Главные вкладки

    Непосредственно организованная деятельность по развитию речи Тема: «Что за прелесть эти сказки!» для детей подготовительной группы.
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Карасева Юлия Леонидовна

    Сказка играет важную роль в развитии дошкольников. В его воображении живет целый мир, неизведанной и манящей, мир сказки, знакомой с колыбели. Сказки А.С.Пушкина любимы детьми дошкольного возраста. В этом возрасте они очень восприимчивы к ярким картинкам. И к героям Пушкинских сказок у них складывается особое отношение. Ребенок берет из сказки А.С.Пушкина ощущение радости жизни, веру в чудо. В своей работе я пыталась приблизить детей к сказке, погрузится вместе с ними в мир чудес.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_asp.doc93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема НОД: «Что за прелесть эти сказки!»

    Образовательная область: Речевое развитие.

    Вид НОД: Развитие речи.

    Возрастная группа: подготовительная группа.

    Цель НОД: Закрепить знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках.

    Задачи:

    Образовательные: Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно;

    формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.

    Развивающие: развивать связную речь; мышление; развивать слуховое внимание, артикуляцию,  творческие способности, память, воображение;  

    продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; учить подбирать определения, которые описывают тот или иной предмет, употреблять синонимы, образовывать глагольные формы, подбирать рифмы к словам, развивать фонематический слух.

    Воспитательные: воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта; воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать поэзию.

    Интеграция образовательных областей:

    ОО «Социально – коммуникативное развитие»: развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости

    ОО «Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. 

    ОО «Физическое развитие»: совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной активности; формировать умение осознано выполнять движение;

    - активизация:  рифма, поэт, крылатые слова, русские народные сказки.

    - обогащение: ветхая, невод, землянка.

    Предварительная работа:

    ОО «Речевое развитие»: разучивание отрывков из сказок.

    ОО «Социально – коммуникативное развитие»: дидактическая игра «Продолжи фразу», «Поиграем в рифмы».

    ОО «Художественно – эстетическое развитие»: рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина и беседа по ним.

    ОО «Физическое развитие»: проведение пальчиковых игр, физминуток.

    Материал: Портрет А.С.Пушкина,  выставка книг А.С. Пушкина,  работы детей по сказкам А.С. Пушкина, кроссворд, листочки с заданиями, рисунок «Лукоморье», иллюстрации к сказкам.

    Методические приемы:

    Словесные: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная беседа, дидактическая игра.

    Наглядные: рассматривание иллюстраций.

    Игровые: создание игровой ситуации, воображаемая ситуация в развернутом виде.

    Мотив детской деятельности: путешествие по сказкам, присутствие игровых персонажей.

    Ход занятия

    1. Вводная часть (дети сидят кругом на стульчиках )

    Воспитатель:  

    Недаром дети любят сказку

    Ведь сказка тем и хороша,

    Что в ней счастливую развязку

    Уже предчувствует душа.

    И на любые испытанья

    Согласны храбрые сердца

    В нетерпеливом ожидании,

    Благополучного конца.

    (В. Берестов)

    Теперь  сделаем пальчиковую гимнастику, что бы у наших пальчиков то же было хорошее настроение.

    Белка                  (В самом начале кулачек сжимают и разжимают,                           затем по очереди загибают пальчики)

    Сидит белка на тележке,

    Продаёт она орешки:

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому…

    2. Основная часть

    Я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие, путешествие в сказку. А вы сказки любите? А как начинаются сказки, помните?

    Ответы детей: Жили - были; в некотором царстве; за лесами, за долами и т.д.

    А  автора сказок, в каких мы сегодня побываем, узнаете, если разгадаете кроссворд:

    1

    1. Вы ж голубушки-сестрицы

    Выбирайтесь из светлицы.

    Поезжайте вслед за мной,

    Вслед за мной и за сестрой.

    Будь одна из вас ткачиха,

    А другая (ПОВАРИХА)

    2. Ты волна моя, волна

    Ты бурлива и вольна…

    Пожалей ты нашу душу,

    Выплесни ты нас на сушу!

    - Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (БУЯН)

    3. Вот мудрец перед Дадоном

    Стал и вынул из мешка

    Золотого (ПЕТУШКА)

    4. Правду молвит молодица,

    Уж и впрямь была царица

    Высока, стройна, бела

    И умом и всем взяла.

    Ей в приданное дано

    Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно

    5. Вот открыл царевич очи,

    Отрясая грёзы ночи

    И дивясь, перед собой

    Видит город он большой.

    И среди своей столицы

    С разрешения царицы,

    В тот же день стал править он

    И назвался – князь (ГВИДОН)

    6. Негде, в тридевятом царстве

    В тридесятом государстве

    Жил был славный царь (ДАДОН)

    Дети читают ключевое слово:  ПУШКИН

    Воспитатель: Вот вы и отгадали фамилию автора этих сказок. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вы знаете, что его называют народным поэтом. Как вы думаете, почему?

    Ответы детей: Потому, что его сказки очень похожи на русские народные; потому, что его сказки были понятны и бедным, и  богатым, и взрослым, и детям.

    Воспитатель: Правильно. Кроме того, Пушкина считают народным поэтом потому, что все его произведения написаны прекрасным русским языком.

    Просмотр презентации.

    Чтобы вам отправится  в сказочное путешествие, и я хочу вам помочь, у меня есть волшебная вещица, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:

    1. Маленький, кругленький,

    А за хвост не поймаешь. (КЛУБОК)

    Чтобы клубок привёл нас в сказочную страну нужно сказать волшебные слова: «Катись клубок впереди и детей в сказку приведи».

    Клубок катится, дети вслед за ним подходят к дубу.

    Воспитатель: Мы очутились в стране Лукоморье. Вот знаменитый дуб, здесь и золотая цепь и кот учёный. Из какого произведения Пушкина эта страна?

    Ответы детей: Из поэмы «Руслан и Людмила».

    Воспитатель: Ребята, давайте сделаем разминку под стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»

    Физминутка:

    У Лукоморья дуб зелёный;  Дети поднимают руки вверх

    Златая цепь на дубе том:  Делают движения руками крест на крест

    И днём и ночью кот учёный

     Всё ходит по цепи кругом;

    Идут друг за другом по кругу

    Идёт направо - песнь заводит,

    Налево - сказку говорит.

    Движения руками вправо, влево

    Там чудеса:  там леший бродит,  Закрывают глаза руками

    Шевеля пальцами, поднимают руки вверх

    Русалка на ветвях сидит;  Движение «волна» сверху вниз

    Там на неведомых дорожках

    Следы невиданных зверей;  

    Идут по кругу на внешней стороне стопы

    Избушка там на курьих ножках

    Стоит без окон, без дверей;

    Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.

    Дети садятся на стульчики.

    Голос кота: (магнитофонная запись)

    Воспитатель:  Ребята, в волшебной стране Лукоморье нас приветствует стране учёный кот. А  на дубе висят разноцветные листочки, в них задания для вас. Если вы с ними справитесь, получите от Кота подарок.  Вы готовы?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Ну что же приступим.

    Листочек № 1

    Продолжи фразу:

    Царь с царицею простился

    В путь дорогу СНАРЯДИЛСЯ.

    И царица у окна

    Села ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

    Жил-был поп

    Толоконный ЛОБ,

    Пошел поп по базару

    Посмотреть кой-какого ТОВАРУ.

    Ей в приданое дано

    Было ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;

    - Свойство зеркальце имело:

    Говорить оно УМЕЛО!

    Жил старик со своею старухой

    У самого СИНЕГО МОРЯ.

     Белка песенки поет

    Да орешки ВСЕ ГРЫЗЕТ,

    - А орешки не простые,

    Все скорлупки ЗОЛОТЫЕ!

    Листочек № 2

    1.Игра «Из какой  сказки?»

    Дети одгадывают сказку по иллюстрации.

    Листочек№ 3

    1. Игра «Составь слова из слогов»

    На доске написаны слоги:

    Сначала мы попробуем их с вами составить.

    КА

    РУ

    ВОД

    РЕ

    С

    РЫБ

    С

    НЕ

    МО

    РИК

    ТА

    ТА

    ХА

    1. Из какого произведения эти слова?

    («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    1. Объяснить смысл слов:

    «землянка» - жилище вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.

    «ветхая» - старая, покосившаяся.

    «невод» - сеть для ловли рыбы.

     «светелка»-небольшая комната.

    «маковка»-макушка.

    Листочек № 4

    1. Задание называется: «Поиграем в рифмы»

    Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка

    Совет – ответ, привет.

    Майка – гайка, зайка, зазнайка

    Палка – галка, скалка, скакалка

    Кот – бегемот, кашалот

    Кружка – подружка, клюшка

    Крыльцо – кольцо

    Берёзы – розы, мимозы, слёзы

    Осины – апельсины

    Град – виноград, шоколад, мармелад.

    Листочек № 5

    Игра «Будь внимательным!»

    Я буду называть персонажей различных сказок, и если этих героев нет в сказках Пушкина, то вы хлопните в ладоши.

    Царевна - Лебедь, лиса, комар

    Мачеха, яблоко, колобок

    Поп, кот Леопольд, Балда

    Старуха, золотая рыбка, журавль

    Конёк-Горбунок, Алёнушка, белка.

    Чтение стихотворений детьми.

    Люблю я Пушкина творенья,

    И это вовсе не секрет.

    Его поэм, стихотворений

    Прекрасней не было и нет!

    С мальства его читаем сказки,

    В них жар души, природы краски.

    Добро цветет в них, злоба чахнет.

    В них русский дух, в них Русью пахнет!

    То были чудные мгновенья,

    Когда стихи его читал.

    «У лукоморья дуб зеленый»

    Я с упоеньем повторял.

    Передо мною кот ученый

    Ходил усатый и крутой.

    Русалки на ветвях сидели

    Одна красивее другой.

    С Гвидоном вместе плыл я в бочке

    И дно из бочки выбивал,

    И злого коршуна у моря

    Рукой Гвидона убивал.

    И деда рыбака у моря

    В походах к рыбке узнавал,

    И злую, жадную старуху

    Всем детским  сердцем призирал.

    За Пушкина Руси спасибо

    От имени всего народа!

    Ведь мы стихи его читаем

    Как он – без перевода.

    3. Заключительная часть с элементами рефлексии.

    Воспитатель: Где мы с вами сегодня побывали?

    Ответы детей: В Лукоморье.

    Воспитатель: В сказках кого поэта?

    Ответы детей: Побывали в сказках Пушкина, великого русского поэта.

    Воспитатель: Какие задания Кота мы выполняли?

    Ответы детей: Отгадывали кроссворд, продолжали фразу, составляли слова из слогов, отгадывали к какой сказке иллюстрация, играли в рифмы.

     Воспитатель: Какое задание для вас было трудным и почему?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Какое задание для вас было легким и почему?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Наше занятие окончено, всем спасибо! А сейчас я всех приглашаю на выставку книг и рисунков.

    4. Дальнейшая разработка темы.

    Рисование иллюстраций по данной теме .

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №90»

    Непосредственно организованная  деятельность  по развитию речи

    Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

    для детей подготовительной группы

                                                     

                                                  Подготовила и провела

                                                                   Воспитатель Карасева Ю.Л.

    Саранск

    2016


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию (раздел чтение художественной литературы) "Викторина по сказкам" для детей подготовительной группы.

    Я использую викторину как форму организации речевого развития детей старшего дошкольного возраста.Викторина-это атмосфера игры,которая создает дух соревновательности,вызывает желание у каждого ребенка...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

    Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

    Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

    Конспект итоговой нод по речевому развитию (развитие речи) на тему: «Что такое сказка?» для детей подготовительной группы

    Цель: обобщить представления детей о сказках.Задачи:Обучающие: •углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.•упражнять в словообразовании и слово...