Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ на тему: «В гостях у сказки».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Ковалева Екатерина Владимировна

 

В обычной детской сказке легко найти ТРИЗ задачи, которые мы можем обдумать вместе с ребенком. Это может быть не только хорошим подспорьем в воспитании любознательности: но и просто веселым времяпрепровождением. В какой-то момент ребята забывают “как было в сказке” — начинается момент творчества и поиска собственных идей. Работая с детьми данного возраста, моя основная цель – своевременно сформировать у них активную речь. Для достижения поставленной цели использую игровые методы и приемы ТРИЗ- технологии. Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь детей. Таким образом, методы и приемы ТРИЗ развивают все компоненты устной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию   с использованием ТРИЗ на тему: «В гостях у сказки».

В средней группе№3

                                        Подготовила воспитатель:

                                                

                                        Ковалева Е.В

2016 год

Актуальность темы.

 

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку

Новизна

В обычной детской сказке легко найти ТРИЗ задачи, которые мы можем обдумать вместе с ребенком. Это может быть не только хорошим подспорьем в воспитании любознательности: но и просто веселым времяпрепровождением. В какой-то момент ребята забывают “как было в сказке” — начинается момент творчества и поиска собственных идей. Работая с детьми данного возраста, моя основная цель – своевременно сформировать у них активную речь. Для достижения поставленной цели использую игровые методы и приемы ТРИЗ- технологии. Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь детей. Таким образом, методы и приемы ТРИЗ развивают все компоненты устной речи.

 Конспект НОД по развитию речи в средней группе

                   Тема: «В гостях у сказки»

Цель:

Углублять и расширять знания детей о сказках, развитие творческого воображения посредством работы над русскими народными сказками.

Социально-личностное развитие:

- воспитывать доброжелательное отношение  к  окружающим, желание оказывать помощь, проявлять заботу.  Приобщение к театрализованным играм.

Художественно-эстетическое развитие:

Создание положительного эмоционального состояния у детей во время музыкального сопровождения. Уметь выполнять музыкально-ритмические движения.

Познавательно-речевое развитие:

 Развивать умение строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Развивать грамматический строй речи. Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, подбирать слова с заданным звуком, развивать навыки словообразования. Находить звук в слове.  Уточнять и расширять словарный запас.  Умение разгадывать загадки; формировать фонематическое восприятие; упражнять в развитии чувства ритма; формировать интонационную выразительность речи.

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок;
  • Разгадывание сказочных загадок;

       Рассматривание иллюстраций к сказкам;

  • Показ кукольного театра;
  • Просмотр мультфильмов по сказкам;
  • Прослушивание аудио сказок;
  • Речевые игры с детьми.
  • Оборудование: Мультимедийное устройство,
  • презентация . Книга со сказками, конверт с письмом, корзина, рукавичка, колобок, маски, грецкие орехи, корзинка с яблоками.

I этап. Организационный
Воспитатель: Ребятки, поздоровайтесь с гостями. А теперь давайте покажем нашим гостям, как мы умеем приветствовать друг друга. Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь
1. Психогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).
Здравствуй - солнце золотое, 
Здравствуй – небо голубое, 
Здравствуй – легкий ветерок, 
Здравствуй – маленький дружок, 
Здравствуй – утро, 
Здравствуй – день, 
Нам здороваться не лень. 

 На полу лежит книга..

 Воспитатель: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги? Правильно, на книжной полке. Мы сейчас ее прочитаем и поставим на полку. воспитатель ее открывает - она пустая Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли. Здесь есть какое-то письмо:

«Сказка – это чудеса и волшебная страна.

В сказках много приключений,

много сказочных свершений.

Но  чтоб сказки вам найти,

нужно многое  пройти:

сложные задания,

 забавные свидания.

Эй, ребята, торопитесь,

 в сказках вы не заблудитесь!

И подпись: Ваши сказки».

Воспитатель: ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?

(Ответы детей)

Играет музыка « Там на неведомых дорожках» Слайд№1

А сейчас встанем  все в круг и  закроем  глаза

1,2,3, в сказку попади

Слайд№2

(Перед детьми на экране волшебные двери)

Воспитатель: Ребята, чтобы двери открылись, нужно отгадать загадку:

Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были

И кому они служили?

(Гуси лебеди и баба Яга) Слайд№3

Воспитатель  Очень хорошо. Двери  распахнулись  и теперь мы можем идти дальше. Слайд№4

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали в сказочную страну. Нас встречает сказочное солнышко
(на экране появляется слайд№5 с картинкой солнышко) 
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся. Оно поможет нам не заблудиться в этой стране.

(Воспитатель: Ребята, солнышко, по-моему хочет что то сказать? Пойду я послушаю. (воспитатель прикладывает ухо к экрану, имитируя разговор с солнышком) Оно говорит, что прислало нам волшебную корзинку. Где же она? Какая красивая корзинка. Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в корзинку). Здесь лежат вещи из сказок . Давайте вспомним эти сказки я вам загадаю загадки-подсказки.

 Задание «Угадай сказку» 

Воспитатель: Это кто? (Колобок) экране появляется слайд№6 с картинкой сказки «Колобок»)
- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- А что еще бывает такое же? (метод анализа).
(шар, мяч, яблоко, булка, конфета) 
- Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок) 
(Воспитатель: Дети, а это из какой сказки?в корзинке есть рукавичка. (на экране появляется слайд№7с картинкой сказки «Рукавичка»)
- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная).
- А из чего она сделана? ( из ниток, из ткани)
- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей) .
- Для чего нужна рукавичка (руки греть, взять горячее).
- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)

Как одним словом сказать-какие это животные? (Ответы детей)Давайте с вами превратимся в лесных жителей и поиграем.

Дети: «Повертелись,покружились,  в лесных жителей превратились.Слайд№8

Муз.Игра «Тень –тень , потетень»

Текст песни:

Выбирают восемь детей на роли Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох, Медведя и Козы. «Звери» становятся со всеми детьми в круг. 1-й куплет поют все и, взявшись за руки, двигаются по кругу вправо. Остальные куплеты дети поют стоя.

1. Тень-тень, по-те-тень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.

2. Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди догоняй-ка!»

3. Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Похвалялись блохи:
«И у нас неплохи!»

4. Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялася коза:
«Всем вам выколю глаза!»

Каждый «зверь» выходит на слова, в которых о нем поется, «свои» слова каждый герой поет сам, стараясь в движениях передать образ. Например, Лиса может изображать, как она любуется своим хвостом. Зайка — прыгает. Медведь ходит, тяжело переваливаясь с ноги на ногу. Коза идет, приставив к голове пальчики-«рожки». По окончании пения Козы все звери разбегаются, а она их ловит. Игра заканчивается, когда Коза поймает несколько зверей (два-три). При повторении игры на роли зверей выбираются другие дети.

Со зверюшками простимся и в ребят мы превратимся.

       Раз, два, три, четыре, пять – вот ребята мы опять!

Воспитатель: куда мы с вами пришли и кто это нас встречает?Слайд№9

Ответы детей

Воспитатель: Здравствуй, Лесовичёк.  Пропусти нас, пожалуйста. Мы путешествуем по сказочному лесу.

Лесовичёк: Я буду читать отрывки из сказок, а вы скажите название сказки:

  • «Не садись на пенек, не ешь пирожок!

           Неси бабушке, неси дедушке!  »

 слайд 10 (Маша и медведь) Молодцы, ребята.

  • «Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку»

слайд 11 (Репка)

  • «На столе стояли три миски с кашей. Большая миска была Михайла Потапыча, средняя – Настасьи Петровны, а самая маленькая – Мишуткина…»  

слайд12 (Три медведя)

 Шла лисичка по дорожке,

Нашла лисичка скалочку.

За скалочку взяла курочку,

За курочку взяла уточку!

  •  слайд 13 («Лисичка со скалочкой»)
  • «Прибежала лисичка к теремку, постучала и спрашивает, кто, кто в теремочке живет? »

слайд 14 (Теремок)

Лесовичёк  ( пропускает детей.): Молодцы, хорошо знаете сказки Слайд№15Дает орешки, и говорит, чтобы их мы передали белочке

Там вдали за ручейком

В старом дубе белки дом.

Белка песни собрала,

В гости нас к себе позвала.

Ручеек мы перейдем

В гости к белке попадем.Слайд№16

Воспитатель: нам нужно перебраться на другой берег, но как нам это сделать?

Ответы детей

Хорошо, я предлагаю построить мост из брёвен , но чтобы появилось брёвнышко  нужно хлопнуть, когда услышите слово со звуком  ц ,на экране появится бревнышко.

Слова: Цапля…цокает…ходит…цветок…растет…цветет…цирк…приехал…

цифра…пятерка…,заяц…,цыпленок…,стол…,огурец…,ребят…,молодцы.

Молодцы-вот и мы в гостях у белки Слайд№17

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Орешек»

Пальчиковая гимнастика «Белка» 

Сидит белка на тележке,
Продает свои орешки.
Птичке синичке – вот такой орех. (Показ указательным и большими пальцами маленького ореха.)
Лисичке сестричке – вот такой орех. ( Показ ореха большим и средним пальцем.)
Зайчику усатому – вот такой орех.( Развести пальцы показывая большой орех.)
А мишке косолапому – вот такой орех.(Соединить руки над головой.)
А вот эти орешки, Лесовичок припас для белочки.( Раздаются грецкие орехи.)
Пальчиковая игра с использованием грецкого ореха.
В руки я орех возьму
И немножко покручу,
Так, так и вот так 
Я орешек покручу, (Катание ореха в разных направления между пальцами.),
Я в ладошку положу,
Крепко я его сожму. ( Сжать орех в ладони.)
Не разбил орешек сам,
Белке я его отдам.( Показать орех на ладони.).

Белка: Спасибо ребята, а ещё я очень люблю ореховое варенье.

Воспитатель : Спасибо белочка. Мы отправляемся дальше.

Посмотрите , ребята –кого мы встретили?(Слайд№18-24)

Дети : яблоньку

Яблонька: Здравствуйте, ребята, помогите мне. Яблочки мои наливные собрать, а то ветки под их тяжестью ломаются. А на каждом яблочке интересное задание

(нужно продолжить фразу) 

 «Как выскочу, как…», «ловись рыбка …»

«Петушок, петушок…», «Я колобок, колобок..»,  «стоит в поле теремок …»

Яблонька: Спасибо вам ребята за помощь. Вот вам от меня гостинцы-яблочки румяные-угощайтесь!!

    Воспитатель: Спасибо! До свидания,  яблонька ,  нам пора . А вот и Солнышко опять появилось,

 оно говорит ,что нам нужно возвращаться в детский сад(Слайд№25)

 - Молодцы, ребята, вы хорошо знаете сказки. (открывает книгу) Посмотрите, сказки к нам вернулись!  Слайд№26

1,2,3,4,5 - вот  и в садике  опять.

Открываем  глазки.

Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Что  вам показалось   трудным?  А что больше всего понравилось в мире сказок?

Ответы детей

Воспитатель: Я хочу поблагодарить вас за доброту, сообразительность и желание прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

До свидания!

В мире много сказок

 Грустных и смешных.

И прожить на свете                                 

Нам нельзя без них.                                

 Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть Добро навеки

 Побеждает зло. 


                   
В. Шаинский

Литература:
Под редакцией М.И.Маханева, М. Давыдова «Театрализованная деятельность в детском саду» Москва 2001год.
О.М. Дьяченко и Е.А Агаевой «Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет «Чего на свете не бывает».

Интернет-ресурсы:

http://www.moi-detsad.ru/zanatia/

http://www.maam.ru/detskijsad/nod-v-starshei-grupe

http://muzofon.com

http://images.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непрерывно образовательной деятельности в областях «Физическое развитие» и «Речевое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «В гости к осени пойдём!» (старшая логопедическая группа).

Разработанный мною конспект интегрированной непрерывно образовательной  деятельности в областях  «Физическое развитие» и «Речевое развитие» предназначен для работы с детьми старшего до...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Красная Шапочка»

Представленный  конспект НОД предлагается использовать в работе с детьми старшей  группы детского сада общеразвивающего вида в рамках лексической темы «Лес. Грибы. Ягоды »....

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ в средней группе на тему: «В гостях у сказки».

Конспект Непосрественной образовательной деятельности по развитию речи с использованием ТРИЗ технологий в среденей группе "В гостях у сказки"Цель:Углублять и расширять знания детей о сказках...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ на тему: «В гостях у сказки».

Конспект НОД по развитию речи в средней группе                   Тема: «В гостях у сказки»...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ на тему: «В гостях у сказки». В средней группе

Цель: Углублять и расширять знания детей о сказках, развитие творческого воображения посредством работы над русскими народными сказками....

Конспект занятия по речевому развитию (с использованием ТРИЗ- технологий) На тему: «Путешествие по сказкам»

Образовательная программа: МДОУ «Детский сад №72»Цель: создать условия для закрепления знаний детьми сказок и их названий.Задачи:• формировать умение называть героев сказок по ил...