Главные вкладки

    План-конспект НОД по речевому развитию «В деревне у бабушки и дедушки. Домашние животные» для детей старшей группы
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Айтбаева Гулжанат Темирханкызы

    Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie_po_razitiyu_rechi.docx32.61 КБ

    Предварительный просмотр:

           Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                Детский сад №2 «Апельсин» 

                     

                     

                                        План-конспект НОД по речевому развитию

                             «В деревне у бабушки и дедушки. Домашние животные»

                                                      для детей старшей группы

                                                                                         Воспитатель: Айтбаева Г.Т.  

                                                                                         Дата проведения: 12.02.2015г.      

                                             

                                               

                                                         г.Байконур,

                                                              2015 г.

    Образовательная область: «Познание».

    Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность.

    Тип: интегрирование.

    Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Возраст детей: 5-6 лет.

    Тема: «В деревне у бабушки и дедушки. Домашние животные».

    Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы.

    Задачи:

    Образовательные:

    расширять и закреплять словарь по теме  «Домашние животные», упражнять в подборе определений, совершенствовать грамматический строй речи,

    продолжать учить разгадывать загадки, закреплять умение составлять рассказ-описание;

    Развивающие:

    развивать коммуникативные качества, активную речь детей, связную речь; логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику;

    Воспитательные:

    воспитывать самостоятельность, активность  и инициативность, воспитывать у детей бережное отношение и чувство сопереживания к животным, умение играть вместе, взаимодействовать друг с другом.

    Оборудование:

    “Цветик – семицветик”, 7 конвертов с заданиями, картинки с изображением домашних животных, волшебная палочка, магнитная доска, прищепки по количеству детей, игрушка – котёнок, фотография дедушки и бабушки, фотография внучки Маши, посылка, плоскостное изображение «Хлев», опорные картинки.

    Предварительная работа:

    Разучивание стихотворения А. Барто «Игра в стадо», рассматривание опорных картинок, иллюстраций с изображением животных, рисование, лепка животных, загадки, игры о домашних животных; чтение рассказа Н. Носова “Живая шляпа”, рассказывание русской народной сказки “Зимовье зверей”, рассказы Е. Чарушина, М. Пришвина о домашних животных.

    Методические приёмы:

    игровой (использование сюрпризных моментов, письмо от дедушки Феди и бабушки Ульяны, загадывание желания с помощью цветика – семицветика, речевая игра «Какой? Какая? Какие?», игра «Доскажи словечко»);

    наглядный (картинки с изображением домашних животных, фотография дедушки и бабушки, опорные картинки);

    словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, составление описательного рассказа, поощрение, анализ проделанной работы).

    Словарная работа: табун, стадо, отара, свора, названия животных, их жилищ.

    Ход НОД:

    1.Вводная часть.

    Сюрпризный момент.

    На ковре стоят 2 стола.

    Воспитатель: Ребята, утром нам принесли посылку от бабушки Ульяны и дедушки Феди. Они прислали нам свою фотографию и письмо. Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! У нас есть внучка Маша. Но она отправилась путешествовать и заблудилась в сказочной стране Знаний. Помогите нам, пожалуйста, мы уже старенькие и не можем ее отыскать. Мы надеемся, что вы смелые и активные, и  можете нам помочь. Большое спасибо вам. Дедушка Федя и бабушка Ульяна.»

    Ребята! Поможем дедушке с бабушкой?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Знаний. Как вы думаете, на чем можно путешествовать?

    Дети: На машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т. д.

    Воспитатель: А мы с вами поедем.… Нет, попробуйте сами отгадать.

    Загадка:

    Братцы в гости снарядились,

    Друг за друга уцепились,

    И помчались в путь далёк,

    Лишь оставили дымок.

    (Поезд.)

    Воспитатель: Правильно. Это поезд. Он уже давно ждёт вас, но в вагон сядет лишь тот, кто приобретет билет. А билетом в наш поезд будет картинка с домашним животным.

    (Дети называют животных и садятся на места. Звучит песня “Голубой вагон”). Стульчики стоят  в виде вагона.

    Воспитатель: Вот, ребята, мы и приехали в страну Знаний. Страна эта – необычная и загадочная. И предметы в этой стране необычные. Посмотрите, какой красивый цветок. А вы знаете, как он называется?

    Дети: Цветик – семицветик.

    Воспитатель: Правильно, а кто знает, почему он так называется?

    Дети: У цветка 7 лепестков разного цвета.

    Воспитатель: Назовите цвета лепестков.

    Ответы детей.

    Воспитатель: Он-то нам и поможет разыскать Машу. Но для этого нужно открыть все лепестки. Посмотрите, у него на лепестках есть номера. Такие же номера стоят на конвертах с заданиями. Нам нужно открыть все конверты, их должно быть 7 – столько же, сколько лепестков у цветика – семицветика. Мы должны выполнить все задания, а затем открыть лепестки под такими же номерами. И тогда Цветик - семицветик нам поможет найти Машу. Ну что, начнём! Тогда ищите 7 конвертов, несите их на стол и мы будем по порядку их открывать и выполнять задания.

    2. Основная часть.

    (Дети приносят конверты, находят конверт с цифрой 1.) Каждый ребенок, принесший конверт должен рассказать где лежал конверт, используя предлоги. Подходят к мольберту.

    Воспитатель: У бабушки и у дедушки в деревне  много верных друзей. Они за ними ухаживают, да и друзья в долгу не остаются. Хотите посмотреть, кто это?

    Конверт №1.

    Речевая игра: «Какой, какая, какие?»

    Кто это?

    Какая она?

    А это кто?

    Какая она?

    Дети по очереди подходят к магнитной доске, берут карточку,рассматривают ее, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображен на карточке.

    Это корова.

    Она большая, рыжая, с черными пятнами, умная, дойная, рогатая.

    Это собака.

    Маленькая, коричневая, умная, пушистая, добрая.

    Это коза.

    Она маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая.

    Это – кошка.

    Она маленькая, пушистая, ласковая, усатая, полосатая.

    Один ребенок описывает, остальные добавляют.

    (Открывают первый лепесток.)

    Конверт № 2

    Задание “Кто где живёт?”

    - Я задаю вопрос и передаю кому-нибудь палочку. У кого она окажется, тот и отвечает.

    Где живёт лошадь? - в конюшне.

    Собака - в конуре.

    Кролик - в клетке, в крольчатнике.

    Свинья – в свинарнике.

    Кошка – в доме.

    Корова – в хлеву, в коровнике.

    Коза – в хлеву.

    Овца – в овчарне.

    (Открывают второй лепесток.)

    Конверт №3

    Задание “Объясни словечко”.

    (Дети по очереди объясняют значение каждого слова.)

    Табун – много лошадей,

    Стадо – много коров,

    Отара – много овец,

    Свора – много собак.

    (Открывают третий лепесток.)

    Конверт №4.

    Речедвигательная гимнастика «Игра в стадо».

    Дети читают стихотворение и выполняют действия.

    Физкультминутка.

    «Игра в стадо».

    Мы вчера играли в стадо,

    И рычать нам было надо.

    Мы рычали и мычали,

    По-собачьи лаяли,

    Не слыхали замечаний

    Анны Николаевны.

    А она сказала строго:

    - Что за шум такой у вас?

    Я детей видала много -

    Таких я вижу в первый раз.

    Мы сказали ей в ответ:

    - Никаких детей тут нет!

    Мы не Пети и не Вовы -

    Мы собаки и коровы!

    И всегда собаки лают,

    Ваших слов не понимают.

    И всегда мычат коровы,

    Отгоняя мух.

    А она в ответ: - Да что вы?

    Ладно, если вы коровы,

    Я тогда - пастух.

    И прошу иметь в виду:

    Я коров домой веду.

    (Открывают четвёртый лепесток.)

    Конверт №5.

    Составление описательного рассказа по картине.

    Дедушка с бабушкой очень любят слушать интересные рассказы, истории. Давайте составим рассказ по картине, которую они нам прислали. Внучке Маше тоже будет интересно послушать.

    Воспитатель показывает картину и предлагает ее рассмотреть.

    ВОПРОСЫ:

    1.Придумайте кличку кошке.

    2, Какого цвета кошка?

    3. Какая шерстка у кошки?

    4. Какие части тела есть у кошки?

    5. Какое у нее настроение?

    6. Почему она грустная?

    7.Что надо сделать, чтобы кошка стала радостной, веселой?

    Воспитатель просит детей отвечать полными предложениями

    Чтобы составить описательный рассказ, мы будем использовать опорные картинки. (Воспитатель расставляет картинки в определенной последовательности). Кто хочет?

    (Выслушать 2-3 ребенка.)

    (Открывают пятый лепесток.)

    Конверт №6

    Задание “Успокой котёнка - котёнок плачет».

    Дети успокаивают его ласковыми словами (маленький, пушистенький, ласковый, усатенький, хорошенький и т. д.)

    Пальчиковое упражнение “Котёнок” (с прищепкой)

    Кусается сильно котёнок – глупыш,

    Он думает это не палец, а мышь (смена рук).

    Но я же играю с тобою, малыш,

    А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”

    Воспитатель: Поиграли мы с котёнком, он и успокоился, ему стало весело.

    (Открывают шестой лепесток.)

    Конверт №7.

    Игра «Доскажи словечко».

    Над лугами, над водой

    Хлынул дождик… (проливной),

    А потом повисло

    В небе… (коромысло).

    Ребятишек радует

    Цветная … (радуга).

    Утром дед спросил у внучки:

    Почему не моешь… (ручки).

    Михаил играл в футбол

    И забил в ворота…(гол).

    Солнце светит очень ярко,

    Бегемоту очень … (жарко).

    Где обедал воробей?

    В зоопарке у…(зверей).

    У себя в саду Андрейка

    Поливал цветы из… (лейки).

    Жук упал и встать не может,

    Ждёт он, кто ему…(поможет).

    3. Заключительная часть.

    Воспитатель:

    - Мы открыли все лепестки Цветика - семицветика и теперь он сможет выполнить наше любое желание. Давайте загадаем желание, чтобы Маша оказалась дома с дедушкой и бабушкой?! (Загадываем желание).

    - Давайте посмотрим, вернулась ли Маша? (Несёт фотографию, где Маша вернулась домой).

    - Посмотрите, что случилось у Бабушки Ульяны и дедушки Федора?

    - Какое настроение у героев картинки?

    - Я  хочу сказать вам, что вы все “МОЛОДЦЫ”. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. А теперь нам пора в детский сад.

     (Воспитатель встаёт впереди, дети - сзади “паровозиком”, под музыку идут на ковер.)

    Воспитатель:

    В какой стране мы с вами побывали?

    Кого нам удалось спасти?

    Какое задание Цветика - семицветика вам понравилось больше всего?

    Молодцы, дети. Большое спасибо.

    Самоанализ НОД по развитию речи

                                                                                Айтбаева Гулжанат Темирханкызы

    Тема НОД: «В деревне у бабушки и дедушки. Домашние животные».

    Тип НОД: итоговое.

    Направление: речевое развитие.

    Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы.

    Задачи:

    • Образовательная: расширять и закреплять словарь по теме «Домашние животные», упражнять в подборе определений, совершенствовать грамматический строй речи, продолжать учить разгадывать загадки, закреплять умение составлять рассказ-описание;

    • Развивающая: развивать коммуникативные качества, развивать активную речь детей, связную речь; логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук;

    • Воспитательная: воспитывать самостоятельность, активность и инициативность, воспитывать у детей бережное отношение и чувство сопереживания к животным, умение играть вместе, взаимодействовать друг с другом.

     Методическое обеспечение: 

    • “Цветик – семицветик”, 7 конвертов с заданиями, картинки с изображением домашних животных, волшебная палочка, магнитная доска, прищепки по количеству детей, игрушка – котёнок, фотография дедушки и бабушки, фотография внучки Маши, посылка, плоскостное изображение «Хлев», опорные картинки.

    Методы и приемы:

    • Словесный (вопросы к детям, диалог, уточнение, поощрение).
    • Художественное слово (чтение стихов).
    • Наглядно - демонстрационный (показ иллюстрационного материала).
    • Игровой (сюрпризный момент, дид.игры, пальчиковое упражнение, физминутка, загадывание желания с помощью цветика-семицветика.).

    Предварительная работа:

    • Чтение р.н.с. «Зимовье зверей», рассказы М.Пришвина, Е.Чарушина.
    • Беседы «Домашние животные», «Животные и их жилища».
    • Словарная работа: табун, стадо, отара, свора.
    • Заучивание стихотворений о животных.
    • Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных.

    Структура НОД.

    НОД состояла из трёх основных частей:

    1. Вводная часть - Сюрпризный момент – приход письма от бабушки Ульяны и дедушки Феди, отправление на поезде в путешествие в страну Знаний.

    2. Основная часть – задания в конвертах, речевая игра «Какой, какая, какие?», физминутка, составление описательного рассказа по картине, пальчиковая гимнастика.

             3. Заключительная часть – загадывание желания, возвращение в детский сад, вопросы по пройденной теме.

    Все части НОД связаны единым сюжетом и имеют логический переход от одного вида деятельности к другому.

    При отборе содержания НОД учитывались возрастные и психологические особенности детей, их речевые возможности. Учитывая все это, структуру совместной деятельности  постаралась выстроить так, чтобы постоянно активизировать внимание: это - наглядность (картинки, сюрпризный момент, проблемная ситуация). Выстраивая структуру деятельности, опиралась на алгоритм психологических основ формирования навыка: использовала вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, уточняла представления детей по теме, предлагала выполнить практическое задание.

    Для реализации поставленных задач я использовала различные принципы: (наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, развития, голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта).

    Деятельность на НОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.

    Первая часть (вступительная) построена в игровой форме. Предполагала  организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было  достигнуто  с помощью игрового сюжета «Путешествие в страну Знаний». Методы и приемы, используемые мной в этой части НОД позволили настроить детей на активную работу, способствовали созданию психологической комфортности. Коммуникативная игра позволила настроить детей на позитивный контакт друг с другом, дали психоэмоциональную разрядку.

    В этой части я использовала такие приемы и методы, как: словесный, художественное слово, игровой.

    Вторая часть (основная) состоит из задании, вложенных в несколько конвертов, речевой игры «Какой, какая, какие?», пальчиковой гимнастики, составления описательного рассказа по картине. Для предупреждения переутомления детей и сохранению интереса к предстоящей деятельности, мною была проведена физкультурная минутка

    .

    Третья часть (заключительная). В этой части НОД детям было предложено загадать желание, чтобы Маша оказалась у бабушки и дедушки, и  вернуться в детский сад. Также был проведён фронтальный опрос по пройденным материалам.

                  В течение всей образовательной деятельности у детей наблюдался повышенный интерес к заданиям, заинтересованность, утомления не наблюдалось.

    При затруднениях воспитанников повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах. Инструкции были четкими, понятными, доступными.

    Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, творческого развития, познавательного интереса. Тема занимательного дела рассматривалась с нескольких сторон: теоретической, практической и наглядной.

    Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей НОД. Этому способствовало использование разнообразных методов и приёмов, демократический стиль общения с детьми, создание положительного эмоционального фона. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены.

    Во время речевого общения при выполнении работы с воспитанниками давала позитивную оценку детской деятельности, ответам детей. Речевая активность, умение слушать и понимать собеседника – эти умения дети получали в непринужденной форме. Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ.

    Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте мною особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка.

    Длительность и структура непосредственно образовательной деятельности выдержаны, мною были использованы чередование разных видов деятельности. Осуществлялся здоровьесберегающий подход к организации НОД:

    • Санитарные требования к проведению НОД соответствовали нормам СанПиН. В группе перед НОД была проведена влажная уборка и проветривание. Во время НОД соблюдалась техника безопасности, дети не занимали статического положения, постоянно находились в движении. Деятельность по времени составляла согласно данной возрастной группе (25 минут).
    • Групповая комната, в которой проводилась данная образовательная деятельность, была распределена на отдельные зоны, что позволило концентрировать внимание детей на выполнении определённых задач, добиваться дисциплины.
    • НОД соответствовало интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей.
    • Организация деятельности детей адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам. Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.

    Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках НОД, были реализованы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект непосредственно организованной деятельности по развитию лексико-грамматических процессов с использованием су-джок массажеров для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности «Лес. Грибы»

    Коррекционно-образовательные цели:Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, ...

    Занятие по развитию речи в первой младшей группе «В деревне у бабушки с дедушкой. Домашние животные»

    Занятие по развитию речи в первой младшей группе «В деревне у бабушки с дедушкой. Домашние животные»...

    Праздник день бабушек и дедушек «В деревне у бабушки с дедушкой. Домашние животные»

    Цели:1. коррекционно-образовательные: расширять и активизировать номинативный и предикативный словарь по теме, упражнять в образовании названий детёнышей домашних животных, составлении предложений по ...

    Праздник день бабушек и дедушек «В деревне у бабушки с дедушкой. Домашние животные»

    Провели: Вардересян М.Г., Аветисян А.Э., Яблокова Ю.Н.Цели:1. коррекционно-образовательные: расширять и активизировать номинативный и предикативный словарь по теме, упражнять в образовании названий де...

    Конспект занятия по ФЦКМ на тему: "Домашние животные"(для детей старшей группы)

    Цель: - обобщить имеющиеся у детей представления о домашних животных;- систематизировать и расширять представление детей о домашних и диких животных, их повадках;Задачи:...