Психомоторно-ориентированное стимулирование речевого и моторного процессов ребенка при помощи лечебно-педагогической вольтижировки
методическая разработка по коррекционной педагогике

Соколова Светлана Владимировна

Установлено, что за такими школьными проблемами, как неуспеваемость, неумение сконцентрироваться, нежелание учиться, агрессия или позиция аутсайдера скрываются двига­тельные проблемы, причину возникновения которых следует искать еще в дошкольном возрасте.

В процессе вольтижировки дети, сидя на лошади, выполня­ют ряд гимнастических упражнений, что развивает его психические процессы, улучшает моторику и, как следствие, помогает развивать речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voltizhirovka_dlya_razvitiya_rechi_apr20g.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 92»

Психомоторно-ориентированное стимулирование при помощи лечебно-педагогической вольтижировки

                                                             

                     Составила:

                                                                               Воспитатель логопедической группы

МБДОУ № 92

Соколова Светлана Владимировна

Кемерово 2020

Психомоторно-ориентированное стимулирование при помощи лечебно-педагогической вольтижировки

В последние годы в начальных школах все чаще приходится иметь дело с детьми, имеющими значительные повреждения грубой и тонкой моторики. Все чаще еще до поступления в школу состояние здоровья современных детей значительно ухудшается, обнаруживаются психосоматические  нарушения, излишний вес, слабая координация и осанка, а также снижение общей толерантности к нагрузке.

Вольтижировка считается идеальным видом спорта для детей и подростков, занимаясь которым можно развить речь, самостоятельность и умение работать в коллективе.

Лечебно-педагогическая вольтижировка уже давно признана в научных кругах и давно миновала фазу клинических испытаний. Лошадь используют в работе с детьми с нетипичным поведением, с трудностями в обучении.

Лечебно-педагогическая вольтижировка полезна детям:

— с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, которые постоянно шаркают ногами, качаются на стуле, их руки постоянно чем-то заняты; когда они сидят на стуле, все тело часто меняет свое положение; они невнимательны и раздражительны;

— с нарушениями равновесия и зрительно-моторной координации;

— с мышечной слабостью, замедленными и скованными движениями;

— страдающим ожирением, вследствие чего они кажутся неповоротливыми, неуклюжими, с низкой физической активностью;

— не испытывающим от движения и занятий спортом никакой радости; со сниженной самооценкой.

Установлено, что за такими школьными проблемами, как неуспеваемость, неумение сконцентрироваться, нежелание учиться, агрессия или позиция аутсайдера скрываются двигательные проблемы, причину возникновения которых следует искать еще в дошкольном возрасте. Работая с детьми с особенностями в развитии, можно и нужно подсказать родителям воспитанников о лечебно-педагогической вольтижировке.

В процессе вольтижировки дети, сидя на лошади, выполняют ряд гимнастических упражнений самостоятельно, с одним или двумя партнерами, на шагу или на галопе. Лошадь двигается на корде по кругу. Кроме того, проводятся разные упражнения и подвижные игры, а применение дополнительных предметов, например, кольца, мячи, обручи вносят в движение разнообразие и повышают двигательную мотивацию.

Далее, большое значение имеет процесс ухода за лошадью, например, ее подготовка к занятию, расседлывание в конце урока, текущие работы на конюшне, наблюдение за ней, когда она катается на подстилке и на пастбище. Ребенок чувствует себя частью подлинной жизненной ситуации, в процессе которой он должен проявлять активность и справляться с разными заданиями, имеющими практическое отношение к вольтижировке непосредственно.

Детям предлагается комплекс упражнений для развития тонкой и крупной моторики, например:

— круговые движения вытянутых вперед рук с различной силой нажима на отдельные части тела лошади при чистке скребницей и щеткой; движения при расчесывании гривы и хвоста;

— поднимая и раскрючковывая копыто, ребенок преодолевает страх, а также получает ясное представление о последовательности собственных движений вплоть до дозированного применения собственной силы в согласованной координации с движениями лошади;

— надевание и снимание оголовья вырабатывает у ребенка координированные движения рук, он все время приспосабливается к движениям лошади головой.

Ребенок испытывает на галопирующей лошади ощущения, близкие к тем, которые возникают при занятиях на снарядах: тренажерах, качелях, трамплинах и др., например, раздражение вестибулярной системы вследствие перемены направления вверх-вниз, вправо-влево, а также ощущения от вращательных и раскачивающих движений. Однако по отношению к снарядам он не испытывает глубокой привязанности, как это в большинстве случаев происходит при общении с лошадью. Лошадь как бы становится неотъемлемой частью его повседневности. Дети делятся с окружающими своими переживаниями, рисуют посвященные лошадям картины, посещают свою лошадь в перерывах между занятиями, балуют ее всевозможными лакомствами и даже извиняются перед ней в том случае, если чем-то ей помешали. Общение с лошадью, очарование и сила, которую она излучает, до сих пор позволяют заинтересовать в вольтижировке даже очень слабых и неуверенных с точки зрения движения детей. Конечно, нужно действовать без принуждения, очень спокойно, раскрепощенно и терпеливо, чтобы самое позднее в конце первого урока можно было положить начало добрым отношениям, например, ребенок смог бы похлопать лошадь по шее, коснуться ее ноздрей.

Исходящие от двигающейся шагом или галопом лошади двигательные импульсы имеют решающее значение для обучения ребенка основам движения, то есть равновесию, координации, способности адекватно реагировать, ритму, а также способности ориентироваться. Что означает для ребенка с нетипичными движениями сидеть на большой лошади, полностью слиться с ритмом ее движения или пытаться выполнить упражнения на ее узкой спине, в полной мере может понять лишь тот, кто сам испытал нечто подобное.

Даже если все изменения движения лошади едва заметны глазу постороннего наблюдателя, то от ребенка с нетипичными движениями они требуют высокой степени концентрации и умения сохранять равновесие в каждом упражнении.

Весь полученный двигательный опыт позволяет ребенку чувствовать себя более уверенно и действовать целенаправленно, растет чувство собственной значимости, что влияет на общее развитие личности- развивает его психические процессы, улучшает моторику и, как следствие, помогает развивать речь- взаимосвязь моторного и психического развития. Таким образом, развивая моторику ребенка, в значительной степени стимулируем его психическое, умственное и речевое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное занятие детей с родителями на тему: «Формирование моторных навыков как способ стимулирования речевого развития».

Совместные  занятия по­могут избежать многих трудностей в становлении речи, так как включают в себя комплекс профилак­тических мероприятий: артикуляционную, дыхатель­ную, пальчиковую гимнастики. ...

Стимулирование речевых центров ребенка

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

Характеристика на ребенка раннего возраста с грубой задержкой психо-речевого и моторного развития.

Представленны образцы характеристик на детей младшего дошкольного возраста с грубой задержком психо-речевого и моторного развития....

Стимулирование речевой деятельности детей при помощи тактильного пособия «Сухой пальчиковый бассейн»

Мелкая моторика рук играет огромную роль в развитии ребенка. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев нам известно давно. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном...

Стимулирование речевой активности ребенка с ОНР через обогащение сенсорного опыта

В статье дается понятие сенсорной интеграции, зачем она нужна дошкольнику с ОВЗ, какие проблемы за собой влекут нарушения восприятия сенсорной информации. Приведены примеры игр и упражнений, используе...

Организация ранней лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии

Родители детей с различными нарушениями должны понимать, что ранняя помощь как им самим, так и ребенку, поможет в дальнейшем скорректировать нарушенные функции у ребенка , а родителю более спокойно пр...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка 3-4 лет. Виды стимулирования речевой активности детей."

Задачи:Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.Познакомить родителей с видами и приемами стимулирования речевой активности детей.Обучить родителей п...