Конспект ООД «Путешествие в песочную страну»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект  ООД  в старшей группе по познавательно-речевому развитию

Тема: «Путешествие в песочную страну»

Цель:  Развитие связной речи ребёнка

Задачи:  Формировать у детей представления об особенностях климата, растительного и животного мира пустыни; способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающим цвет.

Расширить и активизировать словарь: пустыня, оазис, караван, верблюжья колючка, песчаная буря, барханы

Развивать тактильную память, мелкую моторику кисти, слуховое внимание и восприятие.

Оборудование:  Силуэт солнца и лучики на липучках; тактильная коробка с песком; «волшебная палочка», схема с геометрическими фигурами и цифрами; сундучок с маленькими зеркалами; картинки об использовании песка человеком; цветные жетоны; кинетический песок на подносах; картинки о пустыне; силуэт солнца на длинной ручке; цветной песок; ёмкости пустые; палочки; салфетки.

Организационный момент

Воспитатель:  У нас в гостях сегодня солнышко/показ силуэта солнца/.  Что не хватает солнышку? /лучиков/. Давайте ему поможем. Перечислим хорошие поступки, и солнышко опять засияет.  /С проговариванием фраз дети прикрепляют к силуэту лучики на липучках/.

1.     Дидактическое упражнение «Солнышко светит тому, кто…»

…Кто подметает пол

…Кто кормит птиц зимой

…Кто не рвёт книги

…Кто делится игрушками с друзьями

…Кто делает зарядку

…Кто аккуратно складывает вещи в шкаф

…Кто сам убирает игрушки

…Кто благодарит за помощь

Восп: Кто любит путешествовать. А вы любите? Предлагаю вам угадать на ощупь, куда мы сегодня отправимся в путешествие. Коробочка нам поможет.

2.     Дидактическое упражнение «Угадай на ощупь»

Дети определяют содержимое коробочки /песок /.                       

Воспитатель: Скажите, какой песок на ощупь? /сухой, холодный, сыпучий/, давайте вспомним загадку о песке:

Он рассыпчатый такой

А на солнце золотой

Как намочишь ты его

Сразу слепишь хоть чего

Мы сегодня отправимся в песочную страну. У меня есть волшебная палочка: «Вокруг себя вы повернитесь, в стране песочной окажитесь!»/ воспроизвести «волшебные» звуки песочной страны /

3.     Дидактическое упражнение «Расскажи, что за звуки ты слышишь?»

 Слышны звуки моря, ветра, ручья,  птиц, дождя. Дети поочерёдно их отгадывают. 

Воспитатель: Вот и песочная страна. Куда же нам идти? А вот и схема-карта. /С геометрическими фигурами и цифрами. Далее дети двигаются по схеме/

Схема-карта: № 1 круг--- №2 квадрат--- № 3 овал--- № 4 треугольник--- № 5 прямоугольник

Воспитатель:  Двигаемся  по схеме № 1 круг. Вот картинки.

4.     Беседа по картинкам «Где используют песок?» 

/ Асфальтирование дорог, тушение пожаров, в медицине, игры с песком, обработка дорог зимой, строительство зданий, изготовление стекла/

Воспитатель: Двигаемся дальше №2 квадрат. Сундучок.            

/Дети садятся на стулья вокруг него. Педагог раздаёт им маленькие зеркала. Работу языка и губ ребята контролируют в отражении зеркала/

5.     Артикуляционная гимнастика «Язычок»

Открываем рот, это дом

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин язычок

На губу лопатой лёг  /упр. «Лопаточка»/

Язычок гулять выходит

Домик он кругом обходит /упр. «Вкусное варенье»/

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам  /упр. «Часики»/

Видит, губки очень гибки

Ловко тянутся к улыбке

А теперь наоборот, губки тянутся вперёд /упр. «Слоник»/

Воспитатель: Мы  ориентируемся по схеме № 3 фигура овал - «Живой песок». Ребята, в этой стране есть необычный песок, он « живой». Вы хотели бы с ним немного поиграть? Присаживайтесь за столы.

Какой песок на ощупь? /мягкий, влажный, течёт в руках, как «живой»/

6. Дидактическое упражнение «Доставай_- цвета называй»

Перед детьми подносы на каждого ребёнка с кинетическим песком. В песке спрятаны разноцветные жетоны. Дети находят в песке жетон и  к прилагательному подбирают существительное, имеющее соответствующий цвет.

Воспитатель:   Что у нас какого цвета мы расскажем вам об этом

Красный — огонь, флаг, мак, малина

Жёлтый --- лимон, солнце, цыплёнок, репа

Зелёный --- огурец, трава, ель, кузнечик

Оранжевый --- морковь, апельсин, хурма, мандарин

Чёрный --- асфальт, земля, шины, грязь, глаза

Голубой --- небо, глаза, незабудки, лёд

Белый --- снег, мел, сахар, соль, пена, мука

Коричневый --- шишка, медведь, шоколад, жёлудь

7.     Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

1,2,3,4,5 —  Мы во двор пошли гулять  / «Идут» указательным и средним пальчиками по песку/

Пирожки лепили.   /  Лепят комочек двумя ладонями/

Птичек крошками кормили / «Крошат хлеб» - песок всеми пальчиками/

С горки мы потом катались.  / Ведут пальцами по песку/

А ещё в песке валялись. / Ладошки кладут на песок одной и другой стороной/

Все в песке домой пришли. /  Отряхивают ладошки/

Съели суп, и спать легли. / «Едят ложкой»  черпают ладошками, затем кладут ладони на песок одна на другую. В конце гимнастики вытирают руки салфетками/

8.     Физкультурная минутка « По песочной стране мы ходили»

По песочной стране мы ходили.  /  Шагают /

Из песка мы всё лепили  / Имитация лепки руками /

Мы слепили домик с крышей.  /    Присесть, сложить руки над головой /

А деревья ещё выше. /   Подняться на носки, руки вверх  /

Ветер дунул, вот тогда. /   Сложить руки около рта и подуть  /

Кончилась наша игра. /    Развести руки в стороны  /

В: Смотрим схему № 4 треугольник «Волшебный экран»

9.     Просмотр слайдов «О пустыне»

 Воспитатель: Дети, кто знает, что такое пустыня? / ответы детей/ Нам поможет больше узнать волшебный экран. Присаживайтесь около экрана.

а) Показ слайдов о пустыне: оазис, песчаная буря, караван верблюдов, палящее солнце, скудная растительность, барханы, животные пустыни

б) Пересказ с помощью картинок

Воспитатель: Чтобы глаза отдохнули  после просмотра, поиграем немного. /Дети садятся за столы, локти ставят на стол, ладонями обхватывают щёки./

10.   Гимнастика для глаз «Лучик озорной»

Повторяйте: Будем глазками на солнце

                         Мы внимательно смотреть

                          Щёчки ручками обнимем

                          Чтоб головкой не вертеть

                          Только глазки наблюдают

                           Всё увидят, всё узнают

Педагог, проговаривая текст, манипулирует силуэтом солнышка на длинной ручке:

Лучик, лучик озорной

Поиграй-ка, ты со мной  /моргают глазами /

Ну-ка, лучик повернись,

На глаза мне покажись /круговые движения глазами/

Взгляд я влево отведу /посмотреть влево/

Лучик солнца я найду.

Взгляд  я вправо отведу  /посмотреть вправо/

Снова лучик я найду

Посмотрю глазами вдаль, /силуэт солнца отодвигается дальше/

Убежал мой лучик. Жаль!

11.   Сувенир на память «Оазис в пустыне»

Воспитатель: Далее №5 прямоугольник. Здесь на столе цветной песок. Какие цвета вы видите? /жёлтый, голубой, зелёный/. Предлагаю вам сделать сувенир на память о путешествии по песочной стране /показ образца/. А сейчас посмотрите на экран /показ слайдов в технике «Санд»/ Есть искусство, которое зародилось в стране Египет. Это составление изображений из цветного песка в стеклянных ёмкостях. Присаживайтесь за столы. /по показу педагога дети делают сувенир /.

Дети по показу воспитателя заполняют пустые ёмкости цветным песком, используют палочки для смешения песка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_puteshestvie_v_pesochnuyu_stranu.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  ООД  в старшей группе по познавательно-речевому развитию

Тема: «Путешествие в песочную страну»

Цель:  Развитие связной речи ребёнка

Задачи:  Формировать у детей представления об особенностях климата, растительного и животного мира пустыни; способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающим цвет.

Расширить и активизировать словарь: пустыня, оазис, караван, верблюжья колючка, песчаная буря, барханы

Развивать тактильную память, мелкую моторику кисти, слуховое внимание и восприятие.

Оборудование:  Силуэт солнца и лучики на липучках; тактильная коробка с песком; «волшебная палочка», схема с геометрическими фигурами и цифрами; сундучок с маленькими зеркалами; картинки об использовании песка человеком; цветные жетоны; кинетический песок на подносах; картинки о пустыне; силуэт солнца на длинной ручке; цветной песок; ёмкости пустые; палочки; салфетки.

Организационный момент

Воспитатель:  У нас в гостях сегодня солнышко/показ силуэта солнца/.  Что не хватает солнышку? /лучиков/. Давайте ему поможем. Перечислим хорошие поступки, и солнышко опять засияет.  /С проговариванием фраз дети прикрепляют к силуэту лучики на липучках/.

  1. Дидактическое упражнение «Солнышко светит тому, кто…»

…Кто подметает пол

…Кто кормит птиц зимой

…Кто не рвёт книги

…Кто делится игрушками с друзьями

…Кто делает зарядку

…Кто аккуратно складывает вещи в шкаф

…Кто сам убирает игрушки

…Кто благодарит за помощь

Восп: Кто любит путешествовать. А вы любите? Предлагаю вам угадать на ощупь, куда мы сегодня отправимся в путешествие. Коробочка нам поможет.

  1. Дидактическое упражнение «Угадай на ощупь»

Дети определяют содержимое коробочки /песок /.                      

Воспитатель: Скажите, какой песок на ощупь? /сухой, холодный, сыпучий/, давайте вспомним загадку о песке:

Он рассыпчатый такой

А на солнце золотой

Как намочишь ты его

Сразу слепишь хоть чего

Мы сегодня отправимся в песочную страну. У меня есть волшебная палочка: «Вокруг себя вы повернитесь, в стране песочной окажитесь!»/ воспроизвести «волшебные» звуки песочной страны /

  1. Дидактическое упражнение «Расскажи, что за звуки ты слышишь?»

 Слышны звуки моря, ветра, ручья,  птиц, дождя. Дети поочерёдно их отгадывают.  

Воспитатель: Вот и песочная страна. Куда же нам идти? А вот и схема-карта. /С геометрическими фигурами и цифрами. Далее дети двигаются по схеме/

Схема-карта: № 1 круг--- №2 квадрат--- № 3 овал--- № 4 треугольник--- № 5 прямоугольник

Воспитатель:  Двигаемся  по схеме № 1 круг. Вот картинки.

  1. Беседа по картинкам «Где используют песок?»  

/ Асфальтирование дорог, тушение пожаров, в медицине, игры с песком, обработка дорог зимой, строительство зданий, изготовление стекла/

Воспитатель: Двигаемся дальше №2 квадрат. Сундучок.             

/Дети садятся на стулья вокруг него. Педагог раздаёт им маленькие зеркала. Работу языка и губ ребята контролируют в отражении зеркала/

  1. Артикуляционная гимнастика «Язычок»

Открываем рот, это дом

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин язычок

На губу лопатой лёг  /упр. «Лопаточка»/

Язычок гулять выходит

Домик он кругом обходит /упр. «Вкусное варенье»/

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам  /упр. «Часики»/

Видит, губки очень гибки

Ловко тянутся к улыбке

А теперь наоборот, губки тянутся вперёд /упр. «Слоник»/

Воспитатель: Мы  ориентируемся по схеме № 3 фигура овал - «Живой песок». Ребята, в этой стране есть необычный песок, он « живой». Вы хотели бы с ним немного поиграть? Присаживайтесь за столы.

Какой песок на ощупь? /мягкий, влажный, течёт в руках, как «живой»/

6. Дидактическое упражнение «Доставай_- цвета называй»

Перед детьми подносы на каждого ребёнка с кинетическим песком. В песке спрятаны разноцветные жетоны. Дети находят в песке жетон и  к прилагательному подбирают существительное, имеющее соответствующий цвет.

Воспитатель:   Что у нас какого цвета мы расскажем вам об этом

Красный — огонь, флаг, мак, малина

Жёлтый --- лимон, солнце, цыплёнок, репа

Зелёный --- огурец, трава, ель, кузнечик

Оранжевый --- морковь, апельсин, хурма, мандарин

Чёрный --- асфальт, земля, шины, грязь, глаза

Голубой --- небо, глаза, незабудки, лёд

Белый --- снег, мел, сахар, соль, пена, мука

Коричневый --- шишка, медведь, шоколад, жёлудь

  1. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

1,2,3,4,5 —  Мы во двор пошли гулять  / «Идут» указательным и средним пальчиками по песку/

Пирожки лепили.   /  Лепят комочек двумя ладонями/

Птичек крошками кормили / «Крошат хлеб» - песок всеми пальчиками/

С горки мы потом катались.  / Ведут пальцами по песку/

А ещё в песке валялись. / Ладошки кладут на песок одной и другой стороной/

Все в песке домой пришли. /  Отряхивают ладошки/

Съели суп, и спать легли. / «Едят ложкой»  черпают ладошками, затем кладут ладони на песок одна на другую. В конце гимнастики вытирают руки салфетками/

  1. Физкультурная минутка « По песочной стране мы ходили»

По песочной стране мы ходили.  /  Шагают /

Из песка мы всё лепили  / Имитация лепки руками /

Мы слепили домик с крышей.  /    Присесть, сложить руки над головой /

А деревья ещё выше. /   Подняться на носки, руки вверх  /

Ветер дунул, вот тогда. /   Сложить руки около рта и подуть  /

Кончилась наша игра. /    Развести руки в стороны  /

В: Смотрим схему № 4 треугольник «Волшебный экран»

  1. Просмотр слайдов «О пустыне»

 Воспитатель: Дети, кто знает, что такое пустыня? / ответы детей/ Нам поможет больше узнать волшебный экран. Присаживайтесь около экрана.

а) Показ слайдов о пустыне: оазис, песчаная буря, караван верблюдов, палящее солнце, скудная растительность, барханы, животные пустыни

б) Пересказ с помощью картинок

Воспитатель: Чтобы глаза отдохнули  после просмотра, поиграем немного. /Дети садятся за столы, локти ставят на стол, ладонями обхватывают щёки./

  1.  Гимнастика для глаз «Лучик озорной»

Повторяйте: Будем глазками на солнце

                         Мы внимательно смотреть

                          Щёчки ручками обнимем

                          Чтоб головкой не вертеть

                          Только глазки наблюдают

                           Всё увидят, всё узнают

Педагог, проговаривая текст, манипулирует силуэтом солнышка на длинной ручке:

Лучик, лучик озорной

Поиграй-ка, ты со мной  /моргают глазами /

Ну-ка, лучик повернись,

На глаза мне покажись /круговые движения глазами/

Взгляд я влево отведу /посмотреть влево/

Лучик солнца я найду.

Взгляд  я вправо отведу  /посмотреть вправо/

Снова лучик я найду

Посмотрю глазами вдаль, /силуэт солнца отодвигается дальше/

Убежал мой лучик. Жаль!

  1.  Сувенир на память «Оазис в пустыне»

Воспитатель: Далее №5 прямоугольник. Здесь на столе цветной песок. Какие цвета вы видите? /жёлтый, голубой, зелёный/. Предлагаю вам сделать сувенир на память о путешествии по песочной стране /показ образца/. А сейчас посмотрите на экран /показ слайдов в технике «Санд»/ Есть искусство, которое зародилось в стране Египет. Это составление изображений из цветного песка в стеклянных ёмкостях. Присаживайтесь за столы. /по показу педагога дети делают сувенир /.

Дети по показу воспитателя заполняют пустые ёмкости цветным песком, используют палочки для смешения песка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Путешествие в Песочную страну"

Целью данной образовательной деятельности является: развитие познавательных и психических процессов посредством дидактических игр на песке, развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой...

Конспект ООД "Путешествие в песочную страну"

Цель:  Расширить   формирование целостной картины мира по теме «Пустыня»,  применяя песочную терапию.  Воспитывать любовь и бережное   отношение  к...

Конспект занятия "Путешествие в песочную страну" в средней группе

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну»Анна Борисова Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» Цель:Развивать у детей познавательную активность, позна...

конспект занятия «Путешествие в песочную страну»

беседы о животном мире пустынирассматривание иллюстраций  «Строим дом», картин пустынислушание музыки ветра, шума дождя.опытническая работа с песком...

Конспект НОД «Путешествие в Песочную страну»

Конспект совместной образовательной деятельности по песочной игровой терапии в интерактивной песочнице  в младшей группе...

Конспект занятия: «Путешествие в песочную страну»

Конспект занятия  образовательная область познавательное развитиеТЕМА: «Путешествие в песочную страну»...

Конспект НОД "Путешествие в песочную страну"

Конспект НОД во второй младшей группе "Путешествие в песочную страну"...