Методико-диагностическое исследование "«Выявление и изучение результативности воспитательно – образовательного процесса по развитию речи дошкольников» (средняя группа)
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Шова Марина Васильевна

Исследование по развитию речи,результатам работы за год с детьми средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie.doc591 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ№26

«Земляничка» 

на тему:

«Выявление и изучение результативности

воспитательно – образовательного процесса

по развитию речи дошкольников»

(средняя группа)

                                                                       

                                                                                  Воспитатель 1 категории  

                                                                                                   Шова М.В.

г.Лениногорск.

Методико – диагностическое исследование

на тему:

 «Выявление и изучение результативности воспитательно – образовательного процессапо развитию речи дошкольников»

(по О.А.Сафоновой)

Главной задачей современного развития общества является гуманизация воспитательно – образовательной системы, что предполагает усиление интереса и уникальной формирующейся личности ребенка и ставит следующую задачу создания условий для ее полноценного  развития. Решение этой задачи диктует целесообразность организации педагогического процесса в учреждениях образования, в том числе дошкольного на диагностической основе, предусматривающей получение педагогом обратной информации от эффективности его взаимодействия с детьми. В связи с этим встает необходимость разработки методики научно – обоснованного анализа и оценки, обеспечивающих четкую и оперативную постановку педагогического диагноза о состоянии и результатах процессов воспитания и обучения, о качестве управления ими, об их направленности, на раскрытие потенциальных возможностей детей.

На базе МДОУ№26 «Земляничка» в средней группе началось методико- диагностическое исследование по развитию речи детей. Объектом исследование являются дети среднего дошкольного возраста. Так в исследовании принимают участие 11 детей.

Состав респондентов по полу.

График №1

Количество

девочки

мальчики

4чел.(36 %)

7чел.(64 %)

Анализ исследования предполагает три этапа:

  1. Организационный  - разрабатывался диагностический материал, анкетирование родителей, начальное диагностирование;
  2. Промежуточный – промежуточное диагностирование;
  3. Аналитический – заключительное диагностирование, анкетирование родителей, обработка и анализ данных, оформление результатов;

Наша речь имеет две стороны: внешнюю (произносительную) и внутреннюю (смысловую). Поэтому проверка речевого развития детей включает обследование этих 2 – х сторон речи и осуществляется в два этапа.

На первом этапе выявляется особенности связной речи детей, т.к. именно связная речь наиболее показательна в плане развития смысловой стороны речи.

«Связная речь»

1 этап

Задание: предложить детям составить рассказ по картинке.

Цель: проверка умения самостоятельно, полно и последовательно строить связное высказывание по картинке.

Методика: ребенку по очереди предъявляются три картинки с несложным сюжетом, близким его личному опыту: 1) дети играют; 2) дети кушают; 3) дети на прогулке.

Картинки лежат в конвертах. Ребенку говорится: «Когда я шла в ДОУ, встретила Чебурашку. Он нес в группу письма и просил передать детям. Возьми этот конверт и посмотрим, что там. Только мне не показывай: письмо тебе». Ребенок достает картинку, рассматривает ее, и после этого ему дается инструкция: «Расскажи, что нарисовано на этой картинке. Только ты расскажи так, чтоб мне было понятно. Я не видела, что нарисовано на этой картинке».

Оценка выполнения детьми задания проводится по 4 – х бальной системе.

4 балла – ребенок строит самостоятельно связное высказывание. Точно и последовательно передавая содержание картинки.

3 балла – строит отдельные предложения. Требуется помощь взрослого в построение связного рассказа.

2 балла - перечисляет предметы, изображенные на картинке.

1 балл – ставиться ребенку, если он отвечает одним словом.

п\п

Ф.И.О.

1 балл

2 балла

3 балла

4балла

1

Газетдинова Дарина

+

2

Кондратьева Ангелина

+

3

Лозинг Диана

+

4

Матвеев Данил

+

5

Потуров Антон

+

6

Стародубов Слава

+

7

Осипова Диана

+

8

Шмидт Владик

+

9

Рахимзянов Владик

+

10

Суранов Святослав

+

11

Фролочкин Семен

+

Количество баллов:

1балл – 28%(3 реб)

2 балла – 36%(4 реб.)

3 балла – 36%(4 реб.)

4балла – 0%(0 чел.)

                                                                                               

     

  График№2

 

Анализ анкетирования родителей детей средней группы

 «Как говорит Ваш ребенок?»

На первый вопрос анкеты, «Довольны ли Вы речью своего ребенка?», респонденты отвели следующим образом (график№3): да – 36%(4 чел.); нет – 9%(1 чел.); не очень – 55%(6 чел.).

График№3

Следующий вопрос анкеты «Обращаете ли Вы внимание детей на не правильное произношение слов?» (график№4), респонденты единогласно ответили: да – 100%(11чел.).

График№4

Третий вопрос анкеты «Читаете ли Вы детям книги?», ответы распределились следующим образом, (график№5): да – 81%(9 чел.); не всегда – 19%(2 чел.).

График№5

На вопрос «Внимательно ли слушает Ваш ребенок чтение взрослого?», (график№6): да – 45%(5 чел.); не всегда – 55%(6 чел.).

График№6

При ответе на следующий вопрос «В какой форме Вы предпочитаете чтение книги?» был получен следующий результат, (график№7): в игровой форме – 27%(3 чел.); просто чтение – 73%(8 чел.).

График№7

На вопрос анкеты «Быстро ли запоминает Ваш ребенок стихотворения, которые задают в ДОУ?», ответы распределились следующим образом, (график№8): быстро – 73%(8 чел.); с трудом – 8%(1 чел.); когда как – 19%(2 чел.).

График№8

По результатам седьмого вопроса «Считаете ли Вы, что нужно заниматься с ребенком дополнительно?», (график№9) единогласно ответили: да – 100%(11чел.).

График№9

На заключительный вопрос анкеты «Обращались ли Вы к логопеду?»(график№10): нет – 100%(11 чел.).

График№10

2 этап.

Обследование речи детей по разделу «Звуковая культура речи».

Проверка произносительной стороны речи осуществляется по 4 основным направлениям: громкость, скорость, темп речи,  интонационная выразительность, звукопроизношение(дикция). Владение языковыми средствами в норме по каждому параметру (достаточная громкость, умеренный темп, выразительность, четкая дикция) оценивается в один балл. Таким образом, общий балл, складывается из суммы оценок по каждому параметру.

Методика обследования: предложить ребенку прочитать стихотворение, пересказать хорошо знакомую сказку. Записать слова, которые он произнес неверно. (р.н.с. «Курочка Ряба»; стихи А.Барто).

  1. громкость чтения:
  • достаточно громко – 1 балл;
  • не достаточно громко – 0,5 балла;
  • тихо – 0 баллов.
  1. скорость (темп речи):
  • умеренно – 1 балл;
  • быстро или медленно – 0,5 балла;
  • слишком быстро или медленно (делает паузы, молчит) – 0 баллов.
  1. интонационная выразительность:
  • выразительно – 1 балл;
  • маловыразительно – 0,5 балла;
  • не выразительно – 0 баллов.
  1. звукопроизношение – указать, какие звуки дети произносят не верно.

Для детального обследования состояния звукопроизношения подобрать картинки с изображением предметов, в названии которых были бы проверяемые звуки, находящиеся в разной позиции. Особое внимание обратить на правильность произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.

п\п

Ф.И.О.

Громкость речи

Скорость

Темп речи

Интонационная выразительность

Звукопроизношение

(не выговаривают)

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

1

Газетдинова Дарина

1 балл

1

0,5

«р»

1

2

Кондратьева Ангелина

0,5 балла

0,5

0,5

«р»

0,5

3

Лозинг Диана

0,5 балла

1

0,5

«р»

0,5

4

Матвеев Данил

1 балл

1

1

«ш»

1

5

Потуров Антон

1 балл

1

1

«з-ж»

1

6

Стародубов Слава

1 балл

1

1

«ш»

1

7

Осипова Диана

1балл

0,5

1

«р»

1

8

Шмидт Владик

1 балл

0,5

0,5

«р» «с-ш»

0,5

9

Рахимзянов Владик

1 балл

1

1

«р»

1

10

Суранов Святослав

1балл

0,5

1

«р» «с-ш»

1

11

Фролочкин Семен

1 балл

1

1

«с-ш»

1

График№11

График№12

Оценка звукопроизношения:

  • 1 балл – звукопроизношение у ребенка в норме (в соответствии с возрастом и требованием программы);
  • 0,5 балла – если в речи детей отсутствует часть звуков, из какой  - то значимой для данного возраста группы.
  • Не оценивается ребенок (0 баллов)  в этом случае, если в его речи отсутствует более 50% звуков, предусмотренных требованием программы. Особое внимание обращается на отсутствие целых групп звуков: шипящих и сонорных ; не умение дифференцировать и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-з; ш-ж; ч-ц и т.д.)

Анализ диагностики детей средней группы на первом этапе.

В методическо – диагностическом исследовании по развитию речи участвовали 11 детей средней  группы и было выявлено:

1) связная речь:

     1балл – 28%(3 реб)

     2 балла – 36%(4 реб.)

     3 балла – 36%(4 реб.)

    4балла – 0%(0 чел.)

2) звуковая культура речи:

   1 балл – 63%(7 дет)

  0,5 балла –37%( 4 реб.)

3)звукопроизношение:

не выговаривают звук «р» - 64%(7 дет.);

звуки «с-ш» - 27%( 3 дет);

звуки «з-ж» - 9%(1 реб.).

2 этап исследования – промежуточный.

1. Связная речь.

Задание: предложить детям составить рассказ по картине «ЗИМА».

Цель: промежуточная проверка умения самостоятельно, полно и последовательно строить высказывание по картинке.

Методика: ребенок рассматривает картину и составляет рассказ по ней.

Оценка выполнения детьми задания

п\п

Ф.И.О.

1 балл

2 балла

3 балла

4балла

1

Газетдинова Дарина

+

2

Кондратьева Ангелина

+

3

Лозинг Диана

+

4

Матвеев Данил

+

5

Потуров Антон

+

6

Стародубов Слава

+

7

Осипова Диана

+

8

Шмидт Владик

+

9

Рахимзянов Владик

+

10

Суранов Святослав

+

11

Фролочкин Семен

+

Итого:

1 балл – 9%(1 реб.)

2 балла – 37%(4 дет.)

3 балла – 54%(6 дет.)

4 балла – 0%( 0 дет.)

График № 13

2. «Звуковая культура речи»

Задание: предложить детям рассказать знакомую русскую народную сказку  «Колобок», знакомое стихотворение.

Цель: промежуточная проверка владения языковыми средствами (достаточная громкость, умеренный темп, выразительность, четкая дикция)

п\п

Ф.И.О.

Громкость речи

Скорость

Темп речи

Интонационная выразительность

Звукопроизношение

(не выговаривают)

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

1

Газетдинова Дарина

1 балл

1

0,5

«р»

1

2

Кондратьева Ангелина

0,5 балла

0,5

0

«р»

0,5

3

Лозинг Диана

0,5 балла

1

1

«р»

1

4

Матвеев Данил

1 балл

1

1

«ш»

1

5

Потуров Антон

1 балл

1

1

-

1

6

Стародубов Слава

1 балл

1

1

«ш»

1

7

Осипова Диана

1балл

1

1

«р»

1

8

Шмидт Владик

1 балл

0,5

1

«р» «с-ш»

1

9

Рахимзянов Владик

1 балл

1

1

-

1

10

Суранов Святослав

1балл

0,5

1

«р»

1

11

Фролочкин Семен

1 балл

0,5

1

«с-ш»

1

Итого:

1 балл – 91%(10 дет.)

0,5 балла – 9%(1 реб.)

Звукопроизношение:

Не выговаривают «р» - 54%(6 дет.)

«с-ш»- 27%(3 дет)

«ш» - 19%(2 дет.).

График№14

График №15

Анализ промежуточной диагностики по развитию речи детей средней группы.

1.Связная речь:

1 балл – 9%(1 реб.)

2 балла – 37%(4 дет.)

3 балла – 54%(6 дет.)

4 балла – 0%( 0 дет.)

2.Звуковая культура речи:

1 балл – 91%(10 дет.)

0,5 балла – 9%(1 реб.)

3. Звукопроизношение :

Научились хорошо проговаривать звук «р» - 2 детей (19%) (от общего числа детей) – Потуров Антон, Рахимзянов Владик.

Сравнивая результаты начального и промежуточного анализа можно выделить  следующие: работа по развитию речи по программе индивидуальные занятия с детьми дали положительный результат.

3 этап исследования – аналитический.

Анализ анкетирования на 3 этапе родителей средней группы на тему:

«Как говорит ваш ребенок?»

На первый вопрос анкеты, «Довольны ли Вы речью своего ребенка?», респонденты ответили следующим образом, график№15: да –73% ( 8 чел.); нет – 9%(1 чел.); не очень - 18% (2 чел.);

График №15

        

Следующий вопрос анкеты «Обращаете ли Вы внимание детей на не правильное произношение слов?», график№16, респонденты ответили: да 100% (11 чел).

График №16

Третий вопрос анкеты «Читаете ли Вы детям книги?», ответы распределились следующим образом, график № 17, да – 82% (9 чел.); не всегда – 18% (2 чел.).

        График № 17

Вопрос «Внимательно ли слушает Ваш ребенок чтение взрослого?», график №18, да- 91%(10 чел.); не всегда – 9% (1 чел.).

График № 18

Следующий вопрос, «В какой форме Вы предпочитаете чтение книги?», график № 19, ответы распределились следующим образом: в игровой форме – 55%(6 чел.); просто чтение – 45% (5 чел.).

График № 19

Вопрос «Быстро ли запоминает Ваш ребенок стихотворение, которое задают в детском саду?», график №20, ответы распределились: быстро – 91% (10 чел.); когда как – 9% (1 чел.).

График №20

Следующий вопрос анкеты «Считаете ли Вы, что нужно заниматься с ребенком дополнительно?», график №21, единогласно ответили – да – 100% (11 чел.).

График №20

3 этап  

связная речь

Задание: предложить детям составить рассказ по картинке.

Цель: проверка умения самостоятельно, полно и последовательно строить связно высказывание по картинке.

Методика: ребенку по очереди предъявляются три картинки с несложным сюжетом, близким по его опыту: 1) дети ухаживают за комнатными растениями; 2) дети кормят котенка; 3) дети делают гимнастику.

Оценка выполнения детьми задания проводиться по 4 – х бальной системе.

4 балла – ребенок строит самостоятельно связное высказывание. Точно и последовательно передавая содержание картинки.

3 балла – строит отдельные предложения. Требуется помощь взрослого в построении связного рассказа.

2 балла – перечисляет предметы, изображенные на картинке.

1 балл – ставиться ребенку, если он отвечает одни словом.

Оценка выполнения детьми задания

п\п

Ф.И.О.

1 балл

2 балла

3 балла

4балла

1

Газетдинова Дарина

+

2

Кондратьева Ангелина

+

3

Лозинг Диана

+

4

Матвеев Данил

5

Потуров Антон

+

6

Стародубов Слава

+

7

Осипова Диана

+

8

Шмидт Владик

+

9

Рахимзянов Владик

+

10

Суранов Святослав

+

11

Фролочкин Семен

+

Итого:

1 балл – 0%(0 реб.)

2 балла – 28%(3дет.)

3 балла – 28%(3дет.)

4 балла – 44%( 5 дет.)

График №21

«Звуковая культура речи»

Методика обследования: предложить ребенку прочитать стихотворение, пересказать хорошо знакомую сказку. Записать слова, которые он произнес не верно. ( русско - народная сказка «Теремок»; стихи А. Барто)

1. Громкость чтения

  • Достаточно громко – 1 балл;
  • Не достаточно громко – 0, 5 балла;
  • Тихо – 0 баллов.

2. Скорость

  • Умеренно – 1 балл;
  • Быстро или медленно – 0, 5 балла;
  • Слишком быстро или медленно (делает паузы, молчит) – 0 баллов.

3. Интонационная выразительность:

  • Выразительно – 1 балл;
  • Маловыразительно- 0, 5 балла;
  • Не выразительно – указать, какие звуки дети произносят не верно.

п\п

Ф.И.О.

Громкость речи

Скорость

Темп речи

Интонационная выразительность

Звукопроизношение

(не выговаривают)

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

1

Газетдинова Дарина

1

1

1

-

1

2

Кондратьева Ангелина

1

1

1

-

0,5

3

Лозинг Диана

0,5

1

1

-

1

4

Матвеев Данил

1

1

1

-

1

5

Потуров Антон

1

1

1

-

1

6

Стародубов Слава

1

1

1

-

1

7

Осипова Диана

1

1

1

-

1

8

Шмидт Владик

1

0,5

0,5

«р»

0,5

9

Рахимзянов Владик

1

1

1

«р»

1

10

Суранов Святослав

1

1

1

«р»

1

11

Фролочкин Семен

1

1

1

«с-ш»

1

Итого:

1 балл – 91%(10 дет.)

0,5 балла – 9%(1 реб.)

Звукопроизношение:

Не выговаривают «р» - 28%(3 дет.)

«с-ш»- 9%(1 дет)

«ш» - 0%(0 дет.).

График№22

График№23

Анализ диагностики детей средней группы на третьем этапе.

В методическо- диагностическом исследовании по развитию речи участвовали 11 детей средней группы и было выявлено:

1.Связная речь:

1 балл – 0%(0 реб.)

2 балла – 28%(3 дет.)

3 балла – 28%(3 дет.)

4 балла – 44%( 5 дет.)

2.Звуковая культура речи:

1 балл – 82%(9 дет.)

0,5 балла – 18%( 2 реб.)

3. Звукопроизношение :

не выговаривает звук «р»  - 28%(3 реб.)

звуки «с-ш» - 9%(1 реб.)

звуки «з-ш» - 0% (0 дет.)

Анализируя 1 и 3  этапы можно отметить эффективность работы образовательного процесса по развитию речи детей в средней группе за год.

1)

 связная речь 1 этапа

     1балл – 28%(3 реб)

     2 балла – 36%(4 реб.)

     3 балла – 36%(4 реб.)

    4балла – 0%(0 чел.)

связная речь 3 этапа

1 балл – 0%(0 реб.)

2 балла – 28%(3 дет.)

3 балла – 28%(3 дет.)

4 балла – 44%( 5 дет.) 

2) звуковая культура речи 1 этапа:

   1 балл – 63%(7 дет)

  0,5 балла –37%( 4 реб.).

Звуковая культура речи 3 этапа :

1 балл – 82%(9 дет.)

0,5 балла – 18%( 2 реб.)

3) звукопроизношение 1 этапа:

не выговаривают звук «р» - 64%(7 дет.);

звуки «с-ш» - 27%( 3 дет);

звуки «з-ж» - 9%(1 реб.).

  звукопроизношение 3 этапа:

не выговаривает звук «р»  - 28%(3 реб.)

звуки «с-ш» - 9%(1 реб.)

звуки «з-ш» - 0% (0 дет.)

Эффективность

работы в процентах по разделам:

1) связная речь- на 44%;

2) Звуковая культура речи- на 19%;

3) звукопроизношение – на 21%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»...

Планирование воспитательно-образовательной работы по развитию речи в подготовительной группе

Планирование воспитательно-образовательной работы по развитию речи в подготовительной группе на 2016/2017 учебный год.  Добавлен материал по обучению грамоте дошкольников автора Дуровой Н.В....

Проект. Организация образовательного процесса по развитию речи в младшей группе.

Цель: помочь детям в освоении разговорной речи, накоплении и обогащении словаря, совершенствовании грамматического строя речи....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Звуковая культура речи: звук з-зь. Познакомить со звком з-зь, научить его произносить, находить слова, где есть звук з-зь, формировать у детей интерес к устному народному творчеству, читоговоркам и за...