Игра-путешествие "Устное народное творчество"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Сайбышева Ганна Хасевтивна

Цель: показать возможность использования устного народного творчества в воспитании у дошкольников любви к родному краю.

Задачи: - продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества разных
народов, красотой и богатством языка, напевностью песен; познакомить детей с ненецкой
сказкой, понять его содержание.

- развивать фантазию, воображение, ум, смекалку, умение общаться друг с другом,
держаться перед публикой

- воспитывать любовь к родному краю, родному языку.

Оборудование. Иллюстрации чумов, сказок; видеозапись диска «Я'мал-ню"на я!»;
музыкальные инструменты; колыбель-люлька; игрушки: 2 рыбки и ворона.

Предварительная работа: чтение сказок, загадывание загадок, заучивание частушек,
песенок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-put.unt_.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: показать возможность использования устного народного творчества в воспитании у дошкольников любви к родному краю. 

Задачи: - продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества разных
народов, красотой и богатством языка, напевностью песен; познакомить детей с ненецкой
сказкой, понять его содержание.

- развивать фантазию, воображение, ум, смекалку, умение общаться друг с другом,
держаться перед публикой

- воспитывать любовь к родному краю, родному языку.

Оборудование. Иллюстрации чумов, сказок; видеозапись диска «Я'мал-ню"на я!»;
музыкальные инструменты; колыбель-
люлька; игрушки: 2 рыбки и ворона.

Предварительная работа: чтение сказок, загадывание загадок, заучивание частушек,
песенок. Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие дети! Припасли мы вам забавушек на всякий
вк
ус. Кому-правду, кому-сказку, кому-песенку. Если вы все готовы - отправляемся в
п
утешествие по стране: «Устное народное творчество».

- Как по-другому называют устное народное творчество? (фольклор)

- Какие сказочные, волшебные средства, передвижения вы знаете? (ковер-самолет, волк,

клубок, печка, ступа, помело)

- Мы тоже будем путешествовать на необычном виде транспорта - на оленьих упряжках.
Когда едет друг за другом много оленьих упряжек, он называется аргишем и будем делать
остановки у каждого стойбища.

(схема путешествия)

(1 слайд).

1 стойбище «Пословицы и поговорки»

Воспитатель. Пословица - это краткое мудрое изречение о книге, труде, человеке,
д
ружбе, орудии труда, о природе.

Каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет. В
р
усском фольклоре много половиц и поговорок. У ненецкого народа тоже есть пословицы и
поговорки.

- О чем бывают пословицы?

- Какие пословицы о труде вы знаете?

Дети:

Делу время, потехе - час.
Терпе
ние и труд все перетрут.
Семь
раз примерь, один - отрежь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Умелые руки не знают скуки.

Труд человека кормит, а лень портит.
Землю красит солнце, человека - труд.
Д
олог день до вечера, если делать нечего.
Воспитатель. - Какие о дружбе?

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Один за всех, все за одного.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

А вот что говорит ненецкий народ: Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.

Оставленный в тундре запас - и для нас, и для вас.

Не будь жадным, и не останешься одиноким.

Не вылавливай из озера всю рыбу - оставь потомкам.

Трус за едой герой, храбрый - в труде.

- Как вы понимаете эти поговорки? (ответы детей).

Воспитатель. - Отправляемся в следующее стойбище.

(2 слайд).

2 стойбище «Песни»

Воспитатель. В древние, древние времена, когда люди не умели писать, они
п
ередавали друг другу знания о жизни, играя в игры, напевая песни, совершая обряды. Душа поет - это случается когда человеку слов мало, рождается задушевная песня.

- Какие песни бывают? (хороводные - праздничные; частушки,' колыбельные).

- Какие русские народные песни вы знаете? («Буренушка», «Рябинка», «Во поле береза стояла»). У ненецкого народа тоже есть свои песни: дорожные, когда они в пути; трудовые, когда чем-
нибудь занимаются - мужчины мастерят, женщины шьют и т.д.

- Какие народные музыкальные инструменты вы знаете?

Показ народных музыкальных инструментов: трещотки, свистульки, ложки и т.д.
У ненецкого народа есть единственный музыкальный инструмент - бубен.

- Кто желает спеть частушки? (исполнение частушек).

1 ребёнок. Начинаю я припевку

                   Первую начальную

                  Я хочу развеселить

                  Публику печальную.

                               2 ребёнок. Эх, ребята - кавалеры,

                                                   Отодвинтеся от нас

                                                   Мой дружочек всех пониже,

                                                    Мне не видно из-за вас.

                                                                                       3 ребёнок. Я сегодня нарядилась

                                                                                                           В сарафан с иголочки.

                                                                                                           Полюбуйтесь-ка, ребята,

                                                                                                           На мои оборочки.

4 ребёнок. Я мальчишка боевой,

                   Боевым остануся.

                  Ох! И худо тому будет

                   Кому я достануся.

                                                 5 ребёнок. Сидит ежик на березе

                  Новая рубашечка

                       На головке сапожок

                   На ноге - фуражечка.

Воспитатель. Ненецкий фольклор тоже богат и разнообразен. В старину, не имея
пись
менности, ненцы поучали своих детей всевозможными историями из жизни, при каждом
удобном случае они напоминали своим детям о том или ином событии, опыте, используя при
этом пословицы, поговорки. Рассказывая детям сказки, загадки, пели колыбельные песни.

- Что перед нами, дети? юлька).

- А ещё как можно назвать? олыбелька)

- А кто в люльках спит? (Дети)

- Куклы - ваши дочки, а вы - мамины детки.

Песня «Вакоия» («Колыбельная»)

Хов, хов, хонёёв,

Вакоцёв хонёёв.

Хов, хов ,тутнов,

Нисярэй тутнов.

Хов, хов, тутнов

Халяковм татнов.

Хов, хов, хонёёв

Вакоцёв хонёёв.

(3 слайд).

3 стойбище «Считалки»

- Какие считалки знаете вы?

- Давайте выучим русскую народную считалку.

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

- С помощью этих считалок мы выбираем ведущую для следующего стойбища.

- Отправляемся к следующему стойбищу.

(4 слайд).

4 стойбище «Физминутка» 

На свете немало игр, в которые любили и любят играть дети. Давайте вспомним,
поиграем.

(5 слайд).

5 стойбище «Загадки» 

Воспитатель. Что такое загадки. В содержаниях загадки отражается жизнь человека и
окружающая действительность: растительный и животный мир, различные явления
природы, пре
дметы и т.д.

-Дети загадывайте друг другу загадки. Затем всем загадывается 8 ненецких загадок.

  • Если в воду пустить - исчезнет. (Соль, сахар)
  • Летом серая, зимой белая. (Куропатка)
  • На мохнатой кочке семь дырок. (Голова)
  • Живой - глаза смотрят, умрёт – глаза смотрят. (Рыба)
  • Четыре девушки одним платком накрыты. (Стол)
  • Ног нет, рук нет, а в рубашке. (Подушка)
  • Без огня горит. (Электрическая лампочка)
  • Маленькая собачка не лает, не кусает, никого не пускает. амок)

(6 слайд).

6 стойбище «Сказки» 

Воспитатель. Сказка - сказывать, рассказ. О чем-то необычном, фантастическом, о
не
вероятном. Добро всегда побеждает зло. В сказках происходят чудеса.

- Угадываем название сказки по отрывку, который читается в грамзаписи.

- По иллюстрациям к сказкам ребята говорят название и героев.

(«Гуси-лебеди», «Крошечка - Хаврошечка», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят»,
«
Белая уточка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «По щучьему веленью», «Айога»,
«
Кукушка»).

Инсценировка сказки «Почему рыбы живут в воде» ..

Давно это было. В ту пору рыбы ещё на земле жили, как все.
Однажды Рыбка заболела. Лежит и стонет:

- О-ох! О-ох!

Слушал, слушал её Сынок и вышел из чума - помощи искать. Вышел и видит: на суку сидит Старая Ворона. Ворона тоже увидела маленькую рыбку и говорит:
- Сынок Рыбки, почему ты такой печальный?

- Мать заболела. Не знаю, что делать.

е печалься, - говорит Ворона. - хочешь, я тебе помогу? Я вылечу мать. Только ты не заходи в чум, если мат кричать будет. Это вместе с криком начнёт выходить из неё болезнь. Понятно?

- Как не понять? - отвечает Рыбкин Сынок. И остался на улице.

А Старая Ворона зашла в чум. Там, в углу, лежит .Рыбка, тяжело дышит. Чешуя от
жир
а блестит. «Вкусная!» - думает Ворона, а сама спрашивает:

- Почему ты лежишь?

- Да вот заболела, - отвечает Рыбка.

- Хочешь, я тебя вылечу? - спрашивает Ворона.

- А как?

- А вот так! - И Ворона сильно клюнула Рыбку.

Рыбка испугалась да как закричит:

- Сынок, где ты? Ворона меня съесть хочет!

Кинулся Сынок В чум и прогнал Ворону. Ворона рассердилась, что не смогла Сынка
обмануть, Рыбку съесть, и созвала своих подруг. Стали они Рыбку с Сынком со всех сторон
т
еснить. Метались Рыбка и Сынок туда и сюда да вдруг - плюх в воду. И не утонули. И
никто их не съел. И самим еды вдоволь. С тех пор и стали рыбы жить в воде. И хорошо
живут.

(7 слайд).

Обобщение воспитателя.

- Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это его живая память.
В
этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека,
представления о добре и зле.

Рефлексия по занятию.

- Какое у вас было настроение сегодня на занятии?

- Зачем нужно знать, изучать устное народное творчество?

- Где можно применить знания, полученные сегодня на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает   эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...