Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов ТРИЗ и РТВ
статья по развитию речи по теме

Кочеткова Наталья Николаевна

Технологии ТРИЗ и РТВ (теория решения изобретательских задач и развитие творческого воображения) – это система методов и приемов, которые можно использовать во всех образовательных областях дошкольного образования. В основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

В результате развития поисковой деятельности и  качеств мышления, дети смогут находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научатся размышлять и передавать свои размышления через рассуждения. Речь детей станет более образной, интересной. У них снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_triz.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии развития речи детей,

разработанные на основе методов ТРИЗ и РТВ

Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начала с установкой на будущее обучение в школе. Изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей. На первый план выходит личность ребенка, готовность его к самостоятельной деятельности. Иными стали и задачи педагога – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Образование детей ориентировано не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

Главным показателем умственного, личностного и творческого развития является не сумма знаний, приобретенных ребенком, а совокупность и уровень развития интеллектуальных умений и мыслительных приемов и логических операций. Особое внимание придается развитию творческих способностей детей. Способность решать творческие задачи, изобретать и делать открытия, выводы нужно развивать у каждого ребенка с детства.

Об успешности развития у детей творческой деятельности свидетельствуют увлеченность, способность переноса приобретенных знаний и умений в практическую деятельность, развитое критическое, творческое, системное мышление, фантазия и воображение, способность отказываться от шаблонов, самоорганизация в процессе решения творческих задач. Низкая логическая «вооруженность», низкий уровень видения объектов окружающего мира в системе проявляется в неумении самостоятельно добывать знания, доказательно рассуждать.

Технология ТРИЗ–РТВ (теория решения изобретательских задач и развитие творческого воображения) – это система методов и приемов, которые можно использовать во всех образовательных областях дошкольного образования. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. 

Цель ТРИЗ и РТВ технологии: развитие поисковой деятельности и  качеств мышления, таких как гибкость, подвижность, системность.

Задачи ТРИЗ и РТВ технологии:  

- формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;

- развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;

- адаптировать к динамичной картине мира;

- развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью;

- воспитывать творческую личность.

В результате дети смогут находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научатся размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей станет более образной, интересной. У детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей. 

Основной задачей использования ТРИЗ и РТВ технологий на занятиях является привитие ребёнку радости творческих открытий. Для оптимального развития творческих способностей ребенка необходимы условия:

– Организация занятий органично вписывается в естественную  жизнь детей. Помощь ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим).

– Используется специальная Игрушка (герой занятия), которая «помогает» воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие  диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает  своё  мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается. Детское стремление общаться  и помогать ей увеличивает активность и заинтересованность.

– В конце занятия подводится итог для того, чтобы обучить детей навыкам  рефлексивного анализа (Чем занимались?, Что нового узнали?, Что было самым интересным?, Что осталось непонятным?  и   др.). Итоги подводятся в разных формах: «Интервью», «Доскажи предложение» и др.

– Творческие задания не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Основная задача – научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения.

– «Можно говорить все!». Выслушивать нужно каждого желающего. Терпимость к странным идеям, вопросам и идеям ребенка, уважение любопытства. Дети учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.

– Поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним неудачам. Детям нужно давать только положительную оценку: «интересно», «необычно», «молодец» и т.д. Оценка ребенка, как творческой личности. Показать его самоценность, но не приучать выходить за рамки приличия, чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение.

 Не требуется специальное оборудование. Это импровизация, игра, мистификация. Главное – это вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности. Поддержка ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею. Проявление симпатии к его попыткам выразить идею словами, сделать ее понятной для окружающих.

Предлагая детям творческие задания, учитываются дидактические принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи:

- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляется ребёнку право выбора.

- Принцип открытости. Ребёнок имеет возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.    

- Принцип деятельности. В любое творческое задание включается практическая деятельность.

- Принцип обратной связи. В новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

- Принцип идеальности. Творческие задания могут быть частью любого вида деятельности. Используются возможности, знания и интересы детей. 

Чтобы стимулировать творческую активность детей используются различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ и РТВ технологиях.

1.Мозговой штурм

Предполагается постановка задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения (как не дать медведю залезть на теремок и развалить его; как отправить кусочек лета в зиму).

Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо – плохо». Из всех решений выбирается оптимальное. Результаты отражают в продуктивной деятельности: нарисовать, вылепить и т.д.

Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

2. Метод синектики.

Это метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации и передать чувства, переживания, настроения этого образа (изобрази будильник, который забыли выключить; изобрази встревоженного кота).

б) прямая аналогия. Дети находят аналогии в сходстве природных и технических систем (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.).

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок).

Используются приемы для проведения творческих игр со словами и изобретательских игр: «Скажи наоборот» (подбор антонимов), «Скажи по-другому»  (подбор синонимов); «Грамматическая арифметика» ( КР – Р + ОТ =), ребусы и кроссворды, составление логарифмов (новое слово путем отбрасывания буквы ГРОЗА – РОЗА), анаграмм (новое слово путем перестановки букв ШАРФ – ФАРШ), метаграмм (новое слово путем замены букв ВРАЧ – ГРАЧ).

3. Метод фокальных объектов (МФО). 

К определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других  объектов. Нужно выбрать объект, с которым будем работать. Затем детям предлагается назвать три любых объекта (один из них - представитель природного мира, второй - рукотворного, третий - нематериальное понятие). Дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту. Дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.

Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений (стол – кухонный, горячий; метеорит – искрящийся, стремительный. Дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства. Например, машина: стремительная - быстро едет; горячая - везет горячий хлеб; кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т.д.). Придуманные детьми идеи также отражаются в продуктивной деятельности.

Метод направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира.

4. Метод нахождения и разрешения противоречий и сходства. 

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Самая распространенная игра для решения задач с недостатком данных – игра «Да-нетка». Чтобы решать такие задачи, необходимо научить детей выбирать из всей известной информации ту, которая нужна для решения, т.е. научить детей сужать поле поиска решения.

5. Метод Робинзона

Формирует умение находить применение совсем ненужному предмету. Может проводиться в играх «Аукцион» или «Магазин». Предлагается детям предмет (например, колпачок от ручки). Необходимо придумать ему как можно больше применений. Предмет «продается» тому, кто сделал последнее предложение.

Другой вариант использования этого метода: предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (например, фантики от конфет). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. Дети придумывают варианты одежды, жилья из фантиков и т.д.

6. Фантазирование

Метод используется при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

а) уменьшение – увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление – объединение (придумывание невероятного животного, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) замедление – ускорение времени (нарисуй себя через много лет или какой была твоя мама в детстве);

д) динамика – статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино – живое дерево; Снегурочка – живой снег).

7. Метод маленьких человечков.

Этот метод позволяет моделировать и анализировать природу вещества или явления. Используется метод, чтобы научить детей  анализировать агрегатное состояние вещества и помочь им понять причины такого состояния.

       

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "ТРИЗ" Технология развития речи

Современные технологии по развитию речи. Что же такое ТРИЗ. Методические советы и функции ТРИЗ....

Занятие по развитию речи детей с ЗПР с элементами ТРИЗ технологии

Занятие по развитию речи детей с ЗПР с элементами ТРИЗ технологии1. Приветствие. Психологический настрой. Организационный момент.-Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи: "Рассматривание картины с использованием элементов ТРИЗ - технологий".

В этом конспекте непосредственно организованной образовательной деятельности показано, как можно использовать элементы ТРИЗ - технологий на младшем возрасте....

Физкультура на основе методов ТРИЗ

Картотека игр на основе методов ТРИЗ...

Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет

Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет...