Конспект "Мы играем - вместе рифмы подбираем" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Андреева Людмила Александровна

Цель: сформировать представление о рифме

 

Задачи: 

Уточнить понятие скороговорка.

Развивать у детей дикцию.

Познакомить с понятием «рифма».

Научить придумывать простейшие рифмы к словам.

Учить работать вместе, сообща, дружно.

Пробудить желание читать и сочинять стихи.

 

Материалы и оборудование: мяч, карточки из  книги «Игротека речевых игр. Выпуск 11. Играем в рифмы. Игры на развитие фонематического восприятия»

 

1. Речевая разминка

 Дикционное упражнение: произнести интонационно, выделяя поочередно выделенное слово:

 

Мы в слова играем - вместе сочиняем,

Наши встречи хороши, веселимся от души!

 

Мы в слова играем - вместе сочиняем,

Наши встречи хороши, веселимся от души!

 

Мы в слова играем - вместе сочиняем,

Наши встречи хороши, веселимся от души!

 

Дети с педагогам вспоминают, что такое скороговорка и для чего она нужна. Затем они, по желанию, произносят любые скороговорки. 

 

И разучивают новые:

 

Покупая попугая,

Покупайте, не пугая:

Попугаи с перепугу

Перебудят всю округу. (Генрих Варденга)

 

На балу случилась драма:

Благородный кавалер

Из-под носа знатной дамы

Утащил один эклер.

 

И еще один эклер,

И еще один эклер,

И еще один эклер - 

Вот тебе и кавалер. (Петр Синявский)

 

2. Речевая ситуация 

 

Беседа

Воспитатель: А вы никогда не пробовали стать эхом? Как отвечает эхо на вопросы? Я спрошу: «Сколько времени сейчас?» А оно мне?

Дети: Час! Час!

Воспитатель: Верно, «Час!» Вот так и вы: коль стали эхом - так отвечайте на вопросы, как оно. А чтобы было веселей, хлопайте в ладоши, отвечая. К ответу - два хлопка одновременно.

 

Воспитатель (дети)

Собирайся, детвора! (ра-ра)

Начинается игра! (ра-ра) 

Да ладоши не жалей (лей-лей) 

Бей в ладоши веселей (лей-лей) 

Сколько времени сейчас (час-час) 

Сколько будет через час (час-час) 

И неправда, будет два (два-два) 

Думай, думай, голова (ва-ва) 

Как поет в селе петух (ух-ух) 

Да не филин, а петух (ух-ух) 

Вы уверены, что так (так-так) 

А на самом деле как? (как-как) 

Сколько будет дважды два? (два-два) 

Ходит кругом голова! (ва-ва) 

Это ухо или нос? (нос-нос) 

(ведущий держится за ухо) 

Или может сена воз? (воз-воз) 

Это локоть или глаз? (глаз-глаз) 

(ведущий показывает на локоть) 

А вот это что у нас? (нас-нас) 

(ведущий показывает на нос) 

Вы хорошие всегда (да-да) 

Или только иногда (да-да) 

Не устали отвечать (чать-чать) при ответе «нет» штраф

Попрошу вас помолчать (—)

 

Игра окончена. А те, кто «проштрафился» и отдал свой фант ведущему, ждет выполнения веселого задания.

 

Воспитатель: С древних времен люди, сочиняя пословицы, загадки, скороговорки, пытались украсить эти произведения устного народного творчества, рифмуя концы строк.

Благодаря рифме, стихи получаются складными. Рифма - когда слова заканчиваются одинаково. Например, кошка - ложка, шишка-мышка, ель-мель, роза-мимоза, буфет-табурет, сова-голова, речка-печка и т.д.  У этих слов похоже звучат последние слоги. Такие концы слов называются рифмами.

Рифма - созвучие концов стихотворных строк.

 

После этого дети находят рифму в стихотворениях «Ели» и «Ванечка - пастух»

 Ели

Ели на опушке-

До небес макушки - 

Слушаю, молчат,

Смотрят на внучат.

 

А внучата - елочки,

Тонкие иголочки - 

У лесных ворот

Водят хоровод. (Ирина Токмакова)

 

Ванечка - пастух

 

На лугу стоят овечки

Шерсть закручена в колечки,

И играет для овечек

На свирели человечек.

 

Это Ванечка, пастух!

У него хороший слух.

Он и волка ненавидит,

И ягненка не обидит,

Не обдит нипочем.

Быть Ванюше скрипачом! (Юнна Мориц)

 

 

Игра «Придумай рифму»

Воспитатель: Ребята, у меня в руках рифмованный мяч. Давайте поиграем в рифмованные слова.

Я задаю слово, кидаю мяч, а кто поймает подбирает рифму.

Друг (лук), ворона (корона), дело (смело), сарай (каравай), дом (гном), сон (звон), подушка (лягушка, плюшка, ватрушка, игрушка, подружка), дорожка (лукошко, картошка, обложка, окрошка), карандаш (ералаш, шалаш, гуашь, мираж, экипаж)…

 

Игра «Найди пару»

Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно на картинки перед вами и найдите слова, которые рифмуются между собой.

 

Воспитатель: Есть ещё игра для вас.

 

Я начну стихи сейчас

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте.

- Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

 

- Где обедал воробей?

- В зоопарке у … (зверей).

 

- А петух с колючим ёжиком

Режут сало острым… (ножиком).

 

- Не колючий, светло-синий,

По кустам развешен… (иней).

 

- Зимой, на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг – вспорхнуло яблоки.

Ведь это… (снегири).

 

Игра «Подскажи слово» по стихотворению Джона Чиарди.

Об удивительных птицах

 

На улице

Прохожего

Увидел я вчера.

 

Он ящик нёс,

На ящике

Написано: “Игра”.

 

Я два квартала

Шёл за ним

(Поверьте, я не вру).

И наконец

Спросил его:

— А как играть

В игру?

 

Он улыбнулся

Вежливо,

 

Потом мне отвечал:

— Уверен,

Что такой игры

Ещё ты не встречал.

Две птицы

Удивительных

Есть в ящике моём.

И если хочешь,

То с тобой

Сыграем мы вдвоём.

 

А чтобы мы

Могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих

Этих птиц

ПОХОЖИЕ ХВОСТЫ.

 

Поймать

Таких смешных пичуг —

Весьма нелёгкий труд.

Недаром люди

Умные

Их РИФМАМИ

Зовут.

 

...И вправду,

Птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали

Вытаскивать

Наверх

За словом слово.

 

Одна достала

Слово ГВОЗДЬ,

Другая сразу —

ГОСТЬ и ТРОСТЬ.

 

Одна достала

Слово ГРУСТЬ,

Другая фразу:

НУ И ПУСТЬ!

 

Одна достала

Слово СЛОН,

Другая —

ЗВОН и ТЕЛЕФОН.

— Теперь,

— Сказал мне человек,

— Пора и нам сыграть.

Я буду

Доставать слова,

Ты должен

РИФМОВАТЬ.

 

Достал он слово КОЧКА,

А я ответил:

БОЧКА,

И СТРОЧКА, и СОРОЧКА,

И сразу два ЛИСТОЧКА,

И на прощанье ТОЧКА.

 

...Мы с ним 

Играли целый час

Похожими словами.

 

Теперь

Мы покидаем вас,

И вы играйте сами.

 

 

Игра «Слово-рифма»

 

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа с мочалкой ... (мыли)

Каждый тут в лесу талант —

И певец, и ... (музыкант)

Без работы, хоть убей,

Жить не может ... (муравей)

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для ... (нас)

Кто один имеет рог? Отгадайте! ... (носорог)

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Вот и весь я - …(осьминог)

В реке большая драка: 

Поссорились два …(рака)

Слон шагает по дороге

Вот так хобот! Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный … (рост).

Если будешь ты все знать,

То получишь в школе … (пять).

 

Воспитатель благодарит детей за помощь. Предлагает детям самим дома сочинить стихи и рассказать их затем всем ребятам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rifma.pages_.zip206.46 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания «Учимся играть вместе» во 2 младшей группе (нетрадиционная форма)

Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения родителей с детьми в процессе игры. Дать понять родителям,...

Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме «Учимся играть вместе» во 2 младшей группе

Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения родителей с детьми в процессе игры. Дать понять роди...

Физкультурно-познавательный досуг, совместно с родителями, посвященный Дню Матери «Играем вместе с мамой» (младшая группа)

Цель:·         Создание положительного эмоционального настроя у детей и родителей;·         Популяризация ...

Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме "Учимся играть вместе" во 2 младшей группе

Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидак...

Картотека подвижных игр«Играем вместе» для детей средней группы

Картотека подвижных игр для детей средней группы....