Занятие по развитию речи «Человек идет по жизни»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Новичкова Ирина Сергеевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи

Тема: «Человек идет по жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_idet_po_zhizni.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи

Тема: «Человек идет по жизни»

Задачи:

- Закрепить знания детей о человеке в разные периоды его жизни.

- Закрепить знания детей о профессиях; о материалах, из которых изготовлены предметы; о правах детей; о возрасте человека.

- Формировать умения детей образовывать от своих имен ласкательные имена и имена с отчествами.

- Формировать умение у детей давать развернутый ответы на вопросы, используя сложные предложения и различные части речи.

- Развивать словарь, речь, мышление, мелкую и общую моторику.

- Воспитывать заботливое отношение к малышам и старикам, уважение к труду взрослых.

Оборудование:

Демонстрационные картинки: «Каждый ребенок имеет право на заботу взрослых», «Каждый ребенок имеет право на образование», «Каждый ребенок имеет право на жизнь»,

Картинка с изображением игрушек и их теней, глобуса.

Кусочки бумаги, пластика, ткани, дерева.

Картинки с изображением человека в разном возрасте и предметов, необходимых ему в этом возрасте.

Аудиозапись плача младенца. Видеоматериалы (слайды).

Ход занятия

Содержание

Методические указания

I

II

III

IV

V

Организационный момент

-Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера...

-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте мы им улыбнёмся и громко скажем всем "Доброе утро".

-Сегодня нам предстоит очень интересное занятие, но для его начала нам необходимо подготовить наши язычки и глазки к работе.

Зрительная гимнастика

-Какое сейчас время года наступило?

+зима

-А почему вы думаете, что наступила зима? Назовите её признаки?

+стало холодно, падает снег и на улице образуются сугробы

-Верно. вы сказали что на улице падает снег и поэтому я вам предлагаю посмотреть на монитор и проследить за пролетающей снежинкой.

-Молодцы. Глазки подготовили.

Артикуляционная гимнастика

-Теперь нам нужно подготовить наш язычок к работе.

-Послушайте чистоговорку.

Чу-чу-чу - я сейчас зажгу свечу,

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча,

Чек-чек-чек - идёт по жизни человек.

-Давайте попробуем произнести вместе.

-Произнесем чистоговорку медленно

-Теперь чуть быстрее

-Начинаем медленно, постепенно увеличивая темп

-Далее попробуем произнести громко

-Теперь тихо

-А теперь начинаем громко, постепенно уменьшая громкость.

-Молодцы.

Основная часть

- Вот мы с вами и подготовились к сегодняшнему занятию.

-Что это за звуки? Кто узнал?

+

- Верно, ребята, так плачет младенец —маленький ребенок, который совсем недавно родился.

-Ребята, а когда ребёнок родился, какое право у него появилось?

+

-«Каждый ребёнок имеет право на жизнь»

- Как вы думаете, появление в семье младенца — это обычное, радостное или может грустное событие? Почему же радостное, объясните.

+

- Верно, родился в семье человек и его рождения ждали мама и папа, дедушка и бабушка – это, конечно, огромная радость для родных и близких людей, т. к. на свет родился новый человек

- Когда рождается человек, ему необходимо имя- это прописано в Конвенции о правах ребёнка, т.е. человек имеет право на имя.

-Вы согласны, ребята?

Беседа «Что означают наши имена»

- Каждое имя имеет свое значение, оно определяет характер человека и его судьбу. Вот, например, Андрей ты знаешь, что означает твоё имя?

+

- Имя Андрей означает  мужественный, смелый.

-Полина а ты знаешь, что означает твоё имя?

+

- Полина - самостоятельная, любит помогать учителям, любит красиво одеваться, многозначительная, освобождённая.

 -Что означает твое имя Максим? Ты знаешь?

+

- Имя Максим происходит от латинского слова "максимус" - величайший, самый большой, превеликий.

-Вот это только некоторые значения ваших имён. Все имена очень красивые, но вас много и  рассказать о каждом имени у нас, к сожалению, не хватит времени, и я для вас приготовила подарки, вот такие открытки, в которых вы вместе с родителями прочтёте и узнаете о значении ваших имен.

- Вот сейчас послушайте стихотворение Н. Григорьевой «Не имя красит человека», которое говорит нам о том, что имена наши нужно беречь.

Чтение стихотворения Н. Григорьевой «Не имя красит человека»

Спорили мы очень долго,

Чье же имя красивей –

Александр, Владимир, Ольга,

Эдуард, Олег, Андрей?

- Ссориться так неприлично, -

Няня нам совет дала, -

И не имя красит личность –

Красит имя лишь дела.

Коль прославишься обманом,

Так вруном и будут звать,

Кто же станет хулигана

Александром называть?

Будешь ты без дела драться,

Будут звать все драчуном.

Станешь часто задаваться,

Прослывешь ты хвастуном.

Имена же Ваши, - знайте,

Все красивы – спору нет!

В чистоте их берегите,

Берегите с юных лет.

-Понравилось стихотворение?

+

- Я думаю, что вы поняли, что имена все красивы, но только не имя красит человека, а наши поступки и дела.

- А теперь давайте мы с вами поиграем. Игра называется «Образуй ласковое имя». Давайте попробуем образовать ласковую форму ваших имен от полной формы.

- Например, я Ирина, ласково- Ириночка, Иришка. Давайте попробуем теперь назвать ваши имена ласково.

+

- Молодцы. А вот теперь подумайте и скажите, сможете ли вы  прожить без взрослых сейчас, в этом возрасте? Вы умеете готовить еду, стирать вещи, выбирать их?

+

- И вот поэтому существует еще одно право – это право на заботу взрослых. О вас заботятся ваши родители, дедушки, бабушки.

-Но каждый маленький ребёнок подрастает и идет в детский сад.

- А как называется наш детский сад?

+петушок

- А кто скажет, люди, каких профессий работают у нас в детском саду?

+

-Верно, в нашем детском саду работают воспитатели, повара, помощники воспитателя, дворник, прачка (стирает бельё), музыкальный руководитель, бухгалтер, медицинская сестра.

-А чем же дети в детском саду занимаются?

+играют, занимаются, гуляют, спят, кушают, общаются

-Верно ребята, дети в детском саду занимаются, гуляют, но больше всего играют. Вот и я вам предлагаю немного поиграть.

- Игра называется «Найди тень от игрушки».

-У вас на столах лежат карточки с изображением игрушек и их теней. Ваша задача внимательно рассмотреть и простым карандашом соединить игрушку с её тенью. Вам понятно задание? Можете приступать к выполнению.

-Давайте проверим, так ли у вас получилось? У всех так?

-Молодцы, все справились. Давайте продолжим играть.

-У вас у каждого на столах лежит геометрическая фигура. Найдите её пожалуйста. Какая геометрическая фигура лежит у тебя Полина?

-У тебя Максим? И т.д.

-Ваша задача сейчас попробовать выложить данную вам геометрическую фигуру нитками на бархатной бумаге. Все понятно? Давайте попробуем выполнить.

-Молодцы, все справились. Вы сейчас выкладывали геометрические фигуры на плоскости, а у нас с вами есть еще и объёмные геометрические фигуры, с которыми мы знакомились на занятии. Давайте вспомним их названия. Кто помнит?

+

-Верно. Это куб, шар, цилиндр и конус.

-А теперь, ребята, давайте отдохнём.

Динамическая пауза «Повтори за мной».

Утром я проснусь, сладко потянусь.

Дети поднимают руки вверх, потягиваются.

Умыться не забуду, и одеваться буду.

Имитируют процесс умывания и одевания.

Прихожу я в детский сад, я зарядку делать рад.

Руки вверх, в стороны, вниз.

Кашу я на завтрак ем, и скажу «спасибо» всем.

Изображают процесс еды и кивают головой.

Так цветы я поливаю, так рисую, так играю.

Показ всех действий.

Днём немного отдохну, мама придёт, её обниму.

Изображают сон и объятия.

-Ребята, посмотрите на монитор, кто это?

+

-Верно, это школьник (ученик).

-После детского сада куда все дети?

+ идут в школу.

-Верно. Закончив детский сад, все ребята отправляются в школу.

-И следующим правом каждого ребёнка, является право на образование.

- В школе дети уже не играют, а учатся, получают знания. Для этого им нужно много разных предметов. А вы знаете, что нужно школьнику?

+

-Молодцы, а вот сейчас вам предлагаю игру «Из какого материала сделан предмет?». Найдите у себя на столе кусочки различных материалов. Поставьте перед собой. Какие материалы лежат у вас на подносах?

+бумага, ткань, пластик, дерево.

-Верно. Я вам сейчас буду показывать предметы, которые необходимы каждому школьнику. А вы будете показывать мне тот кусочек материала, из которого сделан этот предмет.

 -Молодцы. Все справились. Со всеми этими предметами вы совсем скоро встретитесь, как только пойдёте в школу.

-Ребята, а это кто?

+

-Верно это взрослый человек. Заканчивая учиться в школе, мы становимся взрослыми, самостоятельными людьми. Человека, который начинает работать, можно считать взрослым.

-А как вы думаете, для чего взрослые работают?

+

-А кем работают ваши родители?

+

-У каждой профессии свои особенности, каждый работник выполняет свои обязанности. Например, повар варит еду, врач лечит больных и т.д. Для их выполнения нужны специальные предметы.

-Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чьи предметы?». На мониторе будут появляться разные предметы, а вы называете профессию человека, которому нужны эти предметы для работы.

-Молодцы. А что, ребята, взрослые получают за свою работу?

+деньги

-А для чего нужны деньги?

+

-Верно. Деньги взрослым нужны чтобы покупать еду, вещи, купить дом, платить за жильё, детский сад, растить своих детей.

-В жизни взрослых есть еще один интересный момент. Сейчас вы дети, затем пойдёте в школу, и вас зовут по имени  Максим, Илья, Полина. А как зовут взрослого человека? Кто знает?

+по имени и отчеству

-Верно. Давайте мы сейчас узнает, как вас будут звать, когда вы станете взрослыми. Например, меня в детстве звали Ириной, а сейчас – Ирина Сергеевна.

-Попробуйте представить, что вы уже взрослые. Как вас будут называть? Как будут звать тебя Полина?

+

-Молодцы. Вот мы и познакомились с вами уже как со взрослыми людьми.

-Но каждый взрослый человек переходит в следующую стадию своей жизни - это пожилой человек.

-Как мы называем пожилого человека?

+

-Дедушка, бабушка или просто пожилой человек.

-У кого в семье есть родственники пожилого возраста? Т.е. дедушки, бабушки?

+

- Как, ребята нужно относиться к людям пожилого возраста?

+

-А как вы понимаете поговорку «Старость надо уважать»?

+

-Верно, вы правильно сказали, к пожилым людям нужно относиться с уважением, заботиться о них, прислушиваться к их замечаниям, советам.

-И по отношению к ним нужно всегда придерживаться поговорки «Доброе дело делай смело». Как вы её понимаете?

+

-Эта поговорка говорит нам о том, что нужно стараться постоянно помогать пожилым людям – перенести или донести тяжёлое, перевести через дорогу, уступать место в автобусе.

-А вы делаете добрые дела по отношению к своим бабушкам и дедушкам?

+

-Молодцы. Я вижу, что вы очень хорошие дети и когда вырастите, то станете самими добрыми и успешными взрослыми.

Итог занятия

-Вот так протекает жизнь каждого человека. В каждом возрасте есть свои особенности. Сегодня мы о них с вами вспомнили и поговорили.

- О каких же правах человека мы сегодня поговорили?

+

- Верно, каждый рожденный на свет человек имеет право на жизнь, право на имя, на заботу взрослых, на образование. Вы, я думаю, теперь будете знать о жизненном пути человека.

-А теперь давайте попробуем распределить предметы, которые необходимы человеку в том или ином возрасте.

-У меня на мольберте курточки с изображением младенца, школьника, взрослого и пожилого человека, а у вас карточки с предметами. Ваша задача рассмотреть и определить этому предмету место. Давайте начну я. Например, кому нужна пустышка?

+младенцу

-Верно. Я прикрепляю пустышку около младенца. Давайте теперь распределим те предметы, которые есть у вас.

-Молодцы. Вот мы и распределили предметы. Я надеюсь, что вы запомнили, что кому нужно, и в каком возрасте.

 - Но, ребята, я хотела бы у вас спросить, а знаете ли вы, как называется планета, на которой мы живем?

+Земля

-Верно. Наша планета называется земля, она очень большая.  Все, и младенцы, и дети, и школьники, и взрослые, а также пожилые люди проживают на ней, в том числе и мы.  

- И так, как еще одним правом каждого человека является Свобода выбора, то я хотела бы предложить вам выбрать то место на карте, где бы вы хотели жить, обозначив его вот такой звездой.

-Молодцы. Вот мы с вами и познакомились сегодня с некоторыми правами каждого человека. Спасибо вам за работу.

Слайд для гимнастики для глаз.

Звучит аудиозапись плача малыша

Слайд 1 картинка «Каждый ребенок имеет право на жизнь»

Раздаю открытки со значением имен

Слайд 2 Картинка «Каждый ребенок имеет право на заботу взрослых»

Карточки для игры «Найди тень от игрушки»

Слайд для проверки

Геометрические фигуры, нитки и бархатная бумага на столе у каждого ребёнка.

Показ объёмных геометрических фигур.

Слайд

Иллюстрация школьника

Слайд «Каждый ребенок имеет право на образование»

Слайды со школьными принадлежностями.

Слайды с предметами

Слайд с изображением денег

Упражнение «Имя и отчество»

Слайд с изображением пожилого человека

Карточки для Дид. игры «Кому что нужно?»

Иллюстрация карты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи "Буратино идет в школу" для подготовительной (логопедической) группы

Цель: автоматизация звуков [л] - [л\'], [р] - [р\']. Использование методы театрализации с активным участием детей как современной образовательной технологии....

Занятие по развитию речи "Весна идет-весне дорогу"

Занятие по развитию речи "Весна идет-весне дорогу"...

Итоговое занятие по развитию речи "Лунтик идет в школу".

Предлагаю вашему вниманию конспект итогового занятия по развитию речи. Материал будет интересен воспитателям подготовительных групп....

конспект занятия по развитию речи "Весна идет"

Материал предназначен для ознакомления и закреплени примет весны...

Конспект открытого занятия по развитию речи Весна идет

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотаблиц...

Конспект занятия по развитию речи"Весна идет."

Конспект занятия по развитию речи "Весна идет"...

Конспект занятия по развитию речи «Буратино идет в школу» (театрализация с активным участием детей) для детей подготовительной (логопедической) группы

Цель: автоматизация звуков [л] и [л']; [р] и [р'] в слогах, словах и предложениях. Программное содержание: - отработка практических умений и навыков использования фонетически чистой, лексическ...