Звуковая культура речи.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Уютнова Валентина Петровна

В статье  описаны методы работы по звуковой культуры речи с детьми подготовительной группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_z.k.r.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по звуковой культуре речи в подготовительной группе.

Составила

Воспитатель

В.П. Уютнова

 1 СЛАЙД  (Тема)

      В современном обществе, развитие речи детей, стало одной из важных проблем, а одним из самых проблемных направлений – развитие звуковой культуры речи. Все большее количество детей идет в детский сад со звуковыми нарушениями.

       Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.

Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

2 СЛАЙД (Задачи)
Задачами по формированию звуковой культуры речи детей подготовительной группы являются:

  1. Совершенствовать умение различать на слух в произношении все звуки родного языка.
  2. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
  3. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
  4. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

       Для решения поставленных задач,  особую важность представляет, наличие полноценной окружающей речевой среды, как неотъемлемое  условие своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

   3 СЛАЙД (РППР)

     В нашей группе создана богатая РППС.  Материал на развитие звуковой культуры речи делится на 3 раздела:

1. Комплексы игр и упражнений на развитие дыхания.

2. Картотеки пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

3. Дидактические игры на развитие фонематического слуха.  

4 СЛАЙД (Дидактические игры).

       5 СЛАЙД (Занятия по развитию речи).

 Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются занятия. В книге «Развитие речи в подготовительной группе » В.В. Гербова предлагает проводить работу по звукам, как часть занятия. Один раз в месяц проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Из этой книги мы берем игры и упражнения на занятии, такие как:  «Найди звук «И» ( ведущий читает считалочку, а игроки подсчитывают сколько раз в тексте звучит звук «И»); «Придумай слова с заданным звуком»; «Я вам – вы мне» (ведущий часть звуков в слове, следующую продолжает игрок)  и др.

      6 СЛАЙД (Занятия по ознакомлению с художественной литературой).

На занятиях по «Ознакомлению с художественной литературой» развиваем речевой слух дошкольников, при чтения сказок, рассказов, стихотворений обращает их внимание на то, как они используют выразительные средства: в каких случаях повышают или понижают громкость голоса, читают текст быстро или медленно, как читают стихотворение (торжественно, радостно и т.д.). 

          Дети с удовольствием выполняют задания воспитателя: пересказывают сказку, сопровождая изложение сюжета с помощью драматизации, стремятся воспроизвести в речи, мимике характерные особенности изображаемых персонажей, передать свое отношение к ним.

    7 СЛАЙД (Занятия по грамоте).

       На занятиях по грамоте учим детей:  проводить звуковой анализ слов;  различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; различать ударные и безударные звуки; делить двухсложные и трёхсложные слова на слоги; находить и называть каждую часть слова; определять последовательное звучание слогов в слове.

        Отрабатываем дикцию, учим: отчётливо и внятно произносить слова; составлять предложения, членить на слова с указанием их последовательности. Используем игры: «Поймай звук в ладошку»; «Назови 1-й звук»; «Цепочка слов»; «Придумай слово на звук…»; «Назови братца»; «Какой звук гласный?» и др.

Игра «Узнай по звукам»: сейчас  я буду произносить слово  по звукам, внимательно послушай звуки, соедини  их, назови слово, которое получилось.

Д-о-м, п-а-р-к, к-о-ш-к-а.

Игра «Назови звук»: внимательно послушай слова и назови последний  звук в каждом слове.  Улыбка, ковёр, магазин, щенок, трубы, стакан, куст.

Игра «Назови звук»: сейчас  я назову тебе несколько слов, внимательно послушай слова и определи, какой звук встречается в каждом из них.

Миска, коса, лиса.

Мыши, камыш, кушетка. 

Инструкция: внимательно послушай слова, когда услышишь слово со звуком С, подними руку (хлопни в ладоши).

На занятии по грамоте используем игры на дифференцирование звуков.

Например:

Детям раздаем по одной картинки, а они должны найти пару и сказать чем отличаются слова. Коза-коса. (В слове коза слышится звук  З, в слове коза С). Майка-зайка (М-З). и т.д.

           На занятиях используем и такой специфичный прием — образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний (игровая ситуация ) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала.

Например:

- Я называю слово, если в этом слове первый звук гласный, вы приседаете, если твердый согласны – стоите солдатиком, если мягкий согласный поднимаете руки вверх.

- Если я называю слово с одним слогом, то вы подпрыгиваете один раз, если в слове два слога, то два раза и так далее.

С детьми, у которых есть проблемы произношением, проводим индивидуальную работу. Вся эта работа делится на этапы:

1. Постановка дыхания;

2. Установление артикуляций от дельных звуков речи;

3. Усвоение ритма слова.

8 СЛАЙД (Дыхательная гимнастика).

1. Для постановки и укрепления речевого дыхания детей используем игры на поддувание: дети дуют на «листочки», сдувают с руки «снежинки», дуют на «горячий чай», «кашу», как «ветерок дует в окошко». Учит произносить фразы, составляющие из трех-пяти слов, без дополнительных пауз, на одном выдохе  (например, «Щенки щиплют щетку», «Кошка бежит за мышкой», «Саня катает Соню на санках»).

9 СЛАЙД (Артикуляционная и пальчиковая гимнастика).

2. Для формирования правильных артикуляционных движений выработаны специальные упражнения. Вначале показываем ребенку перед зеркалом правильную артикуляцию, затем ребенок повторяет это при помощи педагога или самостоятельно. Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Следует использовать также попеременное выполнение упражнений.                                                                                           Звуки преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок. В этих сказках полость рта называется домиком для языка, кончик языка – хвостиком, твердое нёбо – потолком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемая струя при артикуляции звука – ветерок.

   При выработке дикции педагог следит за правильностью и четкостью произнесения слов и,  кроме того, широко использует специальный материал: чистоговорки, в которых имеются сложные по звукослоговой структуре слова.

  У Кондрата куртка коротковата.

  После росы росли розы.

  На дворе – трава, на траве – дрова.

  Мама, нас ты не ищи,

  Щиплем щавель мы на щи.

  Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

  Милу мама мыла мылом.

  Кот молоко лакал,

  А Витя булку в молоко макал.

  Вёз корабль карамель

  Наскочил корабль на мель.

  И матросы три недели

  Карамель на мели ели.

 3.Формирование правильного звукопроизношения,  мы знакомим  детей со звуковой стороной слова. Здесь целесообразно использовать игровые приемы. Они помогают ребенку услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки. Четкое произнесение воспитателем слова является образцом для подражания. Проговаривая слово и вслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением.

        Сначала закрепляется произношение каждого звука в изолированном положении, затем в отдельных словах, фразах, в связной речи. При обработке звука в словах успешных результатов помогает достичь прием усиленного выделения его голосом, а в связной речи – использование специального речевого материала (чистоговорки, потешки, считалки, короткие стихотворения.)

4. Для усвоения ритма слова используется прием деления слов на слоги с помощью хлопков, с помощью руки и подбородка (опускание подбородка на гласные звуки) с использованием зеркала, отстукивание с использованием игрушек-погремушек (ма-ши-на, кук-ла, ка-ран-даш).   

10 СЛАЙД (Работа по звуковой культуры речи в свободной деятельности).

Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми.  Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании. В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей родного языка.

Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействие и взаимообщение между детьми. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Среди задач ведущими являются формирование навыков правильного произношения и выработка хорошей дикции.

  11 СЛАЙД  (Работа с родителями).    

Работа с родителями.

      Работа по воспитанию звуковой культуры речи должна проводиться не только в детском саду, но и дома. Мы активно привлекаем родителей к воспитанию у детей чистой и правильной речи, особое внимание, обращая на тех из них, которые имеют отставание в овладении звуковой стороной речи.

       Для вовлечение родителей в образовательный процесс, провели семинары-практикумы: «Звуковая культура речи», «Развитие фонематического слуха у детей». Были показаны 2 открытых занятия по грамоте.

     12 СЛАЙД (Консультации).  Подготовлены и проведены консультации: «Звуковая культура речи», «Будем говорить правильно», «Развиваем устную речь ребенка», «Веселая грамматика» и др.

   Систематическая работа над звукопроизношением в нашей группе помогает нашим детям еще до поступления в школу, в совершенстве овладевать фонематической стороной речи.

 

        

 

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...