Главные вкладки

    Сюжетно–ролевая игра как средство речевого развития детей
    материал (подготовительная группа) на тему

    Гончарова Наталья Вячеславовна

    Игра - одно из замечательных явлений жизни. Всматриваясь в детские игры, К.Д.Ушинский пришёл к выводу, что «для дитяти игра - действительность, и действенность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает… Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее, а понятнее она потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт…»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon syuzhetno.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сюжетно–ролевая игра как средство речевого развития детей

    Речевое развитие детей является одной из приоритетных задач подготовки детей к школе. Нередко педагоги детских садов решают данную задачу, используя школьную модель обучения детей.

    Особые возможности для развития речи ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

    Сюжетно-ролевая игра, глубоко изучена в исследованиях Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, А.П.Усовой и др. Игра - деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях тематика многих сюжетно-ролевых игр детей должна быть связанна с социальной действительностью.

    В ходе построения сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций, взаимодействия людей и событий. Организация содержательных игр на социальные темы, требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

    В настоящее время опыт по использованию сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития детей рассматривался в работах авторов, занимающихся проблемой формирования предложений у детей с речевым недоразвитием (Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева).

    В работе педагогов детских садов наиболее часто используются методические пособия, освещающие исключительно проблемы организации сюжетно-ролевой игры. Например, в методическом пособии Михайленко Н., Короткова Н. «Организация сюжетной игры в детском саду» предлагается системный подход к организации сюжетной игры в детском саду, направленный на активизацию свободной самостоятельной игры. Авторы акцентируют внимание педагогов на важность формирования у детей умений вести ролевой диалог, но приводится недостаточно конкретных приемов.

    Обзор используемых методов и приемов обучения в подготовительных группах показывает, что обучение грамоте и развитие речи зачастую осуществляется в непосредственной образовательной деятельности и без опоры на действенный опыт, на практическую деятельность, употребление фраз в строго заданных условиях по требованию взрослого. В итоге многократных занятий средний уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по детскому саду в среднем за 2 года остается неизменным - 52%.

    Таким образом, недостаточная разработанность проблемы и её важность для совершенствования педагогического процесса в подготовительной к школе группы определила интерес и выбор темы моего мастер-класса: «Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей».

    Цель мастер-класса: оказание методической помощи педагогам-практикам в использовании алгоритма организации сюжетно-ролевой игры «Мы журналисты».

    Задачи:

    1. Актуализировать в педагогическом сознании педагогов особые возможности сюжетно-ролевой игры в речевом развитии детей.

    2. Научить педагогов создавать сюжетно-ролевую игру путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов и приёмов.

    3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

    Рассмотрим алгоритм организации основных этапов игры «Мы - журналисты», приемы мотивации детей, рекомендации к подготовке игр, необходимые источники обогащения детской игры.

    1 этап. Мотивационный. Погружение в проблему. Проводится в начале учебного года с целью заинтересовать детей особенностями профессии журналиста.

    Рекомендуемые приемы:

    - рассматривание детских газет и журналов;

    - чтение статей в семье;

    - рассказы детей о прочитанных статьях для сверстников.

    Результатом предполагается: эмоциональный отклик ребенка; овладение умением самостоятельно пересказывать статьи из газет и журналов, правильно передавая идею и содержание; возникновение у детей потребности узнать «Кто издаёт газеты и журналы?».

    Использование приема (беседа по модели трёх вопросов):

    - Что мы знаем о профессии журналиста?

    - Что хотели бы узнать?

    - Что для этого нужно сделать?

    2 этап. Знакомство с профессиями: редактор, репортёр, корреспондент, фотокорреспондент, художник-оформитель. Целью данного этапа является расширение знаний детей о профессиях, формирование исследовательских умений и практическое освоение правил речевого этикета.

    Рекомендуемые формы, методы и приемы:

    - игровое занятие «Мы - журналисты»;

    - приглашение в группу корреспондента городской газеты;

    - создание папки исследователя.

    Данный прием заимствован из технологии проектирования. Цель: помочь детям разработать план собственной исследовательской деятельности;

    - дидактические игровые упражнения: «Кому что нужно для работы», «Я репортёр», «Я фотокорреспондент», «Интервью у друзей»;

    - создание с детьми опорных карт-схем для ведения диалога с людьми разных профессий;

    - изготовление атрибутов совместно с родителями на данную тематику.

    Предполагаемый результат:

    Возникновение интереса к новым сюжетам, обогащение жизненного опыта, желание организовать игру по собственной инициативе, освоение правил речевого этикета, их использование в процессе общения.

    Эти два этапа являются важными и необходимыми для организации сюжетно-ролевых игр на третьем этапе.

    3 этап. Изучение социальных тем и решение задач по речевому развитию через сюжетно-ролевые игры «Мы - журналисты». На данном этапе мы планируем следующие задачи по речевому развитию детей:

    - развитие умения строить общение с разными людьми;

    - способствовать проявлению субъектной позиции ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;

    - развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

    - практическое освоение воспитанниками норм речи.

    Выбираем тему:

    1 вариант: зависит от комплексно-тематического планирования рабочей программы в группе.

    2 вариант: самостоятельный договор детей о начале игровой деятельности, выборе сюжета.

    3 вариант: индивидуальное предложение от педагога (учитываются интересы и способности ребенка).

    Мотивация детей. Проблемная или игровая ситуация. Дети в роли корреспондента, фотокорреспондента или журналиста в разных формах осуществляют сбор информации, сведений, фактов по предложенной педагогом теме, либо выбранной ими самостоятельно.

    Поисковая деятельность детей (с целью обогащение жизненного опыта детей).

    Ход сюжетно-ролевой игры:

    1. Составление плана.

    2. Распределение ролей. Кроме обязательных игровых ролей (журналисты, фотокорреспонденты, редакторы, художники-оформители) необходимы роли людей различных профессий (исходя из предполагаемой темы). Например, повар, заведующий ДОУ, врач, воспитатель.

    3. Подготовка необходимых атрибутов и места для выполнения игровой роли.

    4. Выполнение игровых ролей (интервью, фоторепортаж, репортаж, используя модели, карты-схемы через выполнение игровой роли).

    5. Обобщение материала журналистами в «редакции».

    6. Изготовление газет по теме исследования.

    7. Итог игры.

    Проведение имитационной игры:

    А сейчас я предлагаю вам вместе со мной создать сюжетно-ролевую игру «Мы - журналисты» и выпустить газету «Что такое выпускной?». Тема нашей игры будет «Что такое выпускной». Она выбрана педагогом. Так как у детей подготовительной группы через несколько месяцев состоится важное событие - выпускной.

    Чтобы мотивировать детей к активной деятельности была создана мотивационная ситуация: помочь детям выпускной группы узнать о выпускном. Так как временной промежуток мастер-класса ограничен по времени, поэтому поисковую деятельность, необходимую нам для сбора информации, создание необходимых атрибутов и материалов, будем считать выполненной. В результате разработаны карты-схемы, атрибуты, материалы для выполнения ролей. Выбираются участники игры по определенным признакам.

    Давайте составим небольшой план нашей игры:

    1. Сначала главный редактор занимает свое рабочее место. Если вы не против, я буду редактором нашей газеты, буду руководить вашей работой, редактировать представленный для газеты материал. Это мое рабочее место.

    2. Остальные дети будут делиться на подгруппы: сотрудники газеты и те, у кого будут узнавать информацию о выпускном празднике. Вы должны будете договориться, кто из вас будет фотокорреспондентом, корреспондентом, художником-оформителем, а кто редактором модного детского журнала, дизайнером помещений, музыкальным руководителем детского сада.

    3. Где будут работать сотрудники газеты? Редактор журнала, музыкальный руководитель, дизайнер помещений и т.п.?

    4. После того, как мы определили кто где работает, что еще необходимо сделать? Что потребуется каждому для работы?

    5. Обговариваются необходимые атрибуты.

    6. Атрибуты подготовили, что делают дальше корреспонденты и остальные?

    7. Обговариваются сюжетные линии.

    Корреспондент и фотокорреспондент звонят редактору модного журнала, и договаривается с ним о встрече (дата и время). Встреча корреспондента и редактора в редакции модного детского журнала. Интервью. Фотограф фотографирует понравившиеся модели, корреспондента с редактором. Берут с собой образцы тканей, аксессуаров.

    Корреспондент идет в кабинет музыкального работника детского сада. Берет интервью. Слушают музыку, стихи. Музыкальный руководитель предлагает тексты песен и стихотворений, диски, фотографии возможных сказочных героев. Корреспондент звонит дизайнеру помещений, договаривается о встрече. Встреча корреспондента и дизайнера. Просмотр коллекций. Интервью. Дизайнер дает советы по оформлению зала.

    8. После того как весь материал собран, кто приступает к работе?

    9. Редактор собирает своих сотрудников для обсуждения газеты.

    10. Художник-оформитель оформляет название газеты, рубрик, их художественное оформление. После работы корреспондентов совещается с ними, и совместно оформляют содержание рубрик.

    11. Распределение ролей. Воспитатель предлагает детям самостоятельно распределить роли, если возникает спор, то он предлагает использовать считалки. Игроки распределяют роли и разбирают необходимые атрибуты, устраивают свои рабочие места.

    12. Ход игры. Редактор собирает своих коллег и даёт им указания по работе.

    - Прошу сотрудников газеты «Утренняя зорька» собраться в кабинете главного редактора. Уважаемые сотрудники, нам предстоит подготовить новый выпуск газеты на тему «Что такое выпускной?». Давайте с вами обсудим, какие будут рубрики в нашей газете. Я предлагаю рубрики: «литературная страничка», «полезные советы», «музыкальная шкатулка», «модный приговор» (обсуждение рубрик детьми используя игру «Хорошо - плохо»).

    - Прошу корреспондентов выбрать рубрики, за какие они будут отвечать (выбор рубрик корреспондентами).

    - «Литературную страничку» нужно оформить в стихах и загадках. В рубрике «Полезные советы» поместить взятое журналистами интервью у дизайнера помещений, советы музыкального руководителя. В рубрике «Модный приговор» поместить эскизы платьев и костюмов к выпускному балу. В рубрике «Музыкальная шкатулка» поместить песни к празднику.

    - Журналисты могут приступать к выполнению своего задания, а художники оформители приступают к оформлению газеты (наклеивают название газеты, название рубрик).

    13. Итог игры. Воспитатель приглашает детей к себе, спрашивает, понравилась ли им игра? Что понравилось больше всего? Умеют ли теперь сами участвовать в организации выпускного?

    Воспитатель благодарит детей за хорошую игру: «корреспондентов» за умение общаться со специалистами, выбор хорошего и необходимого материала, фотокорреспондента за отличные снимки, редактора модного детского журнала за профессиональную помощь, предоставление коллекции.

    Воспитатель: наша газета получилась очень интересной и познавательной. Вы много узнали о проведении выпускного бала в детском саду. Я думаю, что детям другой подготовительной группы будет очень интересно читать нашу газету.

    Презентация рубрик перед детьми подготовительной группы. Корреспонденты рассказывают, что и как они оформили на своих страничках.

    Этап Рефлексия «Ладошка».

    На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец - это какая - то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение, запишите его. Большой палец - для меня это важно (неважно); указательный палец - я получила конкретные рекомендации (я не узнала для себя ничего нового); средний палец - мне было интересно, легко (скучно, не интересно, трудно, не понравилось); безымянный палец - моя оценка имитационной игре. Мизинец- хочу для себя выяснить…

    Педагоги высказывают своё мнение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

    Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и родителей ДОУ....

    ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

    ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

    Детская игра, как средство речевого развития детей младшего возраста.

    Будучи одним из самых увлекательных занятий для дошкольников, игра, вместе с тем, является важнейшим средством их воспитания и развития.Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания, но и явл...

    Консультация на тему « Дидактическая игра - как средство речевого развития детей в логопедической группе».

       Всем известно, что при рождении человек не обладает речью. Формирование и развитие речи  неразрывно связано с его  развитием, ростом и продолжается этот процесс, практиче...

    «Художественно-развивающие игры, как средство речевого развития детей дошкольного возраста».

    Дидактические игры имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного материала осуществляется не на занятиях, а в своб...

    « Театрализованные игры, как средство речевого развития детей »

    Тема по самообразованию : « Театрализованные игры, как средство речевого развития детей »...