Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Дюкарева Лилия Юрьевна

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

 

Тема: Пересказ рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин

 

Цели:  

 - закрепление навыков связного последовательного пересказа текста с опорой картин , отражающих последовательность событий;                                                                    

- формирование активного слухового и зрительного контроля за составлением пересказа;                                                                                                                                    

 - закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний;                                                                                                                                               

- закрепление умения выполнять задания по развитию фонематического восприятия и слуха;                                                                                                                                 

- активизация обогащения словаря по теме «Весна»;                                                                       

- активизация познавательных процессов (восприятия , памяти , внимания ,логического мышления)                                                                                                                             

- воспитание коммуникативных навыков.

Предварительная работа : игра «Лото со звуками» , чтение Л.Воронкова «Маша – Растеряша» , заучивание Е.Благининой «Научу одеваться братца», рассматривание иллюстраций о весне , чтение стихов о весенних признаках.      

Оборудование: коллаж на звуки «Ч» , «Т» , «ТЬ»; перфокарты с картинками и графическими изображениями на дифференциацию звуков «Ч» и «ТЬ»; серия сюжетных картин ; по две картинки  изображением предметов на звуки «ТЬ» и «Ч» ; простые карандаши; плоскостные изображения свечи для зрительной гимнастики ; музыкальное сопровождение ; конверт с письмом от Бибигона ; птички трех цветов для самооценки.

 

 

 

Ход занятия: 

1.     Оргмомент : звучит музыка                                                                                                                         

- Наступила весна. Солнышко стало пригревать землю. По небу плыло весеннее облачко. Внизу протекал голубой ручеек , а около ручейка расцвел первый подснежник.                                                                                                                                                                     

Давайте поплаваем , как весеннее облачко, полетаем , как весенние птички, покиваем головками и помашем ручками, как весенние подснежники. А теперь пройдите на свои места (заносят письмо)

2.     - Ребята, к нам пришло письмо от Бибигона. Послушайте «Здравствуйте , друзья ! Я как и вы собираюсь в школу. Помогите мне выполнить задания. Но сначала поиграйте в игру «Думай – называй» (см.Приложение 1) Ну , что, ребята поможем выполнить Бибигону все задания?

3.     Первое задание(коллаж) :                                                                                          

- Здесь вы видите предметы , в названиях которых есть звуки «Ч» и «ТЬ». Давайте сначала назовём картинки со звуком «Ч». А теперь со звуком «ТЬ» .

А почему вы не назвали ТРАКТОР , ТОРТ ,ТАЗ? Верно, они с твердым знаком «Т».                                                                                                                                   

Молодцы!                                                                                                                                                   

Давайте посмотрим, что ещё нам приготовил Бибигон?

4.     У вас на столах картинки. Каждую картинки поместим в свой домик. Ксюша и Дима проверят выполнение задания.                                                                            

Молодцы!

5.     Физминутка (см.Приложение 2)

6.     А теперь новое задание. Узнаем с вами историю , которую Бибигону рассказал его друг Коля. Бибигон послушал рассказ и нарисовал картинку к нему и перепутал их.                                                                                             

Давайте послушаем рассказ, а потом посмотрим картинки – рисунки .(Чтение рассказа см.Приложение №3)                                                                                                       

На доске – картинки. Посмотрите и ответьте : « Правильно ли расставлены картинки.

Давайте исправим ошибку»                                                                                                        

Беседа по содержанию:                                                                                                                          

-Где гулял мальчик Коля?                                                                                                     

-Чего было много вокруг дома?                                                                                                       

 -Почему Коля стоит в одном ботинке?                                                                                                                                                  

-Как поступил Коля, когда заметил , что у него нет ботинка?                                          

-Как вы думаете , он нашел его?                                                                                          

-Кому рассказал Коля о своей потере?                                                                                               

-Кто стал искать ботинок после Коли?                                                                                       

 -А после бабушки?                                                                                                                                  

 -Где Коля мог потерять ботинок?                                                                                                                  

-Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?

7.     Повторное чтение.(Проводится с установкой на запоминание и пересказ):                                                                                                                                                               

 -Я прочитаю рассказ ещё раз , постарайтесь его запомнить.

8.     Пересказ рассказа детьми с опорой на серию картин( с использованием различных форм пересказа – полный пересказ и пересказ по цепочке):                                                                                                                              

-Нужно ли поступать так , как поступил Коля?

9. Динамическая пауза(см. Приложение №4)

10. Ребята, нам необходимо выполнить ещё одно задание ,но для этого приготовим пальчики. Пальчиковая гимнастика (см. Приложение №5)

11. Раздача перфокарт.                                                                                                                                                     

 - У Бибигона есть два друга – Тигренок и Чебурашка. Давайте поможем Бибигону выбрать для них подарки.(выбирают)                                                                              

-Поменяйтесь и проверьте.

12.Гимнастика для глаз(см.Приложение №6)    

13.Итог:                                                                                                                                                                                    

 -Кому мы сегодня помогали?                                                                                                                                         

-Чем мы ему помогали?                                                                                                                                                                                    

 -Мне очень понравилось, как мы с вами сегодня занимались и обязательно напишем  об этом Бибигону.                                                                                                                   

У Бибигона много друзей и среди них есть птицы. Оцените свою работу, выберите птичку  и посадите на веточку.(звучит музыка)                                    

 

 

 

 

 

 Приложение №1 «Думай – называй»                                                                                                   

Ча-ча-тя                                                                                                                                                                     

Ча-тя-тя                                                                                                                                                                  

Четко-тетка                                                                                                                                                             

Печка-Петька                                                                                                                                                                     

Речка-редька                                                                                                                                                    

Вечер-ветер                                                                                                                                                 

Печь-петь                                                                                                                                                                  

Мяч-мять                                                                                                                                                                              

Зачем-затем                                                                                                                                                                    

Лечи-лети

Приложение №2 Физминутка                                                                                                                        

Обезьяна Чи-чи-чи                                                                                                                                                     

Продавала  кирпичи                                                                                                                                          

Подбежал тут к ней зайчонок                                                                                                                                                      

Не продашь ли кирпичонок?                                                                                                          

Нет! – сказала ЧИ-ЧИ-ЧИ                                                                                                                                        

-Продаю я кирпичи                                                                                                                                                    

Знай , зайчонок!                                                                                                                                               

Нет слова «кирпичонок» ! 

кривляются                                                                                                                                                         

 руки вперёд – хлопки                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

бег на месте                                                                                                                                       

наклоны в сторону                                                                                                                          

повороты головы влево – вправо                                                                                                                       

хлопки                                                                                                                                                                                 

грозят пальцем                                                                                                                                       

топают ногами.

Приложение №3 Рассказ                                                                                                                                                                

Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил , что на одной ноге у него нет ботинка. Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашел. Пришел домой и рассказал все бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама, но и она не смогла найти ботинок.После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко , осушило лужи и нашло ботинок.

Приложение №4 Динамическая пауза                                                                                                          

Раз – два – три – четыре ,                                                                                                                            

Разводите руки шире!                                                                                                      

А теперь мы – ручейки                                                                                                                                     

Побежим вперегонки.

Приложение №5 Пальчиковая гимнастика                                                                                                              

(перекатывание карандаша между ладонями)                                                                                                       

Пять мальчиков – пять чуланчиков (медленно)                                                                                   

Разошлись мальчики в темные чуланчики (быстрее)                                                                                                                         

Каждый мальчик в свой чуланчик (быстро)

Приложение №6 Гимнастика для глаз                                                                                                

Ча-ча-ча-ча (влево – вправо)                                                                                                                     

На столе стоит свеча (вверх – вниз)                                                                                                           

Чу-чу-чу-чу (круговые движения в одну сторону)                                                                                         

Погасили мы свечу (круговые движения в другую сторону)

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....