Коммуникативные игры в раннем возрасте
консультация по развитию речи на тему

Кузьмина Раиса Витальевна

Значение коммуникативной игры в раннем возрасте, особенности игр, краткое описание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry_v_rannem_vozraste.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Решая задачи социально-коммуникативного развития с детьми раннего возраста, мы должны учитывать психические особенности детей данного возраста.

Дети раннего возраста - эгоцентрики, то есть в сознании ребенка существует собственное «Я», мысли, действия, желания направлены на себя, на удовлетворения своих потребностей.

Примерно с двух лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:

- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;

- чутко отзываются на любое действие сверстника;

Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.

В целях развития общения детей взрослый:

- помогает ребенку увидеть в сверстнике – человека;

- организует совместные игры детей;

- учит доброжелательному общению;

-поощряет привлечение внимания к сверстникам.

Наша с вами задача заключается в том, чтобы сформировать положительные взаимоотношения к трем годам.

Большое значение приобретает в данном возрасте развивающая среда, которая должна быть создана так, чтобы не создавались конфликтные ситуации, например в группе должны быть одинаковые игрушки, организация зон с идентичным материалом на несколько человек, правильная организация среды (зоны для индивидуальных игр и т. д.)

Для формирования положительных взаимоотношений важны методы и приемы, которые мы используем.

Одним из таких методов работы является коммуникативная игра, которая позволяет нам развивать положительные взаимоотношения и модель поведения, сформировать речевые навыки на основе особенностей, которые заключаются в главной подражательной функции игры и  с учетом непроизвольности поведения детей.

Социум – это окружающий нас мир. Одним из составляющих этого окружения является музыка. Музыкой можно передать все, что мы видим вокруг: природу, голоса, настроение, эмоции, любой образ. Коммуникативные  музыкальные игры – это, в основном, танцы с несложными движениями,  включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т.д.

Специфика организации коммуникативной игры с детьми раннего возраста

 -Ограниченный опыт, следовательно, педагог должен выбирать материал, соответствующий возрастным особенностям детей;

  -Неустойчивость внимания: игра должна быть непродолжительной, играть, пока интересно.      - Ограниченные возможности детей в передаче чувств, настроений и т.д.: движения и планируемые эмоциональные реакции должны быть доступны (пожать ладошку, обняться, послать «воздушный поцелуй» и т.д.)

Не все дети умеют говорить и выражать свои чувства и эмоции.

Нельзя стремиться, чтобы все дети сразу были одинаково активными. Дети могут подключаться постепенно

Важна положительная эмоциональная поддержка взрослого.

Коммуникативные игры  - это нерегламентированная деятельность. Проводить их можно в тех ситуациях, когда это необходимо, ориентируясь на желания и настроения детей, а так же особенности их взаимодействия в период игровой деятельности.

С помощью нехитрых коммуникативных игр можно создать благоприятное настроение, исключить возникший конфликт, создать мотив к общению детей друг с другом: так как дети объединены единым сюжетом, пространством, движением, в этих играх нет предметов для притязания, такое психическое свойство как эгоцентричность постепенно стирается на фоне объединения общим действием.

         Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста.

Упражнение «Дружат в нашей группе

девочки и мальчики»

Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

Педагог: Покажите мне свою правую руку, а теперь левую. Дотроньтесь своими пальчиками до пальчиков соседа, и правой ручкой и левой. Послушайте:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Пусть соединятся

Их маленькие пальчики.

Возьмитесь за ручки, я вам помогу сейчас. А теперь поднимите руки вверх. Молодцы! Мы вместе! Замечательно!

Игра «Листочек падает»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  что умеет делать мой листок бумаги. (Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол.)

      - А теперь превратите свои ручки в листочки бумаги, легкие, плавные. Я поднимаю лист бумаги, а вы  поднимайте свои  руки вверх. Попробуем? (Взрослый  опускает лист  бумаги  на стол. Дети плавно опускают руки вниз одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз.)

       -Молодцы, мы все делаем вместе!

Игра «Все мы весело играем»

Цель: закрепление понимание речи и двигательной реакции, формирование положительных взаимоотношений.

Воспитатель: Ребятки, покажите мне ваши ручки. Вот они! Молодцы! А наши ручки умеют весело играть. Попробуем?

Все мы весело играем,

Ручкой глазки закрываем.

Раз глазок, два глазок…

Куда ты спрятался, дружок?

Ку-ку

Все мы весело играем,

Ручкой ушки закрываем.

Ушко раз, ушко два…

Куда вы спрятались, друзья?

Ку-ку

Все мы весело играем,

Ручкой щечки закрываем.

Щечка раз, щечка два…

Закачалась голова

Игра «У птички болит крылышко»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Одному  из детей надевают маску птичку, у которой болит крылышко. Ребенок старается показать, что он грустит. Воспитатель   предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее воспитатель, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая».

Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

Упражнение “Спаси птенца”

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Детям раздаются ватные комочки – это птенчики.

Воспитатель говорит: “Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он очень замерз, давайте его погреем и отпустим полетать”. Дети стоят по кругу, ладони сложив лодочкой, глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и как будто отпускают птенчика.

Игра «Платочек»:

Цель: закреплять понимание речи и двигательную реакцию, закреплять знание своих имен и имен сверстников, закреплять положительные взаимоотношения

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие у меня красивые платочки! Какого они цвета? Какого цвета этот платочек?  А этот? Сейчас мы поиграем с платочками.

- Вот платочек Ванечке, вот платочек Танечке, вот платочек Анечке….

- Все платочки вверх подняли

И друг другу помахали. Вот так, вот так помахали. Молодцы!

- Спрятали платочки.

- Где платочек Анечки?

Где платочек Ванечки? Спрятались платочки! Вот они!

- Все платочки вверх подняли

И друг другу помахали. Вот так, вот так помахали. Молодцы!

 - Мы возьмем за уголочки наши яркие платочки,

Вверх поднимем мы платочки

Вот так, вот так, молодцы!

- Сядем тихо мы в кружочек,

Спрячемся за свой платочек,

А потом, а потом всех ребяток мы найдем!

Это Танечка, это Ванечка и т. д

-А теперь все подходите

И платочки положите.

(- Как вы думаете, почему платочки все одинакового цвета?)

Игра «Пианино домашних животных»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Дети садятся на корточки в одну линию.

       Воспитатель: Ребята, вы сейчас превратитесь в клавиши пианино, а я буду музыкант, буду дотрагиваться до вас, нажимать на клавиши. А вы будете мне отвечать голосами разных животных. Вот вам разные карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья и др.).

       Воспитатель дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши, дети встают и отвечают голосом животного на картинке.

      -Вот какой у нас замечательный оркестр! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная деятельность в раннем возрасте. Перспективное планирование НОД.

В этом материале распланированиы занятия по развитию речи в раннем возрасте по программе "Радуга"....

Реализация деятельности по коммуникативному развитию детей раннего возраста.

Книга  вводит  ребенка  в  самое  сложное  в  жизни – в мир  человеческих  чувств,  радостей  и  страданий,  отношений,  поступков...

Педагогический проект по формированию коммуникативных навыков детей раннего возраста. Тема: «Ладушки, ладушки»

Формирование умения проявлять положительные эмоции в общении со взрослыми и сверстниками....

Развивающая предметно-пространственная среда в развитии социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста

В презентации раскрыты принципы организации развивающей предметно-пространственной среды для развития социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста на примере первой младшей группы, предста...

Коммуникативные игры детей раннего возраста

Презентация с подбором игры, способствующих развитию коммуникабельности детей раннего дошкольного возраста...

Пальчиковые игры, как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста «Моя семья»

Пальчиковые игры, как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста «Моя семья»"Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, ...