Конспект коммуникативной деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Тохтобина Мариана Дмитриевна

Конспект коммуникативной деятельности

в старшей  группе (или средней группе)

Тохтобина М.Д., воспитатель

Цель: создание социальной ситуации развития посредством коммуникативной деятельности в процессе ознакомления с хакасским обычаем.

Задачи:

·                    Создать условия для:     

 развития представлений детей о традициях хакасского народа, ознакомления с хакасским обычаем;

Создать условия для приобретения опыта:

·                    самостоятельного выбора материалов для деятельности, партнеров для взаимодействия;

- положительного общения в микро-группе;

- выражения чувств и мыслей;

- речевой деятельности детей (закрепление хакасских слов, знакомство с новыми хакасскими словами и с их произношением)

 

Ход образовательной деятельности

 

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/  задачи

Вводная часть

 

- У каждого народа есть обычай отмечать праздник урожая осенью. Как вы думаете, почему?

- В конце осени  у хакасского народа был  и есть обычай отмечать праздник урожая Уртун-тойы. 

- У нас есть возможность побывать на этом празднике.

- Вы желаете?

- Тогда отправляемся!

Дети находятся вокруг педагога

 

 

 

 

 

Создание  мотивационных  условий к деятельности

 

 

 

 

Основная часть

В музыкальном зале стоит импровизированная юрта. Звучит хакасская мелодия. Встречает детей женщина в хакасском костюме.

В юрте находятся корзины с урожаем овощей и фруктов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пучки колосков, обвязанных цветными ленточками

 

 

 

 

 Картинки с изображением хлеба, плодов овощей и фруктов, земли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По краям «поля» (ковра) лежат колоски, в юрте лежат разные по размеры и цвету ленточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корзинка для овощей и фруктов

- Изеннер, паларар. (говорит на хакасском языке). Я рада вас видеть на нашем празднике

- Посмотрите, какой богатый урожай! А вы знаете, как звучат названия овощей на хакасском языке? (яблах- картофель, помидор - помидор, муксун - лук, угурсу – огурец и др.)  (Если дети затрудняются, то педагог помогает)

- А как  звучат название фруктов на хакасском языке? (Если дети затрудняются, то педагог помогает)

- Сегодня вы попали на национальный хакасский праздник

Уртун-той.  Наши предки всегда имели большую связь с природой, с матушкой Землей. Праздник устраивался прямо в поле, сидя за маленькими хакасскими столиками. Под руководством почетного  работника совершалось в сторону окружающих гор  благословление земли. То есть люди благодарили землю за урожай. 

- Во время уборки урожая на краю пашни оставляли пучки не срезанных колосьев.  И с ними совершали обряд. Совершали этот обряд дети. Считалось, что если ребёнок сделает этот обряд правильно, то его желание исполнится. У вас есть возможность   выполнить этот обряд.   Желаете его исполнить?

- Обряд проводили группами или парами. Брали пучки колосков, обвязывали их цветными ленточками и произносили на хакасском языке слова благодарности духу-хозяину пашни Хыра улуз за полученный урожай.

- Как вы думаете, какие слова дети произносили?

- Хыра улуз алгыс ас-тамахтар учун! (Педагог говорит на хакасском языке и вешает картинку урожая)

- Хыра улуз алгыс халас учун! Педагог говорит на хакасском языке и вешает картинку хлеба)

 - Хыра улуз алгыс чирибис учун! (Педагог говорит на хакасском языке и вешает картинку земли)

 - За что благодарили Хыра улуз?

- Ребята, предлагаю вместе поблагодарить за урожай

- Хыра улуз алгыс ас-тамахтар учун (говорит вместе с детьми)

- За хлеб

- Хыра улуз  алгыс халас учун

 - За землю             

- Хыра улуз алгыс чирибис учун.

- Ну, а теперь вы готовы совершить этот обряд? Загадывайте желания.

 

 

- Чтобы правильно сделать обряд, какие условия надо выполнить?

 

- По краям нашего поля лежат колоски, а в юрте разноцветные ленточки. Предлагаю разделиться на группы выбрать ленточки и обвязать колоски для обряда.

Самостоятельная деятельность детей

 

- Ребята, колоски обвязаны, теперь можно произнести слова благодарности Хыра улуз.

Еще раз  педагог показывает обряд (в центре ставит пучок колосков и произносит на хакасском языке слова обряда.)

- Теперь предлагаю вам, дети, исполнить обряд.

Педагог подсказывает, если дети забыли.

- Спасибо, дети, за исполненный обряд. Хыра улуз обязательно исполнит ваши желания.

- На празднике организована ярмарка. Можно купить овощи и фрукты.

 Игра «Что мы купили на ярмарке»

«Пic ярмаркада алкилгебic яблах,

пic ярмаркада алкилгебic муксун,

пic ярмаркада алкилгебic угурсу,

пic ярмаркада алкилгебic помидор,

пic ярмаркада алкилгебic  яблокалар,

пic ярмаркада алкилгебic апельсиннер

 

 

 

 

 

Будем прощаться:  «Алымчохтар»

 

 Дети заходят в зал.

Здороваются на хакасском языке.

Предположение детей

 

Дети рассматривают корзины с овощами и фруктами.

Дети называют название фруктов и овощей на хакасском языке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают пучки колосков

 

 

 

 

Предположение детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети вместе с педагогом произносят слова благодарности

 

 

 

Каждый ребёнок «про себя» загадывает желание

Дети предлагают разделиться на пары или на группы и произнести слова благодарности Хыра улуз

 

 

Дети делятся на пары или на группы, выбирают ленточки, обвязывают пучки колосков

.

Дети исполняют обряд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают себе овощ или фрукт, встают в круг. Каждый  в корзинку кладет свою «покупку», передает, называя на хакасском языке,  что он  купил

Дети прощаются на хакасском языке

Создание  условий для:

- мыслительной и речевой  деятельности;

 

- для закрепления хакасских слов;

 

 

 

 

 

 

- развития воображения и образного мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- развития мыслительной и речевой деятельности;

 

 

 

- знакомства с новыми хакасскими словами;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- стимулированияречевой деятельности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-выбора партнеров для деятельности, ленточек для обвязывания, колосков;

 

 

- развития самостоятельной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- мыслительной и речевой деятельности

 

Заключительная часть

 

 

- Ребята, где мы побывали?

- Что мы там делали?

- Зачем хакасы делали этот обряд?

- С какими новыми словами мы сегодня познакомились?

- Как вы думаете, мы можем делать этот обряд и где?

Дети анализируют деятельность

Условия для рефлексии деятельности

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kommunikativnoy_deyatelnosti.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коммуникативной деятельности

в старшей  группе (или средней группе)

Тохтобина М.Д., воспитатель

Цель: создание социальной ситуации развития посредством коммуникативной деятельности в процессе ознакомления с хакасским обычаем.

Задачи:

  • Создать условия для:      

 развития представлений детей о традициях хакасского народа, ознакомления с хакасским обычаем;

Создать условия для приобретения опыта:

  • самостоятельного выбора материалов для деятельности, партнеров для взаимодействия;

- положительного общения в микро-группе;

- выражения чувств и мыслей;

- речевой деятельности детей (закрепление хакасских слов, знакомство с новыми хакасскими словами и с их произношением)

Ход образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/  задачи

Вводная часть

- У каждого народа есть обычай отмечать праздник урожая осенью. Как вы думаете, почему?

- В конце осени  у хакасского народа был  и есть обычай отмечать праздник урожая Уртун-тойы.  

- У нас есть возможность побывать на этом празднике.

- Вы желаете?

- Тогда отправляемся!

Дети находятся вокруг педагога

Создание  мотивационных  условий к деятельности

Основная часть

В музыкальном зале стоит импровизированная юрта. Звучит хакасская мелодия. Встречает детей женщина в хакасском костюме.

В юрте находятся корзины с урожаем овощей и фруктов

Пучки колосков, обвязанных цветными ленточками

 Картинки с изображением хлеба, плодов овощей и фруктов, земли

По краям «поля» (ковра) лежат колоски, в юрте лежат разные по размеры и цвету ленточки

Корзинка для овощей и фруктов

- Изеннер, паларар. (говорит на хакасском языке). Я рада вас видеть на нашем празднике

- Посмотрите, какой богатый урожай! А вы знаете, как звучат названия овощей на хакасском языке? (яблах- картофель, помидор - помидор, муксун - лук, угурсу – огурец и др.)  (Если дети затрудняются, то педагог помогает)

- А как  звучат название фруктов на хакасском языке? (Если дети затрудняются, то педагог помогает)

- Сегодня вы попали на национальный хакасский праздник

Уртун-той.  Наши предки всегда имели большую связь с природой, с матушкой Землей. Праздник устраивался прямо в поле, сидя за маленькими хакасскими столиками. Под руководством почетного  работника совершалось в сторону окружающих гор  благословление земли. То есть люди благодарили землю за урожай.  

- Во время уборки урожая на краю пашни оставляли пучки не срезанных колосьев.  И с ними совершали обряд. Совершали этот обряд дети. Считалось, что если ребёнок сделает этот обряд правильно, то его желание исполнится. У вас есть возможность   выполнить этот обряд.   Желаете его исполнить?

- Обряд проводили группами или парами. Брали пучки колосков, обвязывали их цветными ленточками и произносили на хакасском языке слова благодарности духу-хозяину пашни Хыра улуз за полученный урожай.

- Как вы думаете, какие слова дети произносили?

- Хыра улуз алгыс ас-тамахтар учун! (Педагог говорит на хакасском языке и вешает картинку урожая)

- Хыра улуз алгыс халас учун! Педагог говорит на хакасском языке и вешает картинку хлеба)

 - Хыра улуз алгыс чирибис учун! (Педагог говорит на хакасском языке и вешает картинку земли)

 - За что благодарили Хыра улуз?

- Ребята, предлагаю вместе поблагодарить за урожай

- Хыра улуз алгыс ас-тамахтар учун (говорит вместе с детьми)

- За хлеб

- Хыра улуз  алгыс халас учун

 - За землю        

- Хыра улуз алгыс чирибис учун.

- Ну, а теперь вы готовы совершить этот обряд? Загадывайте желания.

- Чтобы правильно сделать обряд, какие условия надо выполнить?

- По краям нашего поля лежат колоски, а в юрте разноцветные ленточки. Предлагаю разделиться на группы выбрать ленточки и обвязать колоски для обряда.

Самостоятельная деятельность детей

- Ребята, колоски обвязаны, теперь можно произнести слова благодарности Хыра улуз.

Еще раз  педагог показывает обряд (в центре ставит пучок колосков и произносит на хакасском языке слова обряда.)

- Теперь предлагаю вам, дети, исполнить обряд.

Педагог подсказывает, если дети забыли.

- Спасибо, дети, за исполненный обряд. Хыра улуз обязательно исполнит ваши желания.

- На празднике организована ярмарка. Можно купить овощи и фрукты.

 Игра «Что мы купили на ярмарке»

«Пic ярмаркада алкилгебic яблах,

пic ярмаркада алкилгебic муксун,

пic ярмаркада алкилгебic угурсу,

пic ярмаркада алкилгебic помидор,

пic ярмаркада алкилгебic  яблокалар,

пic ярмаркада алкилгебic апельсиннер

Будем прощаться:  «Алымчохтар»

 Дети заходят в зал.

Здороваются на хакасском языке.

Предположение детей

Дети рассматривают корзины с овощами и фруктами.

Дети называют название фруктов и овощей на хакасском языке

Дети рассматривают пучки колосков

Предположение детей

Дети вместе с педагогом произносят слова благодарности

Каждый ребёнок «про себя» загадывает желание

Дети предлагают разделиться на пары или на группы и произнести слова благодарности Хыра улуз

Дети делятся на пары или на группы, выбирают ленточки, обвязывают пучки колосков

.

Дети исполняют обряд

Дети выбирают себе овощ или фрукт, встают в круг. Каждый  в корзинку кладет свою «покупку», передает, называя на хакасском языке,  что он  купил

Дети прощаются на хакасском языке

Создание  условий для:

- мыслительной и речевой  деятельности;

- для закрепления хакасских слов;

- развития воображения и образного мышления

- развития мыслительной и речевой деятельности;

- знакомства с новыми хакасскими словами;

- стимулированияречевой деятельности;

-выбора партнеров для деятельности, ленточек для обвязывания, колосков;

- развития самостоятельной деятельности

- мыслительной и речевой деятельности

Заключительная часть

- Ребята, где мы побывали?

- Что мы там делали?

- Зачем хакасы делали этот обряд?

- С какими новыми словами мы сегодня познакомились?

- Как вы думаете, мы можем делать этот обряд и где?

Дети анализируют деятельность

Условия для рефлексии деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект коммуникативной деятельности в старшей группе по картине "Ежи"

в материале содержится конспект речевого занятия с детьми по составлению рассказа по сюжетной картине...

Педсовет «Развитие коммуникативных умений в ДОУ» План-конспект выступления«Коммуникативная деятельность. Трудности общения».

Полноценное проживание ребенком дошкольного периода детства в современной системе образования выдвигается на первый план. В этом процессе особое место занимают коммуникативные умения....

КОНСПЕКТ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДАРОК ДЛЯ МАМЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...

Конспект коммуникативной деятельности «Страна Сказок» в подготовительной к школе группе

Конспект коммуникативной деятельности «Страна Сказок»в подготовительной к школе группе №2 «Звездочка»Плеханова Анастасия Раймондовна, воспитатель МБДОУ ДС №45 «Росинка»Дата проведения: 31 марта 2...

Конспект коммуникативной деятельности с детьми старшего возраста "Подвиг героя"

Конспект коммуникативной деятельности с детьми старшего возраста "Подвиг героя"....