Лексическая тема "Игрушки"
учебно-методический материал по развитию речи по теме

Андрианова Вера Анатольевна

Дидактические игры,пальчиковые игры, физкультминутки, загадки и другое по теме "Игрушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki.docx75.71 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «ИГРУШКИ»

Дети (от 4 лет) должны знать:

названия игрушек;

чем одна игрушка отличается от другой;

как играть той или иной игрушкой;

из каких деталей состоит игрушка, из какого материала она

сделана.

Расширение словарного запаса детей:

названия: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка (названия игрушек), туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть, кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови (названия частей тела у куклы);

признаки: круглый, резиновый, большой, маленький, железный, деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, меховая, матерчатая, пластмассовая, яркая, нарядная;

действия: бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, лаять, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать, убирать, ехать, сидеть, плавать, мыть и т.д.

Беседа

 рассмотреть с ребенком несколько игрушек;

 определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая);

 провести с ребенком беседу о бережном отношении к игрушкам;

 отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая);

 рассказать детям о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде;

 рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика;

цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют;

побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.

1. «Расставь игрушки правильно»

Педагог называет 3-4 игрушки, а ребенок расставляет их в предложенной последовательности и называет, какие игрушки он расставил.

2. «Запомни игрушки» (детям от 4 лет)

Педагог раскладывает в игровой комнате в определенном порядке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. Затем педагог вновь обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал "Поиграли — игрушки на место убрали", поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки».

3. «Назови лишнее слово»

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);

барабан, матрешка, лук, машинка (лук);

кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги).

4. «Из чего сделана игрушка?»

Образование прилагательных (детям от 4 лет)

машина сделана из железа, она — железная;

самолет сделан из пластмассы, он...

матрешка сделана из дерева, она...

мишка сделан из плюша, он...

кукла сделана из резины, она...

... дерева — деревянная,

... меха — меховая,

... материи — матерчатая,

... пластмассы — пластмассовая.

5. Формирование сложноподчиненного предложения с противительным союзом «а» (детям от 6 лет)

Кукла большая, а пирамидка маленькая; мяч резиновый, а машина железная; мишка меховой, а кукла резиновая; кубик квадратный, а мяч круглый.

6. «Один — много»

 Образование и склонение в родительном падеже существительных множественного числа (детям от 5 лет)

Мяч — мячи — мячей,

кукла — куклы — кукол,

кубик — кубики — кубиков,

мишка — мишки — мишек,

собачка — собачки — собачек,

пирамида — пирамиды — пирамид,

матрешка — матрешки — матрешек,

нога — ноги — ног,

машина — машины — машин,

рука — руки — рук,

голова — головы — голов,

лицо — лица — лиц,

кисть — кисти — кистей

плечо — плечи — плеч,

щека — щеки — щек,

ресница — ресницы — ресниц,

бровь — брови — бровей.

7.Чья? Чей?

 Согласование существительного с личным местоимением

На столе расставлены игрушки. Педагог обращается к детям. -- Посмотрите, какие у меня игрушки. Послушайте, как я буду  их называть: мой мяч, мой мишка, моя кукла, моя машина. Послушайте, как я спрошу и отвечу про эти игрушки: машина — она чья? — она моя — машина моя. А сейчас вам надо узнать игрушки, которые находятся в коробке, и ответить так же на мой вопрос.

Эта пирамида чья? (Эта пирамида моя.) Чей грузовик?                                

Чья кукла ?

Чей самолет?                                Чья машина?

Чей пароход?                                 Чья пирамидка?

Этот слон чей? (Этот слон мой.)

Моя — кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка;

мой — мяч, мишка, слон.

8.Согласование существительного с глаголом (детям от 6 лет)

Машина стоит — машины стоят,

кукла спит — куклы спят,

собачка лает — собачки лают,

мяч лежит — мячи лежат,

мишка ревет — мишки ревут,

машина едет — машины едут.

9.Какая?

Согласование существительного с прилагательным

Мяч — резиновый, гладкий, новый, красивый, круглый, красный, синий, маленький, большой, любимый, легкий, мягкий, твердый;

кукла — большая, маленькая, резиновая, красивая и т.п.

10. «Узнай игрушку по описанию»

Цель: уточнение и активизация словаря но теме.

Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке.

Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и нога ми». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.

 

11. «Чудесный мешочек»

Цель: закрепить словарь по теме, научить определять игрушки на ощупь.

Оборудование: игрушки в мешке.

Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет игрушку на ощупь и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка

12. Назови ласково

 Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом « (детям от 4 лет)

Мяч —мячик,  

 кукла — куколка,     

 мишка — мишенька, мишутка,

машина — машинка,               

собака — собачка,               

пирамида — пирамидка,

локоть — локоток,  локоточек,

рука — ручка, рученька,     

голова — головка, головушка,

нога — ножка, ноженька,       

 плечо — плечико,                

 лицо — личико,

щека — щечка,                        

брови — бровки.

13.  "Что не стало?"

Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.

Оборудование: игрушки.

Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.

14. «Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

15.«Какая кукла»

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.  Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.
— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».

16. «Чего не хватает?» 

Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.

Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки.

Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть Игрушки. Детский сад.

17. Игра «Убери  игрушки на свои места»

Цель: активизация словарного запаса  детей, развитие зрительного восприятия и памяти.

 Оборудование: знакомые детям игрушки и новые игрушки.

 Описание игры.

Вариант 1. Педагог раскладывает в игровой комнате в определенном порядке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. Затем педагог вновь обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал «Поиграли - игрушки на место убрали», поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки».

     .

18. Игра «Зачем нужны игрушки»

Цель: учить правильно, употреблять в речи глаголы и прилагательные, сочетать их с существительными.

Описание игры. Воспитатель обращает внимание детей на игрушки: «Все дети любят играть в игрушки. Посмотрите сколько в нашей группе игрушек. Давайте их, назовём: машины, куклы, конструктор, мячи,  и т.д. Как можно всё это назвать, одним словом? (Игрушки) Зачем нужны игрушки? Как можно в них играть».

     Воспитатель называет игрушку. Дети называют действия, которые можно производить с названной игрушкой.

     Машина - её можно катать, возить за верёвочку, перевозить в ней кубики, кукол

19. Игра «Посмотри и скажи»

Цель: закрепление умения составлять предложения по демонстрируемому действию.

Оборудование: игрушки.

Описание. Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает выполнить с ними какое-либо действие. Остальные дети по демонстрации составляют предложение.

Витя, возьми стул и посади на него мишку. Что сделал Витя? (Витя посадил мишку на стул).

Оля, дай кубик Лене. Что сделала Оля? И т. д.

20.Игра «Где матрёшка?»

Цель: закрепление употребления предлогов НА, В.

        На столе стоит матрёшка. Взрослый предлагает с ней поиграть.

- Ребята матрёшка хочет спрятаться. Закройте глаза. Откройте. Где матрёшка?

        На столе                       на стуле

        на книге                       на подоконнике

        в ящике                        в коробке

                   на полу,                         на полке.

21.Игра «Потерялась игрушка»

Цель: закрепление умения составлять описательный рассказ об игрушке по плану.

Оборудование: может быть использована схема Ткаченко Т.А.

Описание. Воспитатель предлагает найти игрушку по описанию. Затем дети составляют аналогичные загадки-описания по плану:

-Цвет

-Форма

-Величина

-Материал

-Части игрушки.

-Действия с игрушкой.

22. «Магазин игрушек»

Научить ребенка естественной выразительности речи в ходе диалога, закрепить названия разных игрушек

 Правила игры

Для проведения игры надо взять куклу, зайку, мяч, лошадку и другие игрушки. Дети разыгрывают роли Незнайки, продавца, игрушек (куклы и др.).

Перед игрой педагог проводит с детьми речевую разминку: быстро и отчетливо произносят скороговорку:

Расскажите про покупки! Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

В магазин «Игрушки» пришел Незнайка. Он не знает, как называются игрушки, сколько они стоят. У прилавка стоит продавец. На витрине — кукла.

Незнайка. Мне понравилась эта игрушка.

Продавец. Это кукла.

Незнайка. Сколько она стоит?

Продавец. Пятьдесят рублей. Это очень хорошая кукла.

23.Где мишка искал свой мяч?

Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.

Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают

Что делает мишка? (спит)

Где спит мишка? (на кровати)

Что сейчас делает мишка? (встал)

Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит)

Где он сидит? (на кровати)

Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…)

24. «Что делает?» Составление простых предложений.

На столах у детей — предметные картинки. Ребята перечисляют действия, которые можно выполнять с этими предметами.

Логопед предлагает детям подойти к игровому уголку, посмотреть, какие игрушки там есть, и рассказать, какие действия они могут выполнять.

25. «Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

26. «С какой игрушкой ты играл?» Усвоение глаголов 3 лица единственного числа прошедшего времени.

27. Слоговой анализ слов: пирамида, мозаика, неваляшка, Чебурашка. Отстукать количество слогов подбородком по тыльной стороне ладони.

28.  «Мы с игрушками играем». Логопед раскладывает перед детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:

Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Неваляшка, мишка, гномик, Пирамидка, кубик, домик.

Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучивая его наизусть.

29.  Образовать признак от предмета: игрушка — игрушечный, кукла — кукольный, стол — настольный, зеркало — ...

30.  «Дети играют». Формирование навыка фразовой речи; развитие внимания к словам, близким по звучанию.

Логопед раздает детям выбранные ими игрушки или картинки (см. упражнение «Выбери игрушку») и строит их парами так, чтобы получились рифмованные предложения.

У Руслана — домик, у Танюши — гномик.

У Иринки — флажок, у Никитки — петушок.

У Коли — матрешка, у Миши — гармошка.

У Вовы — мишка, у Гоши — мартышка.

У Кости — Петрушка, у Нади — лягушка.

У Кати — неваляшка, у Гриши — черепашка.

У Наташи — самолет, у Тамары — вертолет.

У Маши — пушка, у Паши — хлопушка.

Логопед произносит каждое предложение, дети повторяют за ним.

31.«Игрушки-малютки». Формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

кукла — куколка,

матрешка — матрешечка,

мяч — мячик.

32. «Выбери игрушку». Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.

Логопед выставляет на стол знакомые и незнакомые игрушки и спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он хочет играть. (Я хочу играть с неваляшкой. Я хочу играть с гармошкой.)

33. «Четвертый лишний». Учить детей отличать игрушки от других предметов и объяснять отличие.

Логопед выставляет на стол ряд предметов: мяч, кукла, юла, нож. Затем просит найти предмет, который не подходит ко всем остальным (это нож, потому что он — не игрушка, с ним не играют).

34.  «Где игрушка?» У детей в руках по игрушке. Логопед показывает детям, где он держит игрушку, дети повторяют за ним движения и комментарии: «Спереди, сзади, сбоку, вверху, в низу, в левой руке, в правой руке, между коленями».

35.«Что вверху, а что внизу?» Составление предложений со словами вверху, внизу.

На наборном полотне логопед выставляет в два ряда картинки с изображением игрушек. Отвечая на вопросы логопеда, дети составляют предложения:

Вверху кукла (матрешка, гармошка, робот, барабан, флажок).

Внизу мишка (зайка, кубик, домик, пушка, неваляшка, кроватка).

Картинки меняются местами, и игра повторяется.

36.«Назови картинки». Развитие вербальной памяти и зрительного внимания.

Логопед выставляет на доске 7—10 картинок с изображением игрушек, называет три из них и просит детей повторить названия (затем другую тройку).

37.«Где игрушки?» Практическое употребление в речи и дифференциация предлогов на, под.

Логопед ставит одну игрушку на стол, а другую — под стол. Дети должны ответить, где находятся игрушки.

Кубик на столе, а машина под столом.

Кукла на столе, а матрешка под столом.

Неваляшка на столе, а робот под столом. И так далее.

38. «Слушай внимательно, выполняй старательно». Выполнение двухступенчатых инструкций логопеда.

Кубик положи на шкаф, а колечко спрячь в рукав.

Мишку поставь в уголок, а мячик брось в потолок.

Шарик спрячь под шапку, а картинку положи в папку.

Матрешку поставь на окошко, а мозаику спрячь в ладошке.

Куклу положи в кроватку, а зайку посади в коляску.

Дети объясняют, что они делали.

39.«Что делают игрушки?» Составление сложных предложений с союзом а. Логопед берет по две игрушки и производит с ними различные действия, комментируя:

Кукла лежит, а ежик стоит.

Робот стоит, а мишка сидит.

Машина едет, а самолет летит.

Мячик скачет, а шарик висит.

Гномик прыгает, а кукла спит.

40.«Сравни кукол»

Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.
— Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами… (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)?
— Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

41.«Сравни медвежат»   Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький.
— Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.
— Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)
— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)

42.«Кто лучше похвалит»    Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь».Ребенок: А у меня заяц.
— У медведя коричневая шубка.
— А у зайца белая.
— У медведя маленькие круглые ушки.
— А у зайца уши длинные.

43.«Сравни разных зверят»       Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.

44. «Куклы рисуют и гуляют»             Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

В гости к ребенку снова приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая... (маленький). Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)
— Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, то какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)

45. «Назови одним словом»     Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.

— Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?
— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одежда). Какая одежда надета на тебе?
— Сели куклы за стол. А там стоят... (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.)
— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?

46. «Прятки»  

Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.
— В этой комнате живет девочка. Ее зовут... (ребенок дает имя, например, Света). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это... котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под... (кровать), лягушата прыгнули на… (диван), зайчата спрятались за... (шкаф).
— Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помоги Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?
Игра повторяется несколько раз. Малыши прячутся в разные места, которые называет сам ребенок. Котят можно спрятать... Лягушонок решил спрятаться... А в конце котята так далеко спрятались, что Света долго их искала, затем попросила: «Подайте голос!» Котята стали... (мяукать). Как они мяукали? (Мяу-мяу.) Лягушата стали... (квакать). Как они квакали? (Ква-ква.)
— Давай с тобой вместе расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете... (пришли друзья). Стали они... (играть в прятки). Котята залезли... (под кровать), лягушата прыгнули... (на диван), а зайчата спрятались... (за шкаф). А Света... (всех нашла).

47. «Поручения»    Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.

В гости к ребенку на машине приезжают игрушки: Мышка и Мишка.
— Хочешь, чтобы Мишка покатал Мышку? Надо попросить его: «Мишка, поезжай!» А сейчас ты попроси Мишку, чтобы он спел, потанцевал, а мышке скажи, чтобы она спряталась, легла на бочок, на спинку. (Мышка, ляг на бочок! Мишка, спой!)
Можно давать Мышке и Мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и т.п.Так в играх ребенок овладевает умением образовывать слова суффиксально-префиксальным способом (выйди — войди — отойди; залезь — вылезь; закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, наклониться, перепрыгнуть, присесть).

48. «Куклы: веселая и грустная»

Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный.

Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)

49.«Оркестр»

Цель: образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов. Для этой игры понадобятся игрушечные музыкальные инструменты — барабан, балалайка, гармонь, дудочка, звоночки.
К ребенку в гости приходит заяц и загадывает загадки из книги Эммы Мошковской «Какие бывают подарки»:

Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Это наша... (балалайка).  

— А что звоночки делают? (Звенят.) Погремушки? (Гремят.) Барабан? (Барабанит.) Дудочки? (Дудят.)

50.«Кого можно гладить»

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».

— Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)

Глажу платье утюгом,
А кота и кошку,
Что гуляют под окном,
Глажу я ладошкой.

— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана...

51.Да или нет

Наглядный материал. Игрушка мишка.                                         Воспитатель держит  мишку,  показывает и  называет  основные части его тела: голову, лапы, уши, нос, глаза, и т. д. Затем он просит детей показать, где у мишки нос, глаза, лапы и т. д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы: «Есть у  мишки  нос?  Есть  у  мишки  ушки?»  и  т. п.   Чтобы дать ответ, дети должны внимательно слушать.

Воспитатель чаще вызывает малоактивных детей, а также
тех, кто говорит неохотно или очень тихо.        

Аналогичные  игры  можно  проводить,  используя и другие игрушки, например машину.

52.Кто топает?

Цель. Учить детей говорить громко, тихо и шепотом (развивать их голосовой аппарат), а также различать степень громкости произнесения слов (развивать слуховое восприятие).

Наглядный материал. Игрушки: медведь и медвежонок; ширма.

Воспитатель показывает игрушечного медведя и медвежонка, называет их: «Это мишка большой, а это маленький медвежонок, его зовут Мишутка». Затем он предлагает детям посмотреть и послушать, как ходит большой медведь (показывает и громко произносит топ-топ-топ) и как — медвежонок Мишутка (показывает и произносит топ-топ-топ тихо). Когда дети научатся произносить эти звукосочетания тихо и громко, воспитатель устанавливает ширму и предлагает малышам определять на слух, кто ходит за ширмой; большой медведь или маленький — Мишутка. Педагог произносит топ-топ-топ по-разному: то громко, то тихо. Дети отгадывают.

Воспитатель добивается, чтобы все дети научились произносить звукосочетания топ-топ-топ и тихо и громко; он следит за тем, чтобы все они слушали внимательно и правильно определяли на слух степень громкости произнесения.

53.«Догадайся, что звучит»

Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

54.Игра «Определи место игрушки»

Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов. Развитие длительного речевого выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый подбирает различные игрушки, хорошо знакомые детям.

Краткое описание:

Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки (машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.). Вызывая ребенка, он спрашивает: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов взрослый меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры можно по одной заменять игрушки другими.

Методические указания. Проводя игру, педагог следит, чтобы дети говорили неторопливо, не отделяя большими паузами одно слово от другого. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой».

Связная  речь

Описание игрушки

Юла — сделана из металла, значит, она металлическая. Юла крутится как волчок. Она разноцветная — на ней красный, желтый и синий цвета. Сверху у юлы ручка, на которую надо нажимать, чтобы она крутилась.

Мяч — сделан из резины, значит, он резиновый. Мяч круглый, гладкий, мягкий, с одной стороны он красный, с другой — темно-синий. Между ними белая полоса. Его можно бросать вверх, бить об пол, бросать друг другу, катать по полу, играть в футбол.

Составление описательного рассказа производится по вопросам:

Что это? Какая она? Что у нее есть? Как с ней можно играть?

 Рассказ-описание «Кукла»:

«Это — кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно».

Я. Тайц «Кубик на кубик»

Логопед читает рассказ и одновременно строит башню из кубиков. Затем, используя кубики, повторяет этот рассказ вместе с детьми.

«Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:

— Дай башню!

— Не дам!

— Дай хоть кубик!

— Один кубичек возьми!

Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик. И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!»

Логопед помогает детям понять, почему башня развалилась, какой кубик должен был взять Миша.

Сенсорное развитие

 «Цепочка машин». Учить детей дифференцировать понятия «большой — маленький». Логопед подбирает пять машин различной величины и ставит их друг за другом вместе с детьми: самая большая, поменьше, еще меньше, маленькая, самая маленькая.

 «Назови матрешки». Используется пятиместная матрешка.

Логопед вместе с детьми ставит матрешек в ряд по росту и называет их: «Самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая». Затем логопед просит детей показать самую маленькую, большую, самую большую и т. д. матрешку.

Дыхательная гимнастика

Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.

Подготовительная работа. Взрослый заготавливает для каждого ребенка надувные детские игрушки маленьких размеров, такие, чтобы их можно было надуть за 3-4 выдоха.

Краткое описание:

Педагог  показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.

Игра «Подбери по цвету»

Цель. Учить детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха.

Подготовительная работа.  Подобрать предметные картинки основных цветов и делает из картона кубики тех же цветов без одной грани.

Краткое описание:

Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, педагог говорит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывают в этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили слова слитно, на одном выдохе.

Упражнение. «Постучи молотком»

Стоя, выполнять наклоны. Руки вытянуты вперед, пальцы сомкнуты в замке. Наклон — вдох. Выдох произвольный.

А ну-ка веселее

Ударим молотком,

Покрепче, поровнее

Мы гвоздики забьем:

Тук-тук, тук-тук.

Упражнение «Часики»   Формирование диафрагмального дыхания

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку — вдох. Вернуться в исходное положение — полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так:

Наклон влево, наклон вправо,

Наклон влево, наклон вправо.


Пальчиковые игры

Целый день,                         Большие пальцы вращаются.

Целый день,

Крутится скакалка.

Целый день,                         Указательный и средний пальцы

Целый день,                          ударяют по столу.

Скачет наша галка.

Вправо скок,                         Движение пальцами

Влево скок.                         вправо-влево,

Сразу обе ножки

То назад, то вперед                         назад-вперед.

Скачут по дорожке.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА

На большом диване в ряд                         (Попеременно   хлопают   в   ладоши   и

Куклы Танины сидят:                                   стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино,                                   (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.                        (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Тане                                   (Попеременно   хлопают   в  ладоши   и

Мы игрушки сосчитать.                                   стучат кулачками.)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА

Есть игрушки у меня:                    (Хлопают в ладоши и ударяют кулач-

                            ками друг о друга попеременно.)

Паровоз и два коня,                                   (Загибают пальчики на обеих руках.)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран —

Настоящий великан.

Сколько вместе?                                    (Хлопают   попеременно   в   ладоши   и

Как узнать?                                    ударяют кулачками друг о друга.)

Помогите сосчитать!

 « Игрушки»

Раз, два, прыгай мячик        

(имитация ударов мяча)

Раз, два и мы поскачем        

(прыжки на ногах)

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Физкультминутки

Карусели

Сели мы на карусели,          Полуприседание.

На качели пересели.            Шаг в сторону и полуприседание.

Сто знакомых встретили,   Повороты туловища в стороны.

На поклон ответили:           Наклоны вперед с разведением рук.

          Здравствуйте

 

***

Бежали наши ножки            Бег на месте.

по узенькой дорожке,

А еще ноги шли по дороге —         Ходьба на месте.

Вот наш дом, здесь и отдохнем.      Спокойно садятся, выполняют

                                                           одно из упражнений на дыхание.

Кукла спит

Я хожу, хожу, хожу,

Вдруг я куклу разбужу!

Кукле надо отдыхать,

Кукле хочется поспать

Я на цыпочках хожу,

 Куклу я не разбужу.

И ни разу, и ни разу

Я словечка не скажу.

Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Полуприседание, удержание позы.

Потягивание на носочках, глубокий вдох.

Руки на поясе, ходьба на носочках,

проговаривание шепотом.

Ванька, встань-ка

Ванька, встань-ка! Ванька,   Поднимаются на носочки.

встань-ка!

Приседай-ка, приседай-ка.            Приседают.

Будь послушен, ишь какой!

Нам не справиться с тобой!            Грозят пальчиком то одной, то

                                                              другой руки.

Карусели (хоровод)

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.                      Карусель движется в правую

                                                              сторону, медленно.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, Побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, Карусель остановите.

Раз-два, раз-два.

Вот и кончилась игра.

                            Бегут.

                  Меняют направление движения.

              Темп движений постепенно замедляется.

                          Пауза.

                 Кланяются друг другу.

Буратино

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел, —

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик тот достать, ,

Надо на носочки встать.

 Речевая подвижная игра «Маша и куклы». Ритмично подняться на носочки и опуститься на пятки.

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрешки — на окошке,

Две Танюшки — на подушке,

Две Иринки — на перинке,

А Петрушка в колпаке —

На дубовом сундуке.

Координация речи с движением  «МЯЧИК»

Раз, два, прыгай, мячик.              (Взмахи    правой   ладонью,    как   бы удары по мячу.

Раз, два, и мы поскачем.                            (Ритмичные    прыжки    на    носочках,

Девочки и мальчики                            руки на поясе.)

Прыгают, как мячики.

Координация речи с движением  «МЯЧИК МОЙ»

Друг веселый, мячик мой,                      (4   прыжка    на   носочках,   руки    на

                          поясе.)

Всюду, всюду он со мной.                            (По два  взмаха левой  и  правой  ру-

                          кой — как бы удары по мячу.)

Раз, два, три, четыре, пять.                      (5   прыжков   на   носочках,   руки   на

                          поясе.)

Хорошо мячом играть.                                  (Вновь по два взмаха — «удара».)

 Считалка «Мяч». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.

Чуть ударишь этот мячик —

Начинает он скакать.

Скачет, скачет, скачет, скачет

И не хочет перестать.

 Импровизация движений.

Дети маршируют в такт стихотворения А. Барто «Барабан».

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Но назад идет отряд,

Левой, правой! Левой, правой!

Барабан уже дырявый

 «Считалка под мяч». На каждую строчку считалки — четыре удара мяча.

Раз, два, три, четыре,

Мы считалочку учили:

Петушок, флажок, матрешка,

Барабан, юла, гармошка.

Можно выставить на доске картинки. Это поможет быстрее запомнить считалку.

 На большом ковре и в ряд       - Дети маршируют на месте,

Куклы Танины стоят - останавливаются,

Два медведя, Буратино - изображают персонажей,

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять — прыгают,

Вместе мы пойдем гулять - маршируют, уходят с ковра.

 Поиграем

На лошадке ехали, до угла доехали.

Сели на машину, налили бензину.

На машине ехали, до реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.

На реке — пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у!

И. Токмакова

Координация речи с движением  «ШОФЕР»

Качу,                                    (Бегут по кругу, крутят воображаемый

Лечу                                    руль.)

Во весь опор.

Я сам — шофер

 И сам — мотор.

Нажимаю                                     (Останавливаются, нажимают на вооб-

На педаль —                                     ражаемую педаль правой ногой, бегут

И машина                                      по кругу в противоположную сторону.)
Мчится вдаль.

Координация речи с движением  «ГНОМ»

Дождик, дождик за окном.              Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки

           на поясе.

Под дождем остался гном.              Приседают.

Поскорей кончайся, дождик,          Встают, смотрят вверх, тянут вверх руки.

Мы гулять идти не можем.              Идут по кругу, взявшись заруки.

Координация речи с движением  «Солдатики — куклы»   

Солдатики из дерева                          Дети стоят, прижав руки

Как столбики стоят.                          к туловищу, напрягая все мышцы.

А куколки из тряпочек                          Полное расслабление

На гвоздике висят.                          с наклоном вперед.

Загадки.

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

                        (Матрешка.)

Совсем не нужен ей водитель.

Ключом ее вы заведите —

Колесики начнут крутиться.

Поставьте, и она помчится.

                             (Заводная машина.)

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу.

                     (Плюшевый медведь.)

В пути не смолкает, вдаль увлекает,

Сам не шагает, шагать помогает.

                      (Барабан.)

Он стройный и красивый,

У него густая грива.

Жаль нельзя на нем промчаться,

Только можно покататься.

                 (Конь-качалка.)

Пляшет крошка, а всего одна ножка.

                   (Юла.)

 

Бьют его рукой и палкой —

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

Да за то, что он надут.

                      (мяч)

Я достану их скорей,

Дом построю для зверей,

 В доме будут стол и стул,

Чтоб уютней было в нем.

 Для машинки я гараж с мостиком построю…

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

Он резиновый, упругий

Так и проситься на руки,

Чтоб подбросить и поймать,

по дорожке покатать.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

                                  (Мяч)

 

 Вот игрушка не простая,

А бывает как живая.

Сбоку ключик покручу

Побежит, куда хочу.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

                     (Заводная игрушка)

Без неё не обойтись,

Если жду гостей я к чаю:

 Медвежонка, лягушонка,

Полосатого котенка.

 Всех хочу я угостить,

 Ароматный чай попить

 С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

                        (Игрушечная посуда)

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

                                        (Кукла)

У братишки есть их много:

Легковая, грузовая и специальная такая.

 В этой открываю дверцу

В эту грузиться песок…

 Мы с братишкой, если честно

В них играем весь денёк.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

 (Машинки)

                  (Строительные кубики)

Пляшет крошка, а всего одна ножка.       (Волчок.)

Упадёт — поскачет,

Ударишь — не плачет!    (Мяч.)

Его пинают, а он не плачет!

Его бросают — назад скачет!      (Мяч)

Его бьют, а он не плачет, упадет — поскачет. (Мяч)

Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла)

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка. (Матрешка)

Если ты его отпустишь с поводка, Улетит он от тебя за облака. (ШАРЫ)

Сегодня все ликуют: В руках у детворы От радости танцуют Воздушные... (ШАРЫ)

У маленькой Катюшки Уселся на макушке. Не мотылек, не птичка, Держит две косички. (БАНТ)

В этой молодице Прячутся девицы, Каждая сестрица —

Для меньшей темница. Красные щечки, Пестрые платочки,

Хлопают в ладошки Веселые... (МАТРЕШКИ)

Рядом разные подружки, И похожи друг на дружку, -

Все они сидят друг в дружке, Но всего в одной игрушке! (МАТРЕШКИ)

Он — с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке.

Он - веселая игрушка, А зовут его—...(ПЕТРУШКА)

Бочку за бочкой тянут из мешочка. (ЛОТО)

Костыль кривой, Так и рвется в бои. (ХОККЕЙНАЯ КЛЮШКА)

Зеленый луг, 100 скамеек вокруг.

От ворот до ворот Бойко бегает народ.

На воротах этих — Рыбацкие сети. (ФУТБОЛ)

Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через два "К".

И мяч, и шайбу клюшкой бей, И называюсь я-...(ХОККЕЙ)

Эти чудо-кирпичи Я в подарок получил.

Что сложу из них — сломаю,

Все сначала начинаю. (КОНСТРУКТОР)

Она и пляшет, и поет, И гудит, как самолет. (ЮЛА)

Крутится волчок, - В огоньках бочок. (ЮЛА)

Он и пляшет, и поет, И гудит, как самолет.

Он бежит бегом, Он жужжит жуком. (ЮЛА)

Пляшет крошка, А всего - одна ножка. (ЮЛА)

Одноногий Ивашка, Расписная рубашка: Петь, плясать мастак, А стоять - никак. (ЮЛА)

Когда апрель берет свое, И ручейки бегут, звеня,

Я прыгаю через нее, А она — через меня. (ПРЫГАЛКИ)

Не гром, а гремит, Но тем и знаменит.

В пути не смолкает, Вдаль увлекает.

Сам пустой, А голос густой,

Дробь отбивает, — Сам не шагает,

А нам помогает. (БАРАБАН)

Не обижен, а надут, Его по полю ведут. Но ударишь — нипочем Не угнаться за... (МЯЧ)

Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (МЯЧ)

Упадет — поскачет, Ударят — не плачет.

Ростом мал, да удал — От меня он ускакал! (МЯЧ)

Стукнешь о стенку — А я отскочу, Бросишь на землю, - А я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу,- Смирно лежать Я никак не хочу!

Стихи

              Мячик

С утра на лужайку бегу я с мячом,

Бегу, распеваю, не знаю о чем...

А мячик, как солнце, горит надо мной,

Потом повернется другой стороной

И станет зеленым, как травка весной.

                           А. Барто

         Погремушка

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка —

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит — что за чудо?

Мальчик очень удивлен,

Не поймет он: ну откуда

Раздается этот звон?

                     А. Барто

 Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

                         А. Барто

           Мяч

Стукнешь о стенку — а я отскочу.

Бросишь на землю — а я подскочу.

                          Л. Квитко

Медвежатки

Медвежаток я взяла,

Посадила у стола:

Угощайтесь, медвежатки,

Ешьте мед хороший, сладкий!

А они себе сидят

И ни капли не едят:

Хоть они и любят мед,

Но раскрыть не могут рот.

                  Г. Бойко

 Сколько у меня игрушек?

Там, в углу, лежат игрушки,

Отдыхают в тишине...

Пять игрушек в день рожденья

Подарили гости мне.

Раз — ушастый серый зайка.

Два — есть дудка у меня.

Три — сейчас я покажу вам

Черногривого коня.

Бурый мишка мой — четыре,

Белка рыженькая — пять...

Только всех моих игрушек

Мне никак не сосчитать.

                       А. Бродский

Берегите игрушки

Грузовик без колес,

У ежика отклеен нос,

Стали черными цыплята,

А из куклы лезет вата!

Были новыми игрушки,

А теперь они старушки.

Берем же скорей

Иголки и клей,

Нитки, катушки

И чиним игрушки.

И нам за это от души

Спасибо скажут малыши.

                 Э. Успенский

 

Бумажный змей над крышей
Кружит, кружит, летает:
- Взлетел бы я и выше,
Да Вова не пускает!
              И. Муравейко 

Гости

Кукол в платья наряжали,
Кукол в гости приглашали,
Сладким чаем их поили
И коврижками кормили.
Ничего они не ели,
Ничего они не пили…
И зачем такие куклы
Только в гости приходили?
                   А. Ахундова

Дали Маше погремушку,
И гремит она над ушком.
Маша не пугается,
Маша улыбается.
              М. Дружинина

Деревянные матрешки
Деревянная матрешка
Влезла с Машей на окошко.
По карнизу ходит кошка
И не может сосчитать:
То стоит одна матрешка,
То матрешек целых пять!
              Г. Лагздынь 

Мой конь

Я залез на коня
И держусь руками.
Посмотрите на меня, –
Я поехал к маме.
          М. Клокова 

Катин мяч

Ускакал от Кати мяч
И пропал куда-то.
Нет нигде его, хоть плачь,
Скрылся, вот беда-то!
За диваном, под столом,
В печке, под кроватью
И в углу за сундуком
Мячик ищет Катя.
Ищет, ищет – не найдет.
А того не знает,
Что Барбос и серый кот
В волейбол играют.
             Г. Ладонщиков 

Колыбельная

Спи, моя хорошая,
Баю-баю-бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать.
Завтра встанем вместе,
Будем вновь играть.
   Ю. Гарей 

Крокодил

Заводила, заводила
Заводного крокодила.
Заводиться то и дело
Крокодилу надоело.
Рассердился крокодил,
Взял и ключик проглотил.
         А. Ахундова 

Кукла

У куклы синие глаза,
У куклы желтая коса
И розовое платье.
Для куклы Катя фартук шьет,
А Надя варит ей компот.
            Я. Аким 

Кукла синеглазка

Бабушка Танюше
Куклу подарила:
Глазки голубые
И румянец милый.
Светлая головка,
Маленькие ножки,
Платье кружевное,
Красные сапожки…
Жил с малюткой в дружбе
Котик полосатый,
Он качал ей люльку
Лапочкой мохнатой…
          Т. Днепровская 

*Лечу куклу

В белом халате
Я у кровати.
Мне не до сна:
Кукла больна.
Кашель у Лины,
В горлышке хрип.
Может, ангина?
Может быть, грипп?
Чаем с малиной
Куклу пою.
Вылечу Лину,
Куклу мою.
              П. Образцов


Матрешка на окошке
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном.
А вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще –
Откуда?
А там опять …
Найденыш!..
… Поют матрешки в хоре.
Живут, не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво!
Для самой юной крошки
Шьют платьице матрешки,
Чтоб выйти вереницей
И погулять с сестрицей.
             В. Приходько 

Машина

Класс! Машину я веду
На электрическом ходу.
Батарейки, проводочки -
Так и скачет через кочки.
Рад машине несказанно,
Не расстался с ней и в ванной.
Кабы знать мне, что вода
Очень вредная среда.
От езды такой подводной
Стала вдруг совсем негодной,
И теперь обречена
На ручной режим она.
         Е. Стеквашова 

Мои игрушки

Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.
             З. Петрова 

Мой конь

Не просите слезть меня
С трехколесного коня.
Даже руки мыть к обеду
Я верхом на нем поеду.
               В. Азбукин 

Мяч

Мяч летает полосатый,
Мяч гоняют медвежата.
- Можно мне? –
Спросила мышка.
- Что ты!
Ты еще малышка!
           Г. Сапгир 

       

   Мяч

Свой мяч,
Свой новый мяч
Ты от меня не прячь,
Ведь я его не съем!
Какой чудесный мяч –
Не конь,
А мчится вскачь,
Один,
А хватит всем.
          Э. Аманов 

Мячик

Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной.
Этот мячик очень мил:
Стекол он еще не бил.
Г. Виеру

Мячик сделан из резины.
Об пол бью его рукой –
Он взлетает, как пружина,
Пляшет, точно заводной.
                Б. Лема 

На дворе

Какие у Андрюшки
Хорошие игрушки!
Как много формочек, совков,
Для песочных пирожков.
Мы подошли – и тут Андрей
Их спрятал в сеточку скорей:
Не хочется Андрюшке
Другим давать игрушки.
                 М. Моисеева 

На прогулку

В сад сегодня выносить
Мы не будем Машу:
На морозе простудить
Можно куклу нашу.
С нами в сад пойдут гулять
Плюшевые мишки.
Им не надо надевать
Шапки и штанишки.
             О. Кригер
Неваляшку на подушку
Я никак не уложу.
Непослушная игрушка –
Это точно я скажу.
                 Б. Лемма 

Некогда

У меня сегодня было
Очень много важных дел.
Утром зайку я кормила,
Чтобы он не похудел.
Дом из кубиков сложила
И рассыпала опять,
С этажерки притащила
Книжку толстую читать.
А теперь пойду к подружке,
С ней не виделась полдня…
Может быть мои игрушки
Уберут и без меня!..
         Б. Иовлев 

Палка-скакалка

В пыли валялась палка.
Ее мне стало жалко.
Взял я палку, и она
Превратилась в скакуна!
             В. Ланцетти
Первая игрушка
У меня есть
Погремушка –
Настоящая старушка.
Мне шесть лет,
И ей шесть лет.
Она старушка,
А я – нет!
              Г. Глушнев
Плещется в водичке дочка Маша,
Плещется в водичке кукла Даша.
Мама вытирает свою Машу,
Маша вытирает свою Дашу.
                 М. Дружинина 

Погремушка

Веселее всех игрушка –
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку –
Станет плакса хохотушкой.
               А. Ахундова 

Помоги Андрюшке

Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Еж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?
             В. Волина 

Самый главный

- Кто в игрушках самый главный?
- Я, солдатик оловянный.
Я не плачу, не горюю.
Днем и ночью марширую.
А еще могу стрелять
Из ружья и пушки,
Если кто-нибудь ломать
Вздумает игрушки.
            А. Ахундова 

Три копейки на покупки

Маму в магазин
Провожает сын.
Три копейки ей дает:
- Вот!
Купи мне самолет!
А еще –
Ружье,
Лопатку,
Танк,
Лошадку,
Шоколадку,
Самосвал,
Тетрадки,
Краски,
Маски,
Сказки и салазки!..
Постарайся
Не забыть!
А на сдачу
Можно даже
И свистульку
Мне купить!
           Ш. Галиев

Шар воздушный, шар воздушный
Вырывается из рук.
Непослушный, непослушный –
К потолку взлетает вдруг.
Надо мне его поймать
И за хвостик привязать.
                 А. Ахундова

Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки –
Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели – нет игрушки,
Сели и заплакали…
                  А. Шибаев

Шарик синий я надую.
Станет легкий он, как пух.
В небо шарик отпущу я,
Словно голубя из рук.
                   Б. Лема

Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без приказа светофора,
Шла сама куда не зная,
Шла машина заводная.
              В. Викторов 

Юла

Завертелась юла,
Заюлила и пошла
Путешествовать по свету
По натертому паркету,
Но споткнулась на ковре –
И конец игре.
Г. Сапгир 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...