Формирование речи ребёнка.
статья по развитию речи на тему

В статье рассказывается о формировании речи ребёнка в период дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechi_rebyonka.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

                 Формирование речи ребёнка

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

      Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие  зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня развития. Это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребёнок не получает новых, ярких впечатлений, не создана обстановка способствующая развитию движений и речи, то задерживается его физическое и психическое развитие. С самого раннего возраста, приучая ребёнка следить взглядом за предметами, слушать голос окружающих, мы способствуем развитию его речи.

В процессе овладения речью у ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Он усваивает определённые правила и законы грамматики; изменяет слова( правда, вначале он ограничивается лишь одной формой, например использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием – ов (-ев): ковров, «окнов» и т.д.); строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. Указывая на существование у ребёнка определённого чувства языка, К. И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребёнок как ни в чём ни бывало ориентируется во всём этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого бы лопнул череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист»..

Уже с трёх месяцев у ребёнка начинается период гуления, переходящего в лепет. Это период активной подготовки речедвигательного  анализатора к произношению звуков. В это же время идёт процесс развития понимания речи. Прежде всего ребёнок начинает различать интонации речи, а затем слова, обозначающие предметы и действия (к 7 – 9 месяцам).

        Обычно к 9 – 10 месяцам ребёнок произносит отдельные слова из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году набирается до 10 – 12 слов (баба, кис, му и др.). Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании и в этот период играет чёткая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребёнка. Предметы надо называть правильно, не коверкая слов, не подражая речи детей. В это время необходимо развивать пассивный словарь  ребёнка ( это те слова, которые он ещё не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании).  

       Из пассивного словаря развивается активный словарь ( это те слова, которые ребёнок употребляет в своей речи).

       Итак, первый год жизни ребёнка является как бы подготовительным этапом к овладению речью.

       Для двухлетнего ребёнка является закономерным несовершенство  произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечёткое произношение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова ( особенно многосложных словах). У некоторых детей как индивидуальная особенность речи отмечаются слабый, тихий голос, невнятное произношение слов, простых в звуковом отношении.

       К концу второго года речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства. Для нее характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегчённых слов; употребление названий лишь тех предметов, игрушек, с которыми ребёнок постоянно действует; отсутствие правильных грамматических  связей между словами; нечёткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

       К трём годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом.

      На третьем году жизни происходит интересное накопление ребёнком словаря. В словах высказываниях ребёнок употребляет почти все части речи. В общении со взрослыми малыш всё реже и реже употребляет звуко – подражательные слова, односложные предложения.

     Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.  

      В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослыми слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат.

       На четвёртом году жизни у детей отмечаются заметное произношения, речь становится  более отчётливой. Появляются зачатки монологической речи. Четырёхлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она ещё недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, но вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребёнок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении всё чаще исходит от ребёнка. К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у  большинства заканчивается процесс овладения звуками. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

     Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.

    Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

    К концу шестого года ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчётливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями; его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.

    К моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь, свободно пользуется монологической речью. Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

     В дошкольном детстве, естественно, для ребёнка не заканчивается процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте"

В данном материале раскрываются особенности речевого развития детей 5 - 7 лет....

Роль фонематического слуха и восприятия в формировании речи ребёнка.

 Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фо...

Консультация для родителей «Формирование речи ребёнка 6-ти лет»

Консультация для родителей«Формирование речи ребёнка 6-ти лет»Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.  Овла...

Консультация для родителей: "Роль семьи в формировании речи ребёнка"

Консультация "Роль семьи в формировании речи ребёнка" адресована родителям младших дошкольников. Родители, заинтересованные в своевременном развитии речи детей, познакомившись с материалами консультац...

Роль фонематического слуха и восприятия в формировании речи ребёнка

Исследователь детских речевых нарушений профессор Р.Е.Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью....

"Роль фонематического слуха и восприятия в формировании речи ребёнка"

Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух....