Презентация «Развитие творческих способностей детей младшего возраста через комбинаторику»
презентация к уроку по развитию речи (младшая, средняя группа) по теме

Смирнова Елена Юрьевна

Цель:

 

Развитие логического мышления и комбинаторных способностей как способ познавательной деятельности детей младшего возраста. (слайд 4)

 

Задачи:

 

- формирование основных приемов логического мышления: сравнивать предметы по цвету и величине, раскладывать их в определенном порядке, соотносить, запоминать, переставлять, считать.

- развитие у детей умения доказывать, принимать самостоятельные решения, рассуждать; развитие познавательных интересов, творческого воображения.

- воспитание коммуникативных навыков, уверенности в себе, воспитывать желание вовремя прийти на помощь сверстникам, не бояться трудностей.  (слайд 5)

 

Актуальность:

 

Одно и то же задание можно выполнять разными способами (комбинациями).

 

Комбинаторика – ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов. Еще комбинаторику можно понимать, как перебор возможных вариантов.

Материал: фланелеграф, дидактические игры на липучках, собачка – Филя, прищепки.

Я, Сомина Елена Юрьевна работаю в детском саду два года. У меня детки второй младшей группы. За это время приоритетом я выбрала развитие сенсорных способностей и логического мышления. Существует множество приёмов для формирования логического мышления. Изучая много литературы и просматривая интересный материал в интернете, меня заинтересовала комбинаторика. Комбинаторика, не часто услышите такое слово на устах воспитателя. В связи с этим у меня сформировалась моя методическая тема: «Развитие творческих способностей детей младшего возраста через комбинаторику».

 Я использую дидактические игры в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах, а также в свободной деятельности детей.

На примере игровых приемов  я вам сейчас и покажу. В своих дидактических играх я использую игрушку, например собачку, которую зовут Филя. Она дает различные задания.

Я выбрала лексическую тему: «деревья», «Здравствуйте, ребята»  (слайд 6)

На фланелеграф вывешиваю деревья, рядом с каждым деревом лист этого дерева, чтобы дети могли более подробно рассмотреть, как выглядят листья деревьев. Я знакомлю детей с деревьями, рассказываю, как они называются (береза, клен, дуб, ель).  Как хорошо, что мы с тобой живем на земле и как здорово, что мы можем вместе играть. Посмотри на эти деревья. Давай с ними поздороваемся. Скажем «Здравствуйте, деревья!» Деревья все разные. И у всех деревьев разные листочки. У елочки мохнатые зеленые лапки с иголками. Дуб – могучий, высокий, с резными листочками. Береза похожа на стройную девушку в белом сарафане. А где клен? Рассмотри все деревья  и назови их.  

Вариант 1 (слайд 7):

Перед детьми двор, трава зеленая и два дерева без листочков.  Внизу в ряд развешаны листья клена и березы разного цвета (желтые, зеленые и красные листья).

Я детям говорю: «Ой, а здесь что случилось? На дворе лето, травка зеленая, а на деревьях листочков нет. Давай развесим листочки на ветках. Рассмотри их. Как ты думаешь, на каких деревьях они росли? Покажи, как это было. Красиво получилось! Как называется дерево с большими листочками? Какого цвета кленовые листочки? Сколько зеленых листочков? А красных? А как называется дерево с маленькими листочками? Какого цвета березовые листочки? Сколько желтых, красных, зеленых?»

Вариант 2 (слайд 8):

Полянка с насекомыми – бабочка большая красная, бабочка маленькая желтая, стрекоза большая и маленькая, кузнечик большой и маленький.

Веду беседу с детьми: вот полянка. Смотрите, сколько разных насекомых здесь живет. Где большая стрекоза? Какого цвета у нее крылышки? Где маленькая бабочка? Какого цвета крылышки у нее? Кто сидит на большом листочке? (Маленький кузнечик). Какого он цвета?

Пригрело солнышко, стало жарко. Захотелось всем спрятаться в тень. Давай попробуем накрыть их листочками, да так, чтобы не видно было ни крылышек, ни ножек.  (В процессе игры  нужно помогать ребенку вопросами).

Каким листочком можно накрыть большую стрекозу? (Одним большим или двумя маленькими). А как можно спрятать  от жары бабочек? Накрой бабочек листиками такого же цвета, как их крылышки. А теперь маленького кузнечика.

К вечеру выглянули все  из - под листочков. Решили в прятки поиграть. (Закрывайте одним листиком любое насекомое и можно спрашивать малыша: кто спрятался?)

Вариант 3 (слайд 8)

Другая полянка с насекомыми: три божьих коровки, паучок на паутине, три пчелки, жук большой, два муравья, две улитки, декорации травы.

А это другая полянка. Здесь тоже живут разные насекомые. Покажи, где пчелки? Сколько их? Что они делают? А где сидит паучок? Какие красивые божьи коровки на большом листике! Сколько их? А кто уселся на красный гриб? (улитка). Что у нее на голове? Расскажи, кто еще живет на полянке?

Посмотри, дождик начинается – кап, кап. Кто уже спрятался под грибком? Всем хочется укрыться от дождя. Накрой листочками тех, кто не спрятался.

Кого ты спрятал под большим зеленым листочком? (одного, двух, трех насекомых одновременно). Сколько листиков ты взял, чтобы спрятать пчелок? (один большой или два маленьких).  А можно укрыть божьих коровок другими листочками? (одним большим или одним  маленьким). Нужно ли прятать улитку, если у нее есть свой домик?

А теперь поиграем в прятки (закрыть одним листиком любое насекомое  и спросить ребенка: кто спрятался?)

Вариант 4 (слайд 9):

Комната с окном, за окном идет дождь, на стекле нарисован контур листиков клена и березы, на подоконники сидит собачка и стоят цветы в горшках.

В комнате сухо, а на улице идет дождик. К окошку прилетели листочки и хотят поздороваться с собачкой. Разложи их так, как они хотят (обратить внимание  детей на контуры), и скажи, каких больше, каких меньше, посчитай их.

Вариант 5 (слайд 10):

Кончился дождик, выглянуло солнышко. Решили зверята листики посушить. Помоги им, развесь листики на прищепках: большие – на больших того цвета, маленькие – на маленьких. Или к маленьким прищепкам подвесь большие листочки, а к большим – маленькие. Потом развесь листики так, чтобы прищепки и листики были разного цвета.

Вариант 6 (слайд 11):

Два котенка высушили листики и принесли в комнату. Там их ждал еще один котенок. Все  вместе, втроем, они играли в игрушки. А теперь котята хотят поиграть с листочками. Раздай им листочки. Есть схема, как можно разложить листочки. Например:

- всем одинаковые (сначала по величине);

- два маленьких, один большой и наоборот;

- по два разных листика каждому котенку;

Вариант 7 (слайд 12):

Теперь мы с ребятами тоже убежали от дождя. И листики с собой взяли. Давай сделаем красивые букеты в вазочках. Перед ребятами две вазы большая красная и маленькая синяя.

- поставь в высокую вазочку все зеленые листики, а в  низкую – все остальные. Посчитай листочки в каждой вазочке. Где больше?

- поставь в красную вазочку маленькие листики, а в голубую – и большие. Посчитай их.

- сделай в любой вазочке букет из разноцветных листьев.

А теперь поделим листики поровну – один листик в высокую вазу, один в низкую, один- в высокую, один – в низкую… Сколько листиков в каждой вазе?

Вариант 8 (слайд 13,14,15):

«Вот какие коврики».

Перед детьми образцы  ковриков. Предложить детям по образцу выложить коврик. Можно выкладывать одного или разного цветов и размеров, можно придумать свой узор на коврике и выложить его самостоятельно.

        Для развития комбинаторных способностей и логического мышления направляю свои усилия на воспитание у ребенка потребности испытывать интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений.

Такие игры, игровые упражнения способствуют развитию у детей внимания, памяти, воображения, творческих проявлений, самостоятельности, требуют напряжения мысли, поэтому интерес к играм появляется не всегда и не у всех детей сразу. Поэтому, предлагая такие игры детям, я соблюдаю принцип от простого к сложному.

 

Вывод:        

Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, развивается умственный аппетит, а это значит, что цель таких игр достигнута.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл комбинаторика854.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Р азвитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через комбинаторику.

Слайд 2

Актуальность Одно и то же задание можно выполнять разными способами.

Слайд 3

Комбинаторика – ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов. Еще комбинаторику можно понимать, как перебор возможных вариантов.

Слайд 4

Цель Развитие логического мышления и комбинаторных способностей как способ познавательной деятельности детей младшего возраста

Слайд 5

Задачи - формирование основных приемов логического мышления: сравнивать предметы по цвету и величине, раскладывать их в определенном порядке, соотносить, запоминать, переставлять, считать. - развитие у детей умения доказывать, принимать самостоятельные решения, рассуждать; развитие познавательных интересов, творческого воображения. - воспитание коммуникативных навыков, уверенности в себе, воспитывать желание вовремя прийти на помощь сверстникам, не бояться трудностей.

Слайд 6

Знакомство с деревьями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….»                     ...

Презентация " Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности "

Воспитатель реализует направление работы связанное с ознакомлением и обучением приёмов  нетрадиционных техник рисования...

презентация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются ...

Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через оздоровительные технологии"

Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через оздоровительные технологии"...

Опыт работы "Развитие художественно-творческих способностей детей младшего возраста через продуктивную деятельность" 2 младшая группа

Развитие художественно-творческих способностей  детей младшего возраста через продуктивную деятельность«Чтобы помочь ребенку развить дар к рисованию, мы должны создавать глаз, который видит...

Презентация "Чудеса пластилинографии" Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику пластилинографию.

Презентация Мастер класс "Чудеса пластилинографии" Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста через нетрадиционную технику пластилинографию....