БЕСЕДА НА ТЕМУ «ВЕЖЛИВЫЕ ОБРАЩЕНИЯ».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Самойлова Галина Геннадиевна
БЕСЕДА НА ТЕМУ «ВЕЖЛИВЫЕ ОБРАЩЕНИЯ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_na_temu.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:


БЕСЕДА НА ТЕМУ «ВЕЖЛИВЫЕ ОБРАЩЕНИЯ».
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: развивать устную речь; обогащать словарный запас; продолжить нравственное воспитание; познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства – хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий, элементами росписи и цветами; учить детей рисовать элементы хохломской росписи и расписывать  изделие  в  соответствии  с  изучаемым  видом  искусства;  воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию культуры.

Целевые ориентиры дошкольного образования: может поддерживать беседу о вежливом обращении, сопровождая эмоциональной речью, рассуждает, высказывает свою точку зрения; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование элементов «золотая хохлома»).

Материалы и оборудование: предметы хохломской росписи; акварель; альбомные листы; картинки, изображающие человечков с разным настроением; вырезанные из альбомных листов силуэты деревянной посуды.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Проговаривание речёвки.

Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

– Как можно поздороваться с другим человеком? Существует много волшебных слов, которые помогают нам общаться, поднимают настроение. Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться друг к другу с просьбой.

2. Беседа на тему «Вежливые обращения».

– Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать? Как вы думаете?

– Обязательно нужно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «пожалуйста». Давайте попробуем.

– Дима, дай мне, пожалуйста, игрушку.

– Лена, если тебе нетрудно, помоги мне сложить книги.

– Наташа, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник.

– А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин. Как вы думаете, можно сказать так?

– Будьте добры…

– Будьте любезны…

– Если Вас не затруднит…

– Помогите мне, пожалуйста.

– Окажите мне услугу.

– Представьте, что вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь. Как это лучше сделать? Как вы думаете?

– Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться?

– Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?

– Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами. Как можно узнать настроение человека?

– Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?

– Почему бывает грустно?

– Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь?

– А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как это заметишь?

– Каким бывает лицо у такого человека?

– Как вы можете поднять настроение?

– Как можно вежливо спросить о причине плохого настроения?

– Как  вы  узнаете,  что  у  человека  хорошее  настроение?  Отчего оно бывает?

– Как погода действует на настроение человека?

– Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?

– Давайте  возьмем  друг  друга  за  руки  и  заглянем  друг  другу  в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.

– Очень важно уметь определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным. Рассмотрите схематическое изображение лиц, изображающих разное настроение. Определите настроение на каждом рисунке.

– Каждый день, когда здороваетесь, улыбнитесь своему собеседнику, чтобы у всех было хорошее настроение.

3. Декоративное рисование «Золотая хохлома».

– Очень хорошее настроение дарит нам всем декоративно-прикладное искусство. Если вы заметили, название искусства состоит из двух слов: декоративное и прикладное.

– Что же обозначают эти слова?

Декоративное – украшенное. Посмотрите на все эти изделия: жостовские подносы, гжель, павловские шали; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете.

Прикладное – применяемое в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

– И ещё это искусство называется народным, так как всё это создавалось и создаётся народом. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – хохломой.

– Мы знаем, всё имеет своё начало. И давайте сейчас с вами поговорим о том, откуда же появилось искусство.

Любой счастливой мысли проявленье

И дерзость строк, пришедших неспроста,

Всё возникало с чувством удивленья,

Всё начиналось с чистого листа.

У пульта, за роялем, на арене,

Над глиной, на подмостках, у холста –

Да что искусство – мира сотворенье –

Всё начиналось с чистого листа.

                                М. Матусовский

– И о том, с чего начиналось хохломское искусство, существует множество легенд. Вот одна из них…

…Разное сказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да сундук сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и её угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась к чашке крылом и стала чашка золотой. Это, конечно, сказка, но сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Не из сказки ли появилась эта удивительная красота?!

– А вот ещё одна легенда.

…Говорят, в давние времена жил талантливый мастер. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труд. Любил мастер своё ремесло, но ещё больше любил он свободу. Однажды он покинул царские палаты и поселился в глухих местах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало для всех родным, как простая русская песня, и чтобы в ней отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные и яркие цветы, тонкие веточки, и вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать и любоваться этой красотой. Слава о мастере дошла и до царя. И приказал он своим стрельцам найти мастера и вернуть его. Узнал о беде мастер, собрал он своих односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-мастера. А самого мастера как ни искали, так и не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Значит, кисть у художника была необычной. Она была из солнечных лучей.

– А как же было на самом деле?

Хохлома – старинное русское село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Делали посуду в глухих заволжских деревнях, там её и расписывали: с. Новопокровское, с. Кулигино, с. Селищино. Но почему же её зовут хохломской? Из этих посёлков везли мастера продавать посуду в большое торговое село Хохлома. Ну а оттуда развозили её по всей стране. Разлетелись жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Кричали зазывалы на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо-блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!»

Деревянная посуда с древних времён была в повседневном употреблении: деревянную ложку и миску можно было увидеть и на боярском столе, и в семье крестьянина. Ковши, ложки, миски, кувшины – вся эта посуда требовалась в большом количестве: ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому посуду вывозили на рынок сотнями и тысячами. Постепенно деревянную посуду сменила глиняная, стеклянная, фарфоровая и металлическая посуда. Но люди не забыли золотую хохлому. И сейчас эта посуда высоко ценится за свою красоту и неповторимость. Но не только мы с вами восхищаемся этим видом искусства, но и поэты в своих произведениях воспевают красоту этого искусства.

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни.

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

– Ну  а  как  же  появляется  эта  посуда?  Давайте  представим,  что мы с вами в мастерской, большие окна, столы. Пахнет стружкой. Здесь мастера вырезают посуду из дерева. А когда деревянная посуда готова, её предстоит расписать. Посуду натирают тонким слоем глины, чтобы сгладить все поры на деревянной поверхности. А затем её покрывают олифой, а когда высохнет, алюминиевым порошком. Вот и готова серебристая посуда.

– Рассмотрите, как украшена посуда в технике росписи «Хохлома».

Теперь пришло время и за кисть браться. А как же расписывать эту посуду? Элементы для росписи мастера брали из жизни – это травинки, стебли, ягоды, цветы, птицы.

Сначала брали красную краску…

Вот перед вами кувшин, по кувшину вьётся стебель…

Стебель рисуем кончиком кисти, чтобы он получился тонким…

От стебля отходит травка (тоненькая и потолще), в хохломе завивающаяся травка носит название кудрина.

Ягодки обычно наносят по три или веточкой (смородина). Чёрной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки. Чёрная краска делает узор ярче.

– Ну а сейчас я вам открою секрет золотой хохломы: как эта посуда превращается в золотую. Когда роспись закончена, покроет её художник  лаком,  да  не  единожды,  а 5–6 раз, и тогда уж в печь калить поставит. Вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак пожелтеет, и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чашу вынимают уже золотой.

– А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду. Представьте, что мы с вами в мастерской, вы мастера. Наденьте фартуки, и приступим к работе.

4. Рефлексия.

– Рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные и аккуратные. Объясните свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этические беседы на тему «Вежливость».

Этические беседы на тему «Вежливость». Пояснительная записка.Нравственное воспитание дошкольников является одной из сложнейших задач воспитателя. Для решения этой задачи воспита...

Беседа с детьми на тему: "осторожное обращение с огнем"

закрепить знания правил пожарной безопасности, прививать интерес к работе пожарного....

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ с детьми с ЗПР НА ТЕМУ «ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ», «БЕРЕГИТЕ КНИГИ ДРУЗЬЯ»

Здравствуйте книги – наши друзья! Рады мы встречи с Вами всегда! Будем вас мы беречь, уважать, Вы нам помогаете мир узнавать!...

Конспект беседы - Вежливые обращения (речевое развитие)

Конспект беседы - Вежливые обращения (речевое развитие).Цели:- Систематизировать и закрепить знания детей по нравственному воспитанию- Сформировать представление о воспитанном человеке.- Развивать вни...

Беседа с детьми «Вежливость. Вежливые слова»

Цель: закреплять знания детей о том, что такое вежливость, вежливые слова; закреплять умение говорить друг другу вежливые слова; воспитывать уважение к взрослым и сверстникам и всем окр...

Беседа на тему "Вежливость" (средняя группа)

Беседа о вежливых словах, о умении говорить друг другу вежливые слова....