Конспект проведения организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Приключения ежика":
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Интересный конспект занятия для детей старшей группы, где дети самостоятельно учатся решать поставленную проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_provedeniya_ood_po_razvitiyu_rechi.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения  организованной  образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе №4 МБДОУ №5 «Айгуль»:

Дата

15.11.2016

Тема

Приключения ежика

Программа  

 

«От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Возраст

5 - 6 лет

Тип ООД

Обобщение ранее полученных знаний, приобретение новых знаний опытным и логическим путем решения проблемы.

Основная образовательная область

Речевое развитие

Интегрированные образовательные области

Познавательное развитие

Художественно - эстетическое

Форма проведения

Совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность

Цель

Уточнить и закрепить посредством игр,речевых упражнений представление детей о приметах осени; продолжить формировать опыт самостоятельного решения проблемы.

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к флоре и фауне родного края. Воспитывать  самостоятельность, активность, стремление действовать сообща.

Развивающие

Развитие навыка грамотной речи.  Развитие внимания, мыслительных операций (анализ, сравнение). Развитие познавательной мотивации

Образовательные

Закрепление знаний детей о подготовке к зиме животных и птиц. Формирование правильной речи, умения составлять рассказ. Закрепить в речи пословицы об осени.

Планируемый результат

Сформирование знания об образе жизни диких зверей.

Методы и приемы

Наглядные: показ иллюстраций, слайдов, демонстрация пальчикового театра с объяснением. Словесные: вопросы, логические ситуации, загадки. Практические: лепка ежей, изготовление норки для зимовки ежика. Игровые: речевые игры, подвижная игра, игровые ситуации.

Наглядные средства обучения, оборудование

Демонстрационный (презентация «Звуки леса» ),раздаточный материал (картинки животных и их жилища) ,мяч, шишки, листья, домик для ежа, пластилин, семечки.

Организация детей

Полукругом возле доски, кружочком на ковре, при лепке за столами, свободное размещение во время подвижной игры.

Индивидуальная работа

С детьми, которые не могут справиться с заданиями проводится работа в игровой форме .

Предварительная работа

Знакомство детей с временем года «Осень», рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы,речевые игры, загадывание загадок, составление рассказов по картине. Беседа о том,  кто живет в лесу, как зимуют звери и птицы. Наблюдения в природе.

Структура  ООД

 (25 мин)

  1. Психологический настрой. Введение в игровую деятельность, приход героя  – 2мин.
  2. Актуализация знаний – 1 мин.
  3. Затруднение в игровой ситуации (проблема) – 2мин..
  4.  Открытие нового знания – 4 мин.
  5. Физкультурная минутка -2 мин.
  6. Введение нового знания в систему – 6 мин .
  7. Закрепление  ранее пройденного материала -7 мин.
  8. Итог занятия. Рефлексия. – 1 мин.

Ход ООД

1.Дети проходят и встают около воспитателя.

 Воспитатель:  Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг! Дружно за руки возьмёмся. И друг другу улыбнемся. Здравствуйте ребята! За окном холодно и сыро, а мы улыбаемся друг другу тепло и приветливо. Но мне кажется кто- то плачет, кто же это? 

Загадка: лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж)

        Входит грустный ежик.

Воспитатель:  

-Ежик, почему ты грустный такой? -А как вы думаете, ребята, чем должен сейчас заниматься ежик? (ответы детей: Ежик должен спать, т.к. идет ноябрь – последний месяц осени).

Воспитатель:  

-Почему? (Осенью ежи ложатся в спячку).

-Мы с ребятами попробуем тебя развеселить  – поиграем с тобой в игры. Д/и «Доскажи словечко»

 - Золотая, яркая, щедрая (осень)

 - Проливной, грибной, осенний (Дождь)

 - Хрупкий, прозрачный, холодный (лед)

 - Сильный, порывистый, холодный ( ветер)

 - Легкий, первый, чистый (снег)

 -Теплая, непромокаемая (одежда)

 отгадаем загадки-шутки и проверим, насколько мы тоже внимательны.

В чаще голову задрав.
Воет с голоду ... жираф. 
(Волк)

Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый ... волк. 
(Медведь)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей. 
(Свинья)

Кто любит по ветвям носится? 
Конечно, рыжая ... лисица. 
(Белка)

Быстрее всех от страха несется ... черепаха..(Заяц)

По горной круче проходил,
Обросший шерстью ... крокодил. 
(Баран)

В теплой лужице своей
Громко квакал ... воробей. 
(Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова. 
(Обезьяна)

 Ежик: а какое сейчас время года?(Рассказ об осени)

-Ребята поможем ежику? (Игра «Осенние слова», «Приметы и пословицы об осени»). В сентябре и лист на дереве не держится.

Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

Ноябрь — ворота зимы.

В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.

В ноябре зима с осенью борется.

Весна – красна цветами, а осень – снопами.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

В ноябре снега надует — хлеба прибудет.

 П/игра«Журавли летят»

Ежик:

-Может я должен цвет поменять на белый? (Нет это заяц меняет цвет – опыт с бумагой)

Ежик:

-Может я в теплые страны должен лететь? (Нет – это перелетные птицы улетают в теплые края)(Презентация «Звуки леса», дети говорят какие птицы улетают)

Ежик:.

- Может я должен сушить грибы и в дупло  складывать ? (Дети с помощью картинок показывают и рассказывают как звери готовятся к зиме) (презентация «Звуки леса»)

Ежик:

 - А может я иголки должен сбросить как дерево листочки?

2.Воспитатель:

-Ежик, у тебя в голове путаница, послушай лучше стихотворение о ежике.

 -Поиграем в игру «Что было раньше?)

-Назовите ребята ежа ласково (ежоночек, ежичек,ежик

-Сколько слогов в слове еж, ежик, ежонок? (один, два, три)

-Слова состоят из слогов, а предложения из слов, составьте предложение об осени из 3 слов? ( Дети придумывают).

 Речевая логическая задача 1. Что сказал ежик?

«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает белка – непоседа. Собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, вешает на кустики. Целый день работает белка и всё поглядывает на соседа – ежа, которые к осени совсем ленивым стал: мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберётся в сухие листья да дремлет.
- Почему ты, еж, совсем разленился? – спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, корм не запасаешь? Зимой есть нечегобудет.
Рассмеялся еж и что-то тихо сказал белке».

А ты догадался, что сказал ежик? Почему он запасов на зиму не делает? Почему ему грибы и желуди не нужны?
Речевая логическая задача 2. Грибы на ветке.
«Почему на кусте выросли грибы?»

«Всем известно, что грибы растут на земле. Ну, могут еще вырасти на пеньке, как, например, опята. А вот о том, что они растут на кустах, мы с Димкой что-то не слыхали.
-И не может этого быть, — сказал Димка, когда соседский мальчишка начал рассказывать про грибы, которые он видел на кустах. – Не может быть! Это, наверное, ягоды ты видел, а подумал, что грибы.
Соседский мальчишка обиделся.
-Что я слепой, что ли? Собственными глазами видел – самые настоящие грибы: подберезовики, белые, подосиновики…
Чтобы решить спор, пошли мы в лес. Подходим к кусту и видим, что он и правда весь усыпан грибами, Димка даже рот от удивления открыл. А соседский мальчишка обрадовался:
-Ага! Что я говорил? Вот они – грибы!
-Грибы-то грибы, — говорю я, — да только не растут они.
Присмотрелись ребята и увидели, что грибы и правда не растут, а аккуратно засунуты между ветками».

Как ты думаешь, кто грибы засунул между ветками? Зачем ему это нужно?

Речевая логическая задача 3. Что ищет медведь? 

Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах летом отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверюшек пугает и что-то все ищет, ищет… Что ищет медведь?

Медведю уже пора засыпать в берлоге, вот он и бродит по лесу, следы путает перед тем, как забраться в берлогу и уснуть.

Воспитатель:

-Ребята,что – то наш ежик не стал веселее, как же ему помочь?  (Норку сделать)

-А как вы догадались,? (Потому, что ежик в ноябре должен спать)

-Посмотрите, вот листочки, сухая трава, сделаем домик ежику?  (Дети говорят, что нужно сделать и делают).

Игра «С какого дерева листочек» (дуб, рябина, клен, береза, сирень)

-Сверху ставим домик без дна и норка для ежа готова.

-Оставайся ежик зимовать у нас в детском саду, мы домик поставим на участке

- Ребята, я предлагаю вам доделать ежиков и подарить гостям в память о нашей встрече с удивительным ежиком.

6. Итог занятия.

Воспитатель подводит итог совместно с детьми. – Кто был у нас в гостях? Ответы детей.

- А что мы делали, чтобы ежика развеселить? Ответы детей.

- Как нам удалось помочь ежику?  Ответы детей.

Воспитатель:

- Наше путешествие закончилось. Я хочу всем сказать спасибо.

Выставка работ детей на тему «Ежик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Магазин игрушек»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Магазин игрушек».Образовательная деятельность направлена на развите связанной речи, используя схемы....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием ЭОР. Тема "Цветы".

Занятие направлено на развитие связной речи, обогащение словаря, формированию умения общаться, слушать друг друга, воспитанию бережного отношения к природе...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Привет, Ежик!"

Конспект образовательной деятельности с использованием инновационных технологий...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи»

Цель: Учить составлять вместе с взрослым короткий рассказ с опорой на схему.Задачи: Обучающая: - Учить детей составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность.Развивающая:- Развивать ...