Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития.
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Соснова Галина Константиновна

Большое значение в речевом развитии детей придается игре. Творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития.

Дошкольное детство – период жизни ребенка, в котором он открывает для себя мир разных видов деятельности.

Всестороннее развитие ребенка, формирование его характера, эмоций, личности в целом непосредственно зависят от речи. Речь детей развивается в единстве с формированием его мышления. В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, совершенствуется и речь.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре. Творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. Игра развивает речь, а речь организует игру. Играя, ребенок учится, но не одно учение немыслимо без помощи речи.

Игра является большим стимулом для проявления детской самостоятельности в области речи, так как слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности, в том числе и сюжетно-ролевая игра.

К трем годам у детей формируются основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: увеличивается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. У детей формируется самостоятельность, целенаправленность своих действий.

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. В  процессе игры дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.

Игра становится методом воспитания и развития, если в ней четко определены игровые правила и действия. Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использование художественного слова, сюрпризов, детям предлагаются разные игровые действия: кормление куклы или укладывание ее спать, постройка гаража для машины или лечение больной дочки. Все действия показываются и сопровождаются речью взрослого. При затруднении воспроизведения ребенком игрового действия, можно воспользоваться приемом совместной игры путем подбора простых сюжетов с одним-двумя персонажами и элементами-действиями – «шофер» везет «маму» в магазин, мама кормит дочку, гуляет с ней.

У детей формируются начальные навыки ролевого поведения, умение связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли. Общим в сюжетно-ролевых играх и занятиях является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни.

При этом дети учатся внятно говорить, произносить правильно звуки, выражать разные состояния, применяя соответствующую интонацию.

На третьем году жизни малыши уже могут сами сопровождать слова взрослого движениями предметов и игрушек, иногда вступают в диалог, используют песенки, потешки, стихи.

Сюжетно-ролевые игры решают задачу развития у детей активной речи, способности к имитации движений, звукоподражания, развития воображения, способности выражать основные чувства мимикой.

Ребенок третьего года жизни уже понимает игровой характер сюжетов, их забавность. Он включается в «игру» с взрослым, легко откликается на предложение развернуть действия в ролях (игра с куклой).

Все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре, связаны с развитием речи. У детей формируется интерес к игре, желание участвовать в ней, ставить и реализовать свои цели.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.

Игра ребёнка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения. Однако вместе с сюжетными игрушками, которые изображают уменьшенные реальные предметы, в игре могут использоваться предметы, замещающие реальные (палочки, кубики, шарики, и т.п.).

По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Это игры: «День рождения куклы», где дети танцуют и поют; «Автобус», где все дети — пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают.

Как итог мы видим, очень важное, полезное влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи.

Анализ проведенных игр направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

В интересах речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста необходимо использовать игру как средство развития речи детей, где сюжетно-ролевая игра является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее общение сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"

В данной работе представлены методологические и теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития старших дошкольников....

Выпускная квалификационная работа "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"

Комитет по образованиюСанкт-ПетербургаСанкт-Петербургская академияпостдипломного педагогического образования Программа профессиональной переподготовки:«Теория и методика обучения (дошкольное обра...

Сюжетно–ролевая игра как средство речевого развития детей

Игра - одно из замечательных явлений жизни. Всматриваясь в детские игры, К.Д.Ушинский пришёл к выводу, что «для дитяти игра - действительность, и действенность гораздо более интересная, чем та, ...

: Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевые игры – это игры, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения между людьми.Полноценная...

Научная публикация "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"

В данной работе представлены методологические и теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития старших дошкольников....

Научная публикация "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"

В данной работе представлены методологические и теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития старших дошкольников....

Семинар - практикум для воспитателей "Сюжетно - ролевая игра как средство речевого развития дошкольников"

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра -это не развлечение для ребёнка - это его жизнь. Играя, ребёнок накапливает знания об окружающем мире, осваивает язык, ...