Непосредственно организованная деятельность по развитию речи Тема: «Что за прелесть эти сказки!» для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Карасева Юлия Леонидовна

Сказка играет важную роль в развитии дошкольников. В его воображении живет целый мир, неизведанной и манящей, мир сказки, знакомой с колыбели. Сказки А.С.Пушкина любимы детьми дошкольного возраста. В этом возрасте они очень восприимчивы к ярким картинкам. И к героям Пушкинских сказок у них складывается особое отношение. Ребенок берет из сказки А.С.Пушкина ощущение радости жизни, веру в чудо. В своей работе я пыталась приблизить детей к сказке, погрузится вместе с ними в мир чудес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_asp.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Что за прелесть эти сказки!»

Образовательная область: Речевое развитие.

Вид НОД: Развитие речи.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель НОД: Закрепить знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках.

Задачи:

Образовательные: Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно;

формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.

Развивающие: развивать связную речь; мышление; развивать слуховое внимание, артикуляцию,  творческие способности, память, воображение;  

продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; учить подбирать определения, которые описывают тот или иной предмет, употреблять синонимы, образовывать глагольные формы, подбирать рифмы к словам, развивать фонематический слух.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта; воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать поэзию.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Социально – коммуникативное развитие»: развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости

ОО «Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. 

ОО «Физическое развитие»: совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной активности; формировать умение осознано выполнять движение;

- активизация:  рифма, поэт, крылатые слова, русские народные сказки.

- обогащение: ветхая, невод, землянка.

Предварительная работа:

ОО «Речевое развитие»: разучивание отрывков из сказок.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»: дидактическая игра «Продолжи фразу», «Поиграем в рифмы».

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина и беседа по ним.

ОО «Физическое развитие»: проведение пальчиковых игр, физминуток.

Материал: Портрет А.С.Пушкина,  выставка книг А.С. Пушкина,  работы детей по сказкам А.С. Пушкина, кроссворд, листочки с заданиями, рисунок «Лукоморье», иллюстрации к сказкам.

Методические приемы:

Словесные: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная беседа, дидактическая игра.

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Игровые: создание игровой ситуации, воображаемая ситуация в развернутом виде.

Мотив детской деятельности: путешествие по сказкам, присутствие игровых персонажей.

Ход занятия

1. Вводная часть (дети сидят кругом на стульчиках )

Воспитатель:  

Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании,

Благополучного конца.

(В. Берестов)

Теперь  сделаем пальчиковую гимнастику, что бы у наших пальчиков то же было хорошее настроение.

Белка                  (В самом начале кулачек сжимают и разжимают,                           затем по очереди загибают пальчики)

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

2. Основная часть

Я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие, путешествие в сказку. А вы сказки любите? А как начинаются сказки, помните?

Ответы детей: Жили - были; в некотором царстве; за лесами, за долами и т.д.

А  автора сказок, в каких мы сегодня побываем, узнаете, если разгадаете кроссворд:

1

1. Вы ж голубушки-сестрицы

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая (ПОВАРИХА)

2. Ты волна моя, волна

Ты бурлива и вольна…

Пожалей ты нашу душу,

Выплесни ты нас на сушу!

- Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (БУЯН)

3. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого (ПЕТУШКА)

4. Правду молвит молодица,

Уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

Ей в приданное дано

Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно

5. Вот открыл царевич очи,

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой.

И среди своей столицы

С разрешения царицы,

В тот же день стал править он

И назвался – князь (ГВИДОН)

6. Негде, в тридевятом царстве

В тридесятом государстве

Жил был славный царь (ДАДОН)

Дети читают ключевое слово:  ПУШКИН

Воспитатель: Вот вы и отгадали фамилию автора этих сказок. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вы знаете, что его называют народным поэтом. Как вы думаете, почему?

Ответы детей: Потому, что его сказки очень похожи на русские народные; потому, что его сказки были понятны и бедным, и  богатым, и взрослым, и детям.

Воспитатель: Правильно. Кроме того, Пушкина считают народным поэтом потому, что все его произведения написаны прекрасным русским языком.

Просмотр презентации.

Чтобы вам отправится  в сказочное путешествие, и я хочу вам помочь, у меня есть волшебная вещица, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:

1. Маленький, кругленький,

А за хвост не поймаешь. (КЛУБОК)

Чтобы клубок привёл нас в сказочную страну нужно сказать волшебные слова: «Катись клубок впереди и детей в сказку приведи».

Клубок катится, дети вслед за ним подходят к дубу.

Воспитатель: Мы очутились в стране Лукоморье. Вот знаменитый дуб, здесь и золотая цепь и кот учёный. Из какого произведения Пушкина эта страна?

Ответы детей: Из поэмы «Руслан и Людмила».

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем разминку под стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»

Физминутка:

У Лукоморья дуб зелёный;  Дети поднимают руки вверх

Златая цепь на дубе том:  Делают движения руками крест на крест

И днём и ночью кот учёный

 Всё ходит по цепи кругом;

Идут друг за другом по кругу

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Движения руками вправо, влево

Там чудеса:  там леший бродит,  Закрывают глаза руками

Шевеля пальцами, поднимают руки вверх

Русалка на ветвях сидит;  Движение «волна» сверху вниз

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;  

Идут по кругу на внешней стороне стопы

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.

Дети садятся на стульчики.

Голос кота: (магнитофонная запись)

Воспитатель:  Ребята, в волшебной стране Лукоморье нас приветствует стране учёный кот. А  на дубе висят разноцветные листочки, в них задания для вас. Если вы с ними справитесь, получите от Кота подарок.  Вы готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Ну что же приступим.

Листочек № 1

Продолжи фразу:

Царь с царицею простился

В путь дорогу СНАРЯДИЛСЯ.

И царица у окна

Села ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

Жил-был поп

Толоконный ЛОБ,

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого ТОВАРУ.

Ей в приданое дано

Было ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;

- Свойство зеркальце имело:

Говорить оно УМЕЛО!

Жил старик со своею старухой

У самого СИНЕГО МОРЯ.

 Белка песенки поет

Да орешки ВСЕ ГРЫЗЕТ,

- А орешки не простые,

Все скорлупки ЗОЛОТЫЕ!

Листочек № 2

1.Игра «Из какой  сказки?»

Дети одгадывают сказку по иллюстрации.

Листочек№ 3

  1. Игра «Составь слова из слогов»

На доске написаны слоги:

Сначала мы попробуем их с вами составить.

КА

РУ

ВОД

РЕ

С

РЫБ

С

НЕ

МО

РИК

ТА

ТА

ХА

  1. Из какого произведения эти слова?

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Объяснить смысл слов:

«землянка» - жилище вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.

«ветхая» - старая, покосившаяся.

«невод» - сеть для ловли рыбы.

 «светелка»-небольшая комната.

«маковка»-макушка.

Листочек № 4

1. Задание называется: «Поиграем в рифмы»

Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка

Совет – ответ, привет.

Майка – гайка, зайка, зазнайка

Палка – галка, скалка, скакалка

Кот – бегемот, кашалот

Кружка – подружка, клюшка

Крыльцо – кольцо

Берёзы – розы, мимозы, слёзы

Осины – апельсины

Град – виноград, шоколад, мармелад.

Листочек № 5

Игра «Будь внимательным!»

Я буду называть персонажей различных сказок, и если этих героев нет в сказках Пушкина, то вы хлопните в ладоши.

Царевна - Лебедь, лиса, комар

Мачеха, яблоко, колобок

Поп, кот Леопольд, Балда

Старуха, золотая рыбка, журавль

Конёк-Горбунок, Алёнушка, белка.

Чтение стихотворений детьми.

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветет в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

То были чудные мгновенья,

Когда стихи его читал.

«У лукоморья дуб зеленый»

Я с упоеньем повторял.

Передо мною кот ученый

Ходил усатый и крутой.

Русалки на ветвях сидели

Одна красивее другой.

С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно из бочки выбивал,

И злого коршуна у моря

Рукой Гвидона убивал.

И деда рыбака у моря

В походах к рыбке узнавал,

И злую, жадную старуху

Всем детским  сердцем призирал.

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он – без перевода.

3. Заключительная часть с элементами рефлексии.

Воспитатель: Где мы с вами сегодня побывали?

Ответы детей: В Лукоморье.

Воспитатель: В сказках кого поэта?

Ответы детей: Побывали в сказках Пушкина, великого русского поэта.

Воспитатель: Какие задания Кота мы выполняли?

Ответы детей: Отгадывали кроссворд, продолжали фразу, составляли слова из слогов, отгадывали к какой сказке иллюстрация, играли в рифмы.

 Воспитатель: Какое задание для вас было трудным и почему?

(ответы детей)

Воспитатель: Какое задание для вас было легким и почему?

(ответы детей)

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

(ответы детей)

Воспитатель: Наше занятие окончено, всем спасибо! А сейчас я всех приглашаю на выставку книг и рисунков.

4. Дальнейшая разработка темы.

Рисование иллюстраций по данной теме .

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №90»

Непосредственно организованная  деятельность  по развитию речи

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

для детей подготовительной группы

                                                 

                                              Подготовила и провела

                                                               Воспитатель Карасева Ю.Л.

Саранск

2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию (раздел чтение художественной литературы) "Викторина по сказкам" для детей подготовительной группы.

Я использую викторину как форму организации речевого развития детей старшего дошкольного возраста.Викторина-это атмосфера игры,которая создает дух соревновательности,вызывает желание у каждого ребенка...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

Конспект итоговой нод по речевому развитию (развитие речи) на тему: «Что такое сказка?» для детей подготовительной группы

Цель: обобщить представления детей о сказках.Задачи:Обучающие: •углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.•упражнять в словообразовании и слово...