Открытое занятие по русско-народным традициям "В гостях у тетушки Катерины"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Данное занятие проводилось в старшей группе. Дети знакомились с традициями и обычаями русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_imeniny_ispravlkennyy.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

В гостях у тетушки Катерины.

Интегрированное занятие в старшей группе

Цель. Расширять представление о русских народных семейных обычаях.

Задачи:  Обогащать словарный запас  ( именины, колыбель, лапти, чугунок, сундук, старинный, деревянный, расписной, узорчатый и др.).

Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику рук.

Формировать интерес к народному творчеству. Учить мастерить ангела из бумаги.

Материал и оборудование. Сундук с косынками и кушаками. Костюм Тётушки Арины. Пироги, каравай с изюмом и капустой, материал для аппликации, аудиозапись с музыкой.

Предварительная работа. Беседы «Я и моё имя», «Предметы русской старины». Посещение мини-музея «Русская изба», рассматривание ангелочков. Чтение русских народных сказок, былин, слушание песен, проведение игр.

Ход занятия:

Дети входят в мини-музей «Русская изба». Их встречает Тётушка Арина (взрослый в костюме).

Тётушка

Арина

Здравствуйте, гости дорогие

Ой, вы гости дорогие, 
Ой, народ вы мой честной, 
Приглашаю вас в мой терем, 
Терем светлый, расписной!
Здесь, во тереме прекрасном, 
Я хвалиться не хочу,

  Побываешь не напрасно, 
Мастерству вас научу. 
Вы рассаживайтесь чинно, 
Приготовьтесь, будет толк,
Вас порадует ребята, 
Мой волшебный сундучок. 

                 (Звучит магнитофонная запись).

У тетушки Арины

Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)

Там заперт на ключ…(показываю ключ)

Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец…(звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

Я вас ждала и наряды припасла.

(Девочки достают из сундука и повязывают косынки, мальчики - кушаки.) Теперь вы стали добрыми молодцами да красными девицами. Покажитесь-ка.

А я тётушка Арина приглашаю вас не стесняйтесь  

поудобнее располагайтесь. Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.

(Указывает на самовар.) Это что?

Дети.

Самовар. В нём кипятили воду.

Тётушка Арина

Сверху пар, снизу жар - шипит русский самовар.

(Показывает чугунок.) А это что?

Дети.

Чугунок. В нём варили еду.

Тётушка Арина

В чугуне щи варили, кашу томили, молоко

топили.

(Показывает лапти.) А это что, детушки?

Дети.

Лапти. Их надевали на ноги.

Тётушка Арина

Лапти, лапти, лапоточки, из лыка да бересты плетет, лёгкие да просторные. На онучи их надевали, оборами подвязывали.

(Звучит аудиозапись плача ребёнка.) 

Кто тут плачет, слёзы льёт? (Достаёт из колыбели куклу.)

Да это малец-удалец. Сегодня родился да вдруг рассердился. Возьмём его на руки, он и успокоится.

              Ребёнок качает куклу. Плач стихает.

Тётушка Арина

Дети

Тётушка Арина

С давних времён так повелось: когда ребёнок рождается, его именем нарекают. Давайте выберем этому младенцу имя, да не модное заграничное, а старинное русское. Какие вы знаете старинные имена?

(Дети называют имена.)

Имена не нужно придумывать -  издавна их хранит церковная книга – месяцеслов, святцы (показывает её). Раньше в старину  ребёнка на 8-ой день после его рождения крестили в храме. (кого из вас крестили?)   Имя давали в честь святого.

 (Выбирает 3 имени по святцам.)

Дети выбирают для ребёнка имя Егорушка.

Тётушка Арина

     

Человек растет, и имя его растёт. Пока он кроха, его все будут называть ласково Егорушкой. Подрастет малыш, станут Егором звать.  Давайте с вами познакомимся, а для этого мы поиграем в интересную игру

она называется « Шляпное знакомство»

Дети

(поочерёдно называют себя)  Я красна девица Ирина. Я добрый молодец Саша...

Игра «Шляпное знакомство»

Дети под музыку передают шляпу под музыку друг другу, как только музыка остановилась, у кого шляпа - называет своё имя,  говорит, что оно означает в переводе с другого языка:

Кирилл - « господин»

Кира – «госпожа»

Милана - «милая»

Полина - «Солнечная»

Маргарита - «Жемчужина»

Екатерина - «непорочная» чистая»

Артём – «невредимый»

Владимир  – «владеющий миром»

Александр – «защитник»

Марк — «молоток»

Максим - «величайший»

Платон — «широкоплечий» 

Анастасия – «воскресение, возвращение к жизни»

   В старину говорили, что имя это не пустой звук. И я надеюсь, ребята, что доброе имя, которое вы носите, поможет и вам стать сильными, красивыми и умными. «Я сейчас давайте ещё раз заглянем в Святцы и посмотрим у кого именины в январе:  Полина…….. Посмотрите какая у нас именинница! А хотите узнать как праздновали именины на Руси?  В день именин мать пекла пирожки и их разносили  тем, кого хотели пригласить в гости к имениннику. (А вы как     приглашаете к себе гостей? ответы).

(Полина разносит пирожки)

Тётушка

Арина

Ну-ка в круг большой вставайте,

Громче, музыка, играй!

Для друзей своих сегодня

Испечем мы каравай!

Хоровод «Каравай»

Пожелайте Полине что-нибудь хорошее, доброе.

Никогда не болей, будь здоров.

Расти сильным, крепким да удалым.

Слушай отца-батюшку да родную матушку.

Тётушка

Арина

Будь добр, и пусть тебе встречаются добрые люди.

      Живи-поживай да добра наживай.

 Ой, каравай то уже в печи готов. Видно вкусный каравай? Мы его обязательно попозже попробуем.   Знаете, ребята, а в старину на именины пекли не один каравай. Как вы думаете сколько?

Дети               (ответы детей )

Тётушка

Арина

  Оказывается, раньше на именины пекли два пирога, один был с капустой, а другой с изюмом. И тот, который с изюмом разламывали над головой именинника, а чем больше изюма высыпается на него, тем счастливее будет у него год и богаче.

  Давайте и мы так же сделаем над нашей именинницей.

(разламывают пирог над головой)

Тётушка

Арина 

  Ребята, когда ребенку при крещении дают имя, бог дает ему ангела-хранителя. Святые, имена которых мы носим, называются нашими ангелами-хранителями, а день именин – день ангела.  Ангел охраняет нас, заступается за нас.

 Я сделала вот такого ангелочка. Вы хотите сделать такого же?

Дети               (ответы детей )

Тётушка

Арина 

  Предлагаю смастерить  каждому из вас своего ангела.

Аппликация ангела из заготовок.

Вот и славно! Настало время нам прощаться, вам в группу возвращаться. А наряды в сундук сложим.

Понравилось вам у меня в русской ? Что нового в гостях узнали

Дети               (ответы детей )

Тётушка

Арина 

Спасибо за работу вашу и за старание. До скорого  свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое открытое занятие: «Калейдоскоп русских народных сказок»

Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев) - Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диал...

Знакомим с русской народной культурой "В гостях у городецких мастеров", конспект занятия в старшей группе

Программное содержание: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, развивать творческие способности детей, стремление подражать народным мастерам; продолжать знакомить с произведениями народ...

Открытое занятие "Изготовление русской- народной куклы"

Открытое занятие в младшей группе на тему: "Изготовление русской - народной куклы".Конспект открытого  занятия «Изготовление народной куклы»Участники: дети младшего воз...

Открытое мероприятие по русским народным сказкам «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о русских народных сказках.Программное содержание:1. Обобщить знания о сказках, развивать умение узнавать сказки и их героев.2. Учить детей по иллюстрац...

конспект открытого занятия по русской народной сказке "Теремок"

Способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия и состояния персонажей....

Конспект открытого интегрированного занятия "Театрализация русской народной сказки "Теремок"

На занятии была поставлена цель способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей,...