Метод моделирования сказок как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Луканова Наталья Владимировна

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи» (О.С. Ушакова).

   На сегодняшний день – образное, богатое синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: односложная, бедность словарного запаса, употребление литературных слов, бедная диалогическая и монологическая речь, плохая дикция. С помощью метода моделирования сказок считаю, что есть возможность исправить те проблемы, которые существуют у детей в данном разделе программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СК НШ-ДС №144» г.Дзержинск, Нижегородской области

Совместный творческий проект

детей, педагогов и родителей

младшей группы

«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

        Составила:

                                                                            Воспитатель первой категории

                                                 Н.В. Луканова

        г. Дзержинск, 2013г.

Вид проекта: творческий краткосрочный.

Цель: обучению детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Актуальность проблемы.

   «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи» (О.С. Ушакова).

   На сегодняшний день – образное, богатое синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: односложная, бедность словарного запаса, употребление литературных слов, бедная диалогическая и монологическая речь, плохая дикция. С помощью метода моделирования сказок считаю, что есть возможность исправить те проблемы, которые существуют у детей в данном разделе программы.

Задачи:

  1. Учить самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.
  2. Развивать у детей мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).
  3. Учить детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.
  4. Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
  5. Воспитывать умение отличать  сказочные ситуации от реальных.
  6. Развитие внимания, памяти, мышления.
  7. Воспитание дружбы, сотрудничества.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели группы, учитель-дефектолог.

Предметно-развивающая среда: изготовление совместно с детьми условных заместителей к сказке «Репка» (шесть полосок разной длины, один желтый круг).

Продуктивная деятельность: лепка и  рисование животных и человека.

Конструкторская деятельность: из строительного материала дом для персонажей «Репка».

Содержание работы с родителями. Папка – передвижка для родителей «Что и как читать детям».

Этапы проекта:

Первый этап. Подготовительный.

  1. Обсуждение проекта с воспитателем, учителем-дефектологом.
  2. Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
  3. Изготовление дидактических игр, атрибутов для сюжетно-ролевой игры.
  4. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  5. Консультации для родителей на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка»
  6. Индивидуальная беседа с родителями.

Второй этап. Выполнение проекта (см. таблицу).

  1. Работа с родителями через папку-передвижку «Что читать дома детям».
  2. Выставка рисунков выполненных детьми в сотворчестве с родителями на тему «Мои любимые герои сказок».
  3. Индивидуальная беседа.

Третий этап. Заключительный.

Дети активно отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга. Используемая модель сказки я пришла к выводу, что детям это интересно. Занятия проходят в более живой форме, где дети выполняли игровые упражнения, драматизировали отдельные кусочки сказки, принимали участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, были более активны, внимательны друг к другу.

Продукт проекта: наборы с условными заместителями к сказке.



Интеграция образовательных областей в условиях реализации темы: «Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Социально-коммуникативное развитие

1.Сюжетно-ролевая игра «Больница для зверей».

2.Драматизация сказки «Репка».

3.Дидактическая игра «Назови ласково, чего не стало, кто старше» (кто стоит «за», «перед», «между», «сзади»).

4.Закрепить умение поддерживать порядок в группе.

5.Содавать подделки из полосок цветной бумаги.

6.Раширять представления о труде взрослых.

7.Воспитывать уважение к людям труда.

8.Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.

9.Напомнить детям, как нужно относиться к животным.

Познавательное развитие

1.Развивать умения сравнивать предметы по длине, цвету.

2.Закреплять порядковый и количественный счет (кто первый тянул репку?).

3.Сюжетно-ролевая игра «Больница для зверей».

4.Драматизация сказки «Репка».

Речевое развитие

1.Чтение сказок, художественной литературы о животных, загадывание загадок.

2.Знакомство с разными способами образования слов (бабка – бабушка).

3.Загадывание загадок по сказкам.

4.Сказка «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Царевна-лягушка».

Художественно-эстетическое развитие

1.Аппликация: вырезать симметричные предметы, создавать объемную аппликацию.

2.Лепка. Продолжать учить лепить животных из целого куска глины.

3.Рисование. Продолжать учить рисовать животных, передавая их характерные особенности.

4.Продолжать учить делать карандашный набросок.

5.Обогащать музыкальное впечатление детей, вызывать яркий, эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

6.Пальчиковая игра под музыку «Мышка».

7.Танцевальное творчество «Русские народные мелодии в записи».

Физическое развитие

1.Развивать самостоятельность в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю при выполнении движений.

2.Физкультминутка «Волшебный сон».

3.Формировать представление о рациональном питании.

4.«Учить активному отдыху».

5.Формировать правильную осанку (принимать правильную позу при работе, не наклоняться над столом).

6.Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

7.Продолжать учить участвовать в спортивных играх и упражнениях: элементы бадминтона «Ровным кругом с ракеткой», элементы настольного тенниса «Обведи мяч».

8.Подвижные игры «Ровным кругом», «Овощи», «Огуречик - огуречик».

9.Развивать интерес к народным играм: «Капуста», «Картошка».


Конспект занятия по пересказыванию сказок методом моделирования

Цель: пересказ сказки «Репка» методом наглядного моделирования.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели, сохраняя некоторые наглядные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.
  2. Учить детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.
  3. Формировать умение детей воспроизводить эпизоды сказки при помощи действий с заместителями, размещая их с сюжетом разыгрываемой сказки.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвете).
  2. Цветовосприятие (выделение признака по цвету).
  3. Развивать интонационную выразительность речи детей ( сила и высота голоса).
  4. Развивать зрительно-пространственное восприятие в единстве с несенсорными психическими функциями (внимание, память).
  5. Ориентировка на плоскости.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к РНС.
  2. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
  3. Воспитание дружбы, сотрудничества.

Словарная работа:

активизация словаря:

Срезаем, выкапываем, выдергиваем.

Методы и приемы:

Игровая мотивация

Чтение сказки

Модели-заместители (полоски, круг)

Вопросы, указания, напоминания, поощрение

Ход занятия

Воспитатель

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Воспитатель

Физминутка

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Воспитатель

Дети сидят за столами, заходит почтальон и вручает посылку и бандероль.  Достаем из посылки книжку «Репка», читаем письмо от Незнайки.

«Дорогие ребята, посылаю вам свою любимую книгу. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравилась вам моя сказка?» Незнайка.

Это книга – сказка про репку. Мы с вами ее читали, пересказывали, обыгрывали.

Вспомните, какие герои в этой сказке?

Дети перечисляют.

Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку.

Откройте конверты, которые лежат у вас на столе.

Вынимаем то, что лежит в конверте.

Дети выполняют задание воспитателя.

Чем отличаются полоски друг от друга?

Размером.

Чем они похожи?

Цветом.

Какого они цвета?

Оранжевого.

Еще есть геометрическая фигура, какая?

Круг.

Какого цвета?

Желтого.

А как выдумаете, что это?

Репка.

А репка это что такое?

Овощ.

Какие еще овощи вы знаете?

Перечисляют.

А где у нас растут овощи?

В огороде, на грядке.

А какие овощи мы срезаем?

Помидоры, огурцы, кабачки, тыкву.

А какие выкапываем?

Картошку.

А какие выдергиваем?

Морковку, репку, свеклу, редиску.

Игра «Четвертый лишний».

У каждого героя сказки своя, определенной длины полоска. Какую возьмем по размеру полоску для деда?

Почему?

Самую длинную – дед самый высокий.

Какую возьмем по размеру полоску для бабки? Почему?

Покороче,  чем у деда – бабка ниже ростом.

И так далее.

Далее берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему именно эти полоски.

Дети распределяют полоски перед собой.

Вы составили сказку, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам?

Будем рассказывать, а все ребята следят по полоскам и помогают (один ребенок рассказывает сказку).

Хорошо, сказка получилась интересная.

Включается музыка. Упражнение «Волшебный сон».

Представьте себе, что вы лежите на мягкой зеленой травке. Вокруг все тихи спокойно, вы дышите легко и свободно. Вы погружаетесь в волшебный сон.

«Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышится легко, свободно. Наши ручки отдыхают… Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают. Будто мы лежим на травка, на зеленой, мягкой травке… Мы спокойно отдыхали и волшебным сном поспали, нам приятно отдыхать, но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем их повыше поднимаем. Потянуться, потянуться! Улыбнуться и проснуться!».

 Отодвиньте все полоски на край стола. Мы не открыли посылку. Посмотрим, что в ней? Ой, а в ней еще много вопросов с которыми не смог справиться Незнайка. Поможем ему?

Игра «Назови ласково».

 

Незнайка совсем забыл ласковые слова и просит вас ему помочь вспомнить.

Бабка – бабушка           Кошка - кошечка  

Дедка – дедушка          Собака - собачка

Внучка – внученька      Мышь – мышка.

А теперь давайте поможем Незнайке разобраться кто старше, а кто младше.

Кто стоит за, между, перед, сзади.

Загадки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел».

«Тянут потянут, вытянуть не могут».

«Не садись на пенек, не ешь пирожок».

«Лягушка, лягушка отдай мою стрелу».

«Печка, матушка спрячь нас!».

Отгадывают загадки из какой сказки.

Пальчиковая гимнастика. Под музыку. «Краб», «Мышка».

Игра – разминка.

Дети становятся вкруг и поднимают руки вверх и кричат да, если они согласны с утверждением, если не согласны, топают ногами и кричат нет.

Есть ли в поле светлячки!

Есть ли в море рыбки!

Есть ли крылья у теленка!

Есть ли клюв у поросенка!

Есть ли берег у ручья!

Есть ли двери у норы!

Есть ли хвост у петуха!

Есть ли нос у Жучки!

А теперь давайте вспомним, о какой сказке мы говорили в самом начале.

Показывается иллюстрация сказки «Репка».

Вспомните, как начинается сказка? Кто первым тянул репка? Кого позвал дед?

А бабка? Кого позвала внучка? Кто еще помогал тянуть репку?

Даже маленькая мышка может помочь в большом и трудном деле.

Дружная совместная работа приносит больше пользы, по сравнению с тем, когда она выполняется в одиночку.

Понравилось ли вам занятие? Что особенно запомнилось, показалось интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

В презентации рассматриваются направления, цели и задачи, этапы работы со сказкой методом моделирования. Представлен опыт работы....

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ СКАЗОК, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Сказки занимают в жизни ребёнка огромное место. Конечно, они есть в каждом доме, читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и...

Моделирование сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается наглядный метод развития речи-моделирование сказок. Из сказки ребёнок узнает много новых слов и образных выражений, что обогащает его словарный запас, ребёнок учится понимать ...