Развитие речи младшего дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами с использованием ИКТ
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) на тему

Астапова Алёна Владимировна

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Малые фольклорные формы – это небольшие по объему произведения фольклора, бесценный источник обогащения словаря детей, в частности детей младшего  возраста. Из этих произведений ребёнок узнаёт об окружающем мире: о явлениях природы, о животных, о том, что такое хорошо и плохо. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту.

Я считаю, что использование малых фольклорных жанров в работе с детьми раннего возраста в современном обществе очень актуальна и важна. Ведь богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе, особенно в раннем возрасте. Организовать режимные моменты, провести игру, образовательную деятельность, встретить воспитанника, успокоить не в меру расходившегося малыша и т.д. мне помогают потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.

Современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи ошибки, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация.

В таких условиях мне в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

 Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, позволяет мне создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Работая на группе раннего возраста и размышляя о дилемме — как же объединить ресурсы ИКТ, дать толчок раннему речевому развитию детей и их познавательной активности и заключить это в рамки системы работы по ФГОС, мне пришла мысль создать кружок «Ладушки», в рамках которого можно было бы это все реализовать.

Точкой опоры для создания кружка интерактивная программа «Говорим с пеленок», разработанная для речевого развития детей с раннего возраста. Просмотрев эти видео — уроки, я пришла к мысли о том, что было бы очень интересно и ново применить эту интерактивную программу в условиях своего детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_i_ikt.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи младшего дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами с использованием ИКТ

Слайд 2

« Учите ребёнка каким–ни будь известным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит на лету». К.Д. Ушинский

Слайд 3

КРУЖОК « ЛАДУШКИ» Цель : создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами с использованием ИКТ.

Слайд 4

Задачи моей работы: Развивающие: - Развивать речевые способности детей раннего возраста; -Расширять словарный запас; -Формировать связную речь; Образовательные: - Расширить представления детей о разных формах фольклора ( потешки , пестушки , приговорки, заклички , колыбельные песни)с использованием ИКТ; Воспитательные: - Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям; - Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности ; - Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями с помощью ИКТ.

Слайд 5

Видео-уроки Интерактивная программа «Говорим с пеленок»

Слайд 6

Разучивание потешек с помощью мнемотаблиц

Слайд 7

Видео физминутка «Зайка серенький» Видео физминутка «Мишка косолапый»

Слайд 8

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Слайд 9

Рассказывание сказки «Курочка ряба» по картинке

Слайд 10

Разучивание потешки «Петушок» Разучивание потешки «Еду, еду к бабе к деду»

Слайд 11

Составление сказки с помощью передвижения персонажей сказки

Слайд 12

«Семейные посиделки»

Слайд 13

Таким образом, приобщение к устному народному творчеству (фольклору) с использованием информационно – коммуникативных технологий , способствует развитию связной речи детей, обогащению активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильному звукопроизношению. Эффективность работы по привитию детям знаний малых форм устного народного творчества положительно влияет на развитие речи детей и умение применять эти формы в повседневной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром с использованием современных технологий

В даной статье изложена основная задача  воспитателя  по  ознакомлению  детей  с  предметным  миром - это помочь  дошкольнику  свободно  и...

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине  и   Отечестве,...

Инновационный опыт воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Инновационный опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»Целью   педагогической идеи является  овладение детьми речью как средством общения и культуры при...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Консультация для педагогов  «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...

Консультация "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой"

Целью своей педагогической идеи я обозначила овладение детьми речью как средством общения и культуры.Средством реализации является ознакомление с природой в разных видах деятельности....

"Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой"

quot;Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой" - доклад на педсовете...