Путешествие в волшебный мир театра
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шаманаева Наталья Александровна

Цель: расширять и конкретизировать представления детей о театральных профессиях

Задачи:

  •  развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога);
  • развивать творческое воображение, внимание, память, мышление, эмоциональную сферу детей;
  • побуждать самостоятельно, искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа;
  • формировать навыки культурного поведения в театре;
  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми, умение работать в микрогруппе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема «Путешествие в волшебный мир театра»

Цель: расширять и конкретизировать представления детей о театральных профессиях Задачи:

  • развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога);
  • развивать творческое воображение, внимание, память, мышление, эмоциональную сферу детей;
  • побуждать самостоятельно, искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа;
  • формировать навыки культурного поведения в театре;
  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми, умение работать в микрогруппе.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня, мы с вами совершим волшебное путешествие в страну, которой нет, не на одной карте мира, в страну, где происходят чудеса и превращения, где куклы оживают, и звери начинают говорить. Хотите?  Только отправляться в это  волшебное  путешествие нужно с хорошим настроением. У вас хорошее настроение?

- Я предлагаю вам разделиться на две команды и собрать разрезные картинки.

- Что это за красивое здание с колоннами, похожее на дворец? (Это театр)

Эта страна называется «Театр».

Вот театр – волшебный дом!

Сказку ты увидишь в нём.

Танцы, музыка и смех –

Представление для всех!

- Ребята скажите, так что же такое «театр»? (Театр – это место, здание, где показывают спектакли, представления.)

Слово «театр» - греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества.

- Какие же бывают театры? (ответы детей)

- А кто из вас был в театре? Какие спектакли смотрели? (ответы детей)

- Ребята, а откуда вы узнали о спектаклях, которые смотрели? (театральная афиша – яркое, красивое объявление)

- А, что написано в театральных афишах?

- А где мы можем купить билет на спектакль? (в кассе). Кто продает билеты в театральной кассе (кассир). В верхней одежде зрителям неудобно будет сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала? (Ответы детей). В народе говорят: «Театр начинается с вешалки!» В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик. 

Нас вежливо обслуживает гардеробщица, принимает одежду, выдаёт взамен неё номерки, которые нельзя терять.

- Послушайте историю, которая произошла с девочками в театре.

«В театре» Агния Барто                              

Когда мне было 
Восемь лет,
Я пошла 
Смотреть балет. 

Мы пошли с подругой Любой. 
Мы в театре сняли шубы, 
Сняли тёплые платки. 
Нам в театре, в раздевалке, 
Дали в руки номерки. 

Наконец-то я в балете! 
Я забыла всё на свете! 


Даже три помножить на три 
Я сейчас бы не могла. 
Наконец-то я в театре, 
Как я этого ждала! 

Я сейчас увижу фею 
В белом шарфе и венке. 
Я сижу, дышать не смею, 
Номерок держу в руке. 

Вдруг оркестр грянул в трубы! 
Мы с моей подругой Любой 
Даже вздрогнули слегка. 
Вдруг вижу - нету номерка. 

Фея кружится по сцене 
Я на сцену не гляжу. 
Обыскала все колени - 
Номерка не нахожу. 

Может, он 
Под стулом где-то? 
Мне теперь 
Не до балета! 

Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу, 
А мы с моей подругой Любой 
Ищем номер на полу. 


Укатился он куда-то... 
Я в девятый ряд ползу. 
Удивляются ребята: 
- Кто там ползает внизу? 

По сцене бабочка порхала - 
Я не видала ничего: 
Я номерок внизу искала 
И наконец нашла его. 

А тут как раз зажегся свет, 
И все ушли из зала. 
- Мне очень нравится балет, - 
Ребятам я сказала.  

-  Правильно ли себя вели девочки в балете? (обсуждение)

- Ребята, давайте вспомним, какие правила поведения нужно соблюдать?  (ответы детей)

- Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения, не забывайте о них во время спектакля.

Звенит первый звонок, зрители проходят в зал, чтобы занять свои места. В дверях зала стоит билетёрша. Не забудьте показать ей свой билет. Она же вам подскажет, как быстрее найти своё место в зале. 

И так, мы с вами в театре, вы  зрители. Где зрители смотрят спектакль? (в зрительном зале)

- Прежде чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий.

Посмотрите на экран, вам будут  показывать картинки, а вы называть профессии и объяснять, какую работу выполняют они в театре.

1. – Люди, какой профессии выступают на сцене? (Актёры) 

- Ребята, а каким должен быть актёр? (Он должен быть талантливым, трудолюбивым, иметь хорошую память, грамотную речь, уметь менять голос, правильно двигаться по сцене, говорить так, чтобы зрителям было слышно, понятно, интересно)

- А вы хотели бы стать артистами? (Да) Приглашаю поиграть, выходите на просторное место.

Вам задания я дам,  выполнить спешите.

–  Удивитесь, как Незнайка,

(дети показывают движением, мимикой удивление)

– Загрустите, как Пьеро,

(дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Мальвина

(дети показывают улыбки)

–  И нахмурьтесь, как дитя.

- Кто догадался, что мы сейчас делали? (Мимикой лица передавали наше настроение и чувства) Мимика – это выражение нашего лица. А что такое жесты? Жесты – это разговор без слов пальчиками, руками, частями тела.

А теперь пора пришла 
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю, 
В ответ от вас я жестов жду.

“Иди сюда”, “уходи”, “здравствуйте”, “до свидания”, “тихо”, “не балуй”, “нельзя”, “отстань”, “думаю”, “нет”, “да”.

2. Давайте заглянем в одно из помещений театра. (Дети рассматривают слайд с изображением гримерной).

Смотрите, столик! Что на нем лежит? (Краски, кисти, парики, пудра, тени, помада и т. д.) Что висит над столом? Что это за помещение? Кто здесь работает? Что делает гример? (ответы детей)

 Я предлагаю вам попробовать себя в роли гримеров. Одна команда создаст образ грустного клоуна, а другая – веселого. (Ребята создают из предложенных деталей грустного клоуна, и веселого клоуна)

3. Актерам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы: старинные и современные, сказочные и обычные. Кто создает эскизы для костюмов? (Эскизы костюмов для будущего спектакля создаёт художник). А кто их шьет? (Портные шьют такие замечательные костюмы).

- Как называется комната, где хранятся костюмы? ( Костюмерная)

- Кто выдаёт костюмы актёрам? ( Костюмер)

Я предлагаю вам взять платки и под музыку изобразить:

  • Принцессу
  • Лису
  • Бабушку
  • больного с зубной болью.

4. Многие спектакли в театрах сопровождаются музыкой. Как вы думаете, где сидят музыканты, неужели на сцене? (Ответы детей). Оркестровая яма – специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой. Человек, который руководит (дирижирует) оркестром музыкантов, называется дирижер.

Звук к спектаклю - фонограмму - готовит звукооператор. Во время спектакля он может включить любую фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра.

Я предлагаю вам ребята отгадать несколько театральных шумов и музыку, где играет оркестр. Если играют театральные шумы, то вы топаете ногами, если музыка оркестра, то хлопаете в ладоши.

5. В зале есть огромная красивая люстра. Во время спектакля свет в зале не горит, а сцена освещена.

- Что освещает сцену? (Наверху есть прожектора – софиты. Их в зале много, и по бокам, и над сценой. Они освещают сцену и актёров лучами – то приглушёнными, то яркими, то белыми, то цветными.)

- Люди, какой профессии освещают сцену? (Осветители. С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое).

На сцене лежат предметы: зеркало, самовар, туфелька, сетка, шапочка, ключи, яблоко,, цветок.

Свет выключается (воспитатель закрывает предметы платком)

Вопросы:

Какие предметы лежали на сцене?

Сколько ключей?

Какого цвета шапочка?

С какой стороны стоял самовар?

Из чего сделана туфелька?

Как называется цветок?

Из каких сказок эти предметы?

6. В театральных постановках мы ценим не только игру актёров, но и оформление сцены. Поэтому декорации являются важной частью любого спектакля.

- Что такое декорация? (Это всё, что находится на сцене (не считая актёров), где происходит действие спектакля)

Декорации, как правило, представляют собой пейзажи, виды улиц, площадей, помещений изнутри. Специалисты по изготовлению декораций называются декораторами

7.  В театре есть ещё одна очень важная профессия, послушайте про него загадку:

Он спектаклем заправляет,

Назубок все сцены знает.

Учит он, как роль играть.

Как его, друзья, назвать?    (Режиссёр.)

Режиссер выбирает пьесу, назначает на роли артистов. Как выдумаете, чему он учит артистов? (правильно двигаться по сцене, говорить так, чтобы зрителям было слышно, понятно, интересно)

Назовите еще раз его профессию. Красивое слово – режиссер.

Итог 

Итак ребята мы с вами сегодня узнали, что в создании спектакля участвуют множество людей. Давайте еще раз их назовем: режиссер; осветитель; гример; костюмер; художник; актеры.

Как вы думаете, получилась бы у артиста сыграть какую - нибудь роль, если бы в театре не было режиссёра, гримёра и т.д. (ответы детей).

Правильно, все профессии в театре важны и необходимы. Только тогда получится хороший спектакль, доставляющий радость людям, когда все работают дружно.

Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

Оцените себя жестом, мимикой.

– А на память, я хочу подарить вам вот такие замечательные шарики, вам нужно придумать, какого героя хотели бы сыграть, и нарисовать, наложить грим.  И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.

Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения по театральной деятельности.Тема: "Путешествие в волшебный мир театра".

Конспект развлечения по театральной деятельности.Тема: "Путешествие в волшебный мир театра"....

Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»

Конспект занятие по театрализованной деятельности в логопедической подготовительной группе №7...

Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»

Конспект занятие по театрализованной деятельности в логопедической подготовительной группе №7...

"Путешествие в волшебный мир театра"

Открытый урок ( Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы)....

Конспект занятия по театрализованной деятельности «Путешествие в волшебный мир театра» (Подготовительная к школе группа)

Программное содержание: ·        Систематизировать знания о различных видах театра;·        Продолжать учить детей выражать разные...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе "Путешествие в волшебный мир театра"

Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.Побуждать самостоятельно искать выразительные сре...

"Путешествие в волшебный мир театра"

"Путешествие в волшебный мир театра". Итоговое занятие с детьми старшего возраста....