Стихи Агнии Барто
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Юсупова Хадиджа Хизбуллаевна

  

Барто. Стихи для детей

Писать Агния Барто начала с детства в младших классах. Большинство стихов Агнии Барто написано для детей - дошкольников или младших школьников. Ее стихи легко читать и запоминать детям. Стихи для детей Барто стала писать, когда стала постарше. Написала детские стихи о своих подружках. С тех пор ее стихи для детей стали популярными. Юмор и выражение детских чувств характерен для стихов А. Барто. Стихи для детей Барто сближают взрослых и детей, помогая им в общении. Именно потому стихи для детей Барто так точно закрепляют все характерное для разных лет, что пережито детьми нескольких поколений. Стихи для детей Барто - это страницы нашего детства. Барто почти всегда в своих стихах говорит от лица ребенка, и она имеет на это право. Когда читаешь эти стихи, видишь, что автор живет не где-то рядом, а вместе с нашими детьми, слышит не только их разговоры, но и мысли, умеет читать между строк в детских письмах, которые получала тысячами. 

 

 

 

 На фото: Агния Барто

Скачать:


Предварительный просмотр:

АГНИЯ БАРТО

 Стихи для дошкольников

5 - 6 лет.

Дело было в январе.

Стояла елка на горе,

А возле этой елки

Бродили злые волки.



Вот как-то раз,

Ночной порой,

Когда в лесу так тихо,

Встречают волка под горой

Зайчата и зайчиха.



Кому охота в Новый год

Попасться в лапы волку!

Зайчата бросились вперед

И прыгнули на елку.



Они прижали ушки,

Повисли, как игрушки.



Десять маленьких зайчат

Висят на елке и молчат.

Обманули волка.

Дело было в январе,—

Подумал он, что на горе

Украшенная елка.

Олень

Не заснёт никак Серёжа,

Он разглядывает лёжа

Тонконогого оленя

На лужайке вдалеке -

Тонконогого оленя

Высоко на потолке.

Он красивый, величавый,

Он стоит, подняв рога,

А вокруг темнеют травы,

Расстилаются луга.

Встал Серёжа на коленки,

Поглядел на потолок.

Видит - трещинки на стенке.

Удивился он и лёг.

Сказал на следующий день,

Когда открыли шторы:

- Я знаю, это был олень,

Но он умчался в горы.

Блинчики

Всюду Павлику почет:

Павлик блинчики печет.

 

Он провел беседу в школе -

Говорил, открыв тетрадь,

Сколько соды, сколько соли,

Сколько масла нужно брать.

 

Доказал, что вместо масла

Можно брать и маргарин.

 

Решено единогласно:

Он прекрасно говорил.

Кто сказал такую речь,

Сможет блинчиков напечь!

 

Но, товарищи, спешите -

Нужно дом спасать скорей!

Где у вас огнетушитель?

Дым валит из-под дверей!

 

А соседи говорят:

- Это блинчики горят!

 

Ох, когда дошло до дела,

Осрамился наш герой -

Девять блинчиков сгорело,

А десятый был сырой!

 

Говорить нетрудно речь,

Трудно блинчиков напечь!

Лимон

Была зима за окнами,

На улице мороз,

У нас на подоконнике

Лимон зелёный рос.

Мы следили за лимоном,

Каждый листик берегли,

С каждым листиком зелёным

Мы возились как могли.

Каждый листик молодой

Обмывали мы водой.

Наконец-то через год

Появился первый плод.

К нам пришли недавно в гости

Два танкиста, два бойца.

Подарили мы танкистам

Все лимоны с деревца.

 

Гуси-лебеди

Малыши среди двора

Хоровод водили.

В гуси-лебеди игра,

Серый волк — Василий.

 

— Гуси-лебеди, домой!

Серый волк под горой!

 

Волк на них и не глядит,

Волк на лавочке сидит.

 

Собрались вокруг него

Лебеди и гуси.

— Почему ты нас не ешь?—

Говорит Маруся.

 

— Раз ты волк, так ты не трусь!

Закричал на волка гусь.—

 

От такого волка

Никакого толка!

 

Волк ответил:— Я не трушу,

Нападу на вас сейчас.

Я доем сначала грушу,

А потом примусь за вас!

 

Капризные ерши

До чего же хороши

В нашей реченьке ерши!

Хороши-то хороши,

Да разборчивы ерши!

Хлебный мякиш не клюют,

На червей они плюют...

Хороши-то хороши,—

Несговорчивы ерши!

Обращаюсь я к ершу

И добром его прошу:

— Все равно ты, дурачок,

Попадешься на крючок,

Так давай плыви ко мне...—

Нет, он прячется на дне.

Третий день болит душа:

Не могу поймать ерша.

Мы в зоопарке

— Белая медведица!

— Во льдах живет она?

— Метель и гололедица

Медведям не страшна?

.

— Ой, медвежонок маленький!

— Ребенку только год!

— На нем такие валенки,

Что в них не страшен лед.

.

— Ой, медведь шагает бурый!

— Он одет в тяжелый мех.

Он осанистой фигурой

Может страх нагнать на всех!

.

Обед! Обед! Несут обед!

Больше ждать терпенья нет:

Не дадут ему обеда,

Он сейчас же съест соседа.

.

У маленького соболя

Пока еда особая:

Все о нем заботятся

И кормят по часам,

А он такой

Догадливый:

Сосать умеет сам.

.

В Зоопарке тихий час,

Точно так же, как у нас!

Они лежат,

И мы лежим.

Одинаковый режим.

Раковина

Я раковину эту

В коробке берегу.

Она лежала раньше

В песке на берегу.

Мой дедушка

С Кавказа

Привёз её с собой.

Её приложишь к уху -

А в ней шумит прибой

И ветер гонит волны...

И в комнате у нас

Мы можем слушать море,

Как будто здесь Кавказ.

Нет синиц: не прилетели!

 Нет синиц: не прилетели!

Где же две синицы?

В нашей книжке опустели

Пестрые страницы.

.

Что же с птицами случилось?

Где они, скажи на милость?!

.

Поглядите, возле вас

В садике, на скверике

Скачут, может быть, сейчас

Две пичужки сереньких?

.

Или в дом влетели птицы

Прямо с книжного листа?

Любопытные синицы

Любят новые места.

.

Просим вас: бегите вслед

За каждою синицею.

Нет синиц!

Все нет и нет!

Хоть звони в милицию.

Скворцы прилетели

Ждет гостей высокий клен -

Дом на ветке укреплен.

Краской выкрашена крыша,

Есть крылечко для певцов...

В синем небе щебет слышен

К нам летит семья скворцов.

Мы сегодня встали рано,

Ждали птиц еще вчера.

Ходит по двору охрана,

Гонит кошек со двора.

Мы скворцам руками машем,

Барабаним и поем:

- Поживите в доме нашем!

Хорошо вам будет в нем!

Стали птицы приближаться,

Долетели до двора,

Не смогли мы удержаться,

Хором крикнули: - Ура!

Удивительное дело:

Все семейство улетело!

Сонечка

Тронь ее нечаянно —

Сразу: — Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

.

Ой, я укололась!—

Слышен Сонин голос.

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

.

Дома снова жалобы:

— Голова болит...

Я бы полежала бы —

Мама не велит.

.

Сговорились мальчики:

— Мы откроем счет,

Сосчитаем жалобы —

Сколько будет в год?

.

Испугалась Сонечка

И сидит тихонечко.

Резиновая Зина

Купили в магазине

Резиновую Зину,

Резиновую Зину

В корзинке принесли.

Она была разиней,

Резиновая Зина,

Упала из корзины,

Измазалась в грязи.

Мы вымоем в бензине

Резиновую Зину,

Мы вымоем в бензине

И пальцем погрозим:

Не будь такой разиней,

Резиновая Зина,

А то отправим Зину

Обратно в магазин.

Я выросла

Мне теперь не до игрушек -

Я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки

И Сереже подарю.

.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой -

Ничего, что он хромой,

.

А медведь измазан слишком...

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст ее мальчишкам

Или бросит под кровать.

.

Паровоз отдать Сереже?

Он плохой, без колеса...

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

.

Мне теперь не до игрушек -

Я учусь по букварю...

Но я, кажется, Сереже

Ничего не подарю.

За цветами в зимний лес

Никому не верится:

Чудо из чудес —

За цветами девица

Ходит в зимний лес.

Он стоит не в зелени,

Как в июльский зной,

Он, снежком побеленный,

Блещет белизной.

Но смеется девица:

— Если вам не верится,

Показать могу

Яркий кустик вереска

Прямо на снегу.

Летом он не ценится,—

Скромное растеньице.

Но зато как весело

Увидать самой

Огонечки вереска

На снегу зимой!

Игра в стадо

Мы вчера играли в стадо,

И рычать нам было надо.

Мы рычали и мычали,

По-собачьи лаяли,

Не слыхали замечаний

Анны Николаевны.

А она сказала строго:

— Что за шум такой у вас?

Я детей видала много —

Таких я вижу в первый раз.

Мы сказали ей в ответ:

— Никаких детей тут нет!

Мы не Пети и не Вовы —

Мы собаки и коровы.

И всегда собаки лают,

Ваших слов не понимают.

И всегда мычат коровы,

Отгоняя мух.

А она в ответ: — Да что вы?

Ладно, если вы коровы,

Я тогда — пастух.

Я прошу иметь в виду:

Я коров домой веду.



Предварительный просмотр:

АГНИЯ БАРТО

 Стихи для дошкольников

6 - 7 лет.

В театре

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевальне

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не могла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы.

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу - нету номерка.

Фея кружится на сцене -

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени -

Номерка не нахожу.

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...

Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята:

- Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала -

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

А тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала.

- Мне очень нравится балет, -

Ребятам я сказала

Обида

Моей сестрёнке двадцать дней,

Но все твердят о ней, о ней:

Она всех лучше, всех умней.

И слышно в доме по утрам:

- Она прибавила сто грамм!

Ну девочка, ну умница!

- Она водички попила -

За это снова похвала:

- Ну девочка, ну умница!

Она спокойно поспала:

- Ну девочка, ну умница!

А мама шепчет: - Прелесть! -

В восторге от Алёнки. -

Смотрите, разоделись

Мы в новые пелёнки.

- Смотрите, мы зеваем,

Мы ротик разеваем! -

Кричит довольный папа.

И он неузнаваем -

Он всю цветную плёнку

Истратил на Алёнку.

Я гвоздь в сарае забивал,

И то не слышал я похвал!

Обиду трудно мне скрывать,

Я больше не могу.

И вот я тоже лёг в кровать

И стал кричать: - Агу!

Взглянул мой папа на меня,

Сказал он: - Не дури!

Ты что вопишь средь бела дня,

Как дети-дикари?

Тогда я лёг лицом к стене,

И ждал я нахлобучки.

Вдруг мама бросилась ко мне:

- Давай возьму на ручки?

А я в ответ: - Я не грудной!

Ты просто так побудь со мной.

Любочка

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.


Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка

И ленточка в косе,

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

— У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!


Едет Любочка в трамвае —

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.


Говорит она, толкаясь:

— Фу! Какая теснота!—

Говорит она старушке:

— Это детские места.

— Ну садись,— вздыхает та.


Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.


Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

Буква «Р»

Пять лет Сереже в январе,

Пока — четыре, пятый,

Но с ним играют во дворе

И взрослые ребята.

 

А как на санках, например,

Он с гор летает смело!

Сереже только буква «р»

Немного портит дело.

 

На брата сердится сестра,

Ее зовут Марина.

А он стоит среди двора,

Кричит:— Ты где, Малина?

 

Она твердит:— Прижми язык,

Прижми покрепче к нёбу!—

Он, как прилежный ученик,

Берется за учебу.

 

Твердит Марина:— «Рак», «ручей».

Марина учит брата.

Он повторяет:— «Лак», «лучей»,—

Вздыхая виновато.

 

Она твердит:— Скажи «метро»,

В метро поедем к дяде.

— Нет,— отвечает он хитро,—

В автобус лучше сядем.

 

Не так легко сказать «ремень»,

«Мороз», «река», «простуда»!

Но как-то раз в январский день

С утра случилось чудо.

 

Чихнула старшая сестра,

Он крикнул:— Будь здоррррова!—

А ведь не мог еще вчера

Сказать он это слово.

 

Теперь он любит букву «р»,

Кричит, катаясь с горки:

— Урра! Я смелый пионеррр!

Я буду жить в СССР,

Учиться на пятерррки!

 

В школу

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

 

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок.

У него на новой куртке

Отложной воротничок.

 

Он проснулся ночью темной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

 

Он оделся в две минуты,

Со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку,

У дверей его догнал.

 

За стеной соседи встали,

Электричество зажгли,

За стеной соседи встали,

А потом опять легли.

 

Разбудил он всю квартиру,

До утра заснуть не мог.

Даже бабушке приснилось,

Что твердит она урок.

 

Даже дедушке приснилось,

Что стоит он у доски

И не может он на карте

Отыскать Москвы-реки.

 

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Сверчок

Папа работал,

Шуметь запрещал...

Вдруг

Под диваном

Сверчок

Затрещал.

Ищу под диваном —

Не вижу сверчка,

А он, как нарочно,

Трещит с потолка.

То близко сверчок,

То далёко сверчок,

То вдруг застрекочет,

То снова молчок.

Летает сверчок

Или ходит пешком?

С усами сверчок

Или с пестрым брюшком?

А вдруг он лохматый

И страшный на вид?

Он выползет на пол

И всех удивит.

Петька сказал мне:

— Давай пятачок,

Тогда я скажу тебе,

Что за сверчок.

Мама сказала:

— Трещит без конца!

Выселить нужно

Такого жильца!

Везде мы искали,

Где только могли,

Потерянный зонтик

Под шкафом

Нашли.

Нашли под диваном

Футляр от очков,

Но никаких

Не поймали сверчков.

Сверчок — невидимка,

Его не найдешь.

Я так и не знаю,

На что он похож.

Я лежу, болею

Я лежу, болею,

Сам себя жалею.

Повздыхаю на спине,

Снова на бок лягу...

Не идут друзья ко мне

Навестить беднягу.

Я лежу, болею,

Сам себя жалею.

Где товарищи мои?

Как проводят лето?

Без меня ведут бои

На футболе где-то...

Я лежу, болею,

Сам себя жалею.

Жду, когда в конце концов

Распахнутся двери

И ворвутся шесть мальцов,

Пять по крайней мере.

Но в квартире тишина...

Тру глаза спросонок,

Вдруг я вижу (вот те на!)—

Входят пять девчонок.

Пять девчонок сели в ряд

У моей кровати.

— Ну, довольно!— говорят.—

Поболел, и хватит.

Песни знаешь или нет?

Будешь запевалой!—

Я киваю им в ответ:

— Что ж, споем, пожалуй.

Танька (тонкий голосок,

Хвостик на затылке)

Говорит: — А это сок

Для тебя в бутылке.

Чудеса! Мальчишек жду,

А пришли девчата.

Я же с ними не в ладу,

Воевал когда-то.

Я лежу, болею,

Сам себя жалею,

Как с девчонками спою,

Сразу веселею.

Однажды я разбил стекло

Нет, в жизни мне не повезло,

Однажды я разбил стекло.

Оно под солнечным лучом

Сверкало и горело,

А я нечаянно - мячом!

Уж как мне нагорело!

И вот с тех пор,

С тех самых пор,

Как только выбегу

Во двор,

Кричит вдогонку кто-то:

- Стекло разбить охота?

Воды немало утекло

С тех пор, как я разбил стекло.

Но стоит только мне вздохнуть,

Сейчас же спросит кто-нибудь:

- Вздыхаешь из-за стекол?

Опять стекло раскокал?

Нет, в жизни мне не повезло,

Однажды я разбил стекло.

Идет навстречу мне вчера,

Задумавшись о чем-то,

Девчонка с нашего двора,

Хорошая девчонка.

Хочу начать с ней разговор,

Но, поправляя локон,

Она несет какой-то вздор

Насчет разбитых окон.

Нет, в жизни мне не повезло,

Меня преследует стекло.

Когда мне стукнет двести лет,

Ко мне пристанут внуки.

Они мне скажут:

- Правда, дед,

Ты брал булыжник в руки,

Пулял по каждому окну?-

Я не отвечу, я вздохну.

Нет, в жизни мне не повезло,

Однажды я разбил стекло.

Уехали

Щенка кормили молоком.

Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком —

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,

Совсем как взрослый пес,

И вдруг приехал грузовик

И всех ребят увез.

Он ждал: когда начнут игру?

Когда зажгут костер?

Привык он к яркому костру,

К тому, что рано поутру

Труба зовет на сбор.

И лаял он до хрипоты

На темные кусты.

Он был один в саду пустом,

Он на террасе лег.

Он целый час лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом,

Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нем —

Вернулись с полпути.

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

Колыбельная

Старший брат сестру баюкал:

- Баюшки-баю!

Унесем отсюда кукол,

Баюшки-баю.

Уговаривал девчушку

(Ей всего-то год):

- Спать пора,

Уткнись в подушку,

Подарю тебе я клюшку,

Встанешь ты на лед.

Баю-баюшки, не плачь,

Подарю футбольный мяч,

Хочешь -

Будешь за судью,

Баю-баюшки-баю!

Старший брат сестру баюкал:

- Ну не купим мяч,

Принесу обратно кукол,

Только ты не плачь.

Ну не плачь, не будь упрямой.

Спать пора давно...

Ты пойми - я папу с мамой

Отпустил в кино.

Нет синиц: не прилетели!

Нет синиц: не прилетели!

Где же две синицы?

В нашей книжке опустели

Пестрые страницы.

 

Что же с птицами случилось?

Где они, скажи на милость?!

 

Поглядите, возле вас

В садике, на скверике

Скачут, может быть, сейчас

Две пичужки сереньких?

 

Или в дом влетели птицы

Прямо с книжного листа?

Любопытные синицы

Любят новые места.

 

Просим вас: бегите вслед

За каждою синицею.

Нет синиц!

Все нет и нет!

Хоть звони в милицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи "Стихи Агнии Барто"

НОД для средней группы ДОУ...

Презентация фото отчета. Концерт - развлечение для младших дошкольников на стихи Агнии Барто "Игрушки"

Дети любят слушать и читать стихи. Особое место занимают стихи Агнии Львовны Барто. Сегодня, услышав имя поэтессы, человек любого возраста улыбается и произносит: «Да-да, конечно, помню с детства:Урон...

Паспорт проекта «В чем секрет стихов Агнии Барто?»

Проект направлен на формирование предпосылок познавательно-речевого развития и исследовательских навыков дошкольников при исследовании стихов А. Барто....

Конспект занятия "Игра с куклой Таней" (в рамках проекта "Мои первые стихи" -по стихам Агнии Барто из цикла "Игрушки")

Данное занятие позволяет решить комплекс задач коррекции речи детей 3-4 лет с ТНР: совершенствовать понимание речи, активизировать речевую активность, развивать фонематическое восприятие. И всё это ре...

Конспект занятия "Игра с Мишкой" (в рамках проекта "Мои первые стихи" -по стихам Агнии Барто из цикла "Игрушки") план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)

Данное занятие позволяет решить комплекс задач коррекции речи детей 3-4 лет с ТНР: совершенствовать понимание речи, активизировать речевую активность, развивать фонематическое восприятие. И всё это ре...

Конспект занятия "Игра с Зайкой" (в рамках проекта "Мои первые стихи" -по стихам Агнии Барто из цикла "Игрушки")

Данное занятие позволяет решить комплекс задач коррекции речи детей 3-4 лет с ТНР: совершенствовать понимание речи, активизировать речевую активность, развивать фонематическое восприятие. И всё это ре...