Формирование звуковой и интонационной культуры речи и фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи на тему

Баюшева Оксана Вячеславовна

Развитие речи - одна из центральных проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Родной язык является средством овладения знаниями и необходим в последующем школьном обучении. В первую очередь получение знаний происходит за счет осознания ребенком звуковой стороны речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_razvitiyu_rechi_bayusheva_o.v.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Автор статьи: Баюшева О.В.

Формирование звуковой и интонационной культуры речи и фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Развитие речи - одна из центральных проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Родной язык является средством овладения знаниями и необходим в последующем школьном обучении. В первую очередь получение знаний происходит за счет осознания ребенком звуковой стороны речи. Однако, воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков, необходима специальная работа по воспитанию всех ее составных частей: по формированию чистого и ясного произношения слов в соответствии с языковыми нормами, развитию голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработке умеренного темпа речи, правильного дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности, развитию слухового внимания и речевого слуха. Существует много средств воспитания звуковой культуры речи. Одним из таких средств является дидактическая  игра.

 Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Большие возможности дидактической игры  в  развитии  звуковой  культуры  речи  детей  отмечали  А.И.  Максаков, М. Ф. Фомичёва, В. В. Гербова и другие исследователи. В педагогической практике с разных сторон изучен вопрос об использовании дидактических игр и упражнений по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Но, несмотря на проработанность данного вопроса в современной литературе, важно отметить необходимость продолжения методических поисков в этом направлении, необходимость систематизации игровых приемов на каждом этапе обучения правильному звукопроизношению.

Необходимо отметить, что большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог. Именно он помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, умением пользоваться своим голосом; приучает детей говорить не торопясь, интонационно, выразительно.

Важно помнить, что недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка. Он становится  резким, замкнутым; у него пропадает любознательность, а также может возникнуть умственное отставание и, как правило, неуспеваемость в школе.

В российской педагогической энциклопедии дидактические  игры рассматриваются как  специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. На каждом этапе обучения для правильного звукопроизношения может использоваться специальная система таких игр и упражнений на специальных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных видах организованной деятельности.

        Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется нами систематически, во всех режимных моментах и в организованной образовательной деятельности. Так, во время утренней речевой гимнастики мы тренируем артикуляционный аппарат детей, совершенствуем в игровой форме тот или иной звук (например: игра «Громко-шепотом», «Как говорит Таня», «Маленькие и большие колокольчики», «Скажи слово с нужным звуком», «Назови братца»  и другие).

Используем так же игры:

- на развитие познавательных процессов памяти, внимания, мышления, воображения: «Узнай, что изменилось?», «Кто ты?», «Наоборот», «Кто больше знает?» и другие;

- автоматизацию звуков: «Разложи картинки», «Разложи и назови», «Где живёт звук?»;

- различие неречевых звуков: «Угадай, где звенит?», «Угадай какая погремушка» и другие;

- дифференциацию звуков: «Назови правильно», «В каком домике нам жить?», «Рассади пассажиров по вагонам», «Что лишнее?» и др.

На прогулке и в других режимных моментах отрабатываем навык  у детей  отчетливого произношения слов, правильное употребление интонационных средств выразительности (например: «Найди точное слово», «Скажи какое», «Скажи по другому» и другие).

В вечерние часы нами организуются индивидуальные и групповые подвижные,  хоровые, речевые дидактические игры, с целью правильного закрепления звуков, проговаривание слов с разной интонацией. Детям предлагается произносить скороговорки,  чистоговорки  или  двухстишия,  придуманные  ими самими, не только четко, но и с различной степенью громкости. Важно помнить, что игры дошкольникам предлагаются в нужной последовательности с постепенным усложнением.

         Решение задачи по воспитанию звуковой культуры речи и развитию фонематического слуха в частности требует и дополнительной работы с родителями воспитанников, так как только сообща мы можем достигнуть высоких результатов. Во взаимодействии с семьями мы решаем следующие задачи: обогащение педагогического опыта родителей в сфере воспитания звуковой культуры речи детей, оптимизация детско-родительских отношений, введение домашних традиций «Совместных игр», поэтому удобно и целесообразно разделить направление работы по формам  взаимодействия на групповые и индивидуальные.

Групповые формы работы предполагают реализацию поставленных нами целей  через следующие мероприятия: родительские собрания, совместное проведение досугов, праздников, открытые просмотры ООД и других видов детской деятельности, информационные стенды, папки-передвижки, мини-газеты.         

Индивидуальные формы работы с родителями  реализуются в следующих видах деятельности: беседы, консультации. Совместная работа с родителями по воспитанию звуковой культуры речи детей дает положительную динамику в данном направлении.

        Таким образом, в работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста учитываются особенности речи каждого ребёнка, постоянно и настойчиво используются  фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, поддерживается постоянная  связь с логопедом и врачами.

Список используемой литературы:

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 48 с.
  2. Гербова, В.В. Учусь говорить. - Пособие для детей старшего дошкольного возраста / В.В. Гербова: Старший возраст. - 5. изд. - М.: Просвещение, 2003 - 39 с.
  3. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М.

Скажи по – другому. -  Самара: 1994 – 145с.

  1. Ушакова О.С. «Развитие речи детей дошкольного возраста». М.: Просвещение,  – 2004 – 45с.
  2. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения  - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста на тему:"Путешествие зайчонка Кузи"

Тема:  ПРИКЛЮЧЕНИЯ  ЗАЙЧОНКА  КУЗИ.                 Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у де...

«Формы и методы партнёрского взаимодействия ДОО и семьи по вопросу формирования звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха у дошкольников »

В презентации представлены определения понятий по образовательной Области"Речевое Развитие" в соответствии с ФГОС,конкретизированы формы и методы работы  с семьёй по данному направлению (из лично...

Презентация "Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Цель: Повысить уровень компетентности педагогов и специалистов ДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольник...