Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «В гостях у радуги»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

СЕВРЮКОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Цель:

Связная речь. Учить составлять рассказ по опорным картинкам; рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы; воспитывать навыки связной речи.

Грамматика. Учить детей понимать и употреблять  в речи наречия; закреплять умение согласовывать прилагательные с именами существительными.

Словарь. Развивать и обогащать активный словарь детей.

Звуковая культура речи. Упражнять в произношении изолированного

звука Р, а также звука Ш в словах.

Способствовать нравственному развитию ребёнка, путём формирования у него представлений о добре, дружбе, культуре общения; воспитывать толерантность, доброжелательное отношение друг к другу; развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx591.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в  старшей группе

«В гостях у радуги»

Цель:

Связная речь. Учить составлять рассказ по опорным картинкам; рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы; воспитывать навыки связной речи.

Грамматика. Учить детей понимать и употреблять  в речи наречия; закреплять умение согласовывать прилагательные с именами существительными.

Словарь. Развивать и обогащать активный словарь детей.

Звуковая культура речи. Упражнять в произношении изолированного

звука Р, а также звука Ш в словах.

Способствовать нравственному развитию ребёнка, путём формирования у него представлений о добре, дружбе, культуре общения; воспитывать толерантность, доброжелательное отношение друг к другу; развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение.

Оборудование и материалы: цветные карандаши (цвета спектра); картонный макет радуги на магнитах; опорные картинки – дождь, луг, насекомые, солнце, радуга; дидактическая игра «Волшебные цветы»; картонный макет дома; детский стульчик, украшенный аппликацией; аудиозапись песни В. Шаинского «Мир похож на цветной луг».

Предварительная работа: изучение цветов спектра; рассматривание иллюстрации «Радуга»; рассказ воспитателя «Как появилась радуга»; дидактическая игра «Бабочки и цветы»; разучивание речевых упражнений по звукопроизношению; загадывание загадок о временах года; словесная игра «Скажи наоборот»; разучивание стихотворений Кондратьева «Здравствуйте!», «Добрый день»; чтение В.Осеевой «Волшебное слово»;беседа с детьми на тему «Как надо называть человека».

Ход занятия:

Воспитатель: /держа в руках коробку с цветными карандашами/  Ребята, сегодня для занятия я приготовила цветные карандаши, но рисовать ими мы не будем. Сегодня мне хочется прочитать вам сказку о словах, которые помогут нарисовать мир в красках  и без цветных карандашей.

   

         Воспитатель читает детям сказку М. Стояна, по ходу чтения выставляя на магнитной доске картонный макет радуги                

Часто во время дождя,

ты стоишь у окна,

смотришь, прислушиваешься,

 и тебе начинает казаться,

 что у всех вещей есть голос,

 что все они разговаривают

  и твои карандаши, правда?

                   Слышишь, говорит красный:  

                   Я – мак, я – огонь, я – знамя…

                   Вслед за ним откликается оранжевый:

                   Я – апельсин, я – морковь, я – лиса…

                   Жёлтый тоже не молчит:

                   Я – пух утёнка, я – пшеница, я – солнце…

                   И зелёный шелестит:

                   Я – трава, я – сады, я – леса…

                    И синий не отстаёт:

                    Я – колокольчик, я – небо, я – море…

                    И фиолетовый шепчет:

                    Я – сумерки, я – сирень в цвету, я – слива…

        Но вот дождь смолкает,

        И вместе с ним смолкают цветные карандаши.

        - Смотрите! – говорит красный,

             Радуга – это я!

        - И я, - добавляет оранжевый.

        - И я, - улыбается жёлтый.

           - И я, - ликует зелёный.

                - И я, - кричит голубой.

        - И я, -  веселится синий.

        - И я, - смеётся фиолетовый.

Воспитатель: Что у нас получилось? Крашенное коромысло через реку повисло. Что это? Правильно, это радуга! А вы когда-нибудь видели радугу? /ответы детей/ Кто из вас расскажет, когда её можно увидеть?

 Дети: Радугу можно увидеть после дождя, если выглянет солнце.

Воспитатель: Правильно. Давайте вместе придумает рассказ о радуге, а картинки нам помогут. /выставляет картинку  с изображением дождя/           Кто начнёт?

        Дети: Однажды над лугом шёл сильный дождь.

        Воспитатель: А кто на лугу был рад дождю? /выставляет картинку с изображением цветущего луга/

        Дети: Трава и луговые цветы были рады дождю. Вода напоила землю, зазеленела трава, распустились цветы.

        Воспитатель: Кто на лугу испугался дождя? /картинка с изображением насекомых: бабочек, мух, стрекоз/

        Дети: Бабочки, стрекозы, мухи испугались дождя. Они спрятались под листочками, в щёлках и норках. Насекомые не смогут летать, если дождь намочит их крылья.

            Воспитатель: Что же  было дальше? /картинка с изображением солнца, голубого неба/

        Дети:  Дождь кончился, небо вновь стало голубым. Засияло яркое, лучистое солнце.

        Воспитатель:  Но мы же знаем, что если после дождя выглядывает солнце, то … /картинка с изображением радуги/

        Дети: На небе появилась разноцветная радуга.

        Воспитатель: Рассказ получился просто замечательный. А теперь представьте, что на этом лугу оказались и мы с вами. Я приглашаю вас на луг,  

                           

                         Упражнение на релаксацию

                       «Нарисуем то, о чём мы говорили»

Дети садятся на ковёр по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего «рисуют»  дождь, цветы и траву, насекомых, солнце и т.д.

             конспект 004         

Воспитатель: В радуге над горизонтом – все краски митра: и апельсины, и пшеница, и небо, и море, и сирень в цвету. Посмотрите на небо над лугом после дождя, и вы увидите там огромную разноцветную радугу. Она – словно ворота, ведущие в сказочную страну. Хотите туда отправиться? Это очень добрая сказочная страна.   Туда могут попасть только добрые и хорошие дети. А вы – такие? Тогда давайте напомним об этом друг другу.

                             

                                 Игра «Похвали соседа»

         Дети, сидя   в  кругу, хвалят своих соседей, характеризуя их с помощью прилагательных, согласовывая прилагательные с существительными,    например: Саша – смелый,  Никита – добрый и сильный, Настя – ласковая, Ирина – весёлая и т.д.

        

Воспитатель: В волшебной стране все умеют правильно и красиво говорить, выговаривают все звуки. А вы умеете? Давайте потренируемся чётко выговаривать звук Ш

                         

                       Упражнение на звукопроизношение

                                            «Что у кого?»

        Крылышки у мошки,                           Кошка у Луши,

        Пушинки у кошки,                              Мышка у Танюши,

        Камешки у Маши,                               Ушки у мишки,    

        Шкатулка у Наташи,                            Хвостик у мартышки.

        Воспитатель: А ещё в этой стране живут разные звери. Они хотя и рычат, но никого не кусают, потому что страна эта добрая. Вспомните и назовите таких зверей, которые умеют рычать.  

        Дети: тигры, медведи, львы, волки, пантеры ит. д.

        Воспитатель: А теперь встаньте в круг, представьте, что вы звери, закройте своими «лапами» свои «мордочки». Поиграем в игру.

                   

                        Физкультминутка. Игра «Звери»

Воспитатель стоит в центре круга и легонько постукивает по «лапкам» «зверей», произнося слова:   Не стучите в эти двери,

                                                 Спят уже, наверно, звери!

                                                 Если будете стучать –

                                                 Звери могут зарычать!

После слова «зарычать» дети дружно выглядывают из своих укрытий и рычат: Р – Р – Р!

конспект 005             

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие необыкновенные цветы растут в волшебной стране. В серединке цветка вопрос – «Когда?», значит мы с вами будем на него отвечать. Сколько лепестков, столько вопросов. Слушайте первый вопрос.

                                   Игровое упражнение

                                «Волшебные цветы»

                                              Нам вставать уже пора

                                              Петушок поёт с …./утра/;

                                              Мы обедать все идём

                                              И бывает это…./днём/  и т. д.

        Воспитатель: А в серединке следующего цветка вопрос «Как?».

конспект 002Давайте и на него попробуем ответить.

        Как пищит мышка? /тихо/

        Как рычит лев? /громко/

        Как бежит заяц? /быстро/

        Зимой на улице как? /холодно/

1А вы отвечаете как? /правильно/  и т. д.

                         

Воспитатель:  А  какие яркие и нарядные дома в стране у радуги. Давайте рассмотрим вот этот дом и ответим на вопрос, который написан на его крыше: «Где?»

                                     

                                 Игровое упражнение

                                        «Назови где?»

        Где фундамент дома? /внизу/

        Где крыша? /вверху/

        Где крылечко? /слева/   и т. д.

        

Воспитатель: Молодцы, вы старательно отвечали на вопросы, а теперь отдохнём и поиграем в игру с мячом.

         

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Дети стоят в кругу. Воспитатель поочерёдно бросает детям мяч, называя наречие, дети должны вернуть мяч, подобрав противоположное по значению наречие. Например: тепло – холодно, грязно – чисто, быстро – медленно и т. д.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение – загадку

                     «Что за слово?»

        Маша знала слов немало,

        Но одно из них пропало,

        И оно-то – как на грех –

        Говорится чаще всех.

        Это слово ходит следом

        За подарком, за обедом,

        Это слово говорят,

        Если вас благодарят…/спасибо/

                                                       В. Голяховский

Правильно, это вежливое слово «спасибо». Обитатели волшебной страны знают и очень часто говорят вежливые или, как их ещё называют, волшебные слова. Мы с вами тоже знаем такие слова. Вспомните их и назовите.

  Дети: Пожалуйста, здравствуйте, будьте добры, спасибо и т. д.

Воспитатель: Молодцы, много слов вспомнили. А теперь послушаем стихотворения о вежливых словах.

Дети читают заранее выученные стихотворения:

             

             «Здравствуйте!»

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

-Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

                                         

                                     «Добрый день»

                           - Добрый день! – тебе сказали.

                           - Добрый день! – ответил ты.

                            Вас две ниточки связали

                            Теплоты и доброты.

                                                               А. Кондратьев

Воспитатель: И действительно, добрые слова словно связывают нас друг с другом, получается цепочка доброты.

 

     

Психогимнастика «Цепочка доброты»

          - Давайте,  ощутим теплоту друг друга. Закроем глаза и представим, как теплота распространяется по всему телу, а теперь постараемся передать это тепло соседу путём прикосновения ладошки или поглаживания по руке, можно обняться, и тогда  тепло и доброта передастся  всем   по цепочке, от одного к другому. Итак, волшебные слова стали нашими друзьями, и в наших сердцах осталось так много доброты.              

         Раздаётся стук в дверь и появляется плачущая девочка. Роль исполняет воспитатель или ребёнок подготовительной группы.

        Воспитатель: Что случилось? Кто ты и почему плачешь?

        Катя:  Меня зовут Катя, а плачу я потому, что девочки, с которыми я играла во дворе, называют меня Катькой.  Мне это совсем не нравится, я не Катька, а Катя.

        Воспитатель: Я знаю, что делать, мы возьмём тебя с собой в волшебную страну, ведь там есть волшебный чудо-стульчик, а он-то поможет нам успокоить и порадовать тебя.

Воспитатель показывает детям стул, украшенный цветной аппликацией                                     

        Воспитатель: Этот чудо-стульчик не простой, того, кто на нём сидит можно называть только добрыми ласковыми словами. Давайте посадим на него Катю и  позовём её.

           Дети:  Катя, Катюша, Катенька и т. д.

        Воспитатель: Но человека можно называть не только по имени, но и другими ласковыми словами, например, солнышко, лапушка. Может быть кого-то из вас тоже называют таким ласковым словом? Давайте попробуем найти такие слова и для Кати.

        Дети:  Котёнок, лапочка, заинька и т. д.  

 Воспитатель: Посмотрите, ребята, Катя уже не грустит, она улыбается. А кто из вас хочет посидеть на чудо-стульчике?              

                 

                        Игровое упражнение «Чудо – стульчик»

Дети поочереди садятся на стульчик, а остальные стараются позвать их ласково по имени или как-то иначе.

        Воспитатель: Вот какие интересные имена у наших ребят!  Как красиво и ласково можно их называть! Будет очень хорошо, если мы в группе будем называть друг друга ласковыми, нежными и добрыми  словами. Тогда и наше настроение будет добрым и радостным. Таким, что захочется петь и танцевать, как   сейчас.

Дети исполняют песню «Мир похож на цветной луг», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Воспитатель: Ребята, наше занятие  подошло к концу. Мы побывали сегодня в гостях у радуги. Радуга» мы покидаем твои владения, но секреты твоих цветов и слов, с которыми м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий праздника 8 марта в старшей группе " В гости к радуге"

Сценарий лоя старшей группы детского сада...

Конспект занятия по изодеятельности на тему "В гостях у радуги"

На этом занятии дети рисуют пейзаж с радугой, закрепляя знания последовательности цвета в спектре радуги....

Непрерывно непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «В гости к радуге»

ПсихогимнастикаЦель: Снятие психического напряжения и сохранения эмоционального благополучия детей, предупреждение эмоциональных расстройств у детей.   Дети вошли в группу и увидели го...

Конспект занятия по изодеятельности на тему "В гостях у радуги"

На занятии дети рисовали радугу, закрепили знания о цвете: три основных и дополнительные цвета. Познакомились с новым жанром изобразительного искусства- пейзаж....

Конспект занятия по развитию речи группе « В гости к бабушке Матрёне»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке Матрене»Подготовила воспитатель I квалификационной категории Евдокимова Н.В.Цель :Приобщить детей к народной к...

Конспект открытого занятия во 2 младшей группе «В гости к радуге»

Развивать эмоциональную сферу ребенка.Доставить радость и интерес к деятельности,развивать речь,закреплять знание о названии цвета....

Досуг в старшей группе "В гостях у радуги"

Досуг по эстетическому воспитанию...