путешествие в зимний лес
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Красикова Елена Владимировна

Познавательная деятельность по теме "Зимний лес"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Конспект познавательного занятия   в старшей группе.

 «Путешествие в зимний лес».   

.Задачи:

 -Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы.

-Активизировать словарь по теме «Зимний лес».

-Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку.

-Расширить представления детей о зимовке диких животных наших лесов. Учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона.

-Уточнить, чем питаются дикие животные, как добывают себе пищу, как называется их жилище.

 

 

Ход образовательной деятельности.

 1. Организационный момент.

(звучит негромкая музыка, воспитатель подзывает детей)

Воспитатель: Собрались все дети в круг

 Я твой друг и ты мой друг

 Крепко за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся

- Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

(Воспитатель читает стихотворение И. З. Сурикова "Белый снег пушистый… ")

 Белый снег пушистый в воздухе кружится

 И на землю тихо падает, ложится.

 И наутро снегом поле забелело,

 Точно пеленою все его одело.

 Темный лес – что шапкой принакрылся чудной

 И заснул под нею крепко, непробудно.

Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?  Ребята, знаете ли вы, откуда появляется снег? Что вы знаете о снежинках? Какого цвета бывает снег?

Снежинки – чистые, хрупкие, сверкающие. Они падают из туч. Из водяного пара получаются крохотные льдинки – кристаллики.

Снежинки кружатся в воздухе и падают на землю. Одна снежинка – красивей другой. Они похожи на цветок, на звездочки. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда мороз не сильный – снежинки скатываются в белые шарики. А при сильном ветре у них обламываются лучи, и снежинки превращаются в снежную пыль. Если нет мороза, снежинки слипаются в хлопья. Из такого снега хорошо лепить. На деревьях и проводах выступает иней. Снег под ногами хрустит, т.к. под тяжестью ломаются звездочки и лучи

(Звучит негромкая тихая музыка)

Воспитатель: Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, не слышно. Зимой все ниже солнце движется над землей; оно светит, но не греет. Небо часто покрывают  тучи. На землю падает снег. На улице морозно. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюга, бураны. Воздух становится холодным. Реки и озера покрываются льдом.

Снег накрывает луга, поля, дома и улицы. Под теплым пушистым снегом тепло растениям. Под мягким одеялом им не страшен мороз. Даже лес затихает, как будто спит.

Ребята, а хотелось бы вам сейчас побывать  в зимнем лесу.

Но в лесу сейчас холодно. Что нам нужно сделать?  (одеться)

– Мы наденем валенки, шапки, шубки, застегнем их на все пуговички, завяжем шарфы и обязательно наденем рукавички. (Дети, подражая воспитателю, имитируют движения.)

– Теперь мы все одеты, и можно отправляться в путь.

 Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам”

Мы шагаем по сугробам, (Дети идут, высоко поднимая ноги)

 По сугробам крутолобым.

 Поднимай повыше ногу,

 Проложи другим дорогу.

 Очень долго мы шагали,

 И в лесу мы оказались.

( на экране появляется  картинка зимнего леса, слайд 1)

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, как красиво кругом!  Прислушайтесь дети. Какая тишина, не слышно птичьих голосов, только скрипит под ногами искристый снежок.

В.:

Здравствуй лес, чудесный лес

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Все открой не утаи,

Ты же видишь, мы пришли.

Слышится звук вьюги. Лес откроет нам секреты, если мы отгадаем загадки.

Отгадывание зимних загадок.

Все его зимой боятся –

 Больно может он кусаться.

 Прячьте уши, щёки, нос,

 Ведь на улице ...

 (мороз)

С неба он летит зимой,

 Не ходи теперь босой,

 Знает каждый человек

 Что всегда холодный ...

 (снег)

 

Не сосите, сорванцы,

 Ледяные леденцы!

 Сам глотаю я пилюльки,

 Потому что ел ...

 (сосульки)

Он из снега одного,

 Из морковки нос его.

 Чуть тепло, заплачет вмиг

 И растает ...

 (снеговик)

 

Молодцы ребята, все загадки отгадали.

(На слайде появляется картинка белки.)                                                                                                                      А вот и первый гость к нам пожаловал.

В.: Чем питается белка? Где берет еду?  Куда белка прячется в сильные морозы? Чем утепляет свое гнездо, дупло?  Меняется ли шубка у белочки? (серо-серебристый мех)

Белка зимой имеет теплый и красивый мех. Из рыжей она становится светло-серой. У белки большой и пушистый хвост. Им она покрывается в гнезде, как одеялом, от холода. А еще ей хвост нужен для того, чтобы она перелетала с ветки на ветку, а хвост служит ей рулем и парашютом. Белка живет в дуплах и гнездах. Она приготовила толстую подстилку из сухой травы, поэтому там тепло. В сильный мороз белка не выходит из дупла. Питается она семенами шишек и запасами кормов, заготовленных с осени.

(На слайде появляется картинка зайчика )                                                                                                           А к нам еще гость пожаловал.                                                                                                                               Скажите, как заяц готовится к зиме? Почему заяц меняет окраску на зиму? Как заяц спасается от врагов? А что же заяц кушает в лесу зимой? (ответы детей)

Заяц беляк живет в лесу. Шерстка у него теплая, под цвет снега. Мех его становится таким теплым, что он долгое время может отдыхать на снегу. Лапы зайца к зиме обрастают шерстью, чтобы было тепло. Днем заяц спит, а ночью выходит на кормежку.

Зимой он поедает ветки, кору кустарников и деревьев, поэтому зимой заяц живет около густых насаждений, где для них много корма. Иногда зайцы посещают сады и огороды, где лакомятся капустными кочерыжками и корой плодовых деревьев. Зимнее логово его – «лежка». Зимой его логово глубже и похоже на овальную ямку. В ней заяц прячется от врагов и ветра. У зайца много врагов – охотники, волки, лисы, собаки, орлы, совы. Спасает его то, что он быстро бегает и то, что у него белая шубка. А еще, спасаясь от врагов, заяц любит «петлять», т.е. запутывать следы и возвращаться на прежнее место.

 Давайте поиграем в игру «Зайки»    после игры картинка меняется.

  (На слайде появляется картинка лисы )

 Вот она лисонька-краса.                                                                                                                                                                                                                                         – Меняется ли  Лисий наряд к зиме? (Окраску лисы не меняют.) Знает лисонька -лиса, в шубе вся её краса. Как называется жилище лисы? Чем питается лиса зимой?

Рассказ.                                                                                                                                                           Конечно, главным кормом лисички становятся мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо. Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она “мышкует”.

Слышится вой волка.

Кто это  пожаловал? Волки.

Меняет ли волк свой наряд? Правильно,  цвет шерсти он не меняет, остаётся серебристо-серой.

 Волк – опасный хищник. Зимой волки живут стаями. Стаи рыщут по полям и дорогам, ищут добычу. На охоту волки выходят ночью.

У них длинные сильные ноги и они долго могут бежать за добычей, недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.      

Давайте потихонечку перейдем на другую полянку, пока волки нас не заметили. После перехода детей картинка меняется, появляется картинка берлоги медведя.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы , чьё это жилище? Отгадайте –ка загадку. ( загадка про медведя). Можем ли мы его сейчас увидеть?

Медведь к зиме нагулял жир, устроил себе берлогу. У него отросла густая пушистая шерсть. В берлоге, занесенной снегом, медведь спит до весны. Спит он чутко: при шуме просыпается и вылезает наружу. Медвежьих следов в лесу почти не встретишь. Но медведи-шатуны бродят по лесу и не могут успокоиться. Это медведи, нагулявшие мало жира.

Что-то стало холодать, не пора ли поиграть. Давайте поиграем в игру «как на горке снег».

Заигрались мы ребята в лесу, а нам уже пора возвращаться. Давайте попрощаемся с зимним лесом и вернемся в детский сад.

                                                                                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимнее развлечение "Путешествие в зимний лес"

Развлечение можно проводить на зимних каникулах....

Сценарий зимнего досуга «Путешествие в зимний лес»

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности....

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ЗИМНИХ ИГР И ЗАБАВ «Путешествие по зимним сказкам»

Больше всех наступлению зимы, как правило, радуются дети. И не случайно, ведь именно зима предоставляет замечательную возможность весело и с пользой для здоровья проводить время на свежем зимнем возду...

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес» для старшей группы.

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес»  для старшей  группы.  Цель: Воспитывать любовь к спорту, развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в про...

Занятие "Зимнее путешествие в зимние виды спорта"

Цель: Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта, приобщение детей к здоровому образу жизни....