Конспекты занятий по развитию речи с использованием моделей
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Белова Галина Сергеевна

Конспекты занятий по развитию связной монологической речи с использованием моделей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy.docx67.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа Г. Скребицкого  «Лесной голосок»

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде иллюстраций, отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

1. Формировать умение пересказывать текст произведения, сохраняя последовательность развития событий.

2. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.

3. Формирование умений планирования пересказа (с опорой на наглядность).

4. Формирование умений составлять предложения по смыслу.

5.Развитие памяти, внимания, связной речи.

6. Воспитывать ценностное отношение к окружающему миру.

 Активизация словаря: кукушка, ястреб, большая, прячется

 Обогащение словаря: пестринки, ястребенок, толстенькая, головастая

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок; дидактические игры «Назови птенца», «Кто, как голос подает?»; эмпатические упражнения под музыку.

Оборудование:

Набор иллюстраций ; предметные картинки: кукушка, сова, ястреб, петух, курица, гусь, утка, воробей, ворона; медальоны с изображением птиц; иллюстрация к рассказу; мяч, аудиозапись «Голоса птиц».

Предварительная работа:

·        Чтение рассказа Г. Скребицкого «Лесной голосок».

·        Изучение лексической темы «Птицы».

·        Наблюдения в природе.

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Организационный момент. Развитие произвольного зрительного внимания.

2. Подготовка к восприятию текста. Активизация предметного словаря и словаря признаков по теме «Птицы», развитие логического мышления.

Назовите птиц. Сравните их внешний вид. На какую птицу похожа кукушка? Почему вы так решили?

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

— Послушайте историю о встрече мальчика с лесной птицей.( Чтение адаптированного рассказа сопровождается демонстрацией сюжетных картинок к рассказу.)

В летний день я гулял в березовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку.» Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Наверное, ястребенок. Сел на сучок, да как закричит: «Ку-ку, ку-ку.» Кукушка! Значит, она не на сову, а на ястребенка похожа.

— Что я прочитала?

— Кто вспомнит его название и автора?

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, слуховой памяти.

На вопросы дети отвечают полным предложением.

— Где гулял автор в летний день?

— Что он услышал?

— Какой ему казалась кукушка?

— Опишите птицу, которую он увидел.

— На кого похожа кукушка?

5. Выделение действующих лиц рассказа. Активизация предметного словаря, развитие долговременной слуховой памяти.

Педагог выставляет предметные картинки: кукушки, совы, ястреба, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.

— Назовите птиц. Отберите картинки, не подходящие к нашему рассказу.

6. Дидактическая игра с мячом «Назови птенца». Развитие навыков словообразования.

— У утки — утенок, а у кукушки — ..., у совы — ...,., у ястреба — ..., у воробья — ..., у гуся — ... и т.д.

7. Дидактическая игра «Кто как голос подает?». Расширение и активизация глагольного словаря.

— Давайте поговорим на языке птиц.

— Кукушка, подай голосок. Петушок, как ты поешь? И так далее.

— Что ты делал? А ты? И так далее

8. Повторное чтение рассказа. Составление плана-схемы рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

— Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти картинки.

В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраиваются иллюстрации в нужной последовательности.

— Что он услышал?

— Какой ему казалась кукушка?

— Опишите птицу, которую он увидел

— На кого похожа кукушка?  

9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде иллюстраций. Развитие связной речи.

Напоминаю, что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

10. Итог. Оценка деятельности детей.

— Чем занимались на занятии? Что вы научились делать на занятии?

Далее дается дифференцированная оценка работы детей.

Дети рассматривают иллюстрации совы, ястреба, кукушки, вывешенные на доске.

Кукушка похожа на ястреба, ворону.

Садятся на стульчики, слушают рассказ.

Рассказ.

«Лесной голосок»

В летний день он гулял в лесу.

Он услышал лесной голосок: ку-ку, ку-ку

Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы.

Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.

Кукушка похожа на ястребенка.

Дети убирают картинки петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.

Кукушонок, совенок, ястребенок, воробушек, гусенок и т. д.

Дети получают медальоны с изображением птиц: кукушки, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны. Под музыку дети изображают птиц: «летают, поют» разными голосами.

Ку-ку, ку-ку. Ку-ка-ре-ку.

Куковал, кукарекал, кудахтал, гоготал, крякал, чирикал, каркал.

Он услышал лесной голосок: ку-ку, ку-ку.

Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы.

 Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.

Кукушка похожа на ястребенка.

Принимают участие все дети.

В ходе пересказа дети стараются помочь друг другу, составляют распространенные предложения.

Мы пересказывали рассказ "Лесной голосок". Научились  пересказывать по картинкам.

Пересказ рассказа Н. Калининой  «Про снежный колобок»

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде иллюстраций, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1. Формировать умение пересказывать текст произведения, сохраняя последовательность развития событий.

2. учить детей целенаправленно запоминать содержание рассказа, излагать содержание близко к тексту, передавать интонацию;

3. развивать речевые умения детей, упражнять в правильном подборе антонимов к заданным словам, активизировать словарь детей;

4. способствовать воспитанию умения сопереживать персонажу, добиваться от детей полных ответов.

Активизация словаря: колобок, карман, жалко оставлять.

Обогащение словаря: угольки, пообедали.

Ход занятия:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационный  момент. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым рассказом. Вы внимательно его послушайте, постарайтесь запомнить содержание и пересказать близко к тексту.

^ Беседа по картине (у доски).

 - Ребята, какое время года у нас сейчас за окном? Отгадайте загадку: Бел, да не сахар, Ног нет, а идёт…

- А какой снег?

  - Вам снег нравится? Чем?

- Как вы любите играть со снегом?

  - Все дети любят играть со снегом. Давайте прочитаем с вами рассказ про мальчика Алёшу и его зимние приключения Н. Калининой.

Чтение рассказа.

Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки – сделал глаза; нашёл палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман. Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап-кап-кап - вода капает. Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармане два уголька и две мокрые палочки. А колобок где? Как вы думаете?

Беседа по вопросам:

Проблемная ситуация… - Где колобок?

  - Подумайте, может, колобка кто-то вытащил?

  -Подумайте, может, воды кто-то налил? Может его и не было в кармане? Докажите, что колобок растаял?

   - Если мальчик знал, что колобок растает, зачем он принёс его в группу?

    - Как вы думаете, какие чувства испытывал Алёша к колобку?

- Как вы об этом догадались?

- О чём Алёша думал, когда спрятал колобка в карман?

- Что увидели ребята около Алёшиного шкафчика, когда проснулись?

- Вот такая история случилась с Алёшей. Давайте вспомним, как она началась? Чем занимались ребята на улице?

- Кто из ребят слепил снежного колобка?

- Как он сумел его сделать?

- Что произошло дальше?

Словесная игра «Скажи наоборот» (с мячом), активизировать словарь детей, упражнять в правильном подборе антонимов к заданным словам.

- Я назову слово, а вы правильно подберите слово наоборот. Зима – лето...

Холодно –...Мокрый -... Большой –...Хороший - ...Грустный –...Поздно -... Смеётся - ...

Повторное чтение рассказа.

- Ребята, прочитаем рассказ ещё раз, а вы слушайте его внимательно и постарайтесь запомнить содержание. Словесное рисование. Составление плана. - Если бы вы были художниками, какие бы картинки вы нарисовали к рассказу и в каком порядке вы бы их расположили? (корректирую по необходимости).

– Ребята, кто хочет рассказать историю, которая произошла с Алёшей на зимней прогулке?

Пересказ, его оценка.

Итог занятия

- С каким произведением вы познакомились на занятии? - Как бы вы озаглавили его? - Ребята, а из чего же можно слепить колобка, чтобы он не растаял?

- Чей пересказ вам понравился больше и почему?

Дифференцированная оценка деятельности детей, похвала.

Дети стоят у доски.

 Это снег

Мягкий, белый, воздушный, лёгкий, холодный

Делать горки, кататься на санках, лыжах, лепить снежки, снеговика, строить крепость и т. д.

Сели на стулья

Растаял

Карман мокрый, у шкафчика лужа

Был – от колобка остались угольки и палочки

Ему было жалко оставлять колобок на улице

Он его слепил, он ему нравится.

Он же взял его с собой в садик

Что вечером заберет его домой

Ребята увидели лужу

Дети гуляли и лепили снежную бабу.

Снежного колобка слепил Алёша.

Он сделал шарик, сделал ему глаза и нос и рот.

Алёша принес колобок в садик, а он там растаял.

Дети встали в круг

Горячо, сухой, маленький, плохой, весёлый, рано, плачет

Ответы детей  

Пересказ детей с опорой на картинки.

"Снежный колобок". "Колобок, снежок"

Из снега, из теста, из творога, из глины, из песка...

Ответы детей

Пересказ  рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде самостоятельно выстроенных опорных схем , отображающих последовательность событий.

Задачи:

1. Формировать умение пересказывать текст произведения, сохраняя последовательность развития событий.

2.Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

3. продолжать формировать умение составлять опорные схемы самостоятельно.

4.Продолжать учить детей пересказывать связно, полно, логично , используя в качестве плана схематические картинки.

5. Развивать связную речь, память, мышление, воображение.

  Активизация словаря:   пожар, пожарные , загорелся

  Обогащение словаря: охотничьи, спасла, осматривали.

6.Воспитывать ценностное отношение к животному миру.

Материалы:

Игрушка собачка

Картинки по правилам пожарной безопасности


Ход занятия.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ребята, отгадайте загадку:

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком.

Правильно , ребята. Это собака. А я вам сегодня принесла игрушку - собаку. Мы сейчас с ней поиграем. Игра называется « Подбери словечко». Если вы отвечаете правильно, собака выглянет из своей будки. Вы должны будете сказать , какие бывают собаки.

Ребята, сегодня я вам прочитаю рассказ Л.Н. Толстого «Пожарные собаки». Читаю рассказ.

А сейчас мы с вами немного поговорим о прочитанном:

О чем говорится в этом рассказе?

Почему дети прячутся во время пожара ?

Разве можно прятаться от пожара? Что нужно делать , если случился пожар?

Что придумали пожарные, чтобы спасать людей из огня и дыма?

Как звали собаку, которая спасла детей?

Что случилось однажды?

Когда пожарные приехали, кто выбежал к ним на встречу?

Расскажите, как Боб спас девочку.

Почему мать плакала, когда увидела девочку живой?

Кого еще спас Боб? Расскажите как.

Ребята, давайте отдохнем и превратимся в собачек

Физминутка:

Все собачки дружно встали

 Лапки всем мы показали.

Спинки прогибаются

Собачки улыбаются.

Лапками похлопаем,

А потом потопаем.

 А потом покружимся.

А потом подружимся.

Ребята, а сейчас я вам прочитаю этот рассказ еще раз и мы будем его пересказывать. А помогут нам в этом схемы, которые мы с вами нарисуем. Давайте определим, какими фигурами мы можем заменить героев.

 

Читаю повторно рассказ. Указываю на соблюдение последовательности при  составлении схемы.

Вызываю детей по желанию со своей схемой для пересказа.

Молодцы, ребята! Вы все хорошо пересказали рассказ, и я предлагаю вам снова поиграть с собачкой.

 Игра называется «Чей, чья, чьё»

 голова чья?

- Нос чей?-

Туловище чьё?-

Лапы чьи?

 Ребята, вы очень старались сегодня и у меня для вас сюрприз- вот такие картинки-раскраски с изображением собак. Дети раскрашивают их .

Собака

Служебные, пожарные, охотничьи, пограничные, пожарные и т. д.

О том, как собака вынесла из огня маленькую девочку , а потом куклу.

От испуга.

Нужно позвонить 01, бежать к выходу. Прятаться нельзя, а то задохнешься от дыма.

Приучили собак.

Ее звали Боб.

Однажды загорелся дом.

К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась маленькая девочка.

Боб побежал в дом и вынес девочку в зубах.

Она плакала от радости.

Боб забежал в дом и вынес куклу. Все люди вокруг увидели куклу и рассмеялись.

Дети встают

Ладошки вперед

Наклоняются вперед

Улыбаются

Хлопают в ладоши

Топают ногами

Повороты вокруг себя

Жмут друг другу руки

Боб - это овал, мама - треугольник, домик, который горит, пожарные - много квадратов, девочка - большой круг, кукла - маленький круг.

Дети самостоятельно составляют схемы пересказа.

Выходят для пересказа со своей схемой. Остальные слушают, потом добавляют по необходимости.

Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

Собачья

Собачий

Собачье

Собачьи

Раскрашивают раскраски.

Пересказ рассказа Н. Сладкова  «Как медведь сам себя напугал»

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

 

Задачи:

1. Формировать умение пересказывать текст произведения, сохраняя последовательность развития событий.

2. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

3. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

4. Формирование умения соотносить героев рассказа с геометрическими фигурами.

5.  Закрепление знаний  грамматически правильного оформления высказывания.

6. Развитие связной речи, памяти, мышления, воображения.

    Активизация  словаря: медведь, журавли, стукнула,

    Обогащение  словаря: кроншнепы, хрустнула, закурлыкали.

7. Воспитывать ценностное отношение к природе.

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраивание серии картинок к рассказу, графической мнемодорожки; договаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.

Оборудование:

Предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.

Предварительная работа:

·        Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

·        Изучение лексической темы «Дикие животные».

·        Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой 'теме.

·        Рисование, аппликация, лепка по содержанию рассказа.

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Организационный момент. Развитие произвольного зрительного внимания.

2. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов-признаков по теме «Дикие животные».

Узнайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый

Трусливый

Болтливая

Ловкая

Зеленая

Сильные

 Голосом выделяю окончания слов. При необходимости слова, сложные по семантике, поясняю.

— Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали.

3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

— Внимательно послушайте рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Чтение адаптированного рассказа.

Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напуган.

По мере чтения педагог расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы.

— Куда вошел медведь?

— Что хрустнуло под его лапой?

— Что сделала белка?

— На кого упала шишка?

— Что сделал заяц?

— Кого увидела сорока? Что она сделала?

— Что решили лоси? Что они сделали?

— Как повел себя медведь?

— Кто же напугал медведя?

5. Коллективное составление предложений по опорному слову.

Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.

Вошел... Хрустнула... Испугалась... Упала... Затопал... Увидела... Подняла... Решили... Пошли... Услышал... Испугался... Убежал...

Так медведь...

6. Физкультминутка.

Зайки

Зайки встали на лужок,

Собираемся в кружок.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыжки на месте, руки перед грудью,

ладошки вниз, как лапки.

Сели зайки на лужок,

Присесть на корточки.

Роют зайки корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-попрыгайки.

Изобразить соответствующие движения.

А теперь давайте определим, какие фигуры подойдут ним для составления схемы.

А теперь давайте выстроим схемы последовательно. помогайте мне.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

— Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.

8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти.

9. Итог. Оценка работы детей.

— Чем занимались?

— Чему научились?

— Что запомнили?

Дети рассматривают предметные картинки: лис, волк, еж, медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

Медведь

Заяц

Сорока

Белка

Ветка

Лоси

Дети называют слова-предметы, изображенные на картинках, подходящие по смыслу.

Еж, волк, лиса

Медведь вошел в темный лес.

Под лапой хрустнула ветка.

Белка испугалась и выронила шишку.

Шишка упала на зайца.

Заяц затопал по лесу.

Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.

Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.

Медведь сам себя напугал.

Медведь, ветка, белка, шишка, заяц, сорока, крик, лоси, кусты ломать, медведь, шума, из леса, сам себя напугал.

Импровизация движений в такт стихотворению.

Медведь-это большой прямоугольник. Белка - маленький оранжевый овал, шишка - коричневая точка, заяц - белый овал с ушами, сорока - черно-белый круг, Лоси - три  квадрата.

Помогают выстраивать схемы для пересказа.

Пересказывают рассказ с опорой на графические схемы.

Пересказывали рассказ "Как медведь сам себя напугал".

Научились составлять схему по рассказу

Запомнили, что нужно строить схему по смыслу.

 

Пересказ рассказа Г. Снегирёва  «Пингвиний пляж»

Цель: Обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

1. Формировать умение пересказывать текст произведения, сохраняя последовательность развития событий.

2. Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

3.Формирование умения соотносить героев рассказа с геометрическими фигурами.

4. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

5. Развитие навыков планирования пересказа.

6. Развитие связной речи, памяти, ассоциативного мышления.

    Активизация словаря: пингвины, Север, устроили

    Обогащение словаря: фанера, выстроились.

7.Воспитывать ценностное отношение к природе.

 Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения, рассматривание графических схем, сюрпризный момент «Пингвиненок».

Оборудование:

Предметные картинки: льдина, лед, снег, пингвин, рыба, фанера, вода, гора; графические схемы, магнитная доска, магниты, загадка, мяч, игрушка Пингвиненок.

Предварительная работа:

·        Чтение рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж».

·        Изучение лексической темы «Животные Севера».

·        Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, мышления.

Дети, отгадайте загадку:

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин.

В черный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

2. Подготовка к восприятию текста. Развитие зрительного восприятия, памяти.

— Ребята, очень много написано рассказов, загадок о пингвинах. Показываю книгу.

С этим сборником рассказов о птицах вы знакомы. Сегодня мы вспомним рассказ Г.Снегирева «Пингвиний пляж». Показываю картинку к рассказу.

3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

— Внимательно послушайте рассказ Г. Снегирева «Пингвиний пляж».

Чтение адаптированного рассказа.

Прибежали пингвины с гор посмотреть на людей. Много их собралось, кричат, как на базаре.

На камнях лежал большой лист фанеры, и пингвины на нем устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернется, еще раз пробежит, да еще лапкой притопнет! Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать.

Весь день они танцевали. А вечером они ушли.

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Слышится стук. Появляется игрушка Пингвиненок.

— Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?

-  Да, я Пингвиненок. Я очень люблю играть. А вы любите играть?

Вот моя игра. Я задаю вопрос, а вы говорите ответ. Откуда прибежали пингвины?

Как кричат пингвины?

Что умеют делать пингвины?

На чем танцевали пингвины?

Где лежала фанера?

Как долго танцевали пингвины?

А когда они ушли?

Как называют маму, папу, птенца в семье пингвинов?

Удивительно, откуда вы так много знаете?

Здесь нет ничего удивительного. Мы много читаем. Например, рассказы Геннадия Снегирева о пингвинах.

5. Словарная работа. Уточнение значений слов сложных по семантике.

— Сейчас мы поиграем в игру «Трудные слова». Что такое фанера?

Что означает слово «устроили»?

Что означает слово «посмотреть»?

Что означает слово «пробежать»?

Что означает слово «выстроилась»?

6. Лексико-грамматические игры.

а) Игра с мячом «Один -много». Образование множественного числа существительных.

Камень,  Вода, Пингвин, Гора, Льдина, Снег, Фанера.

б) Игра с мячом «Скажи ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Снег,  Вода, Камень, Пингвин, Рыба,  Фанера

в) Игра «Подбор признаков». Образование относительных прилагательных.

— Ребята, как вы думаете, какие пингвины по характеру?

г) Игра с картинками «Мой — моя». Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями «мой, моя».

Мой Моя

7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

— Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить.

8. Составление графического плана рассказа под руководством взрослого. Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.

Предлагаю детям пересказать рассказ с опорой на графические схемы.

9. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти.

10. Итог. Оценка работы детей.

— Чем занимались?

— Чему научились?

— Что запомнили?

Пингвин

Ты Пингвиненок

Да, очень

Пингвины прибежали с гор

Кар-р-р-р... кар-р-р-р..

Пингвины умеют плавать, кричать, танцевать

Пингвины танцевали на фанере.

Фанера лежала на камнях

Пингвины танцевали весь день

Они ушли вечером

Папа -пингвин, мама — пингвиниха, птенец — пингвиненок.

Это тонкий деревянный лист

Это значит, что-то сделали

Это желание смотреть

Это значит быстро бежать

Это значит построиться

- много камней, - много воды, - много пингвинов, - много гор, - много льдин, - много снега, — много фанер

- снежок, - водичка, — камушек, — пингвиненок, — рыбка, — фанерка

Добрые, любознательные, веселые, игривые, заботливые

Это мой пингвин. Это моя рыба.

Это мой камень. Это моя фанера.

Это мой лед. Это моя снежинка.

Это мой снег. Это моя льдина.

Все дети рассказывают рассказ по цепочке затем один ребенок повторяет рассказ целиком.

Мы пересказывали рассказ "Пингвиний пляж"

Мы учимся пересказывать с помощью схем

Запомнили интересный рассказ.

Пересказ рассказа  Цыферова Г. «Паровозик»

 Цель: Обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

1. Формировать умение пересказывать текст произведения, сохраняя последовательность развития событий.

2.  Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой, соблюдая целостность, связность, плавность и объем;

3. Активизировать и расширять словарный   запас детей по теме;

4. Развивать умение отвечать на вопросы педагога  полным ответом;

5. Воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений

Оборудование:  презентация рассказа, листы и карандаши

Ход занятия:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Организационный момент.

 Игра «Кто, чем управляет».

Машинист управляет поездом. Летчик управляет... Водитель управляет... Капитан управляет... Космонавт управляет... Велосипедист управляет...

2. Пальчиковая гимнастика.

  Качу Лечу        

Во весь опор.

Я сам – шофер        

И сам мотор.

Нажимаю  на педаль                  

И машина                  

Мчится в даль.

3.  Объявление темы.

Сегодня на занятии мы познакомимся с паровозиком, который обращал внимание на все необычное и красивое и учил этому окружающих.

Зачитываю рассказ с показом презентации.

•    О ком этот рассказ?

•    Что все время случалось с паровозиком?

•    Что он обещал начальнику станции?

•    Кого первого он встретил на своем пути? Как он поступил?

•    Почему паровозик повернул в лес?

•    Что на это сказали пассажиры?

•    А что ответил паровозик?

•    Что делали пассажиры и паровозик всю ночь в

лесу?

•    Куда в следующий раз повернул паровозик?

•    Что сказали пассажиры?

•    А что ответил им паровозик?

•    Что делали весь день пассажиры и паровозик в роще?

•    Почему паровозик остановился на горке?

•    Почему пассажиры больше не спорили с паровозиком?

•    Почему на станции паровозику стало страшно?

•    За что дяди и тети сказали паровозику «спасибо»?

•    Почему иногда не стоит торопиться и спешить?

4. Физкультминутка

Чух – чух! Чух – чух!          

Мчится поезд во весь дух.    

Паровоз пыхтит.                        

- Тороплюся! – гудит. –        

Тороплюсь! Тороплюсь!  Тороплюсь!

5. А теперь давайте составим схему и попробуем пересказать. Как будем обозначать героев?

Нарисуйте свои схемы, не забудьте, схемы рисуем по порядку.

А теперь приглашаю вас к пересказу по собственной модели.

6. Подведение итогов.

-Чем мы с вами сегодня занимались?

-Чему вы научились?

-Чей рассказ больше всего понравился?

Почему иногда не надо торопиться и спешить, а стоит остановиться?

Поездом, самолетом, машиной, кораблем, ракетой, велосипедом.

Крутят руль

Заводят мотор

Загибают пальцы

Нажимают рукой на педаль

Произносят "Р-Р-Р-Р"

Этот рассказ о паровозике

Приехать вовремя на станцию

Услышал, как поет соловей и повернул в лес

Сказали, что мы опоздаем

Если пропустим соловья, то пропустим весну

Слушали соловья

Увидел ландыши

Мы опоздаем

Если не увидим ландыши, то опоздаем на лето

Любовались ландышами

Увидел закат и сказал, что можно опоздать на всю жизнь

Они поняли, что паровозик прав

Его будет ругать начальник станции

Они поняли, что иногда не нужно спешить, а то можно на все опоздать.

Дети бегут друг за другом, положив руки на плечи стоящему впереди. Первый ребенок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза

Паровозик- это прямоугольники, начальник станции - треугольник, пассажиры - точки, соловей - галочка, ландыши - цветочки, закат - линия над паровозиком и половина солнца.

Дети рисуют схемы самостоятельно.

Выходят, пересказывают рассказ.

Мы пересказывали рассказ "Паровозик"

Научились сами составлять схемы.

Ответы детей

Чтобы не опоздать на всю жизнь.

Пересказ русской народной  сказки «Заюшкина избушка»

Цель: Формировать умения составлять совместный пересказ сказки с помощью схематической модели сказки.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Продолжать учить детей пересказывать сказки, используя схематическую модель;

2. Совершенствовать грамматический строй речи;

3. Формировать эмоциональную отзывчивость на художественное произведение;

4. Формировать умение пересказывать текст произведения, сохраняя последовательность развития событий.

Коррекционно-развивающие:

5. Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение, память;

6. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

7. Воспитывать интерес к сказкам и коррекционным занятиям;

8. Воспитывать навык сотрудничества, инициативности, доброжелательности.

Оборудование: текст сказки «Заюшкина избушка», схематичные модели по сказке.

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Организационный момент

Давайте все возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Появляется волшебный мешок, в котором спрятана игрушка лисы.

Ребята, посмотрите, что это?

Правильно, кто-то забыл волшебный мешок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, а как в сказках называют лису?

А как вы догадались, что в мешочке спряталась лиса?

А теперь, ребята присаживайтесь на стульчики.

2. Основная часть

Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису?

Да действительно, в этих сказках мы встречали лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. Кто вспомнил, как называется сказка?

Ребята, а лисичка нам принесла загадки и хочет, что бы мы их отгадали

1 загадка: Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его?

2 загадка: У меня отличный слух

Острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я … .

3 загадка: Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его?

Ребята, назовите, каких животных мы с вами угадали.

А все ли эти герои из сказки «Заюшкина избушка»?

Ребята, лисичка видит, что вы все устали и хочет с вами поиграть.

3. Физминутка «Ручками похлопаем, ножками потопаем».

 

4. Мы с вами немного отдохнули, а сейчас наша гостья лиса приглашает нас за столы.

Ребята давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка», с чего начинается сказка.

Посмотрите на первую схему. Кто здесь изображен?

(По аналогии разбираем остальные схемы).

А теперь давайте перескажем сказку по схемам. Будем говорить за героев выразительно, кто как разговаривает, показывать повадки.

5. Итог занятия

Молодцы ребята! А нашей гостье пора обратно в лес, давайте попрощаемся с ней.

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Наше занятие подошло к концу, мне очень понравилось, как вы занимались и как пересказывали сказку. До свиданья ребята!

Дети стоят в круг.

Это мешок

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

Это лиса.

Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна.

У нее пушистый хвост

Дети рассаживаются на стульчики.

«Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».

«Заюшкина избушка».

Петух.

Собака.

Медведь.

Медведь, собака, петух.

Да, все.

Выполняют физкультминутку.

Жили лиса и зайчик. У зайчика была избушка лубяная, а у лисы лубяная. Пришла весна, и у лисы избушка растаяла.

Лиса и заяц

Избушка, солнце, собака, медведь, петух.

Пересказывают сказку.

До свиданья лисонька.

Понравилось пересказывать по схемам.

Пересказ русской народной сказки "Лиса и кувшин"

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде самостоятельно выстроенных опорных схем , отображающих последовательность событий.

Задачи:  

1. Продолжать знакомить детей с р.н. сказкой «Лиса и кувшин»;

2. Формировать умение пересказывать текст произведения, сохраняя последовательность развития событий

3. Совершенствовать навыки  пересказывания  дошкольниками готовых текстов;

4.Расширять словарный запас детей; развивать умение детей произносить предложения с разными оттенками интонации  (ласковая, просительная, сердитая);

5.Воспитывать усидчивость, выдержку, умение выслушивать ответы товарищей.

Предварительная работа:  чтение сказок о лисе («Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка»,   «Петушок – золотой гребешок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и медведь» и др.);
– разъяснение слов «баба», «кувшин», «жать» на примере других сказок («Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Медведь и собака»);
– театрализация сказок «Лиса и рак», «Лиса и журавль» и др.;
– рассматривание иллюстраций к сказкам;
– отгадывание загадок о животных.

Ход занятия:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I часть. Организационный момент.

Девочки и мальчики, посмотрите на своих соседей слева и справа, улыбнитесь им. Посмотрите на меня и улыбнитесь, а я улыбнусь вам.

 Ребята, сегодня утром я нашла в группе книгу. Даже не знаю, как она к нам попала. 
(Воспитатель показывает книгу) Хотите, я сегодня вам её прочитаю?  А что, в ней лежит? А что нам делать с конвертом? 

Перед  вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному.
Чтобы сказку прочитать,
Её название сначала придётся угадать!
Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её … 
 

(Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей).

Уважаемые читатели!

– А вот вам и вторая загадка:

Горлышко узкое,
Круглые бока.
Нужен нам для молока.
И даже в жаркий день всегда
В нём холодная вода. 

II часть. Основная

Вот  перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? Артём, как ты думаешь? (Никита, Лиза…, вы согласны?) Хотите я прочитаю вам сказку «Лиса и кувшин»?
Занимайте свои места и слушайте внимательно.

Чтение сказки

 Вам понравилась вам сказка? Вам все слова были понятны, не услышали незнакомых слов?

3. Беседа по содержанию

Вопросы к тексту:

  • О ком была эта сказка? С чего сказка началась? (Настя, вспомни, пожалуйста. Арсений, ты согласен?)
  • Что случилось с лисой? (Аня, скажи нам. Артём, ты согласен? Кто хочет добавить?)
  • Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом? (Ваня, как ты думаешь? )
  • Какие слова она говорила? (Лиза, произнеси слова так, чтобы было понятно, что лиса говорит ласково)
  • Кувшин ответил лисе? (Арина). Почему он не ответил? (Андрей, а как ты думаешь?)
  • Как стала, потом разговаривать лиса, каким голосом? (Егор)
  • Какие слова она говорила? (Никита, произнеси слова так, чтобы было понятно, что лиса говорит сердито.)
  • Чем заканчивается сказка? (Андрюша. Маша, согласна?)

4.  Физкультминутка «Весело в лесу»: (выполняется под музыку)

– А теперь я предлагаю вам немного поиграть.

Выходите на лужок,
Становитесь все в кружок.
Становитесь по порядку
На весёлую зарядку!

Давайте покажем, что лисичка умеет делать.

Лисичка хвостиком следы заметает
Лисичка принюхивается, ищет зайчат

 Лисичка крадётся
Лисичка прыгает за мышкой

Лисичка грустит

5. Составление моделей и пересказ сказки.

А теперь давайте послушаем сказку еще раз и определим, какими фигурами мы обозначим героев.

Чтение сказки.

Как вы считаете, как можно обозначить лису?

А как кувшин?

А кто принес кувшин на поле?

А что же потом?

Молодцы! Приступайте к составлению схем.

А теперь, кто хочет пересказать по своей схеме, выходите.

Хорошо. Все молодцы. Можете забрать схемы домой и пересказать родителям.

Вместе с воспитателем стоят на ковре в кругу. 

Ответы детей 

Лиса

Кувшин

Лиса и кувшин

Баба пришла на поле.

Лиса залезла в кувшин и выпила все молоко.

Сначала ласково,

 Кувшинушка.

Нет, он не умеет разговаривать.

А потом ругалась на него.

Пошутил, да и полно.

Лиса пошла топить кувшин и сама с ним утонула.

(Дети с воспитателем становятся в круг на ковре)

наклоны туловища вправо и влево

наклоны вперёд с вытянутыми руками
шагаем на месте с высоким подниманием коленей

прыжки на месте или с продвижением вперёд на двух ногах
тянемся за вытянутыми вверх руками, встаём на носочки

Оранжевым овалом.

Коричневым прямоугольником.

Баба, её можно обозначить треугольником.

Можно нарисовать волны и внизу овал и прямоугольник.

Дети  составляют схемы к сказке.

Дети выходят, пересказывают сказку по своей схеме. Остальные подсказывают по необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе ФФНР. Тема: Пересказ рассказа "Стрекоза Соня" Учителя-логопеда Беловой Т.Ю.

В данном конспекте используется мнемотаблица, позволяющая дошкольникам с речевой патологией  удерживать в памяти последовательность изложения материала....

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники «Поход с Иванушкой в тридевятое царство»

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники «Поход с Иванушкой в тридевятое царство»....

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе. Разработала: воспитатель МБДОУ "Детский сад№67" Березикова Ирина Ивановна

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии  для  детей  старшего дошкольного возраста в  логопедической группеСоставитель: Березикова Ирина ИвановнаВос...

Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактических игр по теме: «Посылка из сказочного леса».

Формировать у детей грамматический строй речи с помощью дидактических игр.Учить образовывать родственные слова.Закреплять умение составлять предложение с заданными словами.Учить подбирать к слов...

Конспект занятия по развитию речи с использованием КСО "Давайте познакомимся"

Представлены материалы по работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием КСО....

Конспект занятия по развитию речи с Использованием приемов мнемотехники и Схем-моделей Рассказывание сказки «Рукавичка»

Обучающие задачи:• упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;• закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности...