Главные вкладки

    Конспект НОД в старшей логопедической группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные леса»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Пересыпкина Надежда Николаевна

    Программное содержание. Закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках.

    Учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные леса» (животное, зверь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, хищное, травоядное; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).

    Развивать связную речь детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание; тонкую и общую моторику. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в старшей логопедической группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные леса»

    Программное содержание. Закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках.

    Учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные леса» (животное, зверь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, хищное, травоядное; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).

    Развивать связную речь детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание; тонкую и общую моторику. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Индивидуальная работа: Добиваться полного ответа у Кирилла, Никиты.

    Оборудование:

    Аудиокассета с голосами животных; схема описания животного; схема-модель жилищ животных; рисунок «Звери у Айболита»; контейнер с горохом и плоскостными фигурками животных; карточки с изображением животных; корзинка с морковью, орехами и баночкой меда.

    Предварительная работа: Просмотр слайдов с изображением диких животных наших лесов и их детенышей; беседа о жизни диких животных зимой. Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка».Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята». Заучивание загадок о диких животных. Ознакомление со схемой описания животного. Ход занятия.

    Дети входят в группу под тихую музыку.

    Воспитатель: - Дети, какое время года наступило? (Зима) .

    - Правильно, зимушка-зима пришла в города и села, укутывая белым одеялом поля и леса, но к сожалению у нас снега пока нет. Посмотрите, какой зимний лес вырос у нас в группе! Я хочу предложить вам прогуляться по лесу. Дети, а вы знаете, кто живет в лесу? (Дети перечисляют названия животных) .

    - Как одним словом можно их назвать? (Дикие) .

    - Почему они так называются? (Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу) .

    - Как животные готовились к зиме? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу. Волк, заяц и лиса полиняли: поменяли летние шубки на зимние.)

    (Включается аудиокассета с записью рычания медведя, вой волка) .

    - Ой, дети, что это за звуки? Это медведица и волчица зовут на помощь: их дети в лютые морозы простудились и заболели. Как вы думаете, кто может им помочь? (Доктор Айболит)

    - Конечно, это добрый доктор Айболит, я предлагаю вам сесть и рассмотреть животных, и вспомнить животных которые были у Айболита.

    (Воспитатель вывешивает рисунок.)

    - Кто пришел к доктору лечиться? (Медведица с медвежонком, волчица с волчонком, лисица с лисенком, белка с бельчонком, зайчиха с зайчонком) .

    - Очень боялись детеныши животных Айболита: ведь они еще маленькие и не знали, что доктор добрый. Поэтому, доктор Айболит называл их ласково, а как – придумайте сами и позовите ласково:

    - Заяц- (Зайчонок) .

    - Медведь - (Медвежонок) .

    -Белка - (Бельчонок) .

    -Лиса  - (Лисенок) .

    -Волк -( Волчонок) .

    - Вот и вылечил всех больных зверей Айболит! И мамы повели своих детенышей домой.

    (Вывешивается схематичное изображение жилищ диких животных)

    - Дети, посмотрите на схему: догадаетесь ли вы, какому зверю принадлежат эти жилища и как они называются?

    - Это нора. В ней живет лиса.

    - Это берлога. В ней живет медведь.

    - Это дупло. В нем живет белка.

    - Это куст. Под ним прячется заяц.

    - Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные.

    Игра с мячом «Большие и маленькие».

    - А теперь, дети, давайте поиграем. Встаньте в кружок, а я буду называть часть тела дикого животного и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч и ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мне мяч.

    В. - У лисы рыжая голова.

    Р. – У лисенка рыженькая головка.

    В. - У волка острые зубы.

    Р. – У волчонка остренькие зубки.

    В. – У зайца короткий хвост.

    Р. – У зайчонка коротенький хвостик.

    В. – У белки черные глаза.

    Р. – У бельчонка черненькие глазки.

    В. – У лося длинные ноги.

    Р. – У лосенка длинненькие ножки.

    В. – У медведя короткий хвост.

    Р. – У медвежонка коротенький хвостик.

    - Отлично! А теперь я предлагаю вам превратиться в животных: Кирилл и Даня - медведи, пройдите, по-медвежьи. Яна – лисичка, пробеги, по-лисьи. Максим будет волком, а Миша с Димой – зайцами: проскачите по-заячьи.

    - Раз, два, три - мы опять превратились в детей.

    - У меня для вас есть сюрприз: вот эта коробочка. Она не простая, а наполнена горохом, но внутри что-то находится. Сейчас вы, на ощупь, должны найти фигурки, а какие – расскажете сами.

    (Дети вытаскивают плоскостные фигурки диких животных.)

    - А теперь составьте описания тех животных, которых вы достали из коробки. Вам поможет в этом схема-картинка-подсказка. Сначала вы скажите, как называется ваше животное.

    Вывешивается схема рассказа о животном.

    Дети составляют описательные рассказы о своих животных по схеме.

    - Молодцы, ребята! Отдохнем немного?

    Физкультминутка.

        Жарким днем лесной тропой               Дети идут по кругу друг за другом.

       Звери шли на водопой.                          

          За мамой-лосихой топал лосенок,      Идут, громко топая.

       За мамой-лисицей крался лисенок,      Идут крадучись.

      За мамой-ежихой катился ежонок,         Передвигаются в глубоком приседе.

      За мамой-медведицей шел медвежонок,    Идут вперевалку.

      За мамою-белкой скакали бельчата,   Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

      За мамой-зайчихой — косые зайчата,   Скачут, сделав «ушки» из ладоней.

      Волчица вела за собою волчат.              Идут на четвереньках.

      Все мамы и дети напиться хотят.             Останавливаются.                                           

    .

      - Дети, взгляните на доску. Кто изображен? (дети перечисляют животных)

    - Все ли в порядке с вашими животными? (у лисы не хватает туловища; у медведя – шеи  туловища т. д.)

    - Вот теперь порядок! Все животные будут довольны.

    Загадки

    Этот зверь живет в бору, 
    У стволов грызет кору. 
    Летом в шубке серенькой, 
    А зимою — в беленькой. (Заяц) 

    Хозяин лесной
    Просыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой. (Медведь) 

    Зверька узнаем мы с тобой 
    По двум таким приметам: 
    Он в шубке серенькой зимой, 
    И в рыжей шубке — летом. (Белка) 


    Всю зиму между елками
    Проспал мешок с иголками.
    «Ф-ф.ф — хватит спать,
    Пора вставать!» (Еж) 

    Серый и зубастый.
    Воет в день ненастный:
    «У-у-у.,.» (Волк) 

    Хвост пушистый,
    Мех золотистый,
    В лесу живет,
    В деревне кур крадет. (Лиса) 

    Но все-таки, дети, в нашем зимнем лесу дикие животные грустят: ведь им тоже хочется, чтобы люди иногда заботились о них. Я приготовила корзинку с гостинцами, как вы думаете, для кого?

    - Мед – для медведя.

    - Орехи – для белки.

    - Морковка – для зайца.

    - Давайте оставим корзинку в лесу, а сами потихоньку спрячемся. Ведь дикие животные очень пугливые и осторожные. Попрощайтесь с нашим зимним лесом и дикими животными.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию речи «Новые герои» (интерактивные сказки).

    В данном занятии показано, как можно обучать детей придумывать сказки. Здесь используется много игр, схемы, сюрпризные моменты, домашние задания для родителей....

    Конспект образовательной деятельности в средней группе по развитию речи/ Тема: Прогулка в лесу

    Конспект образовательной деятельности в средней группе по развитию речи с использованием ИКТ (технология фото-кейс)....

    Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Дикие животные и их детеныши"

    ·         закрепить знания детей об обитателях леса «Дикие животные и их детеныши», учить соотносить слова, обозначающие названия животных с названием их детены...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...

    Конспект ООД по развитию речи тема "Дикие животные"

    Представлен конспект организованной  образовательной деятельности по развитию речи "Дикие животные"....

    Конспект открытого показа ООД в старшей группе по развитию речи. Тема: “Дикие животные зимой”

    Конспект  открытого показа ООД  в старшей группе по развитию речи. Тема: “Дикие животные зимой&rdquo...