Конспект НОД в старшей логопедической группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные леса»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пересыпкина Надежда Николаевна

Программное содержание. Закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках.

Учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные леса» (животное, зверь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, хищное, травоядное; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).

Развивать связную речь детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание; тонкую и общую моторику. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей логопедической группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные леса»

Программное содержание. Закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках.

Учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные леса» (животное, зверь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, хищное, травоядное; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).

Развивать связную речь детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание; тонкую и общую моторику. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Индивидуальная работа: Добиваться полного ответа у Кирилла, Никиты.

Оборудование:

Аудиокассета с голосами животных; схема описания животного; схема-модель жилищ животных; рисунок «Звери у Айболита»; контейнер с горохом и плоскостными фигурками животных; карточки с изображением животных; корзинка с морковью, орехами и баночкой меда.

Предварительная работа: Просмотр слайдов с изображением диких животных наших лесов и их детенышей; беседа о жизни диких животных зимой. Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка».Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята». Заучивание загадок о диких животных. Ознакомление со схемой описания животного. Ход занятия.

Дети входят в группу под тихую музыку.

Воспитатель: - Дети, какое время года наступило? (Зима) .

- Правильно, зимушка-зима пришла в города и села, укутывая белым одеялом поля и леса, но к сожалению у нас снега пока нет. Посмотрите, какой зимний лес вырос у нас в группе! Я хочу предложить вам прогуляться по лесу. Дети, а вы знаете, кто живет в лесу? (Дети перечисляют названия животных) .

- Как одним словом можно их назвать? (Дикие) .

- Почему они так называются? (Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу) .

- Как животные готовились к зиме? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу. Волк, заяц и лиса полиняли: поменяли летние шубки на зимние.)

(Включается аудиокассета с записью рычания медведя, вой волка) .

- Ой, дети, что это за звуки? Это медведица и волчица зовут на помощь: их дети в лютые морозы простудились и заболели. Как вы думаете, кто может им помочь? (Доктор Айболит)

- Конечно, это добрый доктор Айболит, я предлагаю вам сесть и рассмотреть животных, и вспомнить животных которые были у Айболита.

(Воспитатель вывешивает рисунок.)

- Кто пришел к доктору лечиться? (Медведица с медвежонком, волчица с волчонком, лисица с лисенком, белка с бельчонком, зайчиха с зайчонком) .

- Очень боялись детеныши животных Айболита: ведь они еще маленькие и не знали, что доктор добрый. Поэтому, доктор Айболит называл их ласково, а как – придумайте сами и позовите ласково:

- Заяц- (Зайчонок) .

- Медведь - (Медвежонок) .

-Белка - (Бельчонок) .

-Лиса  - (Лисенок) .

-Волк -( Волчонок) .

- Вот и вылечил всех больных зверей Айболит! И мамы повели своих детенышей домой.

(Вывешивается схематичное изображение жилищ диких животных)

- Дети, посмотрите на схему: догадаетесь ли вы, какому зверю принадлежат эти жилища и как они называются?

- Это нора. В ней живет лиса.

- Это берлога. В ней живет медведь.

- Это дупло. В нем живет белка.

- Это куст. Под ним прячется заяц.

- Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные.

Игра с мячом «Большие и маленькие».

- А теперь, дети, давайте поиграем. Встаньте в кружок, а я буду называть часть тела дикого животного и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч и ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мне мяч.

В. - У лисы рыжая голова.

Р. – У лисенка рыженькая головка.

В. - У волка острые зубы.

Р. – У волчонка остренькие зубки.

В. – У зайца короткий хвост.

Р. – У зайчонка коротенький хвостик.

В. – У белки черные глаза.

Р. – У бельчонка черненькие глазки.

В. – У лося длинные ноги.

Р. – У лосенка длинненькие ножки.

В. – У медведя короткий хвост.

Р. – У медвежонка коротенький хвостик.

- Отлично! А теперь я предлагаю вам превратиться в животных: Кирилл и Даня - медведи, пройдите, по-медвежьи. Яна – лисичка, пробеги, по-лисьи. Максим будет волком, а Миша с Димой – зайцами: проскачите по-заячьи.

- Раз, два, три - мы опять превратились в детей.

- У меня для вас есть сюрприз: вот эта коробочка. Она не простая, а наполнена горохом, но внутри что-то находится. Сейчас вы, на ощупь, должны найти фигурки, а какие – расскажете сами.

(Дети вытаскивают плоскостные фигурки диких животных.)

- А теперь составьте описания тех животных, которых вы достали из коробки. Вам поможет в этом схема-картинка-подсказка. Сначала вы скажите, как называется ваше животное.

Вывешивается схема рассказа о животном.

Дети составляют описательные рассказы о своих животных по схеме.

- Молодцы, ребята! Отдохнем немного?

Физкультминутка.

    Жарким днем лесной тропой               Дети идут по кругу друг за другом.

   Звери шли на водопой.                          

      За мамой-лосихой топал лосенок,      Идут, громко топая.

   За мамой-лисицей крался лисенок,      Идут крадучись.

  За мамой-ежихой катился ежонок,         Передвигаются в глубоком приседе.

  За мамой-медведицей шел медвежонок,    Идут вперевалку.

  За мамою-белкой скакали бельчата,   Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

  За мамой-зайчихой — косые зайчата,   Скачут, сделав «ушки» из ладоней.

  Волчица вела за собою волчат.              Идут на четвереньках.

  Все мамы и дети напиться хотят.             Останавливаются.                                           

.

  - Дети, взгляните на доску. Кто изображен? (дети перечисляют животных)

- Все ли в порядке с вашими животными? (у лисы не хватает туловища; у медведя – шеи  туловища т. д.)

- Вот теперь порядок! Все животные будут довольны.

Загадки

Этот зверь живет в бору, 
У стволов грызет кору. 
Летом в шубке серенькой, 
А зимою — в беленькой. (Заяц) 

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь) 

Зверька узнаем мы с тобой 
По двум таким приметам: 
Он в шубке серенькой зимой, 
И в рыжей шубке — летом. (Белка) 


Всю зиму между елками
Проспал мешок с иголками.
«Ф-ф.ф — хватит спать,
Пора вставать!» (Еж) 

Серый и зубастый.
Воет в день ненастный:
«У-у-у.,.» (Волк) 

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса) 

Но все-таки, дети, в нашем зимнем лесу дикие животные грустят: ведь им тоже хочется, чтобы люди иногда заботились о них. Я приготовила корзинку с гостинцами, как вы думаете, для кого?

- Мед – для медведя.

- Орехи – для белки.

- Морковка – для зайца.

- Давайте оставим корзинку в лесу, а сами потихоньку спрячемся. Ведь дикие животные очень пугливые и осторожные. Попрощайтесь с нашим зимним лесом и дикими животными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию речи «Новые герои» (интерактивные сказки).

В данном занятии показано, как можно обучать детей придумывать сказки. Здесь используется много игр, схемы, сюрпризные моменты, домашние задания для родителей....

Конспект образовательной деятельности в средней группе по развитию речи/ Тема: Прогулка в лесу

Конспект образовательной деятельности в средней группе по развитию речи с использованием ИКТ (технология фото-кейс)....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...

Конспект открытого показа ООД в старшей группе по развитию речи. Тема: “Дикие животные зимой”

Конспект  открытого показа ООД  в старшей группе по развитию речи. Тема: “Дикие животные зимой&rdquo...

Конспект занятия в старшей логопедической группе с ОНР на тему: «Дикие животные».

Данное занятие направлено на обогащение словарного запаса детей по лексической теме "Дикие животные". Способствует развиватию  умения связно высказывать свое мнение, полно и развернуто ...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию речи ОО "Развитие речи" на тему "Посуда"

Образовательные задачи: Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана.Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и ...