Конспект занятия "Поможем Бычку" (в рамках проекта "Мои первые стихи" -по стихам Агнии Барто из цикла "Игрушки")
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)

Денисова Ольга Вячеславовна

Данное занятие позволяет решить комплекс задач коррекции речи детей 3-4 лет с ТНР: совершенствовать понимание речи, активизировать речевую активность, развивать фонематическое восприятие. И всё это решить в форме игры и активной детской деятельности с применением эффективных приёмов коррекции речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no_4_pomozhem_bychku.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Игрушки».

Проект «Мои первые стихи».

Занятие № 4

Вид занятия: комплексное.

Тема: Поможем Бычку.

Задачи: Совершенствовать понимание речи: выполнять 1-3 ступенчатые инструкции (позови Бычка; сделайте вдох, вытяните губы овалом и выдохните:- О-о-ох т.д.); понимать вопросы по содержанию прочитанного стихотворения. Стимулировать речевую активность детей с ТНР. Учить называть игрушку целым словом. Продолжать учить  первым формам связного высказывания: отвечать на вопросы по прочитанному стихотворению; заучивать короткое стихотворение А. Барто «Бычок» совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание). Продолжать учить употреблять в речи 2-3-х составные предложения (Это Бычок. Бычок, иди сюда! Бычок идёт. Бычок вздыхает. Сейчас я упаду.  И т.д.). Учить  воспроизводить ритмический рисунок слов  (одновременное послоговое проговаривание и отхлопывание). Вызывать речевое подражание на материале сочетания звуков «ОХ» («Бычок вздыхает: о-о-ох»; закреплять правильное речевое  дыхание (выполнять спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) на материале данного сочетания звуков «ОХ». Развивать фонематическое восприятие: договаривать последнее слово в стихотворной строке в рифму, формировать умение слышать речевую интонацию и воспроизводить её. Формировать способность делать простейшее обобщение «игрушки». Упражнять в выполнении движений в соответствии со словами текста в заданном темпе, ритме. Обогатить детей новыми сведениями об объекте в процессе использования новых способов действия  с ним (если не хватает деталей у постройки, то можно достроить; бычок ходит, качается, разговаривает, вздыхает). Учить отгадывать загадки описательного характера. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и желание оказать помощь.

Предварительная работа: знакомство со стихотворением А. Барто «Бычок» в совместной деятельности воспитателя с детьми. Беседа воспитателя с детьми об игрушках в ходе игровой детской деятельности (название игрушек, обобщающее понятие «игрушки»), о бережном отношении к игрушкам, разнообразии действий с ними. Конструирование мостика для Бычка из строителя.

Материал: стол, на столе полка, на полке книга А. Барто «Игрушки» с изображением игрушек на обложке книги; стулья по количеству детей; игрушка: бычок; строительный материал на каждого для постройки мостика (2 кубика, 2 призмы, 1 пластина).

Словарь.

Существительные: бычок, пластина=доска, кубик, призма=горка, книга, полка.

Глаголы: идти, качаться, вздыхать, кончаться, падать, смотреть.

Наречия: сейчас, тихо.

Прилагательные: длинный, красивый.

Местоимения: я.

Междометие: ох.

Индивидуально-дифференцированный подход:

Говорящие дети дают образец ответа. Неговорящие дети выполняют практические задания, повторяют слова за логопедом и детьми, договаривают начатые фразы. Гиперактивные и пассивные дети сидят рядом с педагогом на расстоянии вытянутой руки.

Ход занятия.

1.Организационная часть. Мотивация детской деятельности.

Дети рассаживаются на стульчики перед полкой с книгой А. Барто «Игрушки». Рядом построен мостик из двух кубиков, одной призмы, поставленной со стороны входа на мостик, и длинной пластины. Призмы для спуска с мостика нет.

Логопед:

-На полке книжечка стоит.                         показывает на полку

Очень красивая на вид.                         показывает рукой на обложку

Тихонько к книге подойду,                        на носочках подходит к книге

Кто живёт в ней? Посмотрю!                таинственно открывает книгу и закрывает

2.Основная часть.

Повторяющий этап работы

Логопед: - Отгадайте, кто там?

Он качается, вздыхает, по дощечке идёт, того гляди упадёт. Кто это?

Хоровые и индивидуальные ответы детей: - Это Бычок!

Логопед: - Позовите его. Бычок, иди сюда!

Хоровые и индивидуальные ответы детей: - Бычок, иди сюда!

Логопед ведёт Бычка по столу и радостно говорит: - Бычок идёт! Что делает бычок?

Хоровые и индивидуальные ответы детей: - Бычок идёт!

Обучающий этап работы

Логопед направляет Бычка к мостику и  рассказывает стихотворение А. Барто «Бычок».

Идет бычок, качается,        бычок, раскачиваясь, входит на мостик по призме

Вздыхает на ходу:                 ведёт бычка по мостику

- Ох, доска кончается,        останавливается у конца мостика, испуганно охает

Сейчас я упаду!                испуганно кричит

Логопед задаёт вопросы по содержанию стихотворения и предлагает детям сразу показать названные действия: Ребята,

- Что делает Бычок?  (идёт)

Инструкция логопеда: - Покажите, как Бычок идёт.

Дети шагают друг за другом: - И-дёт, и-дёт, и-дёт.

- Ещё что делает Бычок? (качается)

Инструкция логопеда: - Покажите, как Бычок качается.

Дети шагают друг за другом переваливаясь: -Ка-ча-ет-ся, ка-ча-ет-ся.

- Ещё что делает? (вздыхает)

Инструкция логопеда: - Покажите, как Бычок вздыхает.

Дети хором и индивидуально произносят слово-действие и вздыхают: - Взды-ха-ет: - Ох! Взды-ха-ет: - Ох!

Логопед: - И я попробую вздыхать, как Бычок. Сделаю носом вдох, вытяну губы овалом и плавно выдохну: О-о-о-х. Получилось! Покажите и вы, как Бычок вздыхает. Вдох, вытяните губы овалом и выдох: - О-о-ох.

Дети имитируют вздох Бычка на материале сочетаний звуков «ОХ».

-Что Бычок говорит? (доска кончается, сейчас я упаду)

Инструкция логопеда: - Покажите, как Бычок испугался и кричит.

Дети хором и индивидуально произносят слова Бычка: - Доска кончается, сейчас я упаду!

Логопед: - Доска по длине какая? 

Хоровые и индивидуальные ответы детей: - Длинная.

Логопед: - Да, доска длинная, но она закончилась. Как помочь Бычку?

Дети находят призму и достраивают спуск у мостика.

Бычок спускается с мостика по призме: - Спасибо, ребята. Вы мне помогли, а то я бы упал? Расскажите про меня ещё раз.

Организуется хоровое прочтение стихотворения всеми детьми напевно по слогам с опорой на ритмичное отхлопывание каждого слога ладонями по коленям:  

И-дет бы-чок, ка-ча-ет-ся,                утвердительно

Взды-ха-ет на хо-ду:                         

- Ох, дос-ка кон-ча-ет-ся,                испуганно охает

Сей-час я у-па-ду!                        испуганно кричит

Бычок: - Здорово! Спасибо! Я побегу домой, в книжку, к моим друзьям игрушкам. Расскажу, как вы мне помогли.

Закрепляющий этап работы

Создание игровой ситуации по содержанию стихотворения и проигрывание её 2 раза.

Логопед: - А сейчас возьмите строитель и постройте мостик для своего Бычка.

Дети строят мостик из набора строительного материала без одной призмы. В ходе постройки мостика дети упрощённо называют сложные названия деталей моста: кубик, призма=горка, пластина=доска. Затем берут изготовленных старшими детьми плоскостных бычков на подставке, ведут их по мостику и хором читают стихотворение:  

Идет бычок, качается,        бычок, раскачиваясь, входит на мостик по призме

Вздыхает на ходу:                 ведёт бычка по мостику

- Ох, доска кончается,        останавливается у конца мостика, испуганно охает

Сейчас я упаду!                испуганно кричит

Дети добавляют призму к мостику и спускают Бычков с моста.

Логопед от имени Бычков благодарит детей за помощь: - Спасибо, ребята. Теперь мы не боимся упасть. Мы тоже побежим в книжку к нашим игрушкам.

3.Заключительная часть.

Рефлексия детской деятельности.

Логопед: - Что случилось с Бычком? Кто помог? Как мы помогли Бычку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказов на темы стихотворений Агнии Барто». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, физическая культура, безопасность.Задачи:Связная речь: Учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;Грамматика и словарь: закреплять...

Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказов на темы стихотворений Агнии Барто». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, физическая культура, безопасность.Задачи:Связная речь: Учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;Грамматика и словарь: закреплять...

Педагогический проект на тему «Мои первые стихи» по творчеству Агнии Барто (вторая младшая группа)

Педагогический проект на тему "Мои первые стихи" по творчеству Агнии Барто (вторая младшая группа)...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы на тему: «Агния Барто. Особый дар говорить с детьми».

Цель: развитие комплекса интегративных качеств личности воспитанников в процессе игровой и познавательно-коммуникативной деятельности....

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе "Стихотворение А.Барто "Кораблик"

Развитие речи«Стихотворение А. Барто «Кораблик»Цель: познакомить со стихотворение А. Барто «Кораблик»Задачи: учить слушать внимательно текст; развивать речь, мышление, па...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (развитие читательских умений) Тема: Агния Барто. «Как Вовка бабушек выручил. Как Вовка стал старшим братом»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (развитие читательских умений)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 5-6 лет №8 «Мозаика» Сидорова Д...

Конспект НОД по художественной литературе в первой младшей группе Тема «А. Барто «Грузовик».

Познакомить с содержанием стихотворения А. Барто; в процессе рассматривания игрушки активизировать речь; учить различать действия, противоположные по значению (стоять-ехать), закрепить цвета, познаком...