Консультация для воспитателей "Воспитываем, радуем, развиваем. Значение пальчиковых игр в развитие речи"
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Воспитываем, радуем, развиваем. Значение пальчиковых игр в развитие речи»

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, справа и слева.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, при этом сразу отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Новые пальчиковые игры

ЗАЙЦЫ

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,

И двое вдруг сказали:

«Вон человек с ружьём»

Двое закричали:

«Давайте убежим!»,

Двое прошептали

«Давайте помолчим!»,

Двое предложили:

«Мы спрячемся в кустах!»

А двое вдруг спросили:

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены.

В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно

пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

«Вдруг выстрелит он — «Бах»?»

«Бах» — выстрелил охотник,

Нажав ружья курок,

Хлопаем в ладоши.

И десять серых зайцев

Пустились наутёк.

Бежим пальчиками по столу или коленям.

ЖУЧОК

Этот маленький жучок по земле* гуляет,

Листик сладенький найдёт

Перебирать пальцами по ступням

 

И его кусает.

Щипать ступни

Чтоб ещё листочек съесть,

Хочет он повыше влезть.

Перебирают пальчиками по ногам (со ступней до коленей)

 

Этот маленький жучок по траве* гуляет…

Перебирать пальцами по коленям

Этот маленький жучок по кустам* гуляет…

Перебирать пальцами по животу

Этот маленький жучок

Выше залезает,

Перебирают пальцами по груди

Вот он ямочку нашёл,

«Жучок заползает» в ямочку на плече у шеи

Лёг и отдыхает.

Пальчики сжимаются в кулаки

Он не будет вас кусать,

Хочет он чуть-чуть поспать.

Опускаем голову вниз, глаза закрываем

 

ШАРИК

В процессе игры поочерёдно используются обе руки. Сначала «шарик» правая рука, затем — левая.

Вот шарик маленький смешной,

Кончики пальцев соединить (шарик).

Он хочет поиграть с тобой.

«Показывают» шарик (вращательные движения кистью).

Он вверх летел, он вниз летел

И на твою макушку сел.*

Движения в соответствии с текстом

Он вверх летел, он вниз летел

…И на твой носик шарик сел…

Движения в соответствии с текстом

Он вверх летел, он вниз летел

На твой животик шарик сел

Движения в соответствии с текстом

Он надоел, и вот смотри:

Игла явилась раз, два, три.

Вытянуть указательный палец другой руки

И вот один короткий взмах,

Кольнуть «шарик»

Игла кольнула, шарик — бах!

Хлопнуть в ладоши

ДВОЕ ТОЛСТЫХ ПОРОСЯТ

Двое толстых поросят

За воротами стоят.

 

Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять.

Поросята эти ждут,

Что им кушать принесут.

Сгибать и разгибать пальцы в ритме текста.

Двое толстых поросят

Снизу в щёлочки глядят,

Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными.

Бегают туда — сюда:

«Где же вкусная еда?»

Поднять большие пальцы, качать ими.

Двое толстых поросят

В дверь копытцами стучат,

Стучать большими пальцами по ладошкам.

Вдруг открылась эта дверь:

Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.

«Можно выбежать теперь!»

Большие пальцы стучат по столу.

Двое толстых поросят

Громко, радостно визжат:

Вращать большими пальцами

«Вот корыто, да, да, да,

А в нём вкусная еда!»

Сложить ладошки как корытце, большие пальцы внутри»корыта», гладить ладони.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: « Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие....

«Воспитываем, радуем, развиваем. Значение пальчиковых игр для развития речи ребенка»

Благодаря пальчиковым  играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения м...

Консультация для родителей на тему: "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"

Консультация для родителей на тему: "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"...

Консультация для родителей на тему "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"

Автором представлен материал для родителей о значении пальчиковых игр в развитии речи детей....

Консультация для родителей по теме: «Значение пальчиковых игр для развития речи малышей»

Речь. Как помочь малышу её развить с помощью мелкой мотрики....