Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО "Речевое развитие" и "Познавательное развитие") в средней группе. Тема"Традиции русского гостеприимства"
проект по развитию речи (средняя группа) по теме

Байбекова Мунира Зинатовна

Были поставлены следующие задачи:

-Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью;

-Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запомнить их, употреблять в собственной речи;

- Развивать диалогическую речь;

-Воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту труда людей;

-Воспитывать нравственные качества, такие как честность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость;

-Воспитывать уважение к устному народному творчеству и интерес к русской народной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №37»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

  (ОО «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»)

в средней группе

тема «Традиции русского гостеприимства»

Воспитатель: Байбекова М.З.

Сергиев Посад 2016г.

2 декабря.

Программное содержание

Образовательные задачи:

- Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью.

- вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запоминать их, употреблять в собственной речи.

- Вызвать эмоциональный отклик на сказку «Лиса и журавль».

Развивающие задачи:

- Развивать способность чувствовать характер героев, видеть положительные и отрицательные качества персонажей, оценивать ситуации, поступки.

- Развивать диалогическую речь.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать  бережное отношение к хлебу как продукту труда людей.

- Воспитывать нравственные качества честность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость.

- Воспитывать уважение к устному народному творчеству и интерес к русской народной культуре.

Методические приемы:

  • Игровая мотивация;
  • Репродуктивно-познавательные вопросы;
  • Дидактические игры;
  • Художественное слово;
  • Оценка детской деятельности; сюрпризный момент;
  • Переход к игровой деятельности.

Предварительная работа:

- разыгрывание игровых ситуаций по сказке «Лиса и журавль»;

- разучивание пословиц и поговорок о хлебе, еде, гостеприимстве;

- разучивание «чайных частушек», стихов;

- беседа о процессе посева пшеницы, производстве хлеба, доставке хлебо-булочных изделий в хлебные магазины «Откуда что берется» (работа по карточкам);

- чтение сказки «Лиса и журавль»;

- беседа о правилах поведения за столом.

Материал к занятию:

- демонстрационные картины «золотая рожь», «в пекарне»;

- макет «каравай», солонка, свежий каравай;

- вышитое полотенце;

- иллюстрационный материал на тему «чаепитие» (самовар, чашки, блюдца);

- набор игровой чайной посуды;

- русские народные мелодии, частушки.

Словарная работа: каравай круглый, ароматный, душистый, мягкий, пышный, вкусный, аппетитный, полезный, черный, белый; уйти не солоно хлебавши; званый пир; как аукнется, так и откликнется.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Дети входят в группу.

Хозяйка встречает детей в горнице с караваем на вышитом полотенце:

Хозяюшка в дому, что оладушек в меду,

Она прибирает, она подает,

Она за всех отвечает. Хлеб да соль!

Проходите гости дорогие! Ребята, к нам сегодня пришло много гостей.

Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются).

Присаживайтесь.

Воспитатель: Как вы думаете, почему люди ходят в гости?

Навестить родственников, повеселиться, отдохнуть, поделиться новостями.

Воспитатель: Русский народ всегда отличался гостеприимством. И наше занятие посвящено русскому гостеприимству. Из каких слов образованно слово гостеприимство?

Гость и принимать.

Воспитатель: А какие вы знаете пословицы о гостеприимстве?

Умей в гости звать, умей и угощать.

 Что есть в печи, все на стол неси.

 За добро добром платят.

 Хороший гость дому радость.

 Гостю щи не жалей, а по больше лей.

Доброму гостю хозяин рад.

Воспитатель: Ребята, а я знаю еще одну пословицу «Для дорогого гостя и ворота настежь» позвав, человека домой, нужно было показать ему, что его ждут, что ему рады. Когда приходили гости их сажали на лучшее место. Хозяева одевали самый красивый сарафан. Подавали на стол самые вкусные угощения.

Беседа о русском обычае встречать хлебом-солью

 Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему добрых гостей встречают хлебом-солью? Потому что хлеб-соль символ гостеприимства. Человек много труда вкладывает в этот процесс. У нас особое отношение к хлебу.

Мы с вами видели на картинах, как выращивают и как пекут хлеб.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Хлеб – символ затраченного труда. Давайте вспомним пословицы о хлебе, какие вы знаете?

Хлеб всему голова. Худ обед, коли хлеба нет. Встречают хлебом – солью. Покуда  есть хлеб да вода, все не беда. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему на Руси гостей встречали именно круглым караваем?

Круглый каравай похож на солнце.

Воспитатель: Верно, хлеб – символ добра, солнца. Давайте поиграем, я буду передавать вам в руки каравай, а вы будете называть, какой он.

Каравай круглый, ароматный, душистый, мягкий, пышный, вкусный, аппетитный, полезный, белый.

Воспитатель: Какой каравай по форме? (круглый)

Какой каравай на запах? (ароматный)

Еще какой на запах? (душистый)

Какой каравай на ощупь? (мягкий)

Молодцы, много слов про каравай знаете. А теперь подумайте, для чего в торжественных случаях, по праздникам каравай выкладывают на вышитое полотенце?

Что бы было красиво, празднично, торжественно.

Воспитатель: Почему на каравай ставили солонку с солью?

Чтобы солить хлеб.

Воспитатель: Как вы понимаете пословицу «Уйти не солоно хлебавши»?

Это значит уйти, ничего не поев. Это значит обидеться и уйти голодным.

Воспитатель: Если пищу не солить, какая она будет?

Не соленая, не вкусная.

Воспитатель: Что нужно делать, когда встречают гостей хлебом-солью? Я вам сейчас расскажу. Гость по обычаю должен отломить кусочек каравая, посыпать его солью и съесть. Когда встречают гостей хлебом-солью?

В праздники, в торжества.

Воспитатель: Сегодня к нам приехали гости. По русскому обычаю гостеприимства встречают дорогих гостей хлебом-солью:

Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем,

Он на блюдце расписном.

Каравай мы вам подносим

Поклонясь, отведать просим.

(передаем каравай гостям)

Физкультминутка

К нам гости пришли, дорогие пришли (шагаем на месте)

Мы не зря кисель варили, пироги пекли (повороты туловища вправо, влево)

С малиной пирог, с калиной пирог (развели руками в стороны, закруглили руки, присыпаем начинку)

А который без начинки – самый лучший пирог! (прыжки на месте)

Разговор по сказке «Лиса и журавль»

Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами поговорили о гостеприимстве, о том как встречать гостей. А может вы вспомните русскую народную сказку, где герои ходят друг другу в гости.

 «Лиса и журавль»

Воспитатель: Кто прав, а кто не прав?

Оба не правы.

Воспитатель: Почему так получилось?

Мораль сказки Лиса и журавль такова: "Как аукнется, так и откликнется". Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы с тобой поступали. Относись к людям с почтением и добром, и это добро к тебе вернется с дружбой и уважением близких и друзей.

Воспитатель: Ребята, а чему учит нас эта сказка?

Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости.

Воспитатель: Присаживайтесь, ребята. Ребята отгадайте загадку:

«Он горячий, ароматный и на вкус весьма приятный, он недуги исцеляет и усталость прогоняет. Силы новые дает и друзей за стол зовет. С благодарностью весь мир славит чудо – эликсир! Всем гостям ты наливай ароматный, вкусный … ».

Чай.

Воспитатель: Чай придает сил, бодрит, согревает, лечит.

Угадайте, что это

У носатого,  у Фоки

Постоянно руки в боки

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит

Самовар.

Воспитатель: У меня для вас сюрприз. Что вы видите на столе? (снимает салфетку, которой накрыт самовар).

Самовар, чашки, блюдца.

Воспитатель: Когда в старину люди ходили в гости, на стол ставили самовар, а угощением к чаю были по русской традиции сушки, баранки, сухари, мед. Но чтобы гости не заскучали, мы для них споем частушки.

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Чайные частушки.

***

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.

***
Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар, 
Наш красавец самовар

***

Мы не из Японии!

Чай без церемонии

Начинаем пить с утра,

К ночи выпьем три ведра.

***

Чашка синяя в горошек,

Блюдце с позолотою.

Будем чай с вареньем пить

Мы с большой охотою.

***

Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.

 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о русском гостеприимстве, об обычае встречать гостей хлебом и солью, вспомнили пословицы о гостеприимстве и о хлебе. О многом поговорили, гостей и себя развеселили. Я надеюсь, вы тоже будете гостеприимными, добрыми хозяевами и с уважением относиться к гостям. Но пора нам прощаться.  На прощание гостю всегда говорили «скатертью дорога», что означает – удачно добраться до дома.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"

ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р  изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе.Тема: «Путешествие в осенний лес».

План -  конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Путешестве в осенний лес"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. Тема "Скоро зима!"

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №132»общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо направлению социально – личностного развития детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию детей средней группы Тема: «Смешарики и математика»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию детей средней группыТема: «Смешарики и математика» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»«...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Умная галка» по серии сюжетных картинок

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе.Тема: пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Умная галка»по серии сюжетных картинок...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Математика в лесу».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе.Тема: «Математика в лесу»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя мама – лучше всех».

Конспект непосредственно образовательной деятельности НОД по познавательному развитию в средней группе.Тема занятия «Моя мама – лучше всех». Программное содержание: формировать ...