«Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки».
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

Шакирова Светлана Петровна

 

Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemo.docx40.74 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

   *Содействие развитию у детей: начал исторического и гражданского самосознания,
ощущения причастности к чувашской культуре,  историческому прошлому и
 осознанного благоговейного отношения к родному краю.

   *Развивать и  вызвать интерес детей к своей культуре.

   *Развивать фантазию, творческие навыки детей и интерес к предмету занятий, закреплять имеющиеся знания.

   *Закреплять знания детей о символах чувашских узоров, эмблем, орнаментов, их особенностях, элементах и принципах композиционного построения.

   *Помочь освоить навыки декоративного обобщения и закрепить навыки работы с фломастерами.

   *Развивать внимание, точность, способность комбинировать различные элементы орнамента.

   *Формировать эстетическое чувство, умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цветосочетаний, необходимое для понимания национального искусства.

Задачи для всех видов мнемотехники:

   *Развитие основных психических процессов – воображения, памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления и речи.

  *Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и составлять рассказы с использованием мнемотехники.

  *Знакомить с характерными особенностями родного города с помощью условных обозначений с использованием  мнемотехники.

  *Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать; перекодировать информацию, т.е. преобразования образы в символы и наоборот  из абстрактных символов в образы.

   *Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания.

развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность 

   *Формулировать логику; смекалку; умение связно мыслить, составлять рассказы и высказывать суждения, делать умозаключения.

   *Развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Воспитательная:

   *Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к старинным традициям, любовь и уважение к историческому и культурному наследию родного края.

 *Воспитывать духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Чувашии на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.

Словарная работа:

Закрепить старые: Элементы, символы, орнамент,  игровизор,  компьютер, проектор, интерактивная доска,  паха-тере, кодировать, информация.

Дать новые: цветовая гамма, толкование, «книжки-говоришки»

Материал используемый на мероприятии:

 Зрительный ряд:

   *Наличие теоретического и практического материалов по краеведению для работы с детьми:

 в группе уголок родного края с необходимыми материалами и пособиями, в дошкольном учреждение мини музей «Изба чувашского крестьянина» с обстановкой быта дома чувашского народа.

   *Авторская презентация «Чувашский национальный орнамент».

   *Иллюстрации с изображением чувашского орнамента (картинки яркие и узнаваемые).

   *Таблица «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем»;

   *Наборы карточек с элементами чувашской вышивки на каждого ребёнка;

   *Подборка открыток, фотографий вышитой одежды,  книжки-говоришки, фланелеграф,

 магнитная доска.

   *Письмо из Кугесенского детского сада.

   *Ксерокопии письма на каждого ребёнка.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, CD-диск (слайды).

Магнитофон с дисками мелодий ………

Материалы и инструменты: игровизоры, альбомный лист, наборы цветных фломастеров каждому ребёнку.

Предшествующая работа:

*Выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

*Раскрытие творческого потенциала детей,

*приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству;

 *совершенствование навыков освоения техники запоминания элементов чувашской народной

вышивки.

*Придумывание символьных картинок и  рассказы по ним.

*Геометрические головоломки «Танграм», карточки-схемы к ним

*Экскурсии по городу, в библиотеку, музей Лобачевского. 

*Обсуждение с детьми проведенных наблюдений окружающей действительности.

*Д/игра «Символы чувашской народной вышивки»,

* Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (игра представляет собой карточки с изображением простейших символов чувашской вышивки. Карточки помещены в вышитый мешочек. Ребенок достает карточку, называет, что означает данный символ).

*Игры на усвоение правильного расположения картинок серии объединенных единой темой.

отобрать из ряда сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ и расположить;

*Отобрать из ряда предложенных картинок объединенных событием, разложить их и составить рассказ.

*Поисковые игры: «Найди недостающий элемент» (т.е. найти место «пропавшей» картинки в ряду других). «Найди ошибку», (и восстановить деформированный порядок).

 *Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку»; «Разложи картинки» - самостоятельно разложить картинки в последовательности рассказа и составить смешной или грустный рассказ.

* Обучение детей цепному рассказыванию.  Каждое предложение рассказа схематично изображается. (Используя данные изображения, дети воспроизводят рассказ. Все предложения строятся по единой схеме. На первом месте – изображение предмета, на втором – действия, на третьем – вновь обозначение уже нового предмета. Если проанализировать рассказ, можно заметить, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях).
* Обучение описательному рассказыванию-
 рассказы о себе, маме, папе и всех родственниках. Обучение описанию состоит в том, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопляемого жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления, наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы).

*Изготовление огромного количества красочного наглядного и раздаточного материала, воспитателями, детьми, родителями.  

Предшествующая  работа с родителями:

*Педагогическое просвещение родителей, осуществление взаимодействия семьи и группы.

*Организовать маркетинговую и рекламную деятельность: авторская презентация «Чувашский национальный орнамент».

*Наглядное информирование родителей. *Папка-передвижка "Развитие познавательных процессов у дошкольников через приёмы мнемотехники».    

*Собрать библиотеку для родителей на тему:  «Чувашская народная вышивка». "Использование метода мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».

*Через проектор познакомиться с таблицами «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем»;  

*Анкетирование родителей " Чувашская народная вышивка ". «Мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

. *Консультация " Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники  с элементами чувашской народной вышивки». 

*Индивидуальная консультация: «Символы чувашской народной вышивки».

*Провести родительские собрание группы: "Использование мнемотехники для обучения рассказыванию ".

*Конкурс среди родителей «Мы знаем элементы чувашской народной вышивки».

*Индивидуальные беседы "Как помочь своему ребёнку"

*Круглый стол " Мнемотехника, это развитие основных психических процессов – воображения, памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления и речи». 

*Беседы с родителями с использованием  компьютера, с CD-дисками (слайдами) с рассмотриванием  фотографий о  Козловка- мой город, под сопровождение песни «Козловка» 

*Изготовление огромного количества красочного наглядного и раздаточного материала,  .

*Создание выставок детских работ с использованием приёмов мнемотехники  с элементами чувашской народной вышивки по темам: «Мой папа», «Моя бабушка».

*Домашнее задание –  Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники  с элементами чувашской народной вышивки-«Мои родственники».

*Мастер- класс на тему: Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники  с элементами чувашской народной вышивки-«Я».

С помощью мнемотехники,  схем - моделей удастся достичь следующих результатов:

Дети научатся:

*понимать, что вышивкой не только украшали вещи, но и через неё передавала вышивальщица определённую информацию, своё настроение, теперь и они смогут прочитать чувашские узоры и использовать их в своей жизни.

*полученные на занятии знания использовать в своей свободной самостоятельной деятельности

*понимать национальные ценности и видеть красоту изделий.

*анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, уметь систематизировать;

 *кодировать информацию и перекодировать информации, т.е. преобразовать из абстрактных символов в образы;

*добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

*формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

*с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и составлять рассказы по мнемотаблице ;

 *уметь связно, логически, со смекалкой мыслить, составлять рассказы,

*пользоваться большим, увеличенным  кругом знаний об окружающем мире;

*с желанием придумывать интересные описательные рассказы;

*пользоваться словарным запасом с более высоким уровнем;

*без робости, застенчивости, свободно держаться перед аудиторией.

Методические приёмы по структуре мероприятия:

*Учитывая возраст детей,  занятие по ознакомлению с национальной культурой проходит в игровой форме “погружения в культуру”, когда ребёнок и воспитатель входят в реконструированный интерьер, мини- музей «Изба чувашского крестьянина», с хозяйкой-девушкой-вышивальщицей в чувашском народном костюме и переносится в историческое пространство. В течение всего мероприятия в специально обустроенной предметно-пространственной среде мини- музее «Изба чувашского крестьянина»   дети “проживают” определённую тематическую,  ситуацию. Личное участие каждого ребёнка, эмоциональное воздействие, связанные с “погружением”, атмосфера чувствования, сопереживания, окрашивает получаемые знания личными эмоциями ребёнка, превращая их мироощущение, в мировоззрение, в историческое сознание. Слушание музыки песни чувашского композитора В. Давыдова-Анатри, на слова Г. Петрован «Вечно прославляю народ».

Объяснение:

*превратить занятие в игру с элементами ролевого поведения  «Напиши письмо».

*Знакомство с письмом из Кугесенского детского сада.

Использование наглядного материала: 

*Просмотр на интерактивной доске,  авторской презентации «Чувашский национальный орнамент»

иллюстраций с изображением чувашского орнамента, под музыку чувашского народной песни «Илемле».

*Обсуждение элементов чувашской вышивки…

Установка: вспомнить как составляли мнемотаблицы, мнемодорожки и мнемосхемы для описательных рассказов раньше о себе, маме, папе, семье и всех родственниках.  

Использование наглядного материала: 

*В компьютере с CD-дисками (слайдами) рассмотреть  фотографии Козловка- мой город, под сопровождение песни «Козловка» автора Ольги Петяевой.

*Обсуждение просмотренных эпизодов.

Использование наглядного материала: 

*Через проектор познакомиться с таблицами «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем»;  

*Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Речевой образец воспитателя, как примерно составить рассказ и какие использовать элементы чувашской национальной вышивки.

Вопросы, как дети поняли о содержании работы.

Физкультминутка:

Использование наглядных приемов:

*«Книжки-говоришки» с наборми карточек с элементами чувашской вышивки на каждого ребёнка, которые можно использовать для составления письма.

*Дети рисуют фломастерами письмо используя элементы чувашской народной вышивки в игровизорах.

Словесное упражнение

*Составление предложений  по составленным картинкам.

*Работа над ошибками.

*Работа над составлением рассказа о своём городе с использованием приёмов мнемотехники  с элементами чувашской народной вышивки.

*Осуществление перекодировки информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

*После перекодирования осуществить пересказ рассказа «Мой город» самостоятельно.

Оценка детской речи. 

Гимнастика для глаз:

(Север-юг, запад-восток).

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Повторение:

(Совместно с детьми решили использовать письмо в форме мнемотаблицы). 

*Дети коллективно рисуют фломастерами письмо «Мой любимый город» используя элементы чувашской народной вышивки на альбомном листе.

 *Рассказы детей, что написали в письме.

Оценка детской речи о составленном письме.

Анализ занятия.

Домашнее задание.

Интеграция по ходу мероприятия:

Для реализации методики предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре чувашского народа во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую, музыкальную, физическую. Области: социализация, коммуникация, познание, здоровье, труд, музыка, безопасность.

Предлагаемая методика проведённого мероприятия создана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с истоками культуры и традиций чувашского народа:
*доступность знаний, достоверность и научность;
*соответствие сложности материала возрасту детей;

*работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

*знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;

 *знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

 *знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

*замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

*культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);
*краеведческий опыт;
*экологическое воспитание.

Ход мероприятия:

(Звучат звуки песни чувашского композитора В. Давыдова-Анатри, на слова Г. Петрован «Вечно прославляю народ».

(Детей встречает вышивальщица-девушка одетая в чувашский народный костюм).

Воспитатель: Сегодня мы с вами еще раз посетим наш музей «Избу чувашского крестьянина».

Воспитатель: Давайте перед занятие сделаем себе самомассаж и подготовимся много и много трудиться:

(Пожелания по кругу, сопровождаемые самомассажем. Звучат звуки песни чувашского  композитора В. Давыдова-Анатри, слова А.Асламас «Песня».   

Я желаю, чтобы уши слушали внимательно.
Я желаю, чтобы глаза все видели.
Я желаю, чтобы голова думала правильно и не ошибалась.
Я желаю, чтобы рот говорил красиво.
Я желаю, чтобы руки писали аккуратно.
Я желаю, чтобы тело было здоровым.
Я желаю всем счастья! 

Воспитатель: Посмотрите как тут интересно. Мы с вами здесь были уже много раз и сегодня посмотрите, что тут нового появилось?

(На столе лежит письмо)

Воспитатель: Пришло письмо, от детей детского сада  из посёлка Кугеси, который тоже находиться в Чувашии. 

Воспитатель: Они букв не знают, но письмо написали. Что им помогло?  

Воспитатель: Письмо  написано не в  традиционной форме, там используется приём мнемотехника и ещё всё усложненно тем, что картинки нарисованы в форме символов чувашской вышивки.

Воспитатель: Чтобы его разобрать и написать ответ, давайте вспомним что мы  с вами знаем о мнемотехнике и элементах чувашской вышивки, для этого просмотрим фильм «Чувашский национальный орнамент» на интерактивной доске, с иллюстрациями  изображения чувашского орнамента, под музыку чувашского композитора Г.Лебедева, слова М.Юхма «Песня вышивальщиц».

Девушка-вышивальщица: (Текст читается во время просмотра фильма).

Орнамент - древнейший язык человечества. Хотя это немой язык, посвященному в его таинства он может многое поведать. Через элементы орнамента человек с незапамятных времен пытался воздействовать на силы природы. Изображая знаки, олицетворяющие Солнце, Луну, звезды, ветер, воду, деревья, человек надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней.

 С давних пор орнамент часто используется для росписи стен и для украшения посуды, тканей, одежды. Посмотрите на изящную и затейливую вышивку чувашского полотенца.  Вышивка (тěрě) - это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась, буквальна каждая чувашская женщина, девушка. До сих пор старинные вышитые узоры, старинный чувашский орнамент восхищают своей красотой и тонкостью, даже не вериться, что вся эта красота сделана руками простых крестьян. 

«В чувашском орнаменте вышивки выразилась красота души и мудрость нашего народа. Познакомимся с толкованием некоторых основных символов чувашского орнамента.  Традиционные чувашские орнаменты, составленные из пиктографических символов, призывают к духовному единству, взаимопомощи, патриотизму и к сохранению культурных традиций.

Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений.  В цветовой гамме чувашского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый и черный цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь.

Воспитатель: Вышивкой славится наша чувашская земля, в нашем городе тоже есть, есть умельцы-вышивальщицы.

Воспитатель: Представьте, что у вас в руках «кинокамера». (Дети встают в круг) Теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь на улицах нашего города.

Воспитатель: А теперь откройте глаза и  смотрите:

 (В компьютере через CD-диск (слайды) рассмотреть  фотографии  о городе Козловка, под сопровождение песни «Козловка» » автора Ольги Петяевой.

 Воспитатель: Правда, наш город очень красивый, конечно он не большой. У нас есть красавица Волга, Пушкина гора, леса и поля. В Козловке построены многоэтажные здания и индивидуальные дома. Народ в Козловке чтит память предков и заботится о исторических памятниках: Дом-музей Лобачевского, усадьба Жомини и много других исторических памятников.

Физминутка мы идём по городу:

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.(маршируем, голову поворачиваем вправо и влево)

Воспитатель: Мы давно с вами познакомились с мнемотехникой и знаем,  как с ней работать. Давайте  вспомнить как составляли мнемотаблицы, мнемодорожки и мнемосхемы для описательных рассказов раньше о себе, маме, папе, семье и всех родственниках.

Девушка-вышивальщица: Молодцы, а сейчас все внимание на проектор. Это таблица «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем».

(Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено).

Воспитатель: А сейчас мы всё вспомнили и давайте  разберём письмо от ребят из Кугесенского детского сада (разбор текста письма). 

Воспитатель: Дети, давайте мы тоже ответим нашим друзьям письмом, которое будет составлено в такой же нетрадиционной форме с использованием приёмов мнемотехники  с элементами чувашской народной вышивки, с рассказом «Мой город»

Воспитатель: Давайте решим какие элементы и символы чувашской вышивки будем мы будем использовать для составления письма с содержанием описательного рассказа «Мой город»

Воспитатель: Выберем и  расположим их на фланелеграфе.

(Рассматривание полученной выставки).

Воспитатель: А сейчас здесь на магнитной доске я прикреплю эти  альбомные листы, с изображением как правильно рисовать элементы чувашской народной вышивки для письма с рассказом «Мой город» и вы будете ориентироваться на них когда будете составлять письмо.

Воспитатель:  Посмотрите внимательно и запомните, что каждая картинка должна отображать обобщённый образ предмета, раскрывать существенное в объекте, одновременно можно использовать модель только одного вида.

Воспитатель:  Рассказы, которые вы будете составлять не должны быть однообразными, а логично построенным.

Воспитатель:  Они должны быть разноцветными с использованием  символики цвета, цветовых соотношений чувашской вышивки

Воспитатель:  А сейчас давайте решим, какую из моделей мнемотехники, каждый из вас будет использовать для составления рассказа.(Опрос детей).

Воспитатель: Посмотрите на мной составленное письмо и послушайте рассказ о Козловке.

Дети, я такой вижу мою Козловку, вы подумайте и составьте свои рассказы.

Вопросы как дети поняли о содержании работы

Физкультминутка:

Солнце нитями-лучами

вышивает. (руки поднимаем вверх и машем пальчиками)

Луг - цветами, (руки опустили перед собой, ладони поднимаем вверх-вниз)

Сад - плодами, (руками выполняем круговые движения)

Пруд и небо - облаками, (руки перед собой поднимаем вверх-вниз, длительно дуем)

А колосьями - поля, (руки поднимаем с низу-вверх, ладони сжимаем в кулачки и делаем ладошки)

Словно тонкими шелками, (тихонько постукиваем свои плечи ладошками)

Шита-вышита стежками (руки вытянуты перед собой, ладони выполняют небольшие движения)

Разноцветная Земля. (вытянутые руки круговым движением показывают шар)

Воспитатель: А сейчас возьмите игровизоры и используя символьные картинки чувашской народной вышивки составьте письмо с рассказом «Мой город», а помогут вам  «книжки-говоришки» с наборми карточек с элементами чувашской вышивки на каждого из вас, которые можно использовать для составления письма.

(дети рисуют фломастерами письмо используя элементы чувашской народной вышивки)  Воспитатель: Давайте посмотрим на наши работы и попробуем дать словесное описание каждому элементу согласно толкованиям основных элементов чувашской вышивки..

(Словесные упражнения-составление предложений  по составленным картинкам……..

(Работа над ошибками).

Воспитатель: А сейчас вы исправите сделанные вами ошибки и расскажите всем свои рассказы, которые у вас получились о своём городе с использованием приёмов мнемотехники  с элементами чувашской народной вышивки.

(Осуществление перекодировки информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы).

(Оценка детской речи).

 Гимнастика для глаз

Север-юг, запад-восток.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Воспитатель: Молодцы. А теперь мы вместе составим одно письмо для детей Кугесенского детского сада.

(Совместно с детьми решили использовать письмо в форме мнемотаблицы). 

(Дети коллективно рисуют фломастерами  короткое письмо, используя элементы чувашской народной вышивки, на альбомном листе).

*Дети коллективно рисуют фломастерами письмо «Мой любимый город» используя элементы чувашской народной вышивки на альбомном листе.

 *Рассказы детей, что написали в письме.

Оценка детской речи о составленном письме.

Анализ занятия.

Письмо запечатываем и на прогулке идём на экскурсию на почту, где отправляем письмо.

Домашнее задание. Составить и изобразить рассказ «Моя родословная» используя мнемотехнику с

элементами чувашской национальной вышивки.

Используемая литература:

Васильева, Л. Г. Восприятие образов чувашской народной вышивки дошкольниками / Л. Г. Васильева // Халăх шкулĕ = Народная школа. — 1997. — № 1. — С. 53-58.

 Васильева, Л. Г. Интеграция русской живописи и искусства чувашского орнамента в развитии дошкольников / Л. Г. Васильева // Халăх шкулĕ. — 2009. — № 5. — С. 39-41.

 Васильева, Л. Г. Приобщение ребенка-дошкольника к искусству чувашского орнамента / Л. Г. Васильева // Вестник Чувашского республиканского института образования. — Чебоксары, 2002. — С. 87-94 : 2 табл.

 Васильева, Л. Г. Формирование художественного образа в орнаментальной деятельности у дошкольников / Л. Г. Васильева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Сер. Теория и практика дошкольного образования. — 1999. — № 2. — С. 51-54. — Библиогр.: с. 54 (11 назв.).

Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

Большева, Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники», 2001.

Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.

Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.

Белоусова, С. «Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников», 2005.

Белоусова, Л. Е. «Весёлые встречи», 2003.

Ефименкова Л.Н. “Формирование речи у дошкольников”, 1985г.;

Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники      

2005 — 71с

Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000  21с. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические      

материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет  Н. П. Москва, 2005.

Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми Справочник  

старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.12

 Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников М., 1985 — с.92
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи

2008. №4. - с.102 -115.

 Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов Дошкольное  

воспитание.1990. №10 — с. 16-21.        

Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005. - с.8 

Яковлев, Ю. Танцующие узоры Шарковой Республика. — 2003. — 10 сентября (№ 36). — С.

Трофимов, А. А. Вопросы изучения чувашской народной вышивки— Чебоксары, 1975. — Вып. 4.  С.          

Трофимов, А. А. К вопросу о художественном образе в чувашской вышивке Чувашское искусство : сб.     ст.  — Чебоксары, 1973

Васильева, Л. Средствами чувашского народного искусства / Л. Васильева // Халăх шкулĕ = Народная школа. — 1993. — № 1. — С. 75-78.

Васильева, Л. Г. Восприятие образов чувашской народной вышивки дошкольниками / Л. Г. Васильева // Халăх шкулĕ = Народная школа. — 1997. — № 1. — С. 53-58.

 Васильева, Л. Г. Интеграция русской живописи и искусства чувашского орнамента в развитии дошкольников / Л. Г. Васильева // Халăх шкулĕ. — 2009. — № 5. — С. 39-41.

 Васильева, Л. Г. Приобщение ребенка-дошкольника к искусству чувашского орнамента / Л. Г. Васильева // Вестник Чувашского республиканского института образования. — Чебоксары, 2002. — С. 87-94 : 2 табл.

 Васильева, Л. Г. Формирование художественного образа в орнаментальной деятельности у дошкольников / Л. Г. Васильева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Сер. Теория и практика дошкольного образования. — 1999. — № 2. — С. 51-54. — Библиогр.: с. 54 (11 назв.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Тема: Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки.

Цель: Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними.Задачи:   *Содействие развитию у детей: начал исторического и...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....