет интересна воспитателям, студентам педагогических колледжей и институтов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lutsak_statya_razvitrechi.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», — писал Н. С. Рождественский [4, 10].

На современном этапе развития общества особое значение приобретает общение людей друг с другом, которое является одной из важных сфер жизни. Взрослые и дети живя рядом друг с другом сегодня пытаются приноровиться друг другу, установить доверительные отношения, прийти к общему согласию. Для современного общества коммуникативные отношения являются актуальной проблемой развития личности в период дошкольного детства, которое обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка к окружающему миру. Воспитание культуры речи дошкольников это не только умение грамматически правильно и связно строить высказывания, но и владеть богатством родного языка, его выразительными возможностями.

Выразительность речи включает в себя: артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, мимика, жесты, движения, интонация, дикция, пауза, театрализованные упражнения [1, 15].

Упражнения на развитие дикции, артикуляции: скороговорки, чистоговорки (одно из эффективных средств формирования правильного произношения и коррекции речевых дефектов): «Ветерок», «Дождь», «Ёжик», «Жужелица», «Фрукты» и т.д.

Мимика – движения лицевых мышц, выражающие душевное состояние – это средство эмоционального неречевого воздействия на слушателей. Дети изображают позой, мимикой деревья: стеснительное, повелительное, старое, плачущее, озадаченное, испуганное, умное, доброе [1, 16].

Интонация - это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация позволяет говорящему выражать различные чувства. Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, ударение, тембр и паузы, умение пользоваться восклицательной, повествовательной и вопросительной интонацией высказывания.

Мелодика - чередование повышения и понижения голоса.

Темп - ускорение и замедление речи. Для этого закрепляли с детьми понятия «быстро», «медленно», «умеренно». В качестве речевого материала использовала потешки, поговорки, скороговорки, предлагала детям выполнить серию прыжков, хлопков, взмахов рук в том темпе, в котором проговаривается текст (при ускорении речи ускоряются и движения).

Ритм - представляет собой равномерное чередование ударных и безударных элементов речи [1, 17].

При формировании интонационной выразительности речи необходимо работать по 3-м направлениям:

1. Развивать просодические компоненты речи:

• речевое дыхание

• сила, высота и тембр голоса;

• ритм речи;

• темп речи;

• ударение.

2. Формировать навык восприятия и воспроизведения основных типов высказывания - утвердительную, вопросительную, восклицательную.

3. Развивать выразительность мимики, жестов и движений [3, 42].

В своей работе с дошкольниками использую сигнальные карточки:

  1. громко говорить
  2. тихо говорить
  3. шепотом говорить
  4. пауза

Упражнения на развитие тембра голоса: «Колокольчик», «Грибы», «Эхо». Сигнальные карточки использую на театрализованных занятиях по мотивам русских народных волшебных сказок «Путешествие в Лукоморье». В гости к детям приходит Кот-Баюн, который заколдовывает волшебные сказки. Дети должны благодаря сигнальным карточкам интонационно назвать эти сказки, если Коту-Баюну не понравиться, как дети их произносят, то он может напустить на них сон и т.д.

В качестве эффективных средств использую: разыгрывание и решение проблемных ситуаций «Почему автобус не едет?», «Почему мальчик расстроился?», «Что удивило маму?», «Как помочь Незнайке?», психогимнастика «Море волнуется», «На ковре-самолете», коммуникативные игры (игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях) «Здравствуйте», «Подружки поссорились и помирились», «Любимая игрушка», «Потри о волшебный коврик ноги и плохое настроение уйдет от тебя», «Чудесное дерево сказок», «Ковер «Чудо-юдо рыба кит», мини-этюды (умения перевоплощаться в разные предметы, передавая различные эмоции) «Снежная баба», «Свечки в торте», «Провинившись», «Стеснительный», «Удивленный», «Жил на свете старичок» [2, 80].  

Чтобы было интересней, а также с целью раскрепощения детей, вводила элементы театрализации. Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует развитию у них коллективных умений, чувства взаимопомощи, взаимопонимания. В своей работе я выделила следующие линии: - обучение детей умению задавать вопросы; - обучение детей умению составлять предложения; - обучение детей придумыванию загадок, сравнений, метафор; - обогащение словаря детей; - развитие речи – рассуждения (объяснительной, доказательной); - развитие интонационной выразительности речи. Работу по этим направлениям разделила на несколько этапов.

«Дети-слушатели, а не читатели»

Принципы работы над выразительностью речи: последовательность, постепенность усложнения, повторение пройденного материала.

  • Работа над развитием интонационной выразительности речи дошкольников ведется в основном путем подражания (дидактические игры «Звукорефиссер», «Акустик», «Слушай, думай, называй», «Дирижер», «Волшебная лесенка»).
  • При заучивании стихотворений, при пересказах воспитатель сам пользуется выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи детей (использование мнемотаблиц).
  • Постепенно  дети, слышат правильную выразительную речь воспитателя, уже по своей инициативе начинают использовать нужные интонации.
  • Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

Развитие коммуникативной компетентности дошкольников осуществляется через городские, областные, всероссийские, международные конкурсы. Дети старшей группы «Подсолнух» участвовали и становились лауреатами, дипломантами и победителями в муниципальной экспресс-выставке рукописной книги «Искусство книги» (на базе МБУК Североморский музейно-выставочный комплекс), в открытии мини-музея рукописной книги в Центральной детской библиотеке г.Североморска, областных конкурсах чтецов «Весенние лучики поэзии», «Чудо-сказки К.И.Чуковского», «Добрый мир детства А.Барто», Всероссийском конкурсе декламаций «Дети читают стихи», Всероссийском творческом конкурсе «Книга-мой лучший друг», Всероссийских научно-практических мероприятиях, посвященным году литературы в России, в I Международном конкурсе любителей русской словесности «Листая книжные страницы». Участие в этих творческих проектах способствует раскрытию незаурядных творческих способностей детей, которые рождают юных поэтов, писателей. Совместно с родителями выпускаем поэтические сборники «Подарок Земле», «Новые приключения волшебных сказок», «Город на скалах». В практике своей работы применяю видеофильмы «Приобщение детей к истокам русской культуры», тематические занятия к 65-летию г.Североморска, театрализованные спектакли, викторины, круглый столы: «Обогащение и совершенствование речи детей за счет внедрения современных технологий», семинары-практикумы с родителями «Театрализованные занятия по мотивам русских народных волшебных сказок» КВНы, праздники, посвященные Дню культуры. Использую во внеурочной деятельности электронные презентации, что расширяет кругозор дошкольников, повышает учебную мотивацию, формирует компетентную личность.

Ожидаемые результаты:

  • положительная динамика в формировании физиологических механизмов овладения интонацией;
  • использование детьми всего комплекса интонационных средств оформления высказываний в различных ситуациях в процессе общения.
  • повышение культуры речи, развитие связной речи, расширение речевого общения, что способствует развитию личности ребенка, раскрытию его творческого потенциала.

Вывод: В результате работы с детьми по интонационной выразительности речи у них повысился интерес к народному творчеству, дети используют в своей речи различные интонации, тембр голоса, мимику, пословицы, поговорки, самостоятельно сочиняют и придумывают русские сказки, самостоятельно ставят мини-сценки, что позволяет развивать не  только речь и мышление, а мотивацию их поведения и накопления жизненного опыта, в умении детей раскрепощено держаться при выступлениях.

Список используемой литературы

  1. Антипина Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста / Е.П. Антипина - М.: Творческий центр «Сфера», 2006 - 168с.
  2. Ванюхина Г.А. Речецветик / Г.А. Ванюхина. – г. Екатеринбург: Старсо, 1993. – 136с.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л.В. Лопатина. – СПб: Союз, 2004. – 192c.
  4. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников / Н.С. Рождественский. − М., Просвещение, 1980. − 140с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Публикация "Современные подходы к развитию речи дошкольников"

Речевое развитие ребенка - один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве. Речь является средством и способом реализации всех сфер жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста в...

Статья Современные подходы к развитию речи дошкольников

Статья о развитии речи дошкольников в сборник АНО ДПО "Институт повышения квалификации"...

"Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ через познавательное развитие"

Доклад из опыта работы "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ через познавательное развитие....

Современные подходы по развитию речи в процессе образования и воспитания дошкольников.

                           Актуальность проблемы речевого развития.    Говорить умеют все, но говорить правильно,...