Презентация "Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи

Бережная Татьяна Михайловна

Цель: Повысить уровень компетентности педагогов и специалистов ДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников с учетом ФГОС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zv_i_int.pptx316.18 КБ
Файл berezhnaya_razvitie_zv_i_int_kult.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха у детей дошкольного возраста Выполнила: воспитатель Бережная Т. М. муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №25 компенсирующего вида" г. Мончегорска

Слайд 2

Речевое развитие владение речью как средством общения и культуры обогащение активного словаря развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи развитие речевого творчества развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха знакомство с книжной литературой формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Слайд 3

Формирование произносительной речи: произношение звуков, четкой дикции и т.д. Артикуляционного, голосового, речевого дыхания Речевого слуха: фонематический, звуковысотный , ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи Слухового внимания Развитие речедвигательного аппарата Развитие восприятия речи Звуковая культура речи

Слайд 4

Основные направления Формирование правильного звукопроизношения Формирование четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами Развитие голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз) Выработка умеренного темпа речи Развитие правильного речевого дыхания Формирование навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.).

Слайд 5

Развитие фонематического слуха Физический слух — это способность слышать окружающие звуки (шум дождя, шуршание листвы ) Речевой слух —это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое являются необходимой основой для понимания смысла сказанного

Слайд 6

Интонация - сложный комплекс всех выразительных средств речи Мелодика — движение голоса по высоте Темп — скорость речевого высказывания Пауза — временная остановка в речи Фразовое ударение — выделение голосом группы слов Сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания Тембр — эмоционально-экспрессивная окраска речи Логическое ударение — выделение голосом отдельных слов

Слайд 7

Режимные моменты Интегрированные занятия со специалистами Музыкальные занятия Специальные занятия по звуковой культуре речи Различные занятия Формирование звуковой культуры речи

Слайд 8

Утренняя речевая гимнастика тренировка артикуляционного аппарата детей, уточнение и закрепление в игровой форме произношение того или иного звука Вечерние часы Организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические, сюжетно-ролевые, словесные игры Прогулка упражнение отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности Режимные моменты

Слайд 9

Речевой материал звукоподражательные слова, потешки , поговорки, половицы, чистоговорки , скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, театров и т. д.

Слайд 10

П редметно-развивающая среда Художественная литература; Иллюстрации, предметные картинки по лексическим темам; Дидактические игры, направленные на речевое развитие детей; Пособия для развития физиологического и речевого дыхания: свистки, свистульки, дудочки, султанчики, бумажные игрушки-самоделки, игрушки-вертушки, комочки ваты и т.п.) Картотеки дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастик; Картотеки речевых игр, чистоговорок ; Материалы для родителей по проблеме развития речи дошкольников ( в соответствии с возрастом детей).

Слайд 11

Литература: Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Прочвещение , 1981. - 256 с. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста . — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с . Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк . образоват . учреждений. — М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

Слайд 12

СПАСИБО за внимание!



Предварительный просмотр:

1 слайд. Презентация.

Развитие звуковой
и интонационной культуры речи, фонематического слуха
у детей дошкольного возраста

2 слайд. В соответствии с ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной литературой;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

3 слайд.

Одной из образовательных областей является звуковая культура речи. Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: 1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); 2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

4 слайд.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.). В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте — выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

5 слайд.

Интонационная выразительность речи

Интонация — это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.

Мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость.

Темп — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания (является одним из компонентов речевой интонации в отличие от общего темпа речи).

Пауза — временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические — используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

Сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

Логическое ударение — выделение голосом отдельных слов.

Фразовое ударение — выделение голосом группы слов.

Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

Тембр — эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения. Для этого надо чаще давать детям задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицательной, пояснительной интонации. Именно эти умения необходимы будут ребенку для построения связного высказывания разных типов повествования, описания, рассуждения, так как каждый из них требует разного интонационного оформления.

Правильное воспроизведение речи и использование интонационных средств выразительности зависит от развития физического и речевого слуха, слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом.

6 слайд.

Физический слух — это способность слышать окружающие звуки. При снижении слуха (тугоухости) затрудняется восприятие речи, а при его отсутствии (глухоте) речь без специального обучения не развивается.

Речевой слух —это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой. Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременнее усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи и голоса, ритмический слух.

Фонематический слух. В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом. 

7 слайд.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий.

• на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;

• различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;

• отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

• интегрированные занятия со специалистами ДОУ;

• режимные моменты.

8 слайд.

Дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей.

На  прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.

Собираетесь на прогулку, посчитаемся как утята, щенки, котята (первый, второй и т.д.) или (один котенок, два котенка и т.д.)

В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные(с произнесением слов),сюжетно-ролевых, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке.

9 слайд.

Используется разнообразный речевой материал:

• звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;

• специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;

• сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т. д.

10 слайд.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные (с произнесением слов,сюжетно-ролевых, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

10 слайд

Необходимым условием воспитания звуковой культуры речи является наличие предметно-развивающей среды:

- художественная литература;

- иллюстрации, предметные картинки по лексическим темам;

- дидактические игры;

- пособия для развития физиологического и речевого дыхания;

- картотеки дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики;

- картотека речевых игр, чистоговорок;

- материалы для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы и методы партнёрского взаимодействия ДОО и семьи по вопросу формирования звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха у дошкольников »

В презентации представлены определения понятий по образовательной Области"Речевое Развитие" в соответствии с ФГОС,конкретизированы формы и методы работы  с семьёй по данному направлению (из лично...

“Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха в образовательной деятельности”

Цель игрового занятия: - расширять представление детей об окружающем мире.-формировать фонематический слух.- развивать творческие способности детей и вовлекать их в игровую деятельность.Задачи игровог...

Обучающие компьютерные игры для развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

АктуальностьРечевое развитие детей в дошкольном возрасте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подб...

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой, интонационной культуры речи. фонематического слуха"

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха"...

Консультация по теме: "Развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха"

Консультация по теме: "Развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха"...