Интегрированное занятие «Путешествие по России»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бусыгина Светлана Николаевна

Воспитание у дошкольников патриотических чувств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл воспитание патриотизма у детей51.76 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в старше-подготовительной группе

 «Путешествие по России»

     Цель: формировать у детей любовь и уважение к Родине, бережное отношение к ней; толерантное отношение к людям разных национальностей, живущих в России; воспитывать у детей патриотические чувства к Родине.

     Задачи:

- формировать умение ориентироваться на карте;

-закрепить знания о флаге, гербе, гимне;

- закреплять знания детей о России, столице, народах, проживающих в Российской Федерации;

- закреплять навыки рисования цветными карандашами;

- воспитывать интерес и уважение к людям разных национальностей, живущих в Российской Федерации; к их культуре и традициям.

    Материал и оборудование:  карта мира, цветик-семицветик, лист бумаги с нарисованным контуром территории России, фломастеры на каждого ребёнка, цветное изображение флага и герба, картинки с изображением деревьев для игры «Третий лишний», цветные изображения животных Севера, изображение кроссворда по сказкам А.С. Пушкина, изделия декоративно-прикладного искусства.  

Ход занятия:

(Дети входят в зал под патриотическую мелодию и образуют полукруг)

  Воспитатель: ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о том, что значит для нас наша Родина, родная Земля. Для каждого из нас это означает что-то своё. Пока мы маленькие, для нас это глаза мамы, дружная семья; для хлебороба, например, родная Земля – это широкие поля пшеницы; космонавт видит Землю ярким бело-голубым шаром, над  которым восходит солнце; учёный видит свою Землю чистой и здоровой. Всё это и есть Родина, т.е. родное место. Свою Родину мы ласково называем «матушкой». Родина – это место, где мы родились и выросли, это страна, где мы живём.

   А кто знает, как называется наша страна? (Ответы детей…)

   Да, наша страна  называется – Россия.  А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

                     За ясные зори, умытые росами,

                     За русское поле с колосьями рослыми,

                     За реки разливные в пламени синем.

                     Тебя по-славянски назвали – Россия.

Давайте, все вместе повторим это слово – Россия. 

      Ребята, мы совершим сегодня с вами путешествие по нашей бескрайней России. Побываем в разных уголках нашей необъятной страны. Посмотрите на карту России, какая  огромная наша страна и красивая.

   А поможет нам в этом «цветик-семицветик», нужно только произнести волшебные слова:

           Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

          Через север, через юг,  возвращайся, сделав круг.

           Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели.

           Вели, чтобы мы оказались… -  и мы можем оказаться где пожелаем. 

    И так, в путь! Отрываем первый лепесток и произносим слова:

           Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

          Через север, через юг,  возвращайся, сделав круг.

           Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели.

           Вели, чтобы мы оказались…

    Первая остановка – «Природа России». Средняя полоса нашей страны очень разнообразна своей природой. Лес – это главное богатство России. Лес даёт человеку чистый воздух, ягоды, грибы лекарственные растения. Лес- это огромный дом для множества животных, птиц и насекомых. А какие деревья расту в этой части страны: дуб, клён, берёза, липа, ель, сосна.  Давайте посмотрим, какое задание лежит для нас в этом конверте? (открывает конверт)

(Игра «Третий лишний»)

(На доске выставляются картины, на которой изображены деревья: дуб, берёза, сосна и пальма; дуб, берёза и сосна – определить, что лишнее)

    Лес – это наше богатство. Давайте беречь природу.

    Ну что, ребята? Вы прекрасно справились с первым заданием и нам пора продолжать наше путешествие. Помогайте мне произносить волшебные слова:        

              Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

             Через север, через юг,  возвращайся, сделав круг.

             Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели.

             Вели, чтобы мы оказались…   

     Следующая остановка – «Животные Севера». В северной части нашей страны находятся тундра и тайга. В тундре очень короткое лето, и почти всегда лежит снег. Но чтобы узнать, какие животные обитают в этой части России, нужно нам открыть следующий конверт с заданием.  

(Открывает конверт и загадывает загадки о животных севера)

У ленивого растяпы

Превратились в ласты лапы.

Спит на льдине целый день

Толстый маленький … (тюлень)

***

Сильное животное, живет в холодном крае,

Огромными клыками сражается с врагами,

Мороза не боится, он гладок, толстокож,

На льдине обожает спать неуклюжий… (морж)

***

Что за хищник за такой,

С шерстью бело-голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны –

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (песец)

***

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга. (олень)

***

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (белый медведь)

(В конце демонстрируются картинки животных)

   Продолжаем путешествие и отрываем следующий лепесток:

                Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

               Через север, через юг,  возвращайся, сделав круг.

               Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели.

              Вели, чтобы мы оказались… 

    Куда же это мы попали? Давайте снимим конверт и посмотрим…Станция «Мастеровая».

                     Да, славилась Россия чудо – мастерами, 

                    Дерево и глину в сказку превращали.
                   Красками и кистью красоту творили,
                   Своему искусству молодых учили.

     Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.        

                      Разноцветные подружки,
                    Любят прятаться друг в дружке. Что это? 
(Матрешка.)
    Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она!
 (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
     Следующая загадка:
                             Эта роспись – просто чудо,
                             Голубая вся посуда.
                             Роспись с синим завитком,
                             Манит русским васильком. 
(Гжель.)
      Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота.


                             Выросла золотая травка на ложке,

                             Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
 

                             Все игрушки – не простые,
                            А волшебно-расписные:
                            Белоснежны, как березки,
                            Кружочки, клеточки, полоски. 
(Дымковская игрушка.)
     Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную
игру “Золотые ворота”.

(Проводится игра «Золотые ворота»)

     Ну что, отдохнули? Пора в путь. Помогайте мне:

                              Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

                             Через север, через юг,  возвращайся, сделав круг.

                             Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели.

                             Вели, чтобы мы оказались… 

       На станции «Литературная». Это замечательная станция. Ведь наша страна славится знаменитыми на весь мир писателями и поэтами. Посмотрим, какое задание нас ждёт на этой станции (снимает конверт и открывает его). Разгадывание кроссворда по сказкам А.С. Пушкина.

      Отрываем следующий лепесток:

                              Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

                             Через север, через юг,  возвращайся, сделав круг.

                             Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели.

                             Вели, чтобы мы оказались… 

     Следующая станция – «Государственная». И вот мы оказались с вами в самом сердце России – в столице нашей Родины. А кто знает, как называется столица нашей Родины? (ответы детей)

    Послушайте стихотворение:

                                    Москва – это Красная площадь,
                                   Москва – это башни Кремля,
                                   Москва – это сердце России,
                                   Которое любит тебя.

    У любого государства есть отличительные знаки-символы – флаг, герб, гимн. Посмотрите, ребятки, это герб нашей страны. Герб объединяет людей живущих в нашей стране. На нём старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет своё значение             Стихотворение:       У России величавой,
                                   На гербе орел двуглавый,
                                   Чтоб на запад, на восток
                                   Он смотреть бы сразу мог
                                   Сильный, мудрый он и гордый.
                                   Он – России дух свободный.

      Кроме герба у нашей страны есть ещё один государственный символ, который так же, как и герб, отличает нас от других стран – это флаг.

Стихотворение:       Белый цвет – березка,
                                   Синий неба цвет,
                                   Красная полоска – 
                                   Солнечный рассвет.

     А чтобы закрепить знания о символах нашей страны, мы сейчас поиграем в игру «Сложи герб и флаг из фрагментов». В игре будут участвовать две команды.

                      (Дети делятся на две команды и собирают герб и флаг из разрезных картинок)

   Молодцы, быстро справились с заданием.

   Ну, а мы снова отправляемся в путь. Открываем следующий лепесток:          

                                Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

                             Через север, через юг,  возвращайся, сделав круг.

                             Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели.

                             Вели, чтобы мы оказались… (на станции «Историческая)

  В России много городов: больших и маленьких. Но есть в нашей стране очень красивый город – это наш любимый  Санкт-Петербург. Когда-то, очень давно он был главным городом страны – столицей России. А кто знает, кто основал наш город

     -Ответы детей… (Пётр I)

  Да, ребята, царь-Пётр много сил, труда и времени посвятил строительству нашего города. Он создал первый в России флот, который стал одним из сильнейших флотов в мире. А знаете ли вы, из чего началось строительство нашего города (ответы детей.)

  Да, из Петропавловской крепости.

  А на каком острове стоит Петропавловская крепость (ответы детей Заячий остров)

  У меня для вас есть интересная игра «По болоту Пётр шёл». С помощью считалки выберем водящего: Есть, есть, есть, есть

              В Петербурге сто чудес.

              Как пойдём с тобой гулять

              Будем чудеса считать.

              «Медный всадник», Эрмитаж,

              Золотой кораблик наш,

              Мост Дворцовый разводной,

              Над красавицей Невой.

              Кто не верит – выходи

              Эти чудеса найди!

(Проводится игра «По болоту Пётр шёл)

  Ну что, ребятки, у нас остался последний лепесток. Интересно, куда же он нас приведёт. Отрываем:

                              Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

                             Через север, через юг,  возвращайся, сделав круг.

                             Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели.

                             Вели, чтобы мы оказались…

  Открываем конверт. Станция «Народная». Да, ребята, в нашей огромной стране проживают много разных народов: А у нас в стране живут

                             Русский, коми и якут,

                             И нанаец, и мордвин,

                             И калмык, и осетин,

                             И тувинец, и бурят -

                             Все они дружить хотят.

  А как вы думаете, ребята, чем же один народ отличается от другого? (у них разный язык,  каждого народа свои сказки, обычаи, песни, игры, разные жилища). И все они живут в одной многонациональной стране – России.

  Сегодня мы познакомимся с самой холодной российской республикой – Якутией. Она находится за Северным полярным кругом. Главный город называется – Якутск. Традиционное жилище называется – чум.

  Дети-якуты любят кататься на оленях, лепить фигурки из снега и играть в разные подвижные игры, чтобы не замёрзнуть. Давайте я познакомлю вас с новой якутской игрой «Ловля оленей».

(Проводится игра «Ловля оленей»

   

Ход игры:

   Играющие делятся на 2 группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом, лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу: «Лови! » пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

   Ну что ж, ребята, к сожалению, наше путешествие по России сегодня заканчивается. Но оно будет продолжаться всю вашу жизнь, и вы будете узнавать о нашей любимой Родине всё больше и больше.

                                  Ты Родина у всех одна,

                                  Привет тебе и слава,

                                  Непобедимая страна –

                                  Российская держава!

  Есть такая пословица: «Пока мы едины – мы непобедимы!» (раскладывает на столе большой лист бумаги с нарисованным контуром территории России).

   Возьмите цветные карандаши и обведите им свои ладошки – как символ многих национальностей, живущих в Российской Федерации.

  А теперь, давайте возьмёмся за руки и ещё раз повторим пословицу: «Пока мы едины – мы непобедимы».

   

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Наш уголок России"

Занятие для детей подготовительной группы проводилось с целью формирования знаний детей о родном городе, развития патриотических чувств дошкольников средствами познавательной и музыкальной деятельност...

Интегрированные занятия "Путешествие к волшебному дереву", "Наш любимый край- Россия"

Конспекты  интегрированных  занятий со специалистами (ИЗО, МУЗО, ФИЗО) в группах старшего дошкольного возраста...

Конспект открытого интегрированного занятия "Путешествие по России"

Это занятие было найдено на просторах интернета. Но я его переработала. Многое заменила и добавила....

Конспект открытого интегрированного занятия "Путешествие по России"

Это занятие было найдено на просторах интернета. Но я его переработала. Многое заменила и добавила....

интегрированное занятие "Путешествие по России"

Цель: Продолжать знакомить детей с государственными и неофициальными символами России....

Интегрированное занятие ко Дню России "Россия - Родина моя!"

Дню России в этом году, я решила посвятить интегрированное занятие с показом фильма: о ее природе, красоте храмов, столице Москве, о нашем городе Хабаровске и российском флаге. После рассказа и просмо...

Самоанализ открытого интегрированного занятия «Путешествие по сказкам народов России» в старшей группе

Самоанализ открытого интегрированного занятия «Путешествие по сказкам народов России» в старшей группеПодготовила воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №8&raq...