Игра-путешествие "Устное народное творчество"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель: показать возможность использования устного народного творчества в воспитании у дошкольников любви к родному краю.
Задачи: - продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества разных
народов, красотой и богатством языка, напевностью песен; познакомить детей с ненецкой
сказкой, понять его содержание.
- развивать фантазию, воображение, ум, смекалку, умение общаться друг с другом,
держаться перед публикой
- воспитывать любовь к родному краю, родному языку.
Оборудование. Иллюстрации чумов, сказок; видеозапись диска «Я'мал-ню"на я!»;
музыкальные инструменты; колыбель-люлька; игрушки: 2 рыбки и ворона.
Предварительная работа: чтение сказок, загадывание загадок, заучивание частушек,
песенок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-put.unt_.docx | 49.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: показать возможность использования устного народного творчества в воспитании у дошкольников любви к родному краю.
Задачи: - продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества разных
народов, красотой и богатством языка, напевностью песен; познакомить детей с ненецкой
сказкой, понять его содержание.
- развивать фантазию, воображение, ум, смекалку, умение общаться друг с другом,
держаться перед публикой
- воспитывать любовь к родному краю, родному языку.
Оборудование. Иллюстрации чумов, сказок; видеозапись диска «Я'мал-ню"на я!»;
музыкальные инструменты; колыбель-люлька; игрушки: 2 рыбки и ворона.
Предварительная работа: чтение сказок, загадывание загадок, заучивание частушек,
песенок. Ход занятия.
Воспитатель. Здравствуйте, дорогие дети! Припасли мы вам забавушек на всякий
вкус. Кому-правду, кому-сказку, кому-песенку. Если вы все готовы - отправляемся в
путешествие по стране: «Устное народное творчество».
- Как по-другому называют устное народное творчество? (фольклор)
- Какие сказочные, волшебные средства, передвижения вы знаете? (ковер-самолет, волк,
клубок, печка, ступа, помело)
- Мы тоже будем путешествовать на необычном виде транспорта - на оленьих упряжках.
Когда едет друг за другом много оленьих упряжек, он называется аргишем и будем делать
остановки у каждого стойбища.
(схема путешествия)
(1 слайд).
1 стойбище «Пословицы и поговорки»
Воспитатель. Пословица - это краткое мудрое изречение о книге, труде, человеке,
дружбе, орудии труда, о природе.
Каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет. В
русском фольклоре много половиц и поговорок. У ненецкого народа тоже есть пословицы и
поговорки.
- О чем бывают пословицы?
- Какие пословицы о труде вы знаете?
Дети:
Делу время, потехе - час.
Терпение и труд все перетрут.
Семь раз примерь, один - отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Умелые руки не знают скуки.
Труд человека кормит, а лень портит.
Землю красит солнце, человека - труд.
Долог день до вечера, если делать нечего.
Воспитатель. - Какие о дружбе?
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Один за всех, все за одного.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
А вот что говорит ненецкий народ: Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.
Оставленный в тундре запас - и для нас, и для вас.
Не будь жадным, и не останешься одиноким.
Не вылавливай из озера всю рыбу - оставь потомкам.
Трус за едой герой, храбрый - в труде.
- Как вы понимаете эти поговорки? (ответы детей).
Воспитатель. - Отправляемся в следующее стойбище.
(2 слайд).
2 стойбище «Песни»
Воспитатель. В древние, древние времена, когда люди не умели писать, они
передавали друг другу знания о жизни, играя в игры, напевая песни, совершая обряды. Душа поет - это случается когда человеку слов мало, рождается задушевная песня.
- Какие песни бывают? (хороводные - праздничные; частушки,' колыбельные).
- Какие русские народные песни вы знаете? («Буренушка», «Рябинка», «Во поле береза стояла»). У ненецкого народа тоже есть свои песни: дорожные, когда они в пути; трудовые, когда чем-
нибудь занимаются - мужчины мастерят, женщины шьют и т.д.
- Какие народные музыкальные инструменты вы знаете?
Показ народных музыкальных инструментов: трещотки, свистульки, ложки и т.д.
У ненецкого народа есть единственный музыкальный инструмент - бубен.
- Кто желает спеть частушки? (исполнение частушек).
1 ребёнок. Начинаю я припевку
Первую начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.
2 ребёнок. Эх, ребята - кавалеры,
Отодвинтеся от нас
Мой дружочек всех пониже,
Мне не видно из-за вас.
3 ребёнок. Я сегодня нарядилась
В сарафан с иголочки.
Полюбуйтесь-ка, ребята,
На мои оборочки.
4 ребёнок. Я мальчишка боевой,
Боевым остануся.
Ох! И худо тому будет
Кому я достануся.
5 ребёнок. Сидит ежик на березе
Новая рубашечка
На головке сапожок
На ноге - фуражечка.
Воспитатель. Ненецкий фольклор тоже богат и разнообразен. В старину, не имея
письменности, ненцы поучали своих детей всевозможными историями из жизни, при каждом
удобном случае они напоминали своим детям о том или ином событии, опыте, используя при
этом пословицы, поговорки. Рассказывая детям сказки, загадки, пели колыбельные песни.
- Что перед нами, дети? (Люлька).
- А ещё как можно назвать? (Колыбелька)
- А кто в люльках спит? (Дети)
- Куклы - ваши дочки, а вы - мамины детки.
Песня «Вакоия» («Колыбельная»)
Хов, хов, хонёёв,
Вакоцёв хонёёв.
Хов, хов ,тутнов,
Нисярэй тутнов.
Хов, хов, тутнов
Халяковм татнов.
Хов, хов, хонёёв
Вакоцёв хонёёв.
(3 слайд).
3 стойбище «Считалки»
- Какие считалки знаете вы?
- Давайте выучим русскую народную считалку.
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.
- С помощью этих считалок мы выбираем ведущую для следующего стойбища.
- Отправляемся к следующему стойбищу.
(4 слайд).
4 стойбище «Физминутка»
На свете немало игр, в которые любили и любят играть дети. Давайте вспомним,
поиграем.
(5 слайд).
5 стойбище «Загадки»
Воспитатель. Что такое загадки. В содержаниях загадки отражается жизнь человека и
окружающая действительность: растительный и животный мир, различные явления
природы, предметы и т.д.
-Дети загадывайте друг другу загадки. Затем всем загадывается 8 ненецких загадок.
- Если в воду пустить - исчезнет. (Соль, сахар)
- Летом серая, зимой белая. (Куропатка)
- На мохнатой кочке семь дырок. (Голова)
- Живой - глаза смотрят, умрёт – глаза смотрят. (Рыба)
- Четыре девушки одним платком накрыты. (Стол)
- Ног нет, рук нет, а в рубашке. (Подушка)
- Без огня горит. (Электрическая лампочка)
- Маленькая собачка не лает, не кусает, никого не пускает. (Замок)
(6 слайд).
6 стойбище «Сказки»
Воспитатель. Сказка - сказывать, рассказ. О чем-то необычном, фантастическом, о
невероятном. Добро всегда побеждает зло. В сказках происходят чудеса.
- Угадываем название сказки по отрывку, который читается в грамзаписи.
- По иллюстрациям к сказкам ребята говорят название и героев.
(«Гуси-лебеди», «Крошечка - Хаврошечка», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят»,
«Белая уточка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «По щучьему веленью», «Айога»,
«Кукушка»).
Инсценировка сказки «Почему рыбы живут в воде» ..
Давно это было. В ту пору рыбы ещё на земле жили, как все.
Однажды Рыбка заболела. Лежит и стонет:
- О-ох! О-ох!
Слушал, слушал её Сынок и вышел из чума - помощи искать. Вышел и видит: на суку сидит Старая Ворона. Ворона тоже увидела маленькую рыбку и говорит:
- Сынок Рыбки, почему ты такой печальный?
- Мать заболела. Не знаю, что делать.
-Не печалься, - говорит Ворона. - хочешь, я тебе помогу? Я вылечу мать. Только ты не заходи в чум, если мат кричать будет. Это вместе с криком начнёт выходить из неё болезнь. Понятно?
- Как не понять? - отвечает Рыбкин Сынок. И остался на улице.
А Старая Ворона зашла в чум. Там, в углу, лежит .Рыбка, тяжело дышит. Чешуя от
жира блестит. «Вкусная!» - думает Ворона, а сама спрашивает:
- Почему ты лежишь?
- Да вот заболела, - отвечает Рыбка.
- Хочешь, я тебя вылечу? - спрашивает Ворона.
- А как?
- А вот так! - И Ворона сильно клюнула Рыбку.
Рыбка испугалась да как закричит:
- Сынок, где ты? Ворона меня съесть хочет!
Кинулся Сынок В чум и прогнал Ворону. Ворона рассердилась, что не смогла Сынка
обмануть, Рыбку съесть, и созвала своих подруг. Стали они Рыбку с Сынком со всех сторон
теснить. Метались Рыбка и Сынок туда и сюда да вдруг - плюх в воду. И не утонули. И
никто их не съел. И самим еды вдоволь. С тех пор и стали рыбы жить в воде. И хорошо
живут.
(7 слайд).
Обобщение воспитателя.
- Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это его живая память.
В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека,
представления о добре и зле.
Рефлексия по занятию.
- Какое у вас было настроение сегодня на занятии?
- Зачем нужно знать, изучать устное народное творчество?
- Где можно применить знания, полученные сегодня на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".
Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...
Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через народную игрушку. (Консультация для родителей в рамках проекта "Страна народных мастеров").
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста о воспитательной роли народной игрушки....
Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников
Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»
Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...