Стимулирование речевых центров ребенка
консультация по развитию речи на тему

 

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stimulirovanie_rechevyh_tsentrov_rebenka.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД №8»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ РЕБЕНКА

Подготовил:

Педагог – психолог

Клещевская Ю.А.

Энгельс 2016

Стимулирование речевых центров ребенка

      Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

    Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.

     Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук Марионилла Максимовна  Кольцова, Елена Исааковна Исенина, Людмила Владимировна Фомина подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой.   М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Людмилой Владимировной Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

В специальной литературе описаны отдельные приемы работы по развитию мелкой моторики у детей,  стимулирующие речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, что является, по мнению М.М.Кольцовой, «Мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Более того, этот автор считает, что исследования позволяют «отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга».

   Развивая мелкую моторику рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга.  Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Поэтому особое внимание необходимо уделять организации игр по развитию мелкой моторике. Работа по развитию мелкой моторики и речи включает в себя:

Массаж, самомассаж рук;

Пальчиковые игры;

Театрализованная деятельность;

Дидактические игры;

Игры с природным материалом;

Игры с бросовым материалом;

Изобразительная деятельность;

Оригами.

Рассмотрим подробнее данные приемы развития речи через развитие мелкой моторики.

Массаж  и самомассаж

Массаж рекомендуется проводить с детьми уже с момента рождения. Мама, общаясь с ребенком, осуществляет элементарное поглаживание, растирание. Взрослея, ребенок может самостоятельно выполнять элементы самомассажа, что улучшает кровообращение пальцев рук, тонизирует мышцы рук, лица, при этом активизирует речевые центры головного мозга.

Самомассаж рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение.  

 При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое вдавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как все вместе, так и поочередно).

Так же используются упражнения с нетрадиционным материалом: катание грецкого ореха, шишки, шарика, мяча, цилиндра, катание ребристого карандаша как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, сжимание резиновых игрушек разной плоскости и др.

Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение можно сопровождать стишками или счетом.

 

Пальчиковая гимнастика

 Пальчиковые игры - это инсценировка, демонстрация каких-либо рифмованных историй, сказок с помощью пальцев рук. Организация и проведение с дошкольниками игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, улучшается их двигательная координация, преодолеваются скованность и зажатость. Пальчиковые игры можно назвать универсальным дидактическим развивающим материалом.  

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Развивается память ребёнка, т. к. он запоминает определённые положения рук и последовательность движений.
У ребенка развивается воображение и фантазия.  

 

Театрализованная деятельность

   Во многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где разговорно-пальцевая деятельность наиболее естественна? Конечно же, в детском театре.

    В дошкольном учреждении используются различные виды театров, которые так же способствуют развитию мелкой моторики рук - «Настольный театр», «Пальчиковый  театр», «Театр рукавичек», «Бибабо - театр» и др.

      В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.  

 

Игры с природным материалом.

Игры с природным материалом доставляют большой интерес малышу. Развивают мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук.  Очень увлекательны для детей игры с использованием «сухого» бассейна с различными крупами,  в котором спрятан «клад»  (шишки, орехи, камни,  мелкие игрушки).  
Или смешайте крупы и попросите малышей помочь Вам перебрать и разложить по разным тарелкам: бобы – в большую тарелку, фасоль – в среднюю, а горох – в самую маленькую. Наполняя бутылочки фасолью, горохом малыши слышат, как они звонко стучат по стенкам бутылочки. Их привлекает сам процесс: опускание фасолинок в отверстие. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Покажите, как можно насыпать крупу с помощью ложки или небольшого совочка. Для того чтобы черпать ложкой малышу придется активно вращать кистью руки, а также быть внимательным и аккуратным.

Еще  можно выложить  узор из круп, чередуя их по цвету и форме.

Игры с бросовым материалом

     Игры с бросовым материалом так же способствуют развитию мелкой моторики рук.

Например, можно предложить ребенку катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

Привлекают ребенка игры с прищепками, со скрепками.

Предложите ребенку застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки.

Наматывать шнурок на   палочку.

Закручивать шурупы, гайки.

      Развитию мелкой моторики рук конечно же способствуют игры с мозаикой,  разными видами конструктора,  различные виды  шнуровок.

Изобразительная деятельность

      Наряду с решением основных для этого вида деятельности задач на занятиях изобразительной деятельностью осуществляется и развитие мелкой моторики рук. Этому способствует деятельность детей с бумагой, ножницами, соленым тестом, пластилином, красками, карандашами.    

Нетрадиционные техники рисования:  рисование пальчиками (красками, на манной крупе, гречневой), ладошками, смятой бумагой, тычкованием, солью.  

Оригами.

    Занятия оригами хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно. Если в других видах деятельности основную работу выполняет ведущая рука, то в оригами (с этим может сравниться только лепка) очень часто одинаковые движения выполняют обе руки. Это, безусловно, положительно влияет как на развитие мелкой моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи.  

 

      При выполнении многих упражнений  дети вначале испытывают затруднения. Но когда они проводятся регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие речи ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

      Таким образом систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей  способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые центры коры головного мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Положение о смотре-конкурсе: «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для речевого центра» для групп дошкольного образовательного учреждения МКДОУ«Тополек»

Положение о смотре-конкурсе: «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для речевого центра»для групп дошкольного образовательного учреждения МКДОУ«Тополек»...

Психомоторно-ориентированное стимулирование речевого и моторного процессов ребенка при помощи лечебно-педагогической вольтижировки

Установлено, что за такими школьными проблемами, как неуспеваемость, неумение сконцентрироваться, нежелание учиться, агрессия или позиция аутсайдера скрываются двига­тельные проблемы, пр...

Мастер-класс "Стимулирование речи у ребенка с задержкой речевого развития"

Мастер-класс поможет осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми с задержкой речевого развития, применить эффективные приемы и методы и успешно осуществлять развитие речи детей....

Стимулирование речевой активности ребенка с ОНР через обогащение сенсорного опыта

В статье дается понятие сенсорной интеграции, зачем она нужна дошкольнику с ОВЗ, какие проблемы за собой влекут нарушения восприятия сенсорной информации. Приведены примеры игр и упражнений, используе...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка 3-4 лет. Виды стимулирования речевой активности детей."

Задачи:Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.Познакомить родителей с видами и приемами стимулирования речевой активности детей.Обучить родителей п...