Кружковая деятельность "Детская журналистика"
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Светлана Владимировна Алешкина

Чтобы сегодняшние воспитанники могли умело ориентироваться в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Поэтому одной из самых главных проблем современности является всестороннее развитие личности дошкольника, его интеллектуально – творческого потенциала. Для качественной реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий и является детская журналистика. Правильно организованная журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для  успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся    социуме.  Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_zhurnalistika.docx191.99 КБ

Предварительный просмотр:

Детская журналистика

Мы живем в эпоху спутникового телевидения, мобильной связи, интернета, поэтому необходимо вместе с детьми шагать в ногу со временем. Информационные технологии дают нам новые возможности, и мы должны их использовать в нашей работе. Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность.  Чтобы сегодняшние воспитанники могли умело ориентироваться в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Поэтому одной из самых главных проблем современности является всестороннее развитие личности дошкольника, его интеллектуально – творческого потенциала. Для качественной реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий и является детская журналистика.

        Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности. Правильно организованная журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для  успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся    социуме.  Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ.

        Так родилась идея создания кружка «Журналисты» и назрела острая необходимость в разработке образовательной программы кружковой деятельности для детей старшего возраста. Основная задача данной программы - формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность, а именно:

  • формировать, актуализировать и обогащать субъективный опыт дошкольников;
  • целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;
  • научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности;
  • научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;
  • развивать способность к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов;
  • использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас;
  • учить проявлять доверие и толерантность во взаимодействии; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.

Кружковая деятельность предполагает трехстороннее сотрудничество детей и руководителей кружка с воспитателями, специалистами и родителями, назовем это алгоритмом взаимодействия кружка (см. Приложение 1).  

Далее организация кружка «Журналисты» выстраивается в 3 этапа.

I  этап – подготовительная работа.

  • Сбор информации о профессии журналист: просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о журналистике; круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей).
  •  Знакомство с видами вопросов: уточняющие, почемучкины, воображаемые, описательные, оценочные, субъективные.
  • Сбор копилки вопросов, составление картотеки вопросов (см. Приложение 2).
  • Изготовление «Ромашки вопросов».
  • Составление алгоритма подготовки интервью (см. Приложение 3).
  • Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.
  • Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме «Профессия журналиста».
  • Знакомство с разными журналами и газетами.
  • Чтение произведений  поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах.
  • Проведение экскурсий  в редакцию газеты «Железногорские новости» и телерадиокомпанию «СТВ».
  • Создание фотовыставок в соответствии с тематикой репортажа.
  • Рисование и аппликации в соответствии с темой репортажа.
  • Изготовление атрибутов для режиссёрской и сюжетно-ролевой игр.
  • Конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора.

II  этап – основная работа (см. Приложение 4).

Организация работы студии детского канала «Дубравушка».

Руководители кружка и дети собираются в телестудии за круглым столом и обсуждают  тему выпуска очередной передачи. Раздаются творческие задания каждому корреспонденту -  интервьюирование по схеме с использованием картотеки вопросов и «Ромашки вопросов». Отрабатывается индивидуально очередность задаваемых вопросов и грамотность их построения и произношения, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным и эмоционально свободным в общении с интервьюированным.  

Берётся интервью у родителей, педагогов и других работников ДОУ, интересных гостей детского сада в соответствии с тематикой недели, месяца.

Далее в телестудии юные журналисты составляют  творческие рассказы по результатам интервью, по представлению в соответствии с темой репортажа.  

Руководители кружка с детьми-корреспондентами просматривают видеорепортажи, делают работу над ошибками, если таковы имеются.

        Также идет подготовительная работа с дикторами телепередачи, а именно:

тематическая беседа с детьми, заучивание чистоговорок и скороговорок, упражнения для постановки монологической речи, прочтение и заучивание текста выпуска передачи, работа над выразительностью и правильным интонированием речи, над пантомимикой и культурой речевого этикета.

          Сотрудничая с воспитателями и руководителем по изодеятельности, в совместной деятельности педагога с детьми проводится интегрированная работа по изготовлению атрибутов, коллективных коллажей, стенгазет и творческих выставок.

III этап – заключительный.

        В конечном результате, идет либо съемка тематической телепередачи в студии детского канала «Дубравушка», либо выпускается детская газета «Вестник Дубравушки» один раз в месяц.  

Таким образом, кружковая деятельность «Журналисты» охватывает две формы продуктивной деятельности.

        Подведем итоги, в результате кружковой деятельности  дети не только знакомятся с профессией журналиста, приобретают знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и могут использовать эти знания в реальных жизненных ситуациях. Значительно обогащается их лексический запас, пополняясь словами и выражениями из словаря речевого этикета. Также детская журналистика помогает дошкольникам в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно включенной в систему коммуникации со взрослыми. Таким образом, кружок «Журналисты» естественно вписался в образовательный процесс ДОУ и стал неотъемлемой частью педагогической деятельности, так как он не только повышает профессиональный уровень педагога, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал.

Список литературы:

  1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. – М.: Лайда, 1995.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Журнал «Цветной мир» Коллаж – свобода творчества. Под ред. Лыковой И. А.: Издательской дом «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2/2009.
  5. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  6. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – Российское педагогическое агенство, 1998.
  7. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. – М.: Издательство «Гном и Д», 2000.
  8. Придумай слово: «Речевые игры и упражнения для дошкольников» (О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др. – М.: Просвещение, 1996.
  9. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  10. Савенков А.И. Детская одаренность:  развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
  11. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Телевидение». – М.: «Издательство Скрипторий 2203», 2007.

             

Приложение 1

АЛГОРИТМ

 взаимодействия руководителей кружка

Юрьевой Е.А. и Алешкиной С.В.

        

Приложение  2

Копилка вопросов для различных видов интервью.

  1. Вопросы о профессии, например:
  • Как называется ваша профессия?
  • Цель и результат вашего труда?
  • Какие инструменты вам необходимы для работы?
  • Какие знания вам нужны в вашей профессии?
  1. Вопросы о личности собеседника, например:
  • Есть ли у вас семья?
  • Какие у вас увлечения?
  • Какая у вас мечта?
  • Какую музыку вы любите слушать?
  1. Вопросы о произошедшем событии, например:
  • В каком месте произошло событие?
  • Какое настроение у участника этого события?
  • Какие отрицательные и положительные моменты в этом событии вы можете отметить?

Приложение  3

ДОГОВОРИТЬСЯ

О ВСТРЕЧЕ

ЗНАКОМСТВО С БУДУЩИМ СОБЕСЕДНИКОМ

ОБОЗНАЧИТЬ

 ТЕМУ И ЦЕЛЬ ИНТЕРВЬЮ

ОПРЕДЕЛИТЬ

МЕСТО ВСТРЕЧИ

НАЗНАЧИТЬ

ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ

СОСТАВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКИ ВОПРОСОВ ИЗ КАРТОТЕКИ ВИДОВ ИНТЕРВЬЮ

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Журналистика для дошкольников".

Проект проводился с детьми подготовительной группы. итогом нашей работы стал выпуск журнала "Непоседы". Дети сами составляли статьи, составляли рассказы о родителях, жизни, домашних питомцах, о праздн...

Перспективный план работы с детьми в ДОУ по теме "Журналистика"

Данная разработка представляет собой методический материал для работы с детьми на тему "Журналистика" (подготовительная группа). Предназначена для использования в работе педагогов дошкольных учр...

"Детская журналистика - изготовление книг"

К  Вашему вниманию предлагается личный опыт проделанной мной работы по теме «Детская журналистика и изготовление книг» в подготовительной группе детского сада. Идеи, которые предлагаются, могут б...

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

Диалогическая речь и детская журналистика

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики логопедии, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием фо...

Презентация: "Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности средствами детской журналистики"

Цель работы: Увеличение доли воспитанников старшего дошкольного возраста с высоким уровнем развития диалогической речи путём развития театрализованной деятельности и использования детской журналистики...