Конспект открытого занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Начевкина Любовь Сергеевна

Конспект открытого занятия в подготовительной групе на тему:«Русские народные художники-пейзажисты XIX века – И.Левитан, А.Саврасов, И.Шишкин»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx284.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи

«Русские народные художники-пейзажисты XIX века – И.Левитан, А.Саврасов, И.Шишкин»

D:\Любовь Сергеевна\DSC07967.JPG

D:\Любовь Сергеевна\IMG-20170205-WA0003.jpg

      Подготовила воспитатель: Начевкина Любовь Сергеевна.

Интеграция областей: коммуникация, познание, развитие речи, социализация, художественное творчество.

Цель: приобщить детей к прекрасному миру живописи. Научить рассматривать картину, рассказывать о ее содержании, чувствовать красоту художественной репродукции картин.

Задачи: стимулировать в процессе познавательного общения детскую любознательность, стремление самостоятельно рассуждать, учить рассматривать репродукцию картин, отвечать на поставленные вопросы. Развивать связную речь, творческое воображение. Воспитывать интерес к искусству, умение чувствовать ее красоту, расширять знания о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

Словарная работа: пейзаж, золотая нива, шедевр.

Предварительная работа: чтение литературных произведений о природе, стихов о временах года, рассматривание репродукций картин - И. Левитан «Март», «Золотая осень», А. Саврасов «Грачи прилетели», И.Шишкин «Рожь». Слушание произведений А.И.Чайковского «Времена года»

Ход.

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в Третьяковскую галерею. Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, красивое, что показать детям, внукам. У нас много музеев, но есть музей, в котором собраны только картины – Третьяковская галерея.

 - Как называется такой музей?  - Картинная галерея.

Здесь собраны картины великих русских художников. Мы поговорим об изобразительном искусстве, о живописи, о жанре Пейзаж.

Павел Михайлович Третьяков был предпринимателем. Коллекционирование картин стало смыслом всей его жизни.

 - Портрет. – Фасад.

Сегодня вы будете экскурсоводами и расскажете гостям о русском пейзаже.

 - Что такое пейзаж?  - На картине изображена природа, сельская, городская жизнь.

 - Если видишь на картине нарисована река

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется пейзаж.

Итак, в путь!

Исаак Ильич Левитан.

 - Назовите знаменитые картины Левитана. – «Март», «Золотая осень».

Исаак Ильич Левитан  - знаменитый художник, родился в XIX веке. Жизнь у него была очень трудная, в юности он остался сиротой. Юноша был очень трудолюбивым и поступил в Московское художественное училище. Его девиз: «Пишите, изучайте, но главное – чувствуйте». Многие картины Левитана находятся в Третьяковской галерее. Это достояние и гордость России.

Картина «Март»

- Что изображено на картине?  - Дом, лошадь, природа, деревья, снег.

 - Это какой пейзаж?  - Деревенский (дома с крылечками).

 - Назовите основные признаки весны. – Светит яркое солнце, тает снег, снег рыхлый и мягкий, яркое голубое небо, скворечник, появились проталины.

 - Какие деревья изобразил художник? – Сосны, березы, от деревьев падает тень.

- Расскажите о лошади на картине. – Лошадь отдыхает от тяжелого рабочего дня, может быть она перевозила дрова.

- Какие чувства испытываете вы, глядя на эту картину? – Весеннее настроение, радостное, светлое.

Знаменитую картину «Март» написал Левитан. Светит яркое весеннее солнышко, под его лучами тает снег, он становится рыхлым и мягким. На деревьях еще нет листочков. Крестьяне уже повесили скворечники. Лошадь, запряженная в сани, греется на солнышке. Вся природа замерла в ожидании весны.

Картина «Золотая осень»

Давайте поговорим о знаменитой картине «Золотая осень».

 - Что изобразил художник? – Природу: деревья, река, село, небо.

- Какие краски использовал художник, чтобы передать красоту осеннего леса?  - Багряную, желтую, красную, оранжевую, как у А.С.Пушкина «В багрец и золото одетые леса»

 - Что можно сказать о траве?  - Начала желтеть.

 - Расскажите о реке.  – Вода в реке прозрачная и чистая, отражаются прибрежные кусты.

 - Что виднеется вдали?  - Село, поле.

 - Опишите небо.

 - Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Сила Левитана в том, что он заставляет нас  всматриваться и природу и передает нам свою любовь к Родине.

На картине мы видим зеленый бугристый склон. Вода в реке прозрачная и чистая, в ней отражаются прибрежные растения. Трава начала желтеть. Березы вовсю принарядились в желтые «сарафанчики» и горят на солнышке. Вдали виднеется село и поле, на котором посеяна озимая рожь. Глядя на эту картину становится веселее и теплее на душе. Левитан изобразил во всей красе русский осенний пейзаж. Я была в Третьяковской галерее и эта картина мне очень понравилась.

 - А еще природу можно изобразить в музыке, давайте представим, что  мы сейчас в таком лесу и потанцуем.

 - На картине осень. Дорогой наряд.

Лес, поляна, травы – золотом горят.

Стройные осинки – что за дивный стан!

Нарядились тоже в яркий сарафан.

Редкие листочки не хотят меняться,

Им придется тоже перевоплощаться.

Описала осень я вам так, слегка,

Не забудьте речку, небо, облака!

Не забудьте выразить вы к картине чувство,

Ведь достойны этого и  осень и искусство.

Речкой пусть струится сочиненья речь –

Ну, а как иначе наш язык сберечь?!

Продолжаем путешествие.

Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».

 - Что изобразил художник?

 - Опишите грачей. – Шумные, крикливые, суетливые, беспокойные.

 - О чем они кричат?  - На крыльях весну принесли, сообщают всем, что они вестники весны.

- На что похожи гнезда?   - На шапки.

Картина Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».

Мы еще знаем великого пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина.

 - Что мы видим на картине?  - Рожь.

- Какая она?  - Спелая, золотая, тяжелые колосья наклонились к земле.

- Что вы можете сказать о соснах?  - Великаны, высокие, красивые, могучие, охраняют как богатыри наши поля, нашу Родину.

- Что такое золотая нива?  - Это ветерок колышет колосья.

 - Шишкин – мастер изображать мельчайшие детали. Какие вы заметили?

 - А как о Шишкине говорили за границей?

Перед нами самая знаменитая картина Шишкина «Рожь». Она написана в Елабуге, в родных местах художника. На переднем плане изображена рожь. Каждый колосок наклоняется к земле. От дуновения ветерка колышется золотая нива. Ласточка летает очень низко, скоро будет дождь (по народной         примете). Дорога, уходящая вдаль – это символ нелегкого крестьянского труда. Могучие, высокие, красивые сосны – это мощь и богатство русского народа, величие и красота русской земли. Шишкин писал: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство». Эта картина находится в Третьяковской галерее.

Итог.

Ребята, мы сегодня мысленно побывали в Третьяковской галерее.

- Какая картина вам больше всего понравилась?

- Почему?  

Что же объединяет этих великих пейзажистов-художников?

 - Большая любовь к природе, к нашей необъятной Родине.

 - Любить Родину – это как?  - Любить родителей, любить свой край, любить природу, заботиться и беречь природу.

Спасибо, дорогие ребята, за интересное путешествие в Третьяковскую галерею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...