Использование схем-алгоритмов в составлении описательных рассказов (мнемотехника)
материал по развитию речи (средняя группа) по теме

Андреева Людмила Александровна

 

Одна из основных задач в детском саду является обучение детей связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Факторы, которые облегчают процесс становления связной речи, являются наглядность и создание плана высказывания. 

 

Оборудование: лист картона размером 45х30 см разделен на 6 квадратов (по количеству признаков предметов, о которых надо рассказать), одежда для кукол, игрушечные овощи и фрукты.

 

Схемы-алгоритмы:

 

Описание предметов одежды

 

Цвет. В квадрате несколько цветовых пятен.

Материал. На картон наклеиваются 3 кусочка ткани (шерсть, ситец, шелк) одинаковой формы и размера. До составления описательных рассказов об одежде необходимо провести с детьми занятия по ознакомлению с названными и другими материалами, чтобы ребята рассмотрели их, потрогали и запомнили названия тканей.

Часть одежды. Изображен сарафан или костюм, все части которого (воротник, манжеты, рукава, оборка, пояс и т.п.) находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей заранее знакомят с названиями всех деталей костюма.

Сезонность одежды. В квадрате нарисованы солнце, подснежник, желтый кленовый лист и несколько снежинок, которые символизируют соответственно лето, весну, осень и зиму.

Для кого предназначена одежда. Символические изображения мужчины, женщины, мальчика и девочки.

Действия с одеждой. Изображена кисть руки и разведенными пальцами (вешать на вешалку, гладить, стирать и т.п.)

 

 

Описание овощей и фруктов

 

Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна.

Форма. Геометрические фигуры: круг, треугольник и овал.

Величина. Изображены два контрастных по величине плоа, например, большое и маленькое яблоко.

Вкус. Нарисованы конфета и лимон, контрастные по вкусу продукты.

Место произрастания. Изображены деревои и грядка.

Как употребляется в пищу. В квадрате изображены тарелки, вилки, ложки и ножи.

В предварительной работе с детьми уточняется, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят, консервируют, квасят, маринуют и т.п.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки».

Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними....

Консультация для педагогов на тему: "Использование опорных схем в составлении описательных рассказов"

В консультации описываются пути использования опорных схем для умения детей составлять описательные рассказы....

Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.Учитель – логопед ГБОУ школы № 1078 модуль 5 г. Москвы Попова А.С. ...

Статья "Использование наглядного моделирования при составлении описательных рассказов" воспитателя группы комбинированной направленности с ОНР

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будет разработана система педагогической работы по формированию связной речи, включающая ознакомление с моделями: пр...

«Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста» (из опыта работы)».

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием развития ребенка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...

Консультация для родителей «Использование опорных схем в составлении описательных рассказов»

Развитие речи теснейшим образом связано  с формирование мышления и воображения ребёнка. Активизировать речевое развитие нам помогут схемы - описания....