Главные вкладки

    Конспект НОД "Пришла зима"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Крейк Ольга Юрьевна

    Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prishla_zima.docx22.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ  НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЛАСТИ  "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ"  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.

    Вид деятельности:Коммуникативная.

    Форма организации деятельности:Речевая ситуация (составление  рассказа), беседа

    Тема НОД: "Пришла зима".

    Цель:совершенствование навыков творческого рассказывания по картине с использованием приемов ТРИЗ.

    Задачи:

    1.Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица(приемы вживления и эмпатии);

    2. Закреплять представления детей о неживой природе;

    3.Развивать наглядно – образное мышление, внимание, связную диалогическую и монологическую речь, творческое воображение, фантазию.

    4.Воспитывать стремление доводить начатое до конца, умение выслушивать друг друга.

    Оборудование:магнитная доска, опорные таблицы для составления рассказа, слайды с изображением зимнего пейзажа, картина для составления рассказа, ребус, "Занимательная пирамида", картинки "явления природы и предметы неживой природы".

    Ход занятия.

    Приветствие.                                                          

    1. Мотивация.

    В:-Послушайте внимательно звуки природы и подумайте, какому времени года они соответствуют(звучит аудиозапись "Звуки природы"Зима").

    В:- Какому времени года? Почему вы так думаете?(ответы детей).

    Д. игра:

    В:-А теперь ребята, я предлагаю вам подойти к нашей занимательной пирамиде и поиграть в игру. Послушайте, что вы должны сделать. Взять по одной картинке, посмотреть, что на ней изображено, если на картинке нарисовано явление природы или предмет неживой природы, который относится только к зиме, то вы размещаете эту картинку на голубую сторону пирамиды. А если на картинке нарисован предмет неживой природы или явление природы, которое может происходить в другое время года, то вы размещаете эту картинку на розовую сторону пирамиды.

    В:-А теперь давайте вместе проверим все ли верно вы сделали(проверяем)

    В:- Посмотрите, летом бывает солнышко яркое, радуга, дождик теплый, а зимой?

    (дети называют: метель, снегопад, гололед и т. д.)

    В:-Так  зима  это хорошо  или плохо?(ответы детей).

    В:-Докажите примерами, что зима - это хорошо(можно играть в снежки, Новый год зимой, день рождения у кого-то и т.д.)

    В:-А теперь докажите, что зима-это плохо(долго не погуляешь на улице, надо много одежды на себя надевать, животным и птицам голодно в лесу).

    В:-Как вы думаете, как зимой живется в лесу диким животным? или С какими еще  трудностями сталкиваются зимой дикие животные?(холодно,трудно по сугробам передвигаться,еду себе добывать, сложно прятаться от кого-то, т.к. не все животные меняют шубку).

    В:-А сами животные могут нам об этом рассказать?(нет)

    В:-Как же нам подробнее узнать об их жизни зимой?(посмотреть по телевизору, из книжек)

    В:- А можно ли оказаться на их месте?(превратиться, представить себя животным)

    2.Целеполагание.

    В:-Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине, но не от своего имени , а от животного, которое изображено на ней. И постараемся рассказать все, что видит, слышит и  чувствует это животное.

    3.Совместная деятельность воспитателя и детей.

    В:-А чтобы узнать, что это за животное, нужно отгадать ребус, где спрятано название этого животного(разгадываем ребус на карточке).

    В:- Сейчас мы будем составлять рассказ от имени кого?(лисы; картина на слайде).

    В:-Ребята, скажите, что может услышать зимой в лесу лиса?(хруст ветки, шум деревьев, стук дятла, хруст снега под лапами).

    В:-Увидеть?(деревья, сугробы, небо, солнце, мышь, за которой охотится, птиц ит. д.).

    В:-Почувствовать запах чего?(свежего воздуха, запах ели и сосны, запах мышки).

    В:-А почувствовать лапами?( холодный снег, мороз, глубокие сугробы).

    Все, что вы сейчас рассказали, пригодиться нам при составлении рассказа про лису зимой. Наш рассказ будет состоять из 3-х частей. Первая часть – это лиса будет описывать сама себя (рассказывать о себе).  В этом вам поможет первая,вот эта, таблица.

    Затем лиса расскажет, что она увидит, услышит, почувствует в зимнем лесу. Можете в качестве подсказки пользоваться второй табличкой.

    И обратите внимание, что третья табличка у нас вообще пустая. Как вы думаете – почему? (Ответы детей)

    В:-Вам конец рассказа надо будет придумать самим. Что же в лесу произошло с лисой. Куда она пробирается по сугробам, зачем?

    Если ей повезет, то может быть она кого-то поймает. А может быть она кого-то испугается. Вы должны помнить, что рассказ вы составляете от имени лисы. А чтобы рассказ получился красивый, законченный, вы должны внимательно слушать друг друга, не мешать, не перебивать.

    Сейчас, для тогочтобы получше войти в образ лисы, я предлагаю вам немного поиграть.

    Игра-имитация…(Покажите движениями, какая она хитрая; как пробирается по сугробам, крадется; как затаилась, кого-то испугалась; как она ловит мышку).

    4. Самостоятельная деятельность детей.

    В:-А теперь присядьте на стульчики, закройте глаза  и представьте, что вы оказались в этом самом  зимнем лесу и каждый из вас - это лиса.

    В:- Кто же начнет рассказ? Помни,....., что ты рассказываешь о себе, как о лисе, какая она(рассказывает один ребенок).

    В:- А теперь нужно составить вторую часть рассказа ( рассказывает один ребенок).

    В:- Третья часть, которую вы придумываете сами( рассказывают три ребенка).

    Примерный рассказ:

    -Я рыжая, длиннохвостая, хитрая и очень голодная  лиса. Я пробираюсь через глубокие сугробы, чтобы найти себе добычу. Вокруг себя я вижу много деревьев и кустарников. Я слышу как под моими лапами хрустит снег, как шумят деревья, дятел стучит по дереву. Я чувствую свежий, морозный запах, запах сосен и елей. А еще я чувствую запах мышки, значит, где-то рядом ее норка. Мои лапы утопают в снегу, ими я чувствую холод. Если мне повезет, то я поймаю мышку и не останусь голодная.

    В:-Молодцы, хорошо справились с заданием!

    4.Рефлексия.

    В:-Ребята, чему мы сегодня с вами учились?(составлять рассказ)

    В:- А в чем вы видите особенность составленного вами рассказа? (от лица лисы, у рассказа было несколько концовок)

    В:-Что нам помогало?(схема)

    В: - А чья концовка рассказа вам понравилась больше всего?

    В:-Сегодня все были молодцы. А рассказ получился у вас очень интересный и объемный. Спасибо вам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект-занятие "Зима"

    для воспитателей....

    Конспект занятие "Зима в музыке разных композиторов" для старшей группы

    Старшая группа.Доминантно – тематическое занятие: «Зима в музыке разных композиторов»...

    Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"

    Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...

    Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «

    Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....

    конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

    Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

    Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"

    Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"...

    Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"

    Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...