Исследование речи дошкольников
тест по развитию речи по теме

Боровых Лариса Ивановна

Комплексный метод исследования речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr2.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный тестовый метод диагностики  речевого развития детей дошкольного возраста

(Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., 1989.)

 

1-е упр. Свободные словесные ассоциации по определенному слову

Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь».

1 —стул;

2 — мяч;

3 — Иван;

4 — зайчик;

5 — пою;

6 — красный.

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации). 

2-е упр. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных

1 — Ребенок толкает....

2 — Девочка качает ....

3 — Зайчик хрупает ....

4 — Мама стирает....

5 — Девочка поливает ....

Оценка: 5 верных ответов.

3-е упр. Подбор и активное употребление глаголов

1 — Что делает зайчик?

2 — Что делает ребенок?

3 — Что делает петух?

4 — Что делает мама?

5 — Что делает папа?

Оценка: 5 верных ответов.

4-е упр. Подбор и активное употребление имен прилагательных

1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?

2 — Какая собака?

3 — Какой слон?

4 — Какие цветы?

5 — Какая зима?

Оценка: 5 верных ответов.

5-е упр. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова

1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?

2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?

3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?

Оценка: 2 верных ответа.

6-е упр. Составление предложения по одному слову

1 — мальчик;

2 — кукла;

3 — мишка.

Оценка: 1 верный ответ.

7-е упр. Составление предложения по трем определенным словам

1 — кукла, девочка, платье;

2 — тетя, плита, кошка;

3 — дядя, грузовик, дрова;

Оценка: 2 верных ответа

8-е упр. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)

1 — Он вышел, когда....

2 — Он не пошел на прогулку, потому что ....

3 — Он не вышел во двор, когда....

4 — Он не взял игрушку, которая ....

Оценка: 3 верных ответа

9-е упр. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)

Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?

1 — Он ушла на реку.

2 — Там увидел маленькую рыбку.

3 — Потом бросил один, камни.                                  

4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».

Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).

10-е упр. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности

Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик?   2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?

Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.

11-е упр. Практическое осознание основных языковых элементов

1 — Скажи одно слово!

2 — Скажи один звук!

3 — Скажи одно предложение!

Оценка: 3 верных ответа

12-е упр. Произвольное и сознательное построение устного высказывания

Задача: «Хочешь, сыграем в игру "Запрещенные слова"? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова

1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь)

2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает)

3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая)

Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложение; 1, т. е. 2 связных слова).

 

Обработка и интерпретация результатов

Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле

КоРР =  КоРР * 100

                  К

где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ребенка.

Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.

Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца 17 дней — его календарный возраст равен 54 месяцам.

Если ребенок, к примеру: правильно выполняет 10 вербальных задач, его возраст речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда КоРР = 66 *100 = 103,125 = 103

                                                                                                       64

КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР:

КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие;

КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие;

КоРР от 42 до 106 — нормальное речевое развитие;

КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие;

КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал по развитию речи. Мониторинговые исследования речи дошкольников.

Мониторинговые исследования речи дошкольников. Диагностический материал, задания. Использованы материалы программ "Детсво" и "От рождения до школы", в соответствии с Федеральными государственными треб...

Исследование состояния и выявление особенностей связной речи дошкольников с ОНР (по результатам констатирующего эксперимента).

Статья содержит исследование состояния связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР...

Исследование проблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии.

Исследование проблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии...

Исследование проблемы развития речи дошкольника в зарубежной психологии.

Исследование проблемы развития речи дошкольника в зарубежной психологии. (статья)...

Исследование экспрессивной речи дошкольников (2)

Материал для учителей-логопедов...