ПРОЕКТ «Волшебные картинки»
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Сламихина Наталья Геннадьевна

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники

Проект для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slamihina_n.g._proekt_volshebnye_kartinki.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины

структурное подразделение детский сад «Солнышко»

ПРОЕКТ

«Волшебные картинки»

развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники

Разработала:

Сламихина Наталья Геннадьевна,

воспитатель

2015 год

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники: - 2 воспитателя, родители

                      - целевая группа – дети 5-6 лет.

Длительность: долгосрочный– 1 учебный год (сентябрь 2015 г. – май 2016г.)

Актуальность. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.   То, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок, однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для ребенка. Важно ориентироваться на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, используемые в мнемотехнике, которые помогают лучше запоминать. Метод мнемотехники используется при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений.

Цель проекта:  развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Задачи проекта:

Образовательные:

 • закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.

Развивающие:

• совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта.

• способствовать развитию образного и логического мышления;

Воспитательные:

• воспитывать любовь к поэзии;

• воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Этапы реализации проекта:

1. Организационно-подготовительный (сентябрь – октябрь).

2. Внедренческий (октябрь – май).

3. Заключительный (апрель – май).

Организационно-подготовительный этап 

1. Накопление информации. Мониторинг речевого развития дошкольников.

2. Изучение методической литературы по теме «Мнемотехника для детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика».

3. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.

4. Методика оценки уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи дошкольников, обработка данных.

5. Разработка проекта по теме «Волшебные картинки».

6. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.

Внедренческий этап

1. Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.

2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.

3. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

5. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

6. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

7. Создание детьми своих творческих мини-проектов совместно с родителями.

Время проведения

Содержание работы с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

  1. Работа с мнемотаблицей по теме «Осень».
  2. Заучивание стихотворения про осень (при помощи родителей).

 

Консультация «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников»

Октябрь

  1. Работа с мнемотаблицей «По грибы».
  2. Работа с мнемотаблицей «Осенние изменения».

Памятка «Принципы работы по мнемотаблице».

Ноябрь

  1. Составление предложений об осени по мнемодорожкам.
  2. Работа с мнемотаблицей «Ожидая зиму».

Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы мнемотаблицами, созданными совместно с детьми.

Декабрь

  1. Работа с мнемотаблицей по теме «Зима».
  2. Заучивание стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку» В. Петрова.

Родительское собрание на  тему «Связная речь – важный фактор успешного обучения в школе».

Январь

  1. Работа с мнемотаблицей «Зимний месяц – январь».
  2. Заучивание стихотворения «Елочка» Н. Нищева.

Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях».

Февраль

  1. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
  2. Итоговое занятие по теме «Зима хозяйничает».

Памятка «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников».

Март

  1. Работа с мнемотаблицей по теме «Весна».
  2. Заучивание стихотворений на тему «Весна» с привлечением родителей.

Акция «Вместе с ребенком» - создание мнемотаблиц по теме «Мои выходные!»

Апрель

  1. Работа с мнемотаблицей «Весенние изменения».
  2. Пересказ рассказа «Весна в окно стучится» по мнемосхеме.

Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и «Медали «За стремление к знаниям! » ребенку.

Май

  1. Составление предложений о весне по мнемодорожкам.
  2. Итоговое занятие по теме «Весенняя сказка».

Показ НОД с использованием мнемотаблиц для родителей.

Ожидаемый (предполагаемый) результат:

- совершенствование связной речи

-  пополнение и активизация словарного запаса детей словами-определениями;

 -  умение договариваться и работать слажено;

-  умение обратиться к взрослому с вопросом;

- умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;

в отношении родителей:

- повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы;

- повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Трансляция проекта:

- Презентация проекта для педагогов ДОУ на педагогическом совете.

Список использованной литературы

  1. Белоусовой Л.Е. Научиться пересказывать? Это просто! - СПб.: Издательство «Литера» Серия «Готовимся к школе», 2008.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  3. Омельченко Л.В. Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. Мнемодорожки. Мнемотаблицы. ФГОС ДО - Волгоград: Издательство «Учитель», 2015 г.
  4. Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память. Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехники. – СПб.: Светлячок, 2015 г.
  5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
  6. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб.: Детство-Пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное рисование " Волшебные картинки"

Нетрадиционное рисование в технике кракле - рисование гуашью и акварелью на мятой поверхности листа бумаги. Можно рисовать по сухому и влажному листу.  Краска заливается в заломы бумаги, получает...

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Волшебная картинка

Знакомство детей средней группы с натюрмортом...

Авторская программа по изодеятельности "Волшебные картинки" (с использованием нетрадиционных техник изображения). Для детей от 3 до 7 лет

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобра...

ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ

ЭТО ПООБИЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ,ТАК И НА ПОДРУППОВЫХ ЗАНЯТИЯХ.РАЗВИВАЕТ МЕЛКУЮ МОТОИКУ РУК,МЫШЛЕНИЕ....

Информационная карта проекта "Волшебный мир сенсорики"

Информационная карта проекта "Волшебный мир сенсорики"...

Информационная карта проекта "Волшебная фасоль"

Информационная карта проекта "Волшебная фасоль"...