Консультация старшего для воспитателей на тему " Развиваем монологическую речь ребенка"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Чичварина Татьяна Владимировна

В статье освещаются вопросы развития связной монологической речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospiteley.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развиваем монологическую речь ребёнка»

Старший воститатель : Чичварина Т.В.

            «Язык-это система объективно существующих, социально закреплённых знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости».

              Речь – это психофизиологический процесс, это реализация языка, который только через речь выполняет своё коммуникативное назначение.

              Язык – средство общения, а речь – сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроизводим, объективен по отношению к говорящему. Речь конкретна и неповторима, материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами, динамична, субъективна, является видом свободной творческой деятельности индивида.  

              Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.

              Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умение слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей.  

             Главное в развитие детского словаря – освоение значений слов и их умственное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общения. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.

               Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него. В монологической речи – отбор содержания высказывания, освоение способов соединения слов, предложений. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря.

              Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее соотносительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации оно более развёрнуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они заменяют подчинённое место. Для монолога характерны: литературная лексика, развёрнутость высказывания, законченность, логическая завершённость, синтаксическая оформлённость ( развёрнутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и её содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л.В. Щерба, А.А. Леонтьев). Монологическая речь разговорного стиля встречается редко. Она ближе к книжно-литературному стилю. В педагогической литературе чаще подчёркивается особая роль  связной монологической речи

                    Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносоченённых и сложноподчинённых предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

       Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

        Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объём высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

        Для достижения связной речи необходим ряд умений, а именно: умение понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно.

         В современной методике программа развития связной монологической речи значительна уточнена и дополнена. В ней предусматривается формирование таких умений, как умения отбирать содержания для своих рассказов, располагать его в определённой последовательности. Кроме того, важно сообщать детям элементарные знания о построении текста и способах связи предложений.

       Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (назначению), источнику высказывания,  ведущему психическому процессу, на который опирается ребёнок.

       В детском саду детей обучают двум основным типам монолога-самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребёнок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.

         В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

1.        По игрушкам и предметам

2.        По картине

3.        Из опыта

4.        Творческие рассказы

                Некоторые методисты не рекомендуют предлагать образец рассказа к конце занятия, поскольку дети не смогут уже ему подражать. Однако в старших группах в этом случае он может быть предложен для сравнения с детскими монологами и их оценки.

      Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер.

      Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обучения и здесь идёт последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображённых на картине предметов и животных, взрослых животных и их детёнышей (корова и лошадь, корова и телёнок, свинья и поросёнок).

         В старшем дошкольном возрасте задачи обучения монологической речи на занятиях с картинками усложняются. Дети должны не только понимать содержания картин, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование – большая самостоятельность в рассказах по картинам.

       В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.

             В процессе обучения монологической речи используются и другие приёмы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон. Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения, чтобы не нарушать связности и плавности речи. Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (рассказывать подробно или кратко, обдумать рассказ, говорить громко, выразительно). Прослушивание магнитофонной записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом.

        Таким образом, приёмы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений  детей, от их активности, самостоятельности.

В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.

        В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать и по содержания короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

             Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во 2 младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом- из серий «Мы играем», «Наша Таня». Дети постепенно подводятся к составлению коротких- в 3-4 предложения- описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребёнку способы связей в предложении, задаёт схему высказываний(«Пошёл зайчик…Там он встретил…Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объём.

         В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта(о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни).

         В средней группе дети пересказывают не только хорошо знакомы сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, даётся представление о разных зачинах рассказов(«Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет(«Как-то раз... собрались звери на полянке. Стали они… вдруг… взяли звери… и тогда…»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказов, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ о серии сюжетных картинок: один ребёнок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинке к другой(«И вот тогда», «В это время» и т.п.).

       При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опоры на картинку или игрушку, а затем и без опоры и наглядный материал.

      В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.

        В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребёнок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картинке придумывать предшествующие и последующие события.

      Старшие дошкольники дают более развёрнутые, чем ранее, описание игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта.

       Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьёзные требования к целостности, связности высказываний.

      В подготовительной к школе группе детей учат строить разные типы текстов(описание, повествования, рассуждения) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержания обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материал.

     Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. У них формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.

      Таким образом, на протяжении дошкольного детства  усложняются требования к детским монологам разных типов.

Литература:

1. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2004. – 112с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

 2. Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В.,Пыркова С.В. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. (Приложение к журналу Управление ДОУ»). (7)

 3. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / авт.-сост. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: - Вентана-Граф, 2010. – 272с.

 4. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л.М. Граб. – Волгоград: Учитель, 2010. – 136с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей, на тему:"Развиваем внимание у ребенка с ОНР"

Внимание – важнейший психический процесс, тесно связанный с общей направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объе...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание монологической связной речи у дошкольников"

Извлечение из ФГОС ДО Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической...

Консультация для воспитателей по теме: "Развиваем любознательность дошкольников 4-7 лет, посредством организации опытническо - исследовательской деятельности"

Данный материал содержим методы при проведении опытов и эхкспериментов, виды экспериментов, оборудование и материалы для организации опытническо - исследовательской деятельности в ДОУ....

Консультация для воспитателей на тему «Воспитание монологической связной речи у дошкольников»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...

Консультация для воспитателей На тему: «Развиваем логическое мышление»

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью....

Консультация для педагогов "Развиваем монологическую речь ребенка"

Монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Целью обучения является формирование умен...